Развитие зрения у слабовидящего ребенка

Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения проходит параллельно с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием, чему способствует профессиональная помощь на раннем этапе болезни. Специалисты по работе с такими детьми должны пользоваться доверием родителей, обладать соответствующей квалификацией, а также обращаться за поддержкой к экспертам различного профиля.

а) Многопрофильная поддержка. Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями комплексно влияет на развитие ребенка. Наиболее эффективна такая помощь больным детям, которая осуществляется командой различных специалистов. Такая команда может состоять из офтальмологов, педиатров, генетиков, медсестер, психологов, логопедов, аудиологов, физиотерапевтов, специалистов по пространственной ориентировке и мобильности.

Тесное сотрудничество между людьми, которые занимаются помощью детям с нарушением зрения, необходимо, даже если эти люди не объединены на официальном уровне.

Родители, которые становятся частью этой команды, смогут лучше воспитывать своих детей и помогать им, а также получать соответствующую информацию о своих детях. Помимо этого, такая группа может устраивать образовательные программы, участвовать в различных исследованиях и заниматься общественной поддержкой слепых людей.

б) Двигательное развитие ребенка с нарушением зрения. Если ребенка с нарушением зрения при поддержке специалистов воспитывают любящие, образованные родители, которые стимулируют его развитие и поощряют его успехи, такой ребенок приобретает двигательные навыки раньше, чем дети, лишенные подобной стимулирующей среды. Тем не менее, даже сообразительные младенцы с нарушением зрения, которых воспитывают в идеальных условиях, иногда вырабатывают моторные навыки с задержкой. Они могут научиться сидеть и стоять одновременно со здоровыми детьми их возраста, тогда как ползать и ходить — позже.

У лишенных стимулирующей среды слепых от рождения младенцев часто развиваются мышечная гипотония, нарушения осанки, наблюдается задержка развития двигательных навыков, нарушения походки и координации. Если помощь не предоставлена вовремя, эти проблемы приобретают хронический характер. Кроме того, из-за низкой двигательной активности физическое развитие детей и подростков с нарушением зрения отстает от уровня их сверстников.

Слепые младенцы без травмы мозга обычно меньше кричат и неактивны. Им требуется побуждение со стороны взрослых для того, чтобы начать двигаться. В отличие от зрячих детей они не всегда приобретают свои первые навыки благодаря произвольному обучению. Чтобы научиться сидеть, толкать, тащить и прыгать, а также освоить начальные аспекты ориентировки и мобильности, им необходима посторонняя помощь. Частично зрячие дети обычно не отстают от здоровых детей, за исключением навыков балансирования.

Такие навыки как зрительно-двигательная координация, расположение фигур и складывание объектов из конструктора также развиваются с задержкой. Дети с нарушением зрения обычно не хотят рисовать, играть с конструктором и собирать мозаику. Используя свое частичное зрение, они часто наклоняют или поворачивают голову, чтобы улучшить видимость и справиться с нистагмом. Родители не должны запрещать ребенку применять эти или другие методы.

Классификация степеней нарушения зрения ВОЗ

в) Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на интеллектуальное развитие. Глубокое нарушение ограничивает поступление информации, так как за промежуток времени ребенок может увидеть или ощупать не весь объект, а лишь его часть. Также ребенку сложнее устанавливать связи между объектами.

Устойчивость внимания у больных детей обычно ниже, чем у зрячих. Такие дети меньше исследуют мир, поскольку они не полностью осознают, что находится вокруг них. Без мотивации со стороны родителей они могут стать неактивными и безразличными. Их представление об окружающем мире может развиваться с задержкой, однако это говорит не о слабых познавательных способностях, а о нехватке возможностей для приобретения навыков и знаний, соответствующих уровню зрячего ребенка. Чрезвычайно важно помогать ребенку накапливать опыт и побуждать его использовать свое остаточное зрение.

г) Речевое развитие с нарушением зрения. Чтобы научить ребенка с нарушением зрения слушать и различать необходимые звуки, важно создать благоприятную обстановку, в которой посторонний шум сведен до минимума. Ребенок должен научиться узнавать голоса людей, и по звукам, прикосновению и запаху угадывать, что сейчас произойдет.

Без зрительной информации фразы, слова и понятия сохраняются только в слуховой памяти и лишены привязки к непосредственной речевой ситуации. Речь становится неестественной, персонализированной, а слова теряют часть своего значения. Дети, которые сталкиваются с такими трудностями, строят запутанные предложения, значения которых они сами не совсем понимают. Помощь на раннем этапе позволит устранить эту проблему.

д) Социально-эмоциональное развитие с нарушением зрения. У многих частично видящих детей зрение улучшается по мере взросления, однако в раннем возрасте больной младенец и родители не могут смотреть в глаза и улыбаться друг другу, лишенные важного компонента эмоциональной связи. Хотя слепые и слабовидящие дети улыбаются и отвечают на голоса и прикосновение, их реакция трудноуловима. Задача специалиста — объяснить родителям, как младенец реагирует на них, и побудить их больше разговаривать и проводить времени со своим ребенком.

Дети старшего возраста испытывают проблемы с пониманием того, как их воспринимают их сверстники, поскольку они не могут уловить невербальные элементы коммуникации. Таким детям сложно понять, с кем из сверстников можно играть, что приводит к изоляции и вызывает эгоцентрическое поведение. Поскольку детям с нарушением зрения требуется упорядоченная и предсказуемая среда, они могут сопротивляться переменам в этой среде; их поведение может казаться однообразным.

е) Проблемы неврологического развития у детей с нарушением зрения. Проблемы неврологического развития связаны с некоторыми зрительными заболеваниями, они выявляются у большинства детей с церебральным нарушением зрения. Многие слепые и слабовидящие дети страдают и рядом сопутствующих заболеваний, что значительно усложняет процесс реабилитации. Врачу, оказывающему помощь младенцу на раннем этапе, необходим опыт работы с такими больными.

У детей с нарушением зрения часто снижены познавательные способности, однако диагноз умственной отсталости необходимо ставить с осторожностью. Диагностику должен проводить квалифицированный детский психолог. Слепые и слабовидящие дети могут запоминать слова и фразы, но хуже понимают их значение из-за того, что их речевой опыт ограничен, поэтому специалист должен уметь отделить недостаток познавательных стимулов от умственной неполноценности.

Эпилепсия среди людей с нарушением зрения встречается чаще, чем среди здоровых людей. При отсутствии лечения эпилепсия может привести к ухудшению зрительных функций, тогда как при наличии лечения такое ухудшение после припадков эпилепсии носит временный характер. Следует избегать назначения противосудорожных и седативных препаратов, так как они нарушают внимание и замедляют процесс обучения.

ж) Блиндизмы у детей при нарушении зрения. Многие дети с тяжелым нарушением зрения демонстрируют стандартное поведение — они раскачиваются из стороны в сторону, берут один и тот же объект, делают жесты руками, лежат на животе или подпрыгивают. Эти особенности поведения нельзя оставлять без внимания, они требуют тщательного анализа, не следует путать их с аутизмом или синдромом Tourette.

При стереотипном поведении, связанном со зрением, дети трут глаза или давят на них, тыкают пальцами, подолгу смотрят на свет или на руки, щелкают пальцами перед источником света, оттягивают веки, щелкают по глазным яблокам, часто моргают или вращают глазами. Явления, когда дети трут глаза, давят на них или тыкают в них пальцами, называют «глазопальцевыми» феноменами, однако эти три явления отличаются друг от друга.

Трут глаза как незрячие, так и зрячие дети, особенно при усталости. Дети, которые давят на глаза, страдают от врожденной, обычно не полной, потери зрения, чаще всего в виде ретинопатии. Причина, по которой дети давят на глаза, неизвестна. Возможно, таким образом организм пытается стимулировать ганглиозные клетки сетчатки в условиях, когда глаз не может формировать четкие и устойчивые изображения. Ребенок демонстрирует такое поведение, когда ему скучно, страшно, или во время различных занятий, таких как прослушивание музыки.

Возникающие импульсы являются частыми и продолжительными, но не вызывают боли. Из-за постоянного воздействия орбиты могут увеличиться, и глаза ребенка станут выглядеть, как при энофтальме. Родителям следует постоянно занимать руки ребенка и не давать ему давить на глаза во время первых лет жизни, когда импульс наиболее силен. С возрастом стремление давить на глаза обычно уменьшается.

Тыкание пальцем в глаз наносит ребенку вред. Иногда это компульсивное поведение настолько болезненно, что заставляет ребенка кричать. Данное нарушение возникает не только у слепых и слабовидящих детей, но и у страдающих от других тяжелых заболеваний, или как результат эмоционального расстройства. Оно может привести к повреждению роговицы, инфекции, отслойке сетчатки, кровоизлиянию и катаракте, а в конечном итоге к слепоте, и тяжело поддается лечению.

Компульсивная привычка смотреть на свет или щелкать пальцами перед источником света — один из признаков кортикального нарушения зрения. Сила этот стремления может варьироваться от слабой до сильной, когда ребенок может продолжительно смотреть на солнце.

з) Нарушения поведения. Специалисты, незнакомые с особенностями слепых детей, могут сделать неверные выводы из их поведения, речи, позы, выражения лица и результатов психологических тестов. У детей с нарушением зрения могут неправильно диагностировать эмоциональное расстройство или умственную отсталость, поскольку среди таких детей, особенно при дополнительных заболеваниях, поведенческие расстройства встречаются чаще, чем среди зрячих.

Диагностика нарушений поведения требует осторожности. Необходимо участие нескольких специалистов, которые должны понаблюдать за ребенком в различных ситуациях. В сложных случаях для устранения причины расстройства требуется участие семьи ребенка. Психолог или психиатр должен иметь опыт работы с пациентами с нарушением зрения и, предпочтительно, входить в состав междисципдинарной группы специалистов.

– Также рекомендуем “Обучение детей с нарушением зрения”

Оглавление темы “Помощь при нарушении зрения у ребенка.”:

  1. Помощь родителям при нарушении зрения у ребенка
  2. Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация
  3. Обучение детей с нарушением зрения

Источник

Дети, у которых есть проблемы со зрением в плане развития отличаются от сверстников и требуют большего внимания, иного подхода к обучению, чем их сверстники с нормальным зрением. Важно понимать, что у таких деток лучше развиты другие органы чувств, через которые они и познают окружающий мир – это слух, осязание, обоняние. Данные моменты обязательно нужно учитывать при составлении учебных планов и построении образовательных программ. Если все грамотно спланировать, ребенок с проблемами со зрением будет успешно учиться и не начнет отставать от сверстников. Про развитие зрительной системы у ребенка с рождения можно прочесть тут.

Виды нарушений

Нарушения зрения у ребенка могут носить органический или функциональный характер. Функциональные характеризуются преходящими изменениями, которые нормально поддаются коррекции и могут проходить самостоятельно – это астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость, пр. В основе органических поражений лежат морфологические изменения в структуре глаза и других отделов зрительных анализаторов (проводящие пути, нервы, пр.).

При органических нарушениях зрительной функции часто дают о себе знать различные сопутствующие поражения ЦНС или врожденные пороки развития – задержки в умственном развитии, ДЦП, пр.

В зависимости от причины, которая вызвала развитие патологии, проблемы со слухом делят на:

  1. Врожденные – появляются во время внутриутробного развития плода.
  2. Генетические – это заболевания, передаваемые по наследству. К таким относят амавроз Лебера, который может не проявиться у матери, но развиваться у ребенка.
  3. Приобретенные – провоцирующие факторы действуют уже после рождения ребенка (это травмы, инфекции – конъюнктивит, блефарит и т.д.).

По степени нарушения остроты зрения дети бывают слабовидящими, с остаточным зрением, тотально слепые.

Классификации заболеваний зрительной системы взрослых и детей представлены в данном материале.

Особенности развития

Дети с нарушенной зрительной функцией мир познают главным образом через осязание и слух. В результате у них формируется особое представление о мире – оно отличается от того, которое имеют зрячие детки. Например, слепые или просто слабовидящие дети узнают автомобиль не по внешнему виду, а по разнообразным звукам. Естественно, что серьезное снижение остроты зрения ограничивает процессы познания мира, негативно сказывается на развитии памяти, речи, воображения.

Помощь логопеда детям с проблемами зрения нужна в тех случаях, когда они не понимают слова или неправильно их интерпретируют, поскольку не могут соотнести названия предметов с их внешним видом.

Залогом успешного развития слабовидящих детей является активная физическая деятельность. Сюда можно отнести подвижные игры, которые стимулируют зрение и развивают координацию движений, укрепляют мускулатуру, обучают определенным навыкам. Главное учитывать рекомендации лечащего врача-офтальмолога и конкретный диагноз, поскольку неправильный выбор нагрузок может дать противоположный желаемому эффект.

В ходе обучения детей с проблемами зрения определенному действию повторять упражнение нужно многократно, буквально «рука в руку», пока уровень его выполнения не дойдет до автоматического. Действия обязательно описывайте словами, чтобы ребенок понял и запомнил, что и для чего именно он делает. Игрушки нужно выбирать яркие, крупные, но от ядовитых оттенков воздержитесь. Неплохо помогают в развитии при слабом зрении музыкальные устройства и изделия, состоящие из разных материалов (они стимулируют тактильные ощущения). Пусть ребенок принимает активное участие в социальной жизни, поскольку зрительные дефекты не оказывают негативного влияния на психику, темперамент и характер. А чем больше будет общения со здоровыми сверстниками или взрослыми, тем быстрее произойдет адаптация.

Что касается типа школы, то лучше отправлять ребенка со зрительными нарушениями в специализированные учебные учреждения. Дело в том, что они нуждаются в специальном подходе и особых методиках, на которые в обычных средних школах вы можете не рассчитывать. Если нарушения незначительные, можете отдать ребенка в обычное среднеобразовательное учреждение, только предупредите одноклассников и педагогов об особенностях сына или дочери, чтобы они могли учитывать их в ходе учебного процесса.

В специализированных школах учащиеся получают не только необходимые знания, но и проходят лечение. Учитываются все возможности слабовидящих, слепых детей, используются разные методики, оборудование. Тем более никто не будет дразнить вашего ребенка или издеваться над ним, поскольку в спецшколе для учащихся с проблемами со зрением все ученики имеют одно и то же заболевание.

Также вы можете обратиться за помощью в центр коррекции зрения, где грамотные педагоги помогут родителям решить текущие проблемы с развитием и обучением малыша. Занятия составляются с учетом степени нарушения зрения и возраста учащегося. В большинстве случаев обучение проводится в формате игры.

Психофизическая характеристика

В развитии слабовидящего или слепого ребенка выделяются следующие закономерности:

  1. Он отстает в умственном и физическом развитии в сравнении со зрячими сверстниками, поскольку имеет пониженную активность в плане освоения окружающего мира. Степень замедления может быть разной в зависимости от темперамента конкретного ребенка, тяжести нарушения зрительной функции. Периоды развития у слепых детей такие же, как у зрячих, но не совпадают с ними по возрасту.
  2. Процесс развития диспропорциональный – одни стороны личности (мышление, речь) развиваются быстрее, а другие (движение, чувство пространства) медленнее.
  3. Слепые или слабовидящие школьники немного неуклюжие и неуверенные в себе, поскольку при врожденной слепоте всегда наблюдается отставание в формировании навыка ходьбы примерно на 3 года.

Развитие слабовидящего ребенка нормализуется, когда органы чувств выработают компенсационные механизмы.

Профилактика

Для сохранения хорошего зрения нужна профилактика его нарушений. Проверять ребенка у офтальмолога нужно регулярно с первых месяцев жизни – это позволит своевременно обнаружить проблему и принять меры. Также врач даст вам актуальные рекомендации, которые помогут сохранить остроту зрения надолго или не усугубить ситуацию в том случае, если она изначально неблагоприятная. В тех ситуациях, когда зрительная функция нарушена сильно, врач может порекомендовать специальные занятия в коррекционном центре.

О норме зрения, ее отклонениях и профилактике можно прочесть в этой статье.

Следите за гигиеной чтения читающих детей – они не должны «водить носом» по книге. Планшеты, телефоны, телевизоры – в строго ограниченных количествах, особенно при плохой наследственности.

Обучение слабовидящих детей должно проводиться с учетом рекомендаций окулиста.

Видео

В видео показываются игры и упражнения для развития детей со зрительными отклонениями:

Выводы

  1. Дети с нарушением зрения могут быть слабовидящими, с остаточным зрением, полностью слепыми. Их развитие отличается от развития сверстников.
  2. Обучение должно проводиться по специальным программам, в игровой форме. Главная задача – развить компенсацию органов чувств.
  3. Лучше отдавать детей со слабым зрением в специализированные школы (исключение составляют те случаи, когда отклонения незначительны). Также показаны занятия в коррекционных центрах.
  4. Обязательно регулярно посещайте офтальмолога и строго соблюдайте его рекомендации. Врач должен должен сориентироваться вас относительно дальнейшего обучения ребенка.

Источник

Читайте также:  Бланк история развития ребенка