Развитие выдержки у ребенка
Какие качества нужно развивать в детстве у ребенка, чтобы в будущем ему легче давалась учеба? Многие родители уверены, что с ранних лет нужно заставлять чадо учить буквы и цифры, счету, рисованию, лепке из пластилина, собиранию паззлов и т.д. Это действительно очень полезные умения, но вряд ли они станут определяющими в случае с успеваемостью будущего школьника и студента. Психологи утверждают, что у детей с ранних лет важно развивать другие качества, о которых подробнее далее.
Исследование самоконтроля
Первым делом любой ребенок должен на подсознательном уровне уметь себя контролировать. Это касается и желаний, и целей, и действий, и слов. На рубеже тысячелетий американские ученые провели ряд глобальных исследований. Они приглашали детей из разных штатов разных национальностей и предлагали им игру. Ребенка закрывали на 10 минут в комнате и ставили перед ним на стол один кусочек вкусного зефира. Если он продержится отведенное время, то в итоге получит вдвое больше угощения.
Тесты показали, что лишь 12% детей в возрасте от 3 до 5 лет способны контролировать свои желания. В данном случае большинство испытуемых уже на 3-4 минуте охотно принимались за поедание зефира. К слову, наибольшее самообладание продемонстрировали мальчики в возрасте 5 лет.
По окончании исследований ученые пришли к выводу, что современным детям сложно себя контролировать. На этом анализ детской психологии не закончился. Эксперты проанализировали результаты прошлых аналогичных тестов, которые проводились в отдельных штатах примерно 30-40 лет назад. Тогда самообладание продемонстрировали около 35% детей, то есть треть от общего количества. Это натолкнуло ученых на вывод, что современные дети чаще поддаются сиюминутному соблазну.
Дальнейшие исследования помогли выявить причины такой тенденции. Оказывается, современные молодые родители стараются не ограничивать своих детей в желаниях. Если ребенок хочет сладкое, он его быстро получает. Многие родители вообще не обращают внимание на воспитание детей, считая, что они сами должны всему учиться в жизни, иначе вырастут зависимыми от взрослых, что идет в разрез с самостоятельностью. Получается, что сами родители виноваты в плохой успеваемости своих детей.
Самоконтроль, терпение или выдержка?
Все эти понятия тесно связаны друг с другом, так как без одного не будет остальных. Самоконтроль нужен человеку для того, чтобы научиться выбирать правильный алгоритм своих действий, предварительно оценивая текущую ситуацию и возможные последствия. Ребенок должен с ранних лет уметь контролировать эмоции во время недовольства и психологической эйфории, действия – во время капризов и т.д.
Выдержка – это практически синоним самоконтроля, но с более узкой точки зрения. Это понятие означает, что человек должен держать свои эмоции в себе в ожидании наступления какого-либо определяющего события.
Что касается терпения, то без него сложно себе представить любой процесс жизнедеятельности. Без терпения невозможно высидеть скучную лекцию, дождаться своей очереди в столовой, приезда домой на транспорте, изучать сложные темы, выполнять большие домашние задания и т.п. Что бы человек не делал, он всегда сталкивается с данным явлением. Если у ребенка не будет развито терпение, то он точно вырастит в избалованного и эгоистичного подростка, и тогда его уже не получится переучить.
Самоконтроль, выдержка и терпение – три качества, которые должны быть развиты в каждом ребенке, потому что от них напрямую зависит его будущее. Неусидчивый и нетерпеливый школьник всегда испытывает проблемы с учебой, из-за чего по ЕГЭ набирает минимум баллов. С такими результатами государственного экзамена он теряет шансы поступления в университет на бюджет, чем ставит родителей в затруднительное финансовое положение.
Обучение в ВУЗе также будет складываться сложно, как и школе, так что о светлых перспективах на рынке труда можно забывать. Ни одна уважающая себя компания не возьмет на работу наглого специалиста с сомнительным уровнем знаний, который не может держать себя в руках.
Отдельно стоит отметить, что дети, которые не отличаются терпением и самоконтролем, чаще остальных сверстников испытывают трудности с подготовкой к экзаменам.
Развитие самоконтроля и терпения
Маленьких детей действительно сложно научить этим качествам, так что родителям придется ежедневно быть для них чуткими психологами. Если ребенок стоит долго в очереди, то развить выдержку и терпение помогает импровизированное соревнование. Например, можно предложить ему посчитать количество конфет с красной оберткой, людей в черных куртках, колбас на прилавке и т.п. Дети любят игры, тем более различные состязания, так что охотно принимаются за счет. Это ненадолго займет чадо, а родители пока смогут придумать другую игру.
Очень важно при воспитании ребенка не обманывать его. Это касается не только действий, но и временных рамок. К примеру, если мама сказала, чтобы сын сидел 5 минут, и она вернется, то должно пройти примерно столько же времени до реального возвращения родителя. Нужно понимать, что у детей расплывчатое понятие времени. Если им скучно или страшно, то им одна минута покажется часом. Если речь идет о 10 минутах, то лучше ограничить отсутствие 5-7 минутам и т.д.
Детей постарше рекомендуется учить чувству времени по реальным часам. Например, отец пообещал дочери, что поиграет с ней через 20 минут. Естественно, ребенку такой промежуток времени покажется вечностью. Чтобы он дал родителю спокойно закончить дела, нужно показать чаду часы и объяснить, что сейчас длинная стрелка стоит на цифре «2», а когда она будет на цифре «6», можно будет играть. Ребенок будет каждые 2 минуты подходить к часам и ждать намеченного времени, но не будет постоянно отвлекать папу от работы. В свою очередь, родителям важно в указанный срок выполнять обещание, иначе в будущем ребенок им не поверит и будет действовать аналогично.
При воспитании детей нужно быть для них примером. Можно чаще посвящать чадо в свои дела, наглядно демонстрируя, что ради будущей выгоды или пользы мама и папа отказываются от чего-то интересного или вкусного сейчас. Параллельно важно доходчиво объяснять причины своего решения.
Развить выдержку и терпение помогает игра в шахматы. Если родители не умеют играть, либо нет времени, то рекомендуется отдать ребенка в соответствующую секцию. В коллективе дети быстрее учатся самообладанию, так как смотрят друг на друга, стремятся к высоким результатам, похвале преподавателя.
Многие родители ошибочно считают основным рычагом развития самоконтроля критику и наказание. Если ребенок капризничал в очереди, то никакого сладкого дома. Если он постоянно разговаривает на уроках, то никакого компьютера на выходных. Если огрызается или дерется, то в угол или под ремень. На самом деле наказание уже давно считается малоэффективным способом воспитания детей. Куда лучше будет проводить регулярные назидательные беседы. Жизнь показывает, что у заботливых и внимательных родителей дети всегда отличаются покладистым характером и хорошей успеваемостью.
Источник
Терпение очень важное качество. Сильные люди – терпеливые, Терпение – значит сдерживание себя при семи чувствах: ненависть, любовь, радость, беспокойство, гнев, огорчение, страх. Если вы не даете себе воли в выражении этих семи чувств, вы терпеливы, тогда вы скоро поймете характер всех вещей и будете в гармонии с вечностью.
Анджин-сан
И все-таки ожидание не всегда приближает нас к цели. Можно терпеливо, до умопомрачения ждать поезда там, где он не проходит.
Богомил Райнов
Лучшее достается тому, кто умеет ждать.
Майкл Скотт
Во все времена дети отличались непоседливостью, нетерпением и бывали непослушны. И это приметы нормального детства. Часто родители с надеждой ждут, что терпение придет с возрастом. Ведь без него человек не способен на серьезные достижения и личностный рост, не способен помогать окружающим. Как помочь малышу (и тем самым самим себе) постепенно развить нужное качество?
В мире высоких технологий и скоростей, компьютерных игр и изобилия супермаркетов современному ребенку все труднее быть терпеливым.
Большинство молодых родителей далеко не всегда сами могут служить достойным примером этого качества, потому что так же подвержены внешним искушениям. Темп жизни, стрессы, индустрия фаст-фуда, слоганы в стиле “бери от жизни все”, “не тормози, сникерсни”, “клиент всегда прав” – мало способствуют поддержанию выдержки и терпения, а скорее, наоборот – навязывают тенденцию быстрого удовлетворения любых желаний и неумения переносить дискомфорт дольше 2-3 минут. “Терпеть/выдерживать” стало немодно.
Тем не менее, исследования подтверждают значимость выдержки и силы воли для достижения успеха и построения карьеры.
Знаменитый “зефирный тест” ( ребенка оставляли наедине с десертом на 15 минут, если он выдерживал и не съедал его , то его награждали вторым десертом, если нет – то он ничего не получал) впервые провели 40 лет назад. Позже выяснилось, что дошкольники, которые смогли противостоять соблазну и отвлечь себя от мыслей о вкусном, гораздо реже имели проблемы с поведением, наркотиками и лишним весом в старших классах по сравнению с детьми, не выдержавшими и минуты. Став взрослыми они также достигли больших успехов в сравнению со своими нетерпеливыми сверстниками. Примечательно, что уровень IQ при этом не имел решающего значения. Достигали успеха как терпеливые отличники, так и двоечники. Отличники с проблемами с терпением не достигали того уровня успеха, на который априорно были способны. Терпение относится к сфере эмоционального интеллекта (EQ). EQ поддается развитию и целенаправленному воспитанию намного быстрее, чем IQ, что, безусловно, внушает оптимизм и веру в успех.
Поэтому, терпение, несомненно, является одним из пунктов программы воспитания. На консультациях в 7 из 10 случаев звучат родительские просьбы помочь в формировании терпения и выдержки, признания в том, что “мы не знаем, что для этого делать”.
Что же делать?
Когда папа и мама намерены воспитать то или иное качество в ребенке, следует четко выверить понятие о том, что мы собираемся воспитывать, для чего это ребенку будет нужно. Вопрос “как?” на самом деле вторичен. Взрослый должен быть в разы осознаннее ребенка и компетентнее в данном вопросе, потому что он неизбежно столкнется с яростным сопротивлением/возражениями/саботажами и протестами своего “воспитуемого”. Так что, если хотите мира – готовьтесь к войне, и запасайтесь терпением прежде всего для самих себя.
Давайте сориентируемся в самом определении:
Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса (Википедия).
Терпеть – 1. безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное); мириться с наличием и существованием кого-нибудь/чего-нибудь. 2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, работе. Учитель должен обладать ~м. Т. и труд всё перетрут (Словарь Ожегова).
Как видно из этих двух классических определений, более современное (из википедии) подразумевает под терпением пассивное качество (сохраняем спокойствие, ожидаем результата). Ожегов говорит нам о втором подтексте – об активной и управляемой составляющей этого качества характера – о настойчивости и выдержке в каком-нибудь деле, работе.
Получается, что терпение будет необходимо детям в двух случаях – при ожидании и при работе, т.е. есть можно говорить о пассивном и активном терпении. Так, получается, что терпение содержит в себе компонент воли, усилия, преодоления дискомфорта от чего-либо, смирения, принятия реальности, упорства и выдержки.
А на первый взгляд – все было так ясно – ну, что стоит взять и потерпеть немного?
А на деле, если, хотя бы одна грань терпения дает сбой, то все благополучно летит в тар-тарары…
Вывод: в каждой ситуации родитель должен приучить себя улавливать, что на самом деле требовалось ребенку для проявления терпения.
- подбодрить (если ребенок устал выводить строчки в прописи)
- объяснить (если ребенок не хочет ждать очереди)
- показать собственным примером (если ремонт дома затянулся, но вы не опускаете рук)
- придумать награду за преодоление дискомфорта (после стоматолога вечером обязательно пойдем в мегу).
Таким образом, сами методы и приемы воспитания для двух видов терпения (пассивного и активного), естественно, будут разные.
Теперь предлагаю, определится с целями и выгодами терпения.
Чем яснее мы понимаем, ради чего идем на жертвы и страдания, тем легче это делать. Согласитесь, что без вдохновения – очень трудно, практически невозможно проявлять выдержку.
На мой взгляд, терпение необходимо нам:
- В личных целях. Выдержка и терпение важны для достижения результатов – в учебе, в спорте, в работе и карьере. Даже здоровье во многом зависит от терпения.
- Кроме личных целей важно привить ребенку терпение ради общественной пользы. Не умея держать себя в руках, ребенок причиняет дискомфорт окружающим и родителям. И тем самым, причиняет косвенный вред себе как личности, сталкиваясь с замечаниями, осуждениями или непринятием со стороны других.
- Терпение сопряжено с умением сострадать, сочувствовать, с внимательным отношением к людям и природе. Терпеливый и выдержанный ребенок экологичен, с ним комфортно и приятно. Он не будет обрывать ветки, потому что нервничает. Не станет отнимать игрушку у младшего, а подождет, пока тот наиграется. Не будет дергать кошку за хвост, а собаку тащить на поводке. Не будет шуметь, если кто-то в семье прилег отдохнуть. При воспитании в данном случае нужно исключительно правильно расставлять акценты: не “обрывай ветки, поранишься”, а “неельзя рвать ветки, дереву больно и обидно, оно тратит много сил, чтобы вырастить новые ветки”; вместо “не отнимай игрушку, он маленький”, а “понаблюдай за ним, как он играет, он еще не может понять, что ты тоже хочешь играть, зато ты – уже можешь. Посмотри, как он доволен”.
Успех, здоровье, уважение и любовь окружающих – это стоящие ориентиры. И по своей сути, терпение драгоценный дар, который мы можем преподнести себе и своему ребенку, обращаясь с ним правильно и вдумчиво.
Итак, подведем итоги:
Для воспитания активного терпения (настойчивость, выдержка, сила воли) требуются: пример обоих родителей, их одобрение, поддержка, умение замечать маленькие успехи, совместный труд с родителями (рисование, мозаика, лепка, поделки, настольные игры; для девочек – выпечка, шитье, вышивание; для мальчиков – конструкторы, сборка моделей). Большее значение здесь принадлежит отцу.
Нужно, чтобы малыши с 4-5 лет осознавали связь между производимым действием и полученным результатом. Больше стараний – результат лучше. Параллельно с воспитанием терпения мы развиваем в ребенке усидчивость, трудолюбие и ответственность.
Для воспитания пассивного терпения (принятие, внимательность к другим, смирение, способность ждать) также важен пример обоих родителей, объяснения с правильной расстановкой акцентов (в фокусе внимания – другие, а не сам ребенок), сказки, упражнения на развитие воображения и фантазии. Примеры сказок: “Дикие лебеди”, “Золушка”, “Крошечка-хаврошечка”, “Карлик Мук”, “Морозко” и многие другие. Показатель правильного взросления ребенка – это его умение поставить себя на место другого, умение безболезненно реагировать на смещение с “центра вселенной”, умение проявлять заботу об окружающих. Здесь – главную роль играет мама.
Искренне пожелаю всем родителям собственной неизменной выдержки и терпения!
PS. И помните, что нет правил без исключений. Есть ситуации, в которых нельзя терпеть. Если больно, страшно, кто-то причиняет намеренный вред, если происходит что-то непривычное и непонятное. Важно обозначить их для ребенка заранее.
Источник
Мы сами так часто теряем самообладание… Чего уж ожидать от наших детей. Между тем, это качество необходимо им. Ведь в нашей жизни случается много моментов, когда без самообладания, не обойтись…
Нам часто нужно держать себя в руках. Стрессы, сложные периоды, профессиональные испытания — все это требует выдержки и особого психологического навыка — самообладания.
В детстве навыки и умения формируются быстро, легко и устойчиво, в зрелом же возрасте развить их непросто. Важно отметить, что навыки, сформированные в детстве, обладают уникальной способностью адаптироваться к новым условиям.
Физическим навыкам предшествуют умственные. Просто на стадии формировании навыка мы не контролируем своих умственных действий. Никто не проговаривает в голове по действиям процесс чистки зубов или употребления пищи. Эти навыки сформированы в детстве и делаются на автомате.
Таким же свойством обладают психические умения и навыки. Сформированные однажды, они устойчиво сохраняются в течении жизни. Именно поэтому важно в детском возрасте формировать способность к самообладанию.
Как формировать у ребенка способность к самообладанию
Подражая находящимся рядом людям, ребенок формирует навыки. Он копирует слова, жесты, эмоции, поступки. Без внимания не остается ни реакция взрослых на раздражители, ни поведение в конфликтных ситуациях. Даже младенец понимает, когда его хвалят, а когда ругают, чувствует он и родительскую тревогу, даже если мама и папа стараются ее не выдавать.
Фразы, эмоциональные реакции откладываются в сознании детей, а затем активизируются в жизненных ситуациях. У плаксивой мамы непременно будет плаксивая дочка, а грубый отец увидит проявление грубости у своих детей.
Если взрослый является эмоционально нестабильной личностью — это непременно скажется на ребенке. Депрессивные мамы или импульсивные папы, которые излишне эмоционально реагируют на все, повышая голос, разбрасывая вещи и проявляя агрессию, даже не задумываются, какой урон наносят детской психике. Сначала такое поведение родителей вселяет тревогу. Ребенок становится капризным, плохо спит, постоянно чего-то боится, часто плачет без повода — психика трактует присутствие родственников как опасность. Это состояние будет постепенно переноситься на весь окружающий мир — малыш будет воспринимать его как агрессивный и опасный. В будущем он начнет воспроизводить скопированное поведение близкого родственника — будет капризным, импульсивным, истеричным.
Со спокойными и понимающими родителями ребенок будет адекватно реагировать на трудности, проявлять любовь и заботу, принимать решения, активно действовать — он впитает в себя эти качества. Самообладанию ребенка могут научить только родители, обладающие этим качеством.
Советы родителям
Эмоциональное воспитание детей начинается с самого рождения. При этом воспитателями являются не только родители, но и люди, находящиеся в непосредственной близости к ребенку. Все, кто оказывает влияние на воспитание детей, должны постоянно контролировать свое поведение.
- Говорите спокойно, без крика и истерик.
- Объясняйте ребенку причину возникновения форс-мажорных обстоятельств, включая гнев родителей, наказание ребенка, конфликты и плохие оценки. Важно, чтобы ребенок не снимал с себя ответственности за определенные события. Это научит его не испытывать чувства вины без причины и не заниматься самобичеванием.
- Соблюдайте установленные правила. Если их нет, то создайте их сами, обсудите и утвердите. При этом важно, чтобы общие правила соблюдали все члены семьи. Например, в доме не кричат и не используют грубых слов.
Простые правила поведения научат ребенка анализировать свои действия, понимать их последствия, принимать решения. Не стоит думать, что ребенок с раннего возраста умеет держать себя в руках. Детское развитие подразумевает слезы, капризы, истерики, попытки вести себя нечестно и безответственно. Не стоит этого бояться.
Самообладание подростков
Особое внимание следует уделить ребенку в подростковом периоде. Этот возраст требует терпения со стороны взрослых. Даже сформированные навыки самообладания у подростка не проявляются из-за воздействия гормонов на организм и психику. Тем не менее, работу по обучению самообладанию в этом возрасте нужно будет продолжать кропотливо и терпеливо, демонстрируя примеры самообладания и разъясняя ребенку последствия его действий.
Психологи выделяют несколько правил, которым стоит следовать мамам и папам подростков, чтобы развивать самообладание: нужно показывать свою любовь, проявлять строгость и оказывать содействие, чтобы дети верили в себя.
Выражение любви
К сожалению, родители чаще выражают недовольство и гнев, нежели любовь, а это жизненная опора человека, необходимая для формирования самоконтроля. При общении с подростками стоит использовать следующие принципы:
- замечайте эмоциональные потребности ребенка и не скупитесь на ласку: обнимайте и целуйте, провожая в школу или на тренировку, радуйтесь, когда ребенок пришел домой, молча прижимайте к себе, когда видите, что ребенок в этом нуждается – это укрепит вашу с ним эмоциональную связь и придаст подростку уверенности;
- создайте в доме атмосферу дружелюбия, в которой ребенок может расслабиться, зная, что здесь его не обидят и не унизят, постарайтесь, чтобы в вашем доме не было проявлений гнева, ссор и споров;
- интересуйтесь жизнью своего ребенка – дети лучше учатся, если родители участвуют в их школьной жизни; если папа и мама обсуждают что-то с подростком, не игнорируют его мнение, это формирует высокую самооценку, что тоже необходимо для развития самообладания; если знать друзей ребенка, то снижается вероятность неприятных ситуаций и того, что он попадет в дурную компанию.
Проявление строгости
Прежде чем ребенок научится контролировать себя, родителям необходимо самим контролировать и корректировать его поведение. Принимая правила родителей, выполняя их, ребенок учится самоконтролю. Если внешнего (родительского) контроля не будет, то внутренний не сформируется.
Ясно проговаривайте то, каких действий и результатов вы ждете от ребенка: порой то, что очевидно для взрослых, подростку надо растолковать.
Объясняйте логику своих правил: понимая их суть, ребенку не составит труда вести себя самостоятельно должным образом. Интересуйтесь мнением подростка по поводу ваших решений – это придаст ценности его соображениям и ощущение сопричастности.
Будьте последовательны: если правила часто меняются, добавляются условия, а их выполнение не всегда требуется, безответственность у ребенка гарантирована.
Не наказывайте слишком строго: ребенок не научится контролировать свои эмоции, если родители чрезмерно проявляют свои.
Оказание поддержки
Чтобы у подростка развивался внутренний контроль, необходимо ослаблять контроль внешний. Тогда, если все получится, ребенок почувствует радость и избежит серьезных последствий, если что-то пошло не так.
Ребенку необходимо почувствовать себя взрослым, поэтому родительские ожидания должны соответствовать его возрасту и возможностям. В случае неудачи необходимо разложить ситуацию по полочкам и определить, что надо было сделать по-другому, не забывая похвалить за то, что было сделано правильно.
Давайте ребенку свободу: не контролруйте каждую мелочь, иначе ни о каком самоконтроле не будет речи.
Выражайте любовь, проявляйте строгость, поддерживайте своего повзрослевшего ребенка – соблюдайте все эти принципы воспитания, и подросток научится контролировать себя.
Учите ребенка самообладанию, учитесь самообладанию вместе с ребенком, и в собственной жизни вам откроются новые возможности.
Светлана Садова
ya-roditel.ru
Источник