Развития эмоционального мира ребенка с саду

Научная статья на тему:

«Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции – особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоции возможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет.

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании – уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста, такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Список литературы.

1.Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т. А .Психология: Практ

2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 1991.

3.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.-160с.

4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.

5.Изард К.Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».

6. Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.-48с.

7.Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.

8. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Читайте также:  Общения в развитии ребенка с ограниченными возможностями

центр развития ребенка – детский сад № 21 первой категории

144988, Московская обл., г.Железнодорожный, мкр.Павлино, д.20, тел. 8 (495) 522-05-13

: semiczvetik21@mail.ru Сайт: https://2915.maaam.ru

«Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

( Представление педагогического опыта)

Воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с – № 21

Полховская Н.А.

г. Железнодорожный, 2016г.

Свое выступление я хочу начать со слов об эмоциях. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Поэтому девиз мой звучит так: « Мы на свет родились, чтобы радость дарить!».

Я хочу поделиться с Вами опытом работы по теме «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». Работая в дошкольном образовательном учреждении уже 3 год, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем, с которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги – это нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные трудности в общении с окружающими.

Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка. Отсюда мы видим и актуальность данной темы.

В своей работе я поставила такую цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и познание окружающего мира.

Задачи я поставила перед собой такие:

  • обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»;
  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
  • формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
  • формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний;
  • выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.

Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в качестве одних из важных задач воспитания должны рассматриваться формирование:

– «умных» эмоций,

-коррекция недостатков эмоциональной сферы.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для этого я использовала следующие методические средства:

-ролевые игры;

-психогимнастические игры;

-коммуникативные игры.

Своей находкой считаю реквизиты для игр, которые изготовила сама и с помощью родителей «коврики злости и радости», «уголок настроения», «подушка для битья» и др., которые использовала на своих занятиях. (остановиться на одном реквизите подробнее).

Надо отметить, что в психологии существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной является классификация К. Изарда, в основу которой положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе. А также в своей работе я использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали и т.д. Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений:

-коммуникативные упражнения;

-игры-драматизации;

– дидактические игры;

– пальчиковую гимнастику.

Эти упражнения способствовали развитию основ произвольности психической регуляции у детей, помогали решать следующие задачи:

-фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;

-повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.

Использование данных методик способствовало формированию и развитию положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.

Для выявления результатов работы над данной темой я провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, например, Л.П.Стрелкова предлагала выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние используя наблюдение, эксперимент и проектировочные рисуночные тесты. Мы же использовали методику Люшера.

Суть первого исследования состоит в том, что ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).

Анализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса детей испытывали трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики заданные виды эмоций.

На конец учебного года значительно возросло количество детей, которые без особого затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики заданные им виды эмоций.

Можно сделать следующий вывод: результат исследования подтверждает результативность проводимых мною мероприятий направленных на формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний;

Суть второго исследования заключалась в том, чтобы изучить восприятие детьми графического изображения эмоций.

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, которые без затруднения определяли графические изображения эмоций.

Делаем вывод: полученные результаты исследования подтвердили эффективность проводимых мною занятий с детьми, направленных на опознание эмоций с помощью графических изображений.

Результаты психодиагностического исследования эмоционального фона детей, проведенного по цветовому тесту М. Люшера. Исследование проводилось два раза в год и анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, у которых преобладает положительный (72%) и нормальный (22%) эмоциональный фон. Количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года снизилось.

Вывод: эти результаты исследования подтверждают результативность проводимых мною мероприятий.

Читайте также:  У ребенка отсталое развитие

Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и заключалась моя работа. Считаю, что мой опыт работы помог мне изучить эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении.

Нужно отметить также, что главной составляющей в своей работе считаю работу с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может дать хорошие результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально – эмоционального развития детей.

Свою работу с родителями строю по следующим правилам:

-родители активные участники всех групповых и общегрупповых мероприятий;

  • родители активные участники всех родительских собраний;
  • родители активные помощники воспитателя во всех

мероприятиях.

В перспективе работы по данной теме считаю нужным продолжить работу с родителями, а точнее разработать программу, т.к. именно они являются помощниками и союзниками в работе воспитателя.

Опытом работы по данной теме я уже делилась со своими коллегами, с родителями на родительских собраниях. Считаю, что данный опыт работы будет полезен в связи с актуальностью данной темы.

Источник

ПРОЕКТ

Тема:

«Особенности развития эмоционального мира дошкольников»

Раннее и дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Эмоции являются одной из самых важных составляющих в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Для того, что бы понять особенности развития эмоционального мира дошкольников, необходимо рассмотреть, что представляют собой эмоции.

С психологической точки зрения, эмоции (от лат. emovezo – возбуждать, волновать) – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.), подчеркивающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для жизнедеятельности.

Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

К основным видам эмоций относят: настроения, аффекты, чувства, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процесса и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Настроение – это самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным и т.д.

Аффект – это интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом.

Стресс – состояние психического напряжения.

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Рассмотрим, особенности развития эмоционального мира дошкольников:

1) развиваются социальные эмоции, что происходит из-за воздействия общественных мотивов и под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

2) развивается эмоциональное предвосхищение, когда ребенок переживает по поводу возможных результатов своей деятельности, предвидит реакцию других людей на его поступки.

Например, младшие дошкольники уже могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, так ребенок под руководством воспитателя делает бабочек, что бы подарить их маме и порадовать ее. Старшие дошкольники могут выполнять какую-либо работу, для других людей, по собственной инициативе, они уже осознают, что их действия могут принести пользу. Так ребенок может убирать игрушки и вещи, что бы помочь родителям. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

3) происходит переход от базовых эмоции к более сложным. Дети радуются, грустят, ревнуют, сердятся и т.д. Например, несмотря на то, что ребенок с чувством нежности относится к близким, у него может вспыхнуть ревность к своему брату или сестре, если им больше уделяют внимания.

4) происходит освоение высших форм экспрессии, когда дети начинают выражать свои чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики, жестов, что помогает понять им переживания другого человека.

5) речь становить эмоционально насыщенной, состояние ребенка сопровождается словами: «Я обижен», «Я страдаю».

6) развивается эмпатия, что выражается в способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

7) эмоции носят аффективный характер, то есть вспыхивают быстро, протекают ярко, но так же быстро гаснут. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту – слезы.

Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.

8) эмоции зависят от взаимоотношения со взрослыми. Дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Вот почему они способны пережить множество разных чувств за необычайно короткий промежуток времени.

9) развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения. Ребенок начинает отделять себя от других людей, начинает претендовать на то, чтобы его уважали, обращали на него внимания, прислушивались к нему. Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

Читайте также:  Развитие ребенка в возрасте 5лет

10) развивается познавательный мотив. В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос «Почему?», и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру.

11) развиваются нравственные чувства. Дети начинают понимать и осознавать что хорошо, а что плохо, у них проявляется симпатия, сочувствия.

12) плохо сдерживают эмоции по поводу органических потребностей. Если ребенок голоден, хочет пить или устал, действует импульсивно.

13) развивается идентификация, когда ребенок уподобляет себя любимому персонажу сказки, мультфильма или рассказа. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же сказку, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких.

14) возникает чувство долга:

В 3 года ребенок еще подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла. В этот период идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками.

В 4-5 лет дети уже понимают смысл требований, возникает чувства долга по отношению к своим и чужим поступкам.

В 5-6 лет возникает чувство долга по отношению ко взрослым и сверстникам.

В 6-7 лет дети осознают необходимость и обязательность правил общественного поведения. Нарушение правил, недостойны поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

15) развивается чувство товарищества и дружбы:

В 3-5 лет дети дружат поочередно со многими детьми.

В5-7 лет помимо дружбы со всеми, появляется парная дружба.

16) развиваются эстетические чувства

В 3-4 года для дошкольника красивое все, что яркое, нарядное, блестящее.

В5-7 лет ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца.

17) обнаруживается и развивается чувство комического.

Так дети 3-4 лет смеются над падением медведя в мультике, над проявлением страха у лисы.

Дети 5-7 лет обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного козлятами, над наивным Иваном – дурачком.

18) проявляется склонность к приписыванию человеческих действий и переживаний предметам. Дети могут сочувствовать и жалеть сломанный цветочек, гневаться на снег или дождь, что не дает пойти погулять.

19) изменяются внешние проявления чувств.

В 3-4 года появляются первые попытки сдерживать свои чувства, хотя ему в этом возрасте это еще плохо удается.

В 5-6 лет дошкольники уже могут сдержать слезы, скрыть страх и гнев.

20) к концу дошкольного возраста формируется самосознание.

К 5-6 годам у детей появляется самооценка на основе чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

Оценивая свои умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Исходя из выше сказанного, необходимо выделить условия, от которых зависит развитие эмоций у дошкольников:

– Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

– При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки, рисования). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая.

– Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями. Например, в сюжетно – ролевой игре, в ходе которой дети могут понять другого человека, понять его настроение и чувства.

– В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Дошкольный возраст – это «период первоначального склада личности» (А.Н.Леонтьев) и особенности эмоционального мира в дошкольном возрасте заключается в том, что:

1) Дети осваивают социальные формы выражения чувств.

2) Изменяется роль эмоций в действиях детей, развивается эмоциональное предвосхищение.

3) Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

4) Формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом.

5) Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

6) Происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Для развития эмоциональной сферы дошкольников требуются специально разработанные принципы, методы и формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого речевого материала.

Задачи воспитателей – обеспечить разностороннее развитие детей. Все обучение осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной), в различном их сочетании, в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Перед воспитателями стоят задачи способствовать обогащению общего развития детей и их подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

2. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 – 583 с

3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников. – М., 2009.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М., 1960.

Источник