Развития движения ребенка первого года жизни

Развития движения ребенка первого года жизни thumbnail

Первый год – это самый ответственный год в жизни человека. Именно в этот период, по данным физиологов (И. А. Аршавский, Б. М. Громбах и др.), закладываются основы здоровья, формируются первые двигательные умения, которые не только являются важным по­казателем физического и психического развития ребенка, но и состав­ляют тот фундамент, на котором будут формироваться более сложные движения в последующие возрастные периоды (Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская и др.). Доказано, что развитие движений опреде­ляется генетическими, наследственно закрепленными факторами, со­зреванием нервной системы, однако реализация этих факторов возмож­на только при определенных условиях, при непосредственном участии взрослого. Именно взрослый должен активно содействовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, со­здают условия для ее проявления. М. Ю. Кистяковская отмечала, что путем воспитательных воздействий можно обеспечить своевременное развитие движений даже у физически ослабленных детей. Учеными было доказано, что взрослый может влиять на последовательность воз­никновения движений у детей, что имеет чрезвычайно важное значение на первом году жизни ребенка.

Какие же движения и в какой последовательности надо развивать у детей в этот период и какие для этого создавать условия?

В первые 3 месяца необходимо содействовать своевременному уме­нию ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на жи­воте и находясь на руках у взрослого. Это умение является очень важ­ным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночни­ка, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга. Без умения удерживать голову в вертикальном по­ложении невозможно формирование последующих более сложных дви­жений.

К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В этот же период у ребенка возникает комплекс оживления при усло­вии эмоционального общения с ним взрослого (улыбка, ласковый раз­говор, показ игрушек и т. п.). С момента его появления ребенок почти в течение всего времени бодрствования находится в движении и в ра­достном состоянии (активно двигает ручками, ножками, улыбается), что способствует развитию всей мускулатуры, повышению общего уровня жизнедеятельности, психическому развитию.

Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног, предварительно посо­ветовавшись с врачом. Если трехмесячного ребенка поддерживать под мышки, то он хорошо опирается на твердую поверхность, выпрямляя ноги в коленях. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, вставать самостоятельно и т. д.

В период с 3 до 6 месяцев важно развивать движения рук. Это возмож­но только при хорошо развитой зрительно-двигательной координации, т. е. умении фиксировать взглядом предмет, сосредоточиваться на нем, выпрямлять руки и направлять их в сторону предмета. В этот пе­риод ребенок учится брать поднесенную игрушку, находящуюся над его грудью (3,5-4 месяца); брать игрушку, находящуюся сбоку (4,5-5 ме­сяцев); брать в каждую руку по игрушке (5-5,5 месяцев) и удерживать.

Своевременное развитие рук имеет большое значение. Появление многих сложных движений (вставать с опорой, садиться с опорой, хо­дить с опорой) возможно только при помощи рук.

У детей, умеющих взять, удержать игрушку, развиваются предмет­ные действия. Лежа на спине, ребенок размахивает игрушкой, перекла­дывает ее из руки в руку, рассматривает, извлекает звук, потряхивая погремушкой, и т. п. Таким образом он познает окружающий мир, свойства предметов. У него развивается психика. Ребенок, умеющий действовать с игрушкой, подолгу с ней занимается, и бодрствование его протекает активно.

Необходимо отметить, что своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положение тела в пространстве, а именно умения переворачиваться на бок, на жи­вот, с живота на спину. Это движения, подготовительные к ползанию. К концу данного периода кроха делает первые попытки ползать на животе.

Примерно в начале 4 месяца жизни у ребенка появляются первые движения присаживания. Малыш пытается приподняться, подтягивая голову и плечи к груди. В 4 месяца это движение настолько оформляет­ся, что если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживается. К 6 месяцам он может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Однако ровно сидеть малыш может только при поддержке взрослого и кратковременно. Взрослым надо по­мнить, что умение сидеть не только не содействует дальнейшему разви­тию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому. В тех случаях, когда умение сидеть развито у ребенка значительно луч­ше других двигательных умений, оно становится настолько доминирую­щим, что всякая попытка придать малышу другое положение встречает с его стороны бурный протест. «Сидун» – тип ребенка, особенно хоро­шо известный работникам закрытых детских учреждений. Длительное сидение негативно отражается на психическом и физическом состоя­нии ребенка, так как нередко ведет к искривлению позвоночника, сжа­тию грудной клетки, вялости мускулатуры и к общей апатичности ре­бенка. Поэтому, несмотря на то что умение сидеть имеет ряд положи­тельных моментов (сохранение сложного статического положения, полное высвобождение обеих рук), ни в коем случае не надо торопиться с формированием у малыша этого умения. Не надо сажать ребенка в подушки, за столики, в креслица и т. п. Окруженный подпорками, ре­бенок сохраняет сидячее положение совершенно пассивно, на его не­окрепший позвоночник ложится большая нагрузка. Находясь в такой позе, малыш не имеет возможности двигаться. Итак, готовить ребенка к акту сидения надо, а сажать прежде того, как ребенок сам научится садиться, нельзя.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка среднего дошкольного возраста в игре

Одним из важнейших движений в раннем возрасте является пол­зание.

Ползание активно развивается в период с 6 до 9 месяцев. Почему важно, чтобы ребенок ползал? Многие родители даже гордятся тем, что их ребенок, не ползая, сразу начал ходить. Надо помнить, что это вред-

но для малыша. Ползание – это активное динамичное движение, кото­рое способствует развитию всех систем организма: костно-мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и др. Во время ползания создаются наи­более благоприятные условия для развития мышечной массы, развива­ются симметричные движения крупных мышечных групп туловища, формируются мышцы спины, брюшного пресса. Если ребенок, минуя ползание, начинает сидеть, ходить, не будучи готов к удерживанию тела в вертикальном положении, то возникают асимметричные нагрузки на суставно-связочный аппарат, создаются предпосылки к нарушению осанки (К. Д. Губерт, М. Г. Рысс и др.).

Ползание, как активное динамическое действие, помогает крохе лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окру­жающими предметами, их свойствами, а это, в свою очередь, способст­вует психическому развитию малыша. Вот почему важно создать все условия для того, чтобы ребенок овладел этим движением. Научившись ползать, малыш сам начинает садиться, вставать, держась за барьер, пе­реступать вдоль барьера. Он способен сам менять свою позу.

Период от 9 до 12 месяцев характеризуется двигательной активно­стью крохи. Он много ползает, самостоятельно садится, устойчиво сидит, занимаясь с игрушкой, самостоятельно встает и стоит сначала с поддержкой, а затем самостоятельно, переступает, держась за опору, делает первые самостоятельные шаги.

С 10-11 месяцев малыши могут переходить от одной опоры к дру­гой, вползают на горку, к 12 месяцам начинают ходить, не пользуясь опорой. Дети этого возраста в основном осваивают движения во вре­мя самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь отгораживается барьером. Внутри барьера может стоять стол для игры, на котором рас­полагаются яркие игрушки, диванчик, мягкое бревно. В условиях се­мейного воспитания важно также выделить место для движения, огра­дить ребенка от острых углов. Хорошо, если выделенное пространство замыкается диваном, мягкими креслами, за которые малыш может дер­жаться передвигаясь, брать лежащие на них игрушки.

Итак, для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности ребенка, проводит с детьми массаж и гимнастику, органи­зует игры-упражнения, направленные на развитие основных движений.

Источник

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 недели Развития движения ребенка первого года жизнибеременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.). Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

Читайте также:  Развитие ребенка 3ий месяц

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него. Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать. Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку.

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

Развития движения ребенка первого года жизниК четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен. Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки. Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах.

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках. Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами, к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие. Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы. Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться. Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки. Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием. Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке. Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила. Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку. Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.

Читайте также:  Развитие ребенка при тазовом предлежании

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

• Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

• В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его под Развития движения ребенка первого года жизниголову.

• Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

• До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

• После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

• Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

• Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

• Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

Развитие общей моторики детей

10-20 дней

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.

1 мес.

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.

2 мес.

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.

3 мес.

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.

4 мес.

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.

6 мес.

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.

7 мес.

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.

8 мес.

Развития движения ребенка первого года жизниПридерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.

9 мес.

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.

10 мес.

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.

11 мес.

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.

12 мес.

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).

Книги для развития малыша

Игры, развивающие движения (0-6 мес.)

Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Источник