Развитие звукопроизношения у ребенка
Ирина Кулагина
Формирование правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.
Формирование правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения.Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
1) согласные звукипроизносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки, «толь»(стол, «зюби»(зубы, «скамееська»(скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления —замена мягких фонем твердыми: «тота»(тётя, «мыська»(мишка, «Луба»(Люба)
2) большинство детей не произносит шипящих фонемш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящимис,з: «лосадка»(лошадка, «сапка»(шапка, «зук»(жук, «нозик»(ножик, «девоська»(девочка, «сетка»(щётка);
3) дети совсем не произносят звук р: «ука»(рука, «ыба»(рыба) или заменяют его другими звуками —л,л’, в,и: «колова»(корова, «лот»(рот, «лёза»(роза, «кавман»(карман, «йак»(рак);
4) звукл чаше всего смягчается: «люза» (лужа, «толь»(стол).Нередкол заменяетсяй: «туй»(стул, «той»(стол, «йампа»(лампа);
5) звуки г, к, х или отсутствуют,или заменяютсят ид: «дуси»(гуси, «тоска»(кошка, «тлеп»(хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,
звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются,особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол, «леп»(хлеб, «ципёнок»(цыплёнок, «мицинел»(милиционер, «мачик»(мальчик, «плесин»(апельсин, «мнемножко»(немножко, «клювка»(клюква).
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Выше уже говорилось, что все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи», ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с— песенка водички,ж — жужжание жука, пчелы,р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т. п.).
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Pa, pa, pa — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Источник
Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.
В осуществление процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.
Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:
1) пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;
2) искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
3) замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.
Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а только с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонетических группах: глухих и звонких (например, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.
Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап
Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие навыков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произвольного внимания и памяти.
Этап формирования начальных навыков правильного произношения
Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматизацию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложениях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похожие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.
Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых способов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, можно переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребенок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.
Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.
Правила автоматизации звуков
1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах, так как ребенку довольно легко в медленном темпе поставить свои органы речи в нужное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последующего гласного.
2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].
Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш],[ж],[ч], [щ], так как многие дети с нарушениями звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.
3. Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.
4. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не следует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя попутно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких звуков одновременно.
5. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.
6. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует использовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.
7. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. Например, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].
8. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автоматизируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].
Этап формирования коммуникативных навыков
Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и речевые игры.
Источник
Формирование правильного звукопроизношения у детей
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако, многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и т.д.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.
Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Особенности усвоения детьми звуков речи
Овладение правильным произношение речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с очень искажённым, неточным, неточным звуковым составом. Правильным произношение звуков речи ребёнок овладевает лишь постепенно.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки (А, О, Э, П, Б, М). Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастное косноязычие», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала меняет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.
Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:
Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)
Р: Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба)
С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки)
Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)
Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно, как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребёнку окончательно овладеть звуком. В этом поможет родителям речевой материал, специально подобранный на каждый трудный по артикуляции согласный звук. В книжных магазинах представлен широкий выбор домашних логопедических тетрадей для работы над определённым звуком.
По мере созревания речевого аппарата ребёнка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, всё более и более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков. если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространённой «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приведём небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (в годах) | 1-2 | 2-3 | 3-5 | 5-6 |
Звуки | А О Э П Б М | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Л Р |
Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щёк), что придаёт звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
Источник