Развитие зубочелюстной системы ребенка

Формирование и развитие зубочелюстной системы человека делится на несколько периодов:
- внутриутробное развитие;
- беззубый рот новорожденного;
- формирование молочного прикуса (в возрасте до 3 лет у ребенка должно прорезаться 20 молочных зубов);
- сформированный молочный прикус (в возрасте от 3 до 6 лет);
- сменный прикус (ранний и поздний возраст человека);
- постоянный прикус.
Каждый из этих этапов важен и отвечает за образование лицевого скелета, прикуса, постоянных и молочных зубов, которые описаны далее более детально.
Внутриутробное развитие
Важно помнить, что во время внутриутробного развития происходит формирование зубочелюстной системы. Начинается процесс на этапе 5-6 недели развития плода с появления первичной ротовой полости, которая на 2 месяце беременности разделяется на губы, щеки и зубы. Процесс отделения от ротовой полости происходит на 3 месяце, развитие твердого неба — на 9 неделе развития, а вот мягкого — на 12.
Отделение от ротовой полости начинается в период развития зубов и делится на три периода:
- 1 период (8 неделя) — происходит закладка и образование зачатков молочных зубов;
- 2 период (до 3 месяца) — появляются клеточки, являющиеся строительным материалом для эмали, дентина и пульпы молочных зубов;
- 3 период (с 4 месяца) — начинается строительство эмали, дентина и пульпы зубов.
Постоянные зубы развиваются так же, как и молочные, начиная с 5 месяца беременности. К моменту рождения ребенка в каждой челюсти заложено по 10 молочных и 8 постоянных зубов, а вот закладка вторых премоляров — четвертых постоянных зубов — и 2-х и 3-х моляров — шестого и седьмого зубов — начинается только после рождения ребенка.
Развитие зубночелюстной системы после рождения ребенка
Каждый ребенок рождается с прогнатией (когда верхняя челюсть больше, чем нижняя), что облегчает проход головки младенца через родовые пути и дает большую амплитуду сосательным движениям нижней челюсти во время кормления. В это время, окружающие нижнюю челюсть мышцы активно работают и влияют на формирование костей челюсти. Поэтому интенсивный рост челюстей и происходит во время лактации.
Наличие молочных и постоянных зубов определяет строение, форму и функцию костей верхней и нижней челюстей.
На 2 месяце жизни ребенка открываются слюнные железы, а вот в период с 4-6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Именно в этот период происходит обильное слюноотделение, повышается температура, появляется тошнота и рвота. Появление молочных зубов может быть как ранним, так и развиваться по «классическому сценарию». Формирование молочного прикуса у ребенка должно завершиться к 3 годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.
В настоящее время сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, очередность их появления зачастую нарушены. В норме считается отклонение в ту или иную сторону в пределах 6 месяцев.
Сменный прикус начинается с периода 5-7 лет. Именно в этот период начинают шататься и выпадать нижние центральные молочные зубы. Зачастую родители допускают серьезную ошибку — за 5-м молочным зубом начинает расти 6-й постоянный зуб. Главное, не перепутать его с молочным зубом, не упустить этот момент и уделить должное внимание гигиене ротовой полости ребенка.
Источник
Прикус – это расположение зубов при плотно сомкнутых челюстях. Его формирование является сложным и длительным процессом, который начинается еще во внутриутробном периоде и заканчивается только в половозрелом возрасте.
На его развитие влияет довольно много разных факторов, от которых зависит, насколько правильным он будет в конечном итоге. Поэтому родители обязательно должны знать, как и когда у ребенка формируется прикус и что может оказать на него негативное влияние.
Формирование челюстей – длительный процесс.
Почему так важен правильный прикус?
Правильный прикус – залог здоровья.
Правильный прикус – это такое расположение зубов, при котором челюсти могут полностью смыкаться без видимых промежутков между зубами, а центральная линия лица проходит через резцы верхнего и нижнего зубного ряда.
Для многих людей понятие «правильный прикус» носит только эстетический характер и они даже не предполагают, что от расположения зубов может зависеть так много физиологических процессов.
На самом деле, правильное расположение зубных рядов важно не только для красоты, оно влияет на:
- дикцию и речь;
- работу пищеварительной системы;
- здоровье головы в целом;
- мышцы шеи;
- здоровье ЛОР органов
Неправильно расположенные зубные ряды не позволяют тщательно пережевывать пищу. Это способствует не только плохому пищеварению и проблемам с ЖКТ, но и затрудненному усвоению важных питательных веществ, что особенно сказывается на росте и развитии детей. Это может привести к ухудшению общего состояния здоровья и здоровья нервной системы.
Важно: Правильное расположение челюстей способствует быстрому развитию речевых навыков.
Варианты патологий челюстей.
Для определения патологий развития челюстных дуг у ортодонтов существует определенная классификация деформаций прикуса:
- дистальный – когда выдвинута вперед верхняя челюсть;
- мезиальный – когда выдвинута вперед нижняя челюсть;
- перекрестный – когда челюсти развиваются неравномерно;
- глубокий – когда верхняя челюсть перекрывает нижнюю более чем на 50%;
- открытый – когда верхняя и нижняя челюсть не смыкаются при закрытых челюстях.
Перечисленные варианты показаны на фото. В некоторых случаях наблюдаются нарушения смешанного типа, когда присутствует сразу несколько патологий.
Всё это говорит о важности своевременного выявления нарушений прикуса и их исправления. Признаки таких патологий родители могут заметить и сами, но также необходимо проходить регулярные осмотры стоматолога и ортодонта.
Этапы формирования прикуса
Формирование челюстей начинается в 1 триместре.
Современные исследования показали, что формирование прикуса у детей начинается еще в утробе матери, а не с момента появления первых зубов, как считалось ранее. Челюсти эмбриона начинают развиваться уже в первом триместре беременности, на этом же этапе происходит закладка первых зубов и их минерализация. И уже в это время могут быть спровоцированы аномалии челюстей, которые в итоге приведут к нарушениям расположения зубов.
Помимо закладки зубов, у плода уже активно развиваются челюсти. Во втором триместе челюсти имеют мезиальное положение, т. е. нижняя челюстная дуга значительно выдвинута вперед, относительно верхней. В третьем триместре развивается твердое небо, что позволяет изменить положение, и уже верхняя челюстная дуга выдвигается над нижней.
Такое положение сохраняется вплоть до появления ребенка на свет и считается правильным на момент рождения. Дополнительную информацию по этой теме можно узнать из видео в этой статье.
Важно: Главный фактор нормального развития зубочелюстной системы ребенка во внутриутробном периоде – правильное и полноценное питание беременной женщины, а также спокойный и здоровый образ жизни.
Становление окончательного расположения зубов у взрослого человека проходит через 4 периода формирования челюстных дуг. Все они одинаково важны и на каждом из них могут появиться отклонения развития челюстей, которые в конечном итоге скажутся на постоянном прикусе.
Начальный период
Челюстные дуги активно развиваются ещё до появления первых зубов.
Первый этап развития прикуса начинается с момента рождения до 6 месяцев или до появления первого зуба. В этом периоде у ребенка еще нет зубов, но уже идет активное развитие челюстных дуг.
При рождении нижняя челюсть у малышей меньше развита и смещена назад. Это естественно и правильно. В дальнейшем, по мере развития челюстных мышц происходит выравнивание челюстей.
Основным фактором правильного развития прикуса является грудное вскармливание. Так как именно в этом случае, при правильном захвате, ребенку нужно прилагать достаточно усилий и постоянно работать нижней челюстью, для того чтобы добывать молоко из груди.
Такая активность позволяет нормально развиться нижней челюсти и выдвинуться вперед, за счет чего к шестимесячному возрасту ребенка, при отсутствии патологий, челюсти занимают нормальное положение относительно друг друга.
Важно: Если новорожденный находится на искусственном вскармливании очень важно правильно подбирать размер соски на бутылочку и скорость потока жидкости. Чтобы этот процесс был максимально приближен к естественному вскармливанию и способствовал правильному развитию челюстей.
Период временного прикуса
Первые зубы появляются в период временного прикуса.
Период временного прикуса включает возраст от 6 месяцев до 6 лет, делится он на 2 этапа:
- от 6 месяцев до 3 лет – этап формирующегося временного прикуса – начинается с прорезывания первых резцов и заканчивается с появлением всех 20 молочных зубов;
- от 3 до 6 лет – этап сформировавшегося временного прикуса – в этом промежутке у ребенка уже выросли все молочные зубы, но продолжается активное развитие и рост челюстей, а также их подготовка к появлению коренных зубов. Уже на этом этапе можно определить насколько правильно развиваются челюстные дуги и провести первые коррекционные мероприятия. Поэтому очень важно пройти осмотр стоматолога сразу же после того как у ребенка выросли все 20 молочных зубов.
Для правильного развития зубочелюстной системы в период прорезывания молочных зубов очень важно своевременно ввести в рацион ребенка твердую пищу. Ребенок должен учиться жевать, чтобы развивать жевательные мышцы, от которых как раз и зависит нормальное развитие челюстей.
Соска-пустышка негативно воздействует на зубы.
Еще одним важным фактором правильного развития челюстных дуг является отсутствие вредных привычек на этом этапе. Когда формируется прикус у ребенка, зубы еще очень лабильны и любое внешнее воздействие на них может привести к негативным последствиям в виде смещения зубов или образования щелей между ними. Поэтому нужно своевременно отучать ребенка от таких привычек, как сосание соски, пальцев или других предметов.
Для коррекции нарушений временного прикуса используются специальные мягкие приспособления – трейнеры и пластинки.
Период смешанного прикуса
Молочные зубы начинают выпадать с 5-6 лет.
Период смешанного или сменного прикуса начинается с 6 лет и заканчивается в 12-14. Характеризуется он сменой молочных зубов на постоянные коренные. При этом сроки выпадения временных зубов совпадают со сроками прорезывания постоянных.
Это синхронный процесс, когда коренной зуб начинает давить на альвеолу молочного зуба, способствуя его выпадению. На этом этапе происходит наиболее активный рост челюстей и ускоряются все обменные процессы.
Молочные и коренные зубы.
Зубные дуги теперь должны вмещать не 20 зубов, а 28, именно поэтому очень важен своевременный рост челюстных дуг, иначе коренным зубам может не хватать места и они будут расти криво, провоцируя нарушения прикуса. Завершается период смешанного прикуса когда у ребенка выпадают все 20 молочных зубов и вырастают 28 коренных.
Основные отличия молочных и коренных зубов указаны в таблице:
ПризнакВременный прикусПостоянный прикусКоличество зубов2028-32ГруппыРезцы, клыки, молярыРезцы, клыки, моляры, премолярыРазмерыПреобладает ширинаПреобладает высотаЦветБело-голубойБело-желтыйТолщина твердых тканейМеньшеБольшеСтепень минерализацииМеньшеБольше
Важно: Самым эффективным периодом для исправления нарушений развития челюстей является момент, когда у ребенка выросли все 28 коренных зубов, но зубочелюстная система еще растет и остается подвижной, т. е. возраст 12-14 лет.
Период постоянного прикуса
В 21-24 года прорезываются зубы мудрости.
Период формирования постоянного прикуса идет с 12-14 лет до 21-24 лет, когда все коренные зубы занимают своё положение. На этом этапе завершается развитие и рост челюстей, у некоторых людей прорезываются 29-32 зубы – «зубы мудрости».
В конечном итоге набор зубов становится следующим:
- 8 резцов – по 4 в центре каждой челюсти;
- 4 клыка – по одному с каждой стороны после резцов;
- 8 премоляров – по 2 за каждым клыком;
- 8 или 12 моляров – по 2 или 3 за премолярами.
Все зубы имеют свои особенности строения и предназначены для выполнения разных функций. К окончанию периода формирования постоянного прикуса подвижность зубочелюстной системы постепенно снижается, а это значит, что любые мероприятия по исправлению патологий становятся всё менее эффективными.
Причины неправильного прикуса
Нарушения челюстей часто спровоцированы вредными привычками.
Развитие прикуса проходит чрез множество этапов и продолжается несколько лет. Это длительный и сложный процесс, на который влияет множество факторов.
Выделим основные причины, по которым могут возникнуть нарушения в расположении зубных рядов:
- наследственность;
- вредные привычки ребенка – сосание соски, пальца и игрушек в младшем возрасте, и прикусывание карандаша или ручки в более старшем;
- неправильно подобранные соска-пустышка или соска на бутылочке для кормления;
- ранняя потеря молочных зубов или их болезни из-за неправильной гигиены;
- детские болезни, влияющие на рост и развитие костной ткани, например рахит;
- частые болезни ЛОР органов, из-за которых ребенок вынужден подолгу дышать ртом;
- неправильное положение во время сна;
- несвоевременное введение твердой пищи.
Любая из перечисленных причин может привести к неправильному смыканию зубных рядов и формированию патологического прикуса.
Профилактика нарушений
Осмотр у стоматолога должен быть регулярным.
Как сформировать правильный прикус у ребенка?
Для этого нужно соблюдать ряд профилактических мер, которые содержит следующая инструкция:
- поддержка грудного вскармливания, постоянный контроль правильного прикладывания и захвата груди новорожденным;
- при невозможности грудного вскармливания нужно сделать выбор в сторону бутылочек с соской, максимально приближенной по строению к женской груди (их цена обычно немного выше, но она себя оправдывает);
- нужно обращать внимание на то, как ребенок спит: голова не должна быть запрокинутой, дыхание должно быть только носовым;
- необходимо закаливать ребенка и беречь его от заболеваний ЛОР органов. При частых болезнях врач должен дать определенные рекомендации для поднятия иммунитета;
- стоит уделять внимание профилактике рахита;
- минимальное использование соски-пустышки, своевременное отучение от нее (не позднее 9 месяцев);
- обязательные профилактические осмотры у стоматолога и ортодонта;
- гигиена полости рта, чистка зубов с появления первого молочного.
Молочные зубы требуют особой гигиены.
Отдельно стоит отметить профилактику и своевременное лечение зубных болезней. Так как ранняя потеря молочных зубов может губительно воздействовать на дальнейшее развитие зубочелюстной системы, спровоцировать ее смещение и искривление.
Правильное формирование прикуса у детей преимущественно зависит от родителей. Внимательное наблюдение за ребенком и своевременное выявление патологий развития челюстей позволяет избежать продолжительного и довольно дорогостоящего лечения.
Вопросы врачу
Брекеты ребенку
Здравствуйте доктор! У моего сына неправильный прикус. С 4 до 5 лет носили трейнеры, зубы немного выровнялись, но сейчас, когда ему уже почти 9 лет и половина зубов заменилась на коренные, ситуация ухудшилась. Подскажите, будут ли эффективны в этом возрасте трейнеры или придется ставить брекеты?
Трейнеры – это более мягкий способ коррекции зубов, но довольно эффективный. Также Вам могут порекомендовать специальные ортодонтические пластинки. Брекет-системы ставятся только после замены всех молочных зубов на коренные, поэтому в Вашей ситуации они противопоказаны.
Исправление постоянного прикуса
Моему сыну 16 лет, есть небольшие нарушения прикуса, но ставить брекеты ребенок категорически отказывается. Можно ли в этом возрасте использовать какие-то другие способы коррекции?
Существует большое множество различных ортодонтических аппаратов для исправления прикуса без установки брекет-систем в этом возрасте. Но для того чтобы подобрать оптимальный вариант, Вам необходимо сначала пройти диагностику у врача-ортодонта, который составит индивидуальный план лечения и поможет с выбором устройства для коррекции зубных рядов.
Читать далее…
Источник
Татьяна Боглазова
Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения
Логопедам известно, что речевые нарушения достаточно часто являются следствием неправильного формированияартикуляционного аппарата: неровный зубной ряд, негармоничное развитие челюстей, неправильный прикус. Так же, нарушению звукопроизношения способствует инфантильный тип пережёвывания и глотания пищи. Часто, именно логопед первый обнаруживает эти нарушения и направляет ребёнка к стоматологу на коррекцию.
Между тем, часто этого дорогостоящего лечения можно избежать, зная, как формируется челюстно-лицевой скелет ребёнка. Процесс формирования зубочелюстной системы ребёнка определяется функциями носового дыхания и жевания.
При нормальном развитии дыхание происходит через нос: вдыхаемый воздух очищается, согревается, увлажняется, проходя через носовые ходы. В случае, если носовое дыхание затруднено (разросшиеся аденоиды или есть привычка дышать через рот, вследствие слабости мышц, удерживающих челюсти в сомкнутом положении) носовые ходы и смежные с ними синусовые и гайморовы пазухи не получают нужной нагрузки и у ребёнка формируется вытянутый уплощенный овал («лошадиное лицо»). Носовая полость и ноздри сужаются, нарушается тембр голоса. Появляется назальный оттенок (говорит «в нос»).
Функция правильного жевания тоже очень важна. При грудном вскармливании ребёнок сосёт молоко, надавливая на сосок или соску средней частью спинки языка (кончик языка опущен вниз, спинка выгнута кверху). Если процесс сосания затянулся (в 2-3 года сосут бутылочку, соску, палец) формируется инфантильный тип жевания и глотания. Мы можем наблюдать в плане звукопроизношения в 4-5 лет устойчивое смягчение согласных звуков – «сюсюкающая речь» – «сянки», «сюмка»; нарушение формирования звуков верхнего подъема (шипящие, Л, Р). Анатомически формируется высокое готическое нёбо, нарушение смыкания челюстей (открытый передний прикус, прогнатия — саггитальная щель, задержка в росте челюстей, и как следствие этого, скученность зубов.
По мере прорезывания молочных зубов у детей сосание заменяется жеванием. При своевременном введении твёрдого прикорма формируется соматический тип жевания и глотания, когда активную роль в продвижении пищи во рту принимает кончик языка, который принимает приподнятое к верхним альвеолам положение и двигательно нагружается. В плане звукопроизношения это закладывает двигательную основу для формирования звуков верхнего уклада (Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Л)
Необходимо отметить, что формированию правильного типа жевания и глотания может препятствовать укороченная подъязычная связка. В норме у ребёнка 3х лет она крепится на расстоянии 1,5 см от кончика языка, другим концом – за выводными протоками слюнных желёз.
Какие рекомендации можно предложить родителям?
• Своевременно лечить заболевания, нарушающие носовое дыхание.
• Формировать привычку дышать носом с помощью дыхательной гимнастики.
• Вовремя формировать пищевое поведение ребёнка: правильно пережёвывать твёрдую пищу: длительно, тщательно, небольшими порциями, жевать с закрытым ртом. Не разговаривая во время еды.
• Беречь молочные зубы, т. к. ранняя их потеря нарушает процесс жевания и провоцирует проблемы при смене молочных зубов на постоянные (недостаток места для постоянных).
• Своевременно проходить профилактические осмотры педиатра, ЛОРа, стоматолога и логопеда.
Источник