Развитие зрительного восприятия у ребенка 3 лет

Развитие зрительного восприятия у ребенка 3 лет thumbnail

Дидактические игры для развития зрительного восприятия детей 3-4 лет

  1. Формируйте способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности:

а) умение различать и называть форму геометрических фигур (круглая, квадратная, треугольная, овальная прямоугольная).

«Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей целое», «Поручения», «Найди пару», «Дополни изображения».

б) умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.

«Найди такой же», «Найди предмет, похожий на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор».

  1. Развивайте цветовосприятие, закрепляйте знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

«Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Волшебные цветы», «Морские волны», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные странички», «Цветные круги» и т.д.

  1. Формируйте умение выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький, высокий ниже, низенький, толстый, тоненький и т.д.

Закрепляйте знания и умения называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.

«Найди предмет такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Каждый предмет в свою коробку», «Кто выше, кто ниже», «Найдите самые высокие и самые низкие предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по следу».

  1. Формируйте умение правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами.

«Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и т.д.

  1. Формируйте умение группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине).

«Подбери все зеленые предметы», Найди все круглые предметы», «Найди треугольники», «Найди шары» и т.д.

  1. Развивайте способность сличать контурные, силуэтные, реальные изображений и соотнесению их с реальными предметами.

«Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем отличаются изображения?», «Составь из частей целое изображение», «Разложи предметы и их изображения по величине», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные изображения», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению»,

  1. «Раскрась картинку».

Активизируйте, стимулируйте и упражняйте зрительные функции.

«Составь целый предмет», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображения», «Обведи по контуру», «Составь башенку», «Что дальше, что ближе», «Что у тебя слева, что справа?», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Найди узор по образцу».

  1. Обучая ориентировке в пространстве, развивайте их умение определять и словесно обозначать расположение предметов (вверху – внизу, слева – справа, впереди сзади)

«Где игрушка?», «Что где находится», «Кто где стоит?» и т.д.

  1. Развивайте умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны листа (слева, справа от середины).
  2. «Электронная муха»

В процессе наблюдения окружающего мира активизируйте сохранные анализаторы, стимулируйте предметные действия детей.

«Угадай, какой предмет в руках», «Чудесный мешочек», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Что дальше, что ближе?».

  1. Для развития у детей зрительного восприятия и активизации зрительных функций предлагаются следующие игры:

«РАЗЛОЖИ НА КУЧКИ»

«ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТ»

«ПОЛОЖИ В КОРОБКУ ФИГУРЫ»

«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»

«ПОЛОЖИ ФИГУРЫ НА СВОЕ МЕСТО»

«НАЗОВИ ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВИДИШЬ»

«ИЗ КАКИХ ГЕОМЕТРИЧЕКИХ ФИГУР

СОСТАВЛЕН РИСУНОК?»

«ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК»

«КАКАЯ РУКА?»

«ВЫЛОЖИ УЗОР»

«ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ ?»

«ЛАБИРИНТЫ»

«СЛОЖИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ»

«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

«ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»

«НАЙДИ МЕСТО»

«СОБЕРИ ОТКРЫТКУ»

«УЗНАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО»

«ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ЛЕПЕСТОК»

«ЧЬИ ПЛАТЬЯ ВИСЯТ?»

«УЗНАЙ, ЧТО НАРИСОВАНО»

«КТО ИЗОБРАЖЕН НА РИСУНКЕ?»

«КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»

«ДОРИСУЙ ПРЕДМЕТЫ»

«СРАВНИ КАРТИНКИ»

«СДЕЛАЙ ТАК, КАК НА КАРТИНКЕ»

Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Часто причиной снижения остроты зрения служит перенапряжение глаз во время занятий. Вот почему детям необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставлять глазам возможность отдыха.

После зрительной работы на занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) необходима зрительная гимнастика, которая проводится 3-5 минут.

  1. Для зрительной гимнастики детям предлагаются упражнения для движения глаз:

вправо-влево;

вверх – вниз;

далеко – близко (удалять и приближать предмет);

по кругу – слева направо;

по диагонали – сверху вниз.

Предмет для зрительной гимнастики выбираю крупный, яркий. Он демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.

Источник

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Читайте также:  Развитие речи ребенка рассуждение

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Механизм и виды восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
Читайте также:  Влияние гормонов на рост и развитие ребенка

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Источник

Игры на развитие зрительного восприятия у детей

«Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Инструкция: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

«Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Читайте также:  Развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Оборудование: деревянные катушки с разноцветными нитками.

Инструкция: 1. Назови и покажи – детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.

2. Возьми и назови – взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.

3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.

«Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Оборудование: цилиндры.

Инструкция: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

Оборудование: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.

Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок? Дети называют 4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.

После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

«У кого большой мяч?»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а взрослый за маленьким столом. Сегодня мы с вами будем играть в новую для вас игру. У меня под салфеткой лежат мячи, сейчас ко мне подойдут Маша и Наташа и возьмут по мячу.

Дети, какой мяч у Маши (маленький), а какой мяч у Наташи? (большой). Верно, у Маши маленький мяч, а у Наташи большой мяч.

Миша отвернись пожалуйста, А в это время взросый меняет у Маши мяч на большой. Не давая Наташе повернуться, спрашиваю: Какой у тебя мяч? Маленький и поворачивается. Какой у Наташе мяч? Маленький.

Такие перемены производятся несколько раз. Затем взрослый вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их вряд на столе.

Где самый большой мяч? Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому.

«Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы.

Оборудование: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.

Ход работы: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом – «Это круги большие, а это маленькие».

После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые.

Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Оборудование: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

«Пуговки»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

Оборудование: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка.

Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

Источник