Развитие зрительно моторной координации у ребенка с дцп

Развитие зрительно моторной координации у ребенка с дцп thumbnail

Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности, важное зна-чение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с ДЦП в результате пораже-ния двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно. Дети не могут следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо. Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями. Так, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести его разметку, расположить выкройку. Особую сложность для них представляют раскрой и выточка отдельных деталей изделия. По этой же причине замедляется процесс формирования навыков самообслуживания. Невозможность проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удержать цель, затрудняются бросать и ловить мяч, овладевать умениями и навыками в других спортивных играх.

17. Нарушения предметно-практической деятельности при ДЦП.

Нарушение движений оказывает негативное влияние на развитие познавательных процессов у детей. Для детей с ДЦП С 1-го года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Р.Я. Абрамович-Лехтман (1962)выделила четыре этапа в формировании предметно-практических действий у детей первого года жизни:

1)Первый – этап преддействия начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выпол-няет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п.

2)Этап результативных действий начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предмет-ные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и др.

3)Это этап соотносящих действий. Действие с 2-мя предметами одновременно: всовыва-ние, вкладывание,вынимание, нанизывание колец и т.д.

4) Функциональные действия (я не поняла какой 4 этап!!!!!!!!!) К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и пр.

Провели исследования и выявили:

Проводились исследования по исследованию ощущений, предметных действий, произ-вольной деятельности. Дети с угрозой возникновения ДЦП, разделены на три группы по успешности выполнения заданий: В первую группу (26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, отмечались повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Вторую группу (48,8%) составили младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций. У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но в отличии от предыдущей группы он проявляется не в реакции сосредоточения, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. В третьей группе (24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения глаз у этих детей были не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.

У детей с ДЦП, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось кратковременное сосре-доточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3-4 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, мы наблюдали случаи, когда уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание у них было неустойчивым и слабоконцентрированным. Наибольшие трудности концентрации внимания наблюдались в третьей группе младенцев. В отличие от младенцев первой и второй групп недоразвитие внимания у них тесно коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций.

– у детей с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой – их автономность . Причем чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка. Ведущий дефект при ДЦП – двига-тельные нарушения – в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, прорранственный анализ и синтез и др.)



Источник

Развитие зрительно-моторной координации у воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью здоровьесберегающих инновационных приемов

Орлова С.Ю, учитель – дефектолог

г. Дзержинск, МБДОУ «Детский сад № 67»

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно – двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС). Основная задача, заявленная в данном документе звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[4]

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного напряжения и длительного пребывания в так называемой «моторно-закрепощенной» позе [1, c.88]. Дети с ОВЗ (НОДА), чаще всего, уже имеют нарушения общей и мелкой моторики, различные патологии органов зрения. Этим детям необходим совершенно другой подход к вопросу формирования и развития зрительно-моторной координации.

В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока:

I. Развитие общей и мелкой моторики.

II. Развитие и укрепление глазодвигательных мышц.

III. Формирование устойчивых связей в системе «глаз – рука» (игры и упражнения, требующие скоординированной работы двигательного и зрительного анализаторов).

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук. Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Рассмотри, запомни, повтори», «Запомни, сделай также»; узнавание недорисованных, «наложенных», «зашумленных», «спрятанных», «незаконченных», «точечных», «разрезных», «перевернутых», дидактическая игра «Узнай кто (что) это?» – узнавание предмета по контурному, силуэтному изображению [3, с.42].

Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук, предложенные Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. [2, с.83]. Приведем в качестве примера наиболее интересные:

  • перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по и против часовой стрелки в емкости с узким горлом диаметром 2-3 см при неподвижно зафиксированной кисти;

  • раскручивание деревянного или пластмассового волчка;

  • упражнения с поролоновым мячом;

  • с текстильной резинкой;

  • с пробкой;

  • «веселые прищепки».

Необходимо отметить, что игры для детей с ОВЗ отличаются от игр для здоровых детей. Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, этим детям необходимо постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощенная инструкция, оценка уже имеющихся у ребенка навыков и умений). Одно из главных условий – развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребенке с ОВЗ осознание собственной « успешности» или « неуспешности».

Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ, о которых уже говорилось выше. Рассмотрим первый блок, связанный с работой по развитию общей моторики. Основная коррекционно-развивающая задача – это развитие общей зрительно-моторной координации через определенные игры и упражнения, подобранные нами с учетом принципа «нарастающего усложнения»:

1. Дидактическая игра «Ходьба или « рисование» по контуру». Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т.д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т.д.)

2. Дидактическая игра или упражнение «Посмотри (вариант- «послушай»), запомни- нарисуй «шагами». Задание выполняется по словесной инструкции или по показу наглядного образца (карточка).

У детей с ОВЗ (НОДА) неразвиты глазомер и чувство соразмерности, поэтому мы используем условные ограничители, показывающие пределы «зоны действия».

3. «Нарисуй «шагами, что загадал»- игровое упражнение, требующее от ребенка определенного уровня подготовленности. Задача осложняется тем, что педагог (на индивидуальном занятие) или дети (на подгрупповом) должны отгадать задуманное и «нарисованное». Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации, можно предложить усложненный вариант игры – «Ничего не вижу» (выполнение задания с завязанными глазами).

Основная задача II блока – это развитие и укрепление глазодвигательных мышц, расширение поля зрения, профилактика зрительного напряжения и, как следствие, предотвращение усугубления уже имеющихся нарушений и возникновения глазных патологий.

Методологическая основа этого блока базируется на разработках и учении В.Ф.Базарного. Один из принципов его учения – построение учебного процесса на основе «расширения зрительных горизонтов» и постоянного использования «зрительно-поисковых стимулов» [1, с.89]. Наша работа в этом направление строится на включении в коррекционно-развивающее занятие: – зрительных гимнастик и упражнений для глаз (офтальмотренажеры – схемы, расположенные на любой стене, где нет учебной доски; индивидуальные офтальмотренажеры на каждого ребенка). Нами создана картотека зрительных гимнастик по лексическим темам, что позволяет логично включать эти упражнения в любое занятие. На этом этапе работы дети активно « рисуют глазами». Сначала по наглядно-демонстрационному образцу, затем по словесной инструкции. Кроме того, весь наглядно-дидактический материал располагается по всем свободным поверхностям. В течение учебного времени дети многократно решают зрительно-поисковую задачу. Это может быть карточка с нужной цифрой, геометрической фигурой; предметная картинка.

Заключительный этап работы представлен III блоком и предполагает собственно развитие зрительно-моторной координации, опираясь на базу, сформированную в ходе работы по двум предыдущим блокам. Работа выстраивается по следующим направлениям:- « рисуем пальцем» (в воздухе, по стеклу, по поверхности стола); (по влажному песку, по крупам, сахарному песку и т.д.). Работа в «Пальчиковых прописях»; «Тактильно- пальчиковых прописях»; упражнения с использованием толстой иглы для вышивания («Художник») [2, с.89]; «Рисуем ниточками» (нетрадиционный метод «ниткография»). Упражнения «Художник» и «Рисуем ниточками» выполняются: с опорой на зрительный образец, по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка.

Предложенная нами система работы по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста является, скорее, пропедевтической, она закладывает психо-физиологическую базу для успешного овладения элементарными графическими навыками в более старшем возрасте. Использование нетрадиционных методов и приемов (ЗСТ) позволяет усилить мотивационную и познавательную активность детей и максимально снизить возможность ухудшения психо-физического состояния ребенка.

Список литературы

  1. Горячев В. Спасем детей – спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного/В.Горячев – М.: Изд-во НГПУ, 1999. – 123 с.

  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство – Пресс», 2012. – 112 с.

  3. Уфимцева Л.П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта / Л.П.Уфимцева//Воспитание и обучение детей с нарушением развития – 2003. – №6. – С.39-51.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Статьи в 5 сборник НПК «Воспитание и обучение дошкольников»

Тема: «Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ(НОДА) с использованием ЗСТ и нетрадиционных методик».

Подготовила: Орлова С.Ю., учитель-дефектолог МКДОУ «Д/С №67»

2014

Источник

Статья:

Первоначально церебральный паралич рассматривался как заболевание опорно-двигательного аппарата, и его лечением занимались ортопеды. Направляя свои усилия на коррекцию двигательного дефекта, они занимались разработкой хирургических методов ортопедической коррекции. Исследования невропатологов и психиатров, направленные на изучение расстройств церебрального происхождения, существенно изменили взгляд на церебральный паралич, который стали относить к дизонтогениям – отклонениям внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этот термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений пренатального, натального онтогенеза.

Недоразвитие или поражение мозга на разных стадиях пренатального онтогенеза, по утверждению специалистов, могут активно развиваться и в постнатальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости и выражаться в виде вялотекущего энцефалита и других заболеваний.

В литературе представлено описание большой группы внутриутробных поражений мозга: травматических, инфекционных, токсических, Rh-факторной несовместимости крови матери и плода, являющихся причиной детского церебрального паралича. Изучение влияния внутриутробной инфекции на развитие плода доказало, что, попадая из крови матери через плаценту в систему кровоснабжения плода, она может являться причиной его патологии или гибели, т.к. у эмбриона отсутствует реакция на внедрение инфекции. Особое значение при этом приобретает время нарушения эмбриогенеза. Результаты исследований показали, что наиболее интенсивные изменения структуры головного мозга происходят на 3-4 месяцах внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток головного мозга.

Указания на особую значимость аномальных родов, недоношенности и асфиксии в этиологии церебральных параличей содержатся во многих литературных источниках. М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской эти причины классифицируются следующим образом:

1) преждевременные роды с выделением случаев асфиксии,

2) срочные патологические роды и их варианты: стремительные, стягивание шеи пуповиной, длительные сухие, роды двойней, наложение щипцов;

3) родовая асфиксия в раннем возрасте.

На основании экспериментальных наблюдений последствий асфиксиина различных этапах эмбриогенеза, ее длительности и интенсивности К.А. Семенова, Н.М. Махмудова делают вывод о том, что плод оказывается значительно выносливее к кислородному голоданию, чем новорожденный. «Чем менее зрелым является плод, тем лучше он переносит кислородное голодание». Хроническая гипоксия, по утверждению авторов, приводит к врожденной гипотрофии, функциональной незрелости, понижению сопротивляемости к действию вредных факторов. При кратковременной недостаточности кислорода чаще всего страдает закладка нервной системы и глаз.

Незрелость плода, недоразвитие его сосудистой системы в сочетании с недостаточной эластичностью родовых путей и слабостью родовых сил является основной причиной родовой травмы. По данным многочисленных исследований, родовая травма и ее последствия в виде нарушения мозгового кровообращения чаще встречается у недоношенных детей. Е.М. Мастюкова, Л.Н. Самсонова рассматривают недоношенность как самостоятельный фактор и как условие, предрасполагающее к возникновению механической родовой травмы. И.С. Перхурова высказывает предположение, что родовую травму можно рассматривать не как причину, а как следствие нарушенной программы движения плода, когда в эмбриогенезе наблюдается «дефектность самого древнего механизма координации движений. Это проявляется в позднем шевелении плода, неправильном его положении в полости матки, неправильном вставлении головки при прохождении через родовые пути, обвитии пуповиной и др.».

Особое значение придается наследственным факторам: психической отягощенности родителей, алкоголизму, различным заболеваниям нервной системы. Авторы приводят статистические данные, учитывающие возраст матери (моложе 20-23 лет и старше 30) и фактор первобеременности в этиологии заболевания. Имеются указания на синдром детского церебрального паралича, возникающий при ряде наследственных заболеваний. Исследования Е.М. Мастюковой, Л.Н. Самсоновой показали, что наиболее характерным является сочетание ряда экзогенных вредностей в анамнезе одного больного. Наиболее тяжелые формы церебрального паралича наблюдались ими в случаях, когда выраженная патология внутриутробного развития сочеталась с длительной асфиксией в родах.

Полиэтиология обусловливает разнообразную картину клинических форм детских церебральных параличей.

В литературе приводится более 20 классификаций детского церебрального паралича в зависимости от характера мышечного тонуса, распространенности двигательных нарушений, степени тяжести, функциональных возможностей, сочетанных неврологических расстройств, этиологии и т.д. Громоздкость подобных классификаций затрудняла их использование на практике. В течение многих лет в нашей стране использовалась классификация, основанная на топографическом принципе, выделялись тетрапарез, гемипарез, парапарез, монопарез, трипарез. При этом не учитывался характер двигательных нарушений, не указывались речевые и психические расстройства.

В настоящее время специалисты пользуются классификацией К.А. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, гемиплегическая форма. Разрабатывая методические рекомендации по этапному лечению детей с детским церебральным параличом, К.А. Семенова выделяет стадии заболевания в соответствии с его этиопатогенезом: раннюю, раннюю резидуальную, позднюю резидуальную, хронически резидуальную и конечную резидуальную. Главный признак, который, по мнению автора, позволяет различать патогенез каждой стадии, заключается в определении степеней возможности развития компенсаторных механизмов, процессе их формирования. На ранней и начальной хронически-резидуальной стадиях ведущим является синдром двигательных нарушений. На поздней резидуальной стадии отмечается относительная стабилизация патологического двигательного стереотипа.

Используя эволюционно-динамический подход к пониманию детского церебрального паралича, специалисты считают основными в структуре дефекта двигательные нарушения, которые представляют собой своеобразную аномалию формирования функциональной двигательной системы.

Проанализируем характер этих нарушений в соответствии с учением Н.А. Бернштейна, который рассматривал всякое произвольное движение как сложную функциональную систему, включающую в свой состав ряд условий. Он выделил наличие кинестетической афферентации, обеспеченной общечувствительными отделами постцентральной коры; синтез зрительно-пространственных афферентации с участием третичных теменно-затылочных отделов коры, куда стекаются импульсы от зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетических анализаторов; кинетическую организацию движений, намерения (постановка цели и реализация определенной двигательной задачи), формируемые посредством регулирующей речи при ближайшем участии лобных долей мозга. Таким образом, произвольное движение является сложнейшей функциональной системой, которая опирается на совместную работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований.

При детском церебральном параличе вследствие нарушения стволовых и подкорковых структур в первичные зоны коры поступает необъективная информация с периферии. Необъективность ее заключается в том, что сигнал, поступающий в первичные зоны коры головного мозга, не адекватен раздражителю и является либо слабым, либо в случае нарушения психофизиологического «закона силы» (при слабом раздражителе возникает сильный сигнал, несущий неверную информацию во вторичные, третичные зоны коры) неточным, т.е. не отражает всего объема информации о полученных ощущениях.

Отмечаются трудности формирования следового образа, обусловленные нарушением памяти на клеточном уровне, т.е. страдает кинестетический отдел двигательного анализатора. Это приводит к нарушению движения. Движения характеризуются бедностью, недостаточной дифференцированностью. Снижается скорость реакции, сила, точность, амплитуда движения вплоть до апраксии, когда страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматизмов. Вследствие этого при попытках выполнить действие ребенок совершает много движений – ненужных или отдаленно напоминающих необходимое. Иногда наблюдаются персеверации – застревание на каком-либо движении. Каждое новое движение с большим трудом включается в двигательный стереотип. Этому также способствует слабая мотивация к деятельности. Нарушается координация: согласованность движений замещается патологическими синер гиями и сопровождается патологическими синкинезиями.

Нарушения на уровне ощущений неизбежно вызывают расстройства иерархически более высоких надстроенных над ними образований. Это соответствует одному из фундаментальных положений учения о локализации высших психических функций, созданного Л.С. Выготским, что получило дальнейшее развитие в трудах нейропсихолога А.Р. Лурия, который писал о том, что «поражение определенной области мозга в раннем детстве системно влияет на более высокие зоны коры, надстраивающиеся над ними».

При детском церебральном параличе тактильные и проприоцептивные нарушения, низкий уровень кинестетических ощущений, недостаточность двигательно-кинестетической памяти задерживают развитие гностико-праксических функций – стереогноза, сомато-пространственного гнозиса, праксиса.

Исходя из современных представлений об интегрирующей роли двигательного анализатора в осуществлении межанализаторных связей, специалисты установили, что при церебральном параличе воспринимаемые одновременно с кинестезиями другие ощущения – зрительные, слуховые вестибулярные – подавляют их, так как под влиянием раздражений повышается тонус мышц, и «целенаправленное движение, если оно и было начато, становится невозможным

Изменение ролевых отношений в установлении межфункциональных связей является причиной нарушения зрительно-пространственных, и пространственно-временных представлений, формирование которых происходит за счет совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Нарушается ритм как особая форма организации движения во времени и пространстве, в частности его компоненты – темп и метр.

Развитие произвольных движений задерживается также из-за проявления тонических рефлексов, рефлексов орального автоматизма, патологических синергии и синкинезий. Угасание тонических рефлексов, рефлексов орального автоматизма происходит в течение первого года жизни здорового ребенка. Их выраженность и сохраняющаяся активность в трехлетнем возрасте свидетельствует не только об активности стволовых структур, но и поражении полушарий мозга (среднего, промежуточного и большого), выражающемся в отсутствии или недостатке контроля над примитивными рефлексами ствола. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус (усиливается зависимость мышечного тонуса от положения головы в пространстве и по отношению к туловищу). При легких формах церебрального паралича наблюдаются только следы тонических реакций. При дистонических и гипотонических формах они возникают периодически (в моменты появления мышечного тонуса). При спастических формах степень их проявления напрямую зависит от степени спастичности и положения ребенка в пространстве.

В работах М.Б. Эйдиновой, Е.М Мастюковой и других отражено влияние тонических рефлексов на зрительное восприятие, следствием которого является нарушение зрительного представления о предметах. Нарушаются также функции, в основе которых лежит согласованная работа зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов: моторная координация, зрительно-пространственный гнозис, которые обеспечивают формирование пространственных представлений. На ранних этапах это может быть выпадение полей зрения, приводящее к нарушению зрительно-моторной координации, выпадение какой-либо части перцептивного поля, следствием чего является нарушение зрительно-пространственного гнозиса, недостаточность ориентировки ребенка в системе пространственных координат.

Специалисты придерживаются мнения о том, что орально-рефлекторная патология (рефлексы орального автоматизма: руко-ротовой рефлекс Бабкина, рефлекс Вюрпа, рефлекс Оппенгейма, ладонно-подбородочный и другие), нарушая тонус артикуляционных и мимических мышц, тормозит формирование орального праксиса и провоцирует появление псевдокомпенсаторных реакций, которые, в свою очередь, порождают синкинезии.

Патологические синкинезии делают невозможными изолированные движения мимических мышц. К ним относятся подергивания верхней губы при мигании, подтягивание кверху угла рта во время зажмуривания, поднятие брови одновременно с закрыванием глаза, подъем нижней челюсти или смыкание верхней и нижней при подъеме языка к верхней губе, к этому движению присоединяется иногда запрокидывание головы и т.д.

Н.К. Боголепов, К.А. Семенова утверждают, что патологический проприоцептивно-двигательный стереотип, определяющий двигательные возможности ребенка на каждом этапе заболевания, обусловлен не только моторным, но и сенсорным недоразвитием и патологией.

У детей с ДЦП наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное патологией зрения в виде снижения остроты зрения, косоглазия и атрофии дисков зрительного нерва и невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами]. Глазодвигательные расстройства, слабость ощупывающих движений рук, влияние тонических рефлексов приводят к тому, что ассоциативные связи между зрительным и двигательно-кинестетическим анализаторами не образуются, одновременное функционирование зрения и осязания затруднено. На это указывают многие авторы Е.Н. Правдина-Винарская, В.В. Кудряшов, Е.М. Мастюкова. У детей с гиперкинетической формой ДЦП отмечаются нарушения фиксации взора на предмете, его плавного переключения и прослеживания за движущимися предметами, т. е. затруднены ориентировочные зрительные реакции и зрительное внимание. У малышей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения. Они могут игнорировать правую или левую половину листа.

Нарушается также слуховое восприятие (локализация источника звука, его направленность и дифференциация). Часто отмечается снижение тонального слуха в виде нейросенсорной тугоухости. Изучая некоторые характеристики слуховой чувствительности у детей с церебральным параличом, Е.А. Радионова, Е.А. Огородникова установили высокие пороги слуховой чувствительности у детей с гиперкинезами и диплегией. Авторы высказывают предположение о вовлечении в патологический очаг высших слуховых центров. Избирательное снижение слуха на высокие тона, по утверждению Е.М. Мастюковой, даже при небольшой степени выраженности может приводить к нарушению понимания обращенной речи.

Общее нарушение развития анализаторных функций, трудности формирования комплексных ассоциаций из-за дефектности двигательно-кинестетического анализатора определяют трудности формирования целостного представления об окружающем мире, особенности организации речевой деятельности.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка в раннем детском возрасте