Развития личности ребенка в образовательном процессе в доу
«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
В дошкольном возрасте проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения. Основными функциями общения являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
общение – необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.
Дошкольный возраст описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Группа детского сада – это первичное социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей на пороге школы складывается новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость.
Использование личностно-ориентированной технологии «Детский сад- открытая система» – это один из приемов работы нашего дошкольного учреждения, направленный на создание ситуации успеха и комфортности детей в дошкольном учреждении, способствующий развитию всесторонне развитой личности, реализации природных потенциалов детей, их индивидуальных желаний и возможностей. Работа педагогов в данном направлении способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Технологию «Детский сад – открытая система» можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый – лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.
Одна из важных задач – научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Каждый четверг в течение 30 минут – время свободного перемещения детей по детскому саду. В работе в данном направлении принимают участие все сотрудники детского сада. Разработаны функциональные обязанности сотрудников на эти часы.
Младшие воспитатели отвечают за безопасность детей при их перемещениях.
Воспитатели в каждой группе знакомят детей с планом предлагаемых им занятий, после чего дети выбирают себе занятия по интересам.
Целью проведения работы по технологии « Детский сад-открытая система» является создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного процесса; развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия .
Задачи:
- Развитие активности, инициативности, самостоятельности, умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умения работать в группе.;
- Ознакомление с трудом взрослых;
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя;
- Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализации его природных потенциалов.
Воспитатели и специалисты встречают «гостей» интересными играми, упражнениями в соответствии с запланированными в начале года видами деятельности: продуктивные виды деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество»; музыкально-ритмические игры и композиции в рамках образовательных областей « Музыка» и «Физическая культура», развивающие игры и головоломки и другие. Работа в данном направлении строится с учетом принципа интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и т.д.)
Также дети могут посетить кабинет секретаря руководителя: понаблюдать за его работой: ведь информационно-коммуникационные технологии всегда вызывают живой интерес у детей.
Старшая медицинская сестра ответит на интересующие детей вопросы, покажет медицинское оборудование и расскажет о его назначении.
Желающие могут посетить кухню и кабинет заведующего хозяйством, где специалисты с удовольствием встретят детей и расскажут о своей работе.
В результате такой систематической работы у детей развиваются навыки полноценного межличностного общения, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия; дети знакомятся с трудом взрослых.
Источник
Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде
Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.
На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.
Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.
Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.
Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда – это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.
Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.
Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.
Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.
Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.
Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.
Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.
В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.
По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.
Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.
Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.
Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. – М., 2015.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.
5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тихова Елена Петровна – воспитатель, МАДОУ «Детский сад №196», г. Барнаул, Алтайский край.
Полноценное формирование личности ребёнка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.
Личность закладывается в детстве. Возраст от трёх до семи лет является первоначально становлением личности ребёнка.
Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала – человек, затем – индивидуальность, а уж потом – иерархия побудителей мотивов (1).
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребёнка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.
Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение о осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребёнка.
Личность сегодня:
– специфически индивидуальная;
– с высокими коммуникативными способностями;
– готовая к включению в разнообразные виды деятельности;
– умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;
-способная не стандартно и творчески мыслить.
На формирование личности ребёнка влияют следующие факторы:
– воспитание (нравственное);
– среда (социализация);
– наследственность.
Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества (3).
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребёнок сам принимает решение «Я сам(а)» (1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.
В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствуюших им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:
– адаптация к миру людей;
-усвоение и присвоение опыта общественных отношений;
– формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.
Социализация – это процесс формирования человека, посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации (2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие всё окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду и т. д.
Для успешной социализации необходимо действие трёх факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трём различным стадиям:
- Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
- Игровая стадия, когда дети осознают поведение, как исполнение роли.
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждёт целая группа людей.
Многие психологи и социологи подчёркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей, формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
И последний фактор, влияющий на формирование личности ребёнка – это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребёнком, от родителей при рождении (2). Она предполагает формирование определённых способностей, к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребёнка. Согласно данным физиологии и психологии, врождёнными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребёнка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одарённостью или талантом.
Итак, можно сделать вывод: формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов Л.Г. Личность как предмет психологического анализа, – М., 1988, – 124с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, – М., 1997, – 352с.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1999. – 256с.
Источник