Развитие зрительной памяти ребенка

Развитие зрительной памяти ребенка thumbnail

Знакомство детей с окружающим миром идет через зрение и слухПри ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную картину мира. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать слуховое и зрительное восприятие разных объектов, на его основе совершенствуя внимание, память. Особой работы требует зрительная память, которая в последующем оказывает важное влияние на интеллектуальное развитие малыша. Чтобы помочь дошколятам полноценно овладеть всеми приемами зрительного восприятия, родителям необходимо знать, как правильно развить зрительную память у ребенка в домашних занятиях.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Развиваем память ребенка в играхДля обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов8-9 баллов6-7 баллов4-5 баллов2-3 балла0-1 балл
Менее 45 сек.45-50 сек.50-60 сек.60-70 сек.70-80 сек.Более 80 сек.
Очень высокий уровеньВысокий уровеньСредний уровеньНиже среднего уровняНизкий уровеньОчень низкий уровень

Как тренировать зрительную память дошколят?

После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:

  • Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
  • Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
  • Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
  • Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

Развивающие игры и упражнения для тренировки зрительной памяти

«Найти отличия»

Игра - найди отличия Задание доступно, интересно и малышам, и детям постарше.

Взрослый подбирает две одинаковые картинки с определенным предметом или сюжетом, но отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Для трехлетних деток – до 5 отличий, старшим дошкольникам можно предлагать уже 10 отличий. Родители должны учитывать, что для малышей изображения должны быть крупные, без мелких деталей, так как дети еще только учатся концентрироваться на предмете. Упражнения нужно проводить как можно чаще, постепенно усложняя сюжет.

«Фотографы»

Упражнение предназначено для средних и старших дошколят, у которых уже начинает развиваться произвольность действий. Взрослый дает инструкцию, предлагая рассмотреть карточку, разделенную на две части.Слева – клеточки с изображенными предметами. Справа – пустые клеточки, в которых нужно нарисовать запомнившиеся фигурки. Ребенок смотрит на изображения в течение 10 секунд, стараясь запомнить их. Затем левая часть с рисунками закрывается, а пустые клеточки заполняются рисунками. На начальном этапе дошколенку будет трудно запомнить изображения, поэтому упражнение нужно повторять достаточно часто. Чтобы поддержать интерес, нужно менять картинки, вводить соревновательный элемент, кто больше фигурок запомнит.

«Симметричные рисунки»

Задание довольно трудное, но хорошо развивает запоминание зрительных образов, учит концентрироваться на предмете, закрепляет моторно-двигательные навыки.

БабочкаВзрослый подготавливает для дошкольника симметричный рисунок, который вертикальной чертой делится пополам. Левая половинка раскрашивается, правая остается незакрашенной. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить, как раскрашена половина фигурки. Затем левая часть закрывается, правая аналогично раскрашивается. Для совсем маленьких деток можно использовать это задание, но предлагаемый предмет должен быть достаточно простым и понятным: вазочка, мячик, цветочек, кубик, солнышко (2 цвета). Для старших дошкольников изображение усложняется, количество цветов увеличивается постепенно до 5, например, фигурка человека, домик, сложный цветок, разноцветная ваза, бабочка, геометрический узор.

Как вариант игры, можно предложить детям дорисовать симметричную картинку, когда дана только одна половинка. Нужно только помнить, что у симметричного предмета не должно быть слишком много мелких деталей. Для рисования предлагаются, например, такие предметы: тарелка, стул, ромашка, дом, елка, пчела.

«Поможем художнику»

Упражнение помогает развивать зрительные ощущения, кратковременную память, внимание. Комплексно в задании формируется воображение, моторно-двигательные навыки. Взрослый подбирает рисунки, в которых нет некоторых деталей, например, чайник без ручки, цветок без листиков, домик без окон. Детям предлагают помочь рассеянному художнику, который забыл пририсовать детали. Для старших ребятишек это могут быть сюжетные картинки:

  • собака сидит возле будки, у которой нет отверстия;
  • домик с забором, у которого не хватает нескольких дощечек;
  • у девочки в руках сумочка без ручки, на ногах нет туфелек;
  • мальчишки играют в футбол, но нет мяча, у одного игрока отсутствуют кроссовки.

Подобные сюжеты родители могут подобрать из детских журналов или нарисовать сами. Главное помнить, сложность заданий должна нарастать постепенно: прорисовка частей начинается с одной, постепенно переходя к трем и более деталям.

«Почему такая путаница?»

Игра, аналогичная предыдущей, также способствует развитию зрительной памяти у дошколят, формированию внимательности как качества личности. Взрослый подбирает картинки, где изображены предметы или сказочные персонажи с неправильно прорисованными деталями, например, у Чебурашки длинный хвост, как у крокодила, на голове волка надета шапочка девочки, на ветке сидят овечки, мышка гонится за кошкой и подобное. Ребенку дается инструкция: внимательно рассмотреть рисунки, исправить ошибки художника. Такая игра забавляет малышей, приносит им удовольствие, поэтому рисунки можно давать для самостоятельного рисования.

«Разрезные картинки»

Пазлы хорошо развивают зрительную память и вниманиеКлассическая развивающая игра для зрительной памяти и внимательности как для совсем маленьких детишек, так и для дошколят постарше. Задание заключается в том, что ребятишкам предлагается набор карточек и сюжетная картинка. Надо внимательно рассмотреть ее и собрать подобную из отдельных карточек. По такому же принципу можно собирать картинки – пазлы.

«Спички ‒ не игрушка, а тренировка»

Игры со спичками приносят большую пользу для тренировки зрительной памяти, внимания, моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность. Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется. Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

Специальные методики развития памяти

Говоря о совершенствовании зрительной памяти, необходимо вспомнить о специальных методиках, которые становятся достаточно популярными в последнее время. Они используются специалистами разных направлений, например, при обучении скорочтению, развитию всех видов памяти, внимания, творческих навыков. Большую пользу они могут принести старшим дошкольникам и младшим школьникам, если их адаптировать по возрасту.

Метод Айвазовского

Тренировка памяти - метод Айвазовского: рисовать картины по воспоминаниям Выдающийся художник Айвазовский рисовал свои великолепные «морские» картины по воспоминаниям, потому что имел хорошо развитую фотографическую память. Сидя на берегу моря, он наблюдал за волнами, закрывал глаза, запечатлевая в мозгу увиденные картины, а потом переносил их на холст. Таким же образом можно тренировать зрительную память детей. Тренировка заключается в том, что ребенку предлагается в течение нескольких минут наблюдать за объектом, затем закрыть глаза и мысленно воспроизвести его. На первых порах родитель может помочь дошкольнику наводящими вопросами о качествах и свойствах наблюдаемого предмета. В дальнейшем, при постоянной тренировке ребенок должен делать все самостоятельно. После предварительной работы по воспроизведению взрослый предлагает зарисовать запомнившийся объект. Интереснее будет, если взрослый примет участие в тренировке, а потом сравнит свой рисунок и рисунок ребенка. Такая методика будет по силам 6-7 летним детям или младшим школьникам, у которых уже есть опыт обследования предмета. При постоянной тренировке по методу Айвазовского можно достичь отличных результатов в развитии произвольной памяти детей.

Метод Цицерона или тайная комната

Метод Цицерона - мысленно раскладываем предметы по комнатеЕще одна довольно трудная, но интересная техника научит ребенка зрительно раскладывать информацию о предметах «по полочкам» и легко ее запоминать. Метод назвали в честь римского оратора Марка Туллия Цицерона, который широко им пользовался. Дети после нескольких тренировок также могут с успехом применять его при запоминании и воспроизведении зрительных образов. Суть метода заключается в том, что для запоминания любой информации достаточно представить себя в знакомой комнате. Запоминаемые объекты нужно мысленно разложить в этой комнате в определенном порядке (начиная с входа по часовой стрелке): на шкаф, кресло, стол, телевизор, пианино и т. д. Затем еще раз мысленно пройти по комнате, припоминая, где расположились предметы. Такая тренировка помогает с легкостью вспоминать необходимую информацию. Именно так поступал великий Цицерон, готовясь к выступлениям и прогуливаясь по комнатам своего дома. Ребятишкам будет интересно узнать о том, что метод древний и в то же время современный. Интерес к тренировке можно поддержать, если выполнять это упражнение на первых порах вместе с ребенком.

Источник

Пожалуй, каждый современный человек слышал о фотографической памяти – возможности мгновенно запоминать большие объемы данных, представленных на визуальных носителях. Этот навык позволяет более качественно получать информацию, поэтому многие родители хотели бы привить его своему ребенку. Но большинство людей уверены, что мгновенное запоминание увиденного – это лишь феномен, и добиться подобного уровня обычному человеку невозможно. В данной статье мы попробуем разобраться: «Как развить фотографическую память? И можно ли это сделать?»

Зрительная память детей

Память у ребенка

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:

  • Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
  • Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
  • Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
  • Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.

Можно ли развить фотографическую память

Зрительная память – что это такое?

Зрительная память чаще всего используется человеком при получении информации. Ребенок с самого детства рассматривает окружающий мир, познает его многообразие своими глазами. Когда он поступает учиться в первый класс, именно благодаря ей он получает большую часть знаний: со школьной доски, из учебников и методических пособий малыш заучивает математические формулы и правила русского языка, знакомится с литературными произведениями и картинами всемирно знаменитых художников.

От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.

Хорошо развитая зрительная память – залог успешного будущего человека. Те ученики, которым легко дается запоминание информации, более плодотворно готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе для поступления в высшее учебное заведение. В вузе студент также сталкивается с большими объемами знаний по различным предметам, которые ему просто необходимо усвоить и закрепить. Поэтому важно развивать навыки получения и обработки информации.

В сети интернет существует множество упражнений, которые, как считают их создатели, позволяют улучшить зрительную память. Однако, чаще всего, они не несут системного подхода, который просто необходим для подобных занятий. Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.

Как развить фотографическую память

Фотографическая память у ребенка

Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.

Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.

Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?

Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится. Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.

Как развить фотографическую память быстро

Способы развития фотографической памяти у детей

Для того чтобы развить умение быстро запоминать информацию, существует огромное множество самых разных упражнений. Они бывают как простые, для самых маленьких детей, так и более сложные – для детей старшего возраста и взрослых. Рассмотрим самые популярные упражнения:

  • Упражнения, связанные с наблюдением. Существует большое множество их вариаций, но суть этих упражнений примерно одинакова: человек сосредотачивается на изображении (картинке в книге или интернете, рекламном буклете, вывеске на улице), старается максимально рассмотреть и запомнить все его детали. Затем необходимо закрыть свои глаза и постараться воссоздать образ, а потом сравнить его с оригиналом.
  • Упражнения для визуализации информации. Необходимо подбирать к изображениям ассоциации с ними. Это упражнение позволяет ускорить вспоминание ранее изученной информации.
  • Упражнения на запоминание последовательностей. Можно взять числовое выражение, математическую формулу или просто набор различных символов, постараться запомнить его, а затем воссоздать на бумаге. Для этого упражнения важно использовать такие последовательности знаков, которые были бы не знакомы человеку.
  • Упражнения, связанные с перестановкой. Для выполнения этого упражнения можно самостоятельно подготовить необходимые материалы. Нужны несколько карточек одинаковой величины с различными изображениями. Разложите их в случайной последовательности на столе, сфотографируйте результат, затем перемешайте и попробуйте воссоздать изначальный порядок их расположения. Сравните с фотографией. Также существует множество вариантов этого упражнения в сети интернет.

Бесспорно, эти упражнения способны помочь улучшить умение запоминать увиденное. Но, к сожалению, их выполнение нельзя сравнивать со структурированным, последовательным подходом к развитию данного навыка. К тому же, ребенку трудно самостоятельно заниматься и сохранять мотивацию в течении долгого времени. По этой причине, лучше доверить тренировки памяти детей профессионалам – квалифицированным педагогам.

На сегодняшний день существует множество центров дополнительного развития, в которых проходят занятия по улучшению памяти ребенка. Отдавайте предпочтение тем учреждениям, которые обучают по оригинальным, проверенным временем методикам. Со временем, такие занятия принесут свои плоды: повысится успеваемость ребенка в школе, учеба начнет даваться легче, снизится утомляемость нервной системы, так как выполнение домашнего задания будет занимать значительно меньше времени. К тому же, подобные курсы – это хорошее вложение в будущее ребенка, в развитие его интеллекта.

Источник