Развитие восприятия аутичного ребенка

Развитие восприятия аутичного ребенка thumbnail

Автор Светлана На чтение 9 мин. Просмотров 2.7k. Опубликовано 31.10.2019

О том, что дети с аутизмом развиваются по иному пути, мы говорили с вами в предыдущих статьях. В этой затронем тему, которая расскажет о причинах такого поворота, и рассмотрим особенности восприятия у детей с аутизмом. В общих чертах можно сказать, что сенсорная сторона развития у них нарушена всеобъемлюще, и отклонения проникают не только в сферу коммуникации или социализации. Множественная дефицитарность наблюдается в познавательном интересе, формировании психических функций, двигательной активности, что обусловлено совершенно другой реакцией на сензитивные раздражители всех модальностей (видов).

У этих детей достаточно нестандартная чувствительность к сенсорным стимуляциям, и поведение, реакции на окружающий мир, попытки закрыться в себе – как раз результат измененных сенсорных ощущений и впечатлений, а также другая потребность к их качеству. Обостренная зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, осязательная восприимчивость на стимулы извне ведет их к деструктивному поведению, чтобы либо заглушить неприятные ощущения, либо, наоборот, сосредоточиться на доставляющем удовольствие впечатлении. В статье про сенсорное развитие я писала, что чувствительность к раздражителям может быть как повышена, отчего ребенок старается избежать их, так и снижена, из-за чего он, напротив, устремляется к ним и увеличивает степень стимуляции.

Родители, имеющие детей с аутизмом, скорее всего, замечали, как ребенок закатывает истерику от какого-то звука, например, от скрипа двери – это реакция на слишком сильный сенсорный раздражитель, который перегружает слуховой анализатор малыша. В то же время кто-то мог заметить, как настойчиво ребенок изо дня в день шуршит пакетами, извлекает определенные звуки из каких-то предметов (стучит деревянными игрушками, скрипит листами бумаги) или сосредотачивает взгляд на бликах, игре теней и т.д. В данном случае маленький аутист стремится к этим впечатлениям, так как его анализаторы (слуховой, зрительный) имеют сниженный потенциал. Он старается насытиться ощущениями, чтобы понять их суть. Однако погружение в них все равно не ведет к развитию в связи с выстраиванием высокого устойчивого барьера между ним и окружающей действительностью вместе со всем социумом в ней.

Давайте поговорим о том, как развивается восприятие ребенка с аутизмом. И в формате данной статьи рассмотрим виды восприятия по ведущему анализатору (слуховой, зрительный, кинетический, вкусовой, осязательный, обонятельный).

особенности восприятия детей с аутизмом

Особенности слухового восприятия у детей с аутизмом

Слуховое восприятие ребенка с РДА отличается особой избирательность, как и многие другие виды восприятия. Он может не откликаться на имя, так как голос человека перегружает его анализатор и он уже просто отключается от данных стимулов автоматически или намеренно отстраняется, но при этом полностью концентрироваться на каком-то звуке или группе звуков, которые ему приятны. Как видите, отношение к звуку при аутизме очень своеобразное.

По сути, просто в какой-то момент, во внутриутробном периоде или после родов в первые месяцы жизни, у ребенка не происходит выход из звукового многообразия. Он не делит речевые и неречевые звуки – они перемешиваются и создают хаос в его восприятии. Это может быть связано, с тем, что повреждается ответственная часть мозга, вследствие чего слуховой анализатор не настраивается на тонкое различение важных характеристик звука: тембральности, тональности, скорости, высоты, следовательно, до развития слухового восприятия на уровне вычленения фонем можно даже не дойти – речевой слух не формируется. В других вариантах слуховой анализатор, наоборот, может быть настолько настроен на акустическую сторону звуков, что ребенок полностью погружается в нее и застревает там.

В большинстве случаев детки больше склонны концентрироваться как раз на акустике, потому семантическое значение звуков и речи вообще остается для них второстепенным. Можно встретить говорящего аутиста – далеко не все такие детки молчат – но его речь все равно дефектна, как на экспрессивном, так и на импрессивном уровне. Им сложно овладеть всей структурой языка, потому они могут учить его всю жизнь, как мы учим иностранный.

Кстати, у ребенка с аутизмом может быть идеальный музыкальный слух. Многие дети среди них любя музыку и рифму. Возможно, это продиктовано тем, что музыка напоминает многогранный шум, к которому они привыкли, и помогает погружаться в ощущения, в мир эмоций, первозданных внутренних инстинктов, к коим они и стремятся.

Насколько будет развито слуховое восприятия, восприятие речи в дальнейшем, зависит еще и от того, насколько повреждены остальные анализаторы. Чем больше сохранных функций, тем больше шансов, что окружающие смогут найти контакт с ребенком и восполнить его недостатки, научить жить в этом мире, а не отгораживаться от него.

Особенности зрительного восприятия у детей с РАС

Часто у детей с РАС страдает зрительное восприятие, вследствие чего родители и специалисты наблюдают следующие особенности:

  • лучше развито периферическое зрение, когда ребенок смотрит как бы вскользь или боковым зрением, но не напрямую – прямой взгляд доставляет ему дискомфорт, так как присутствует фрагментарность визуального внимания, изображение искажается, становится нечетким и пугающим;
  • затруднения в различении признаков предметов, таких как цвет, форма, величина – при этом ребенок может ими интересоваться, зацикливаться на них, но это будет своего рода стимминг, а не познавательный интерес (он крутит предметы, «залипает» на том, как эти цвета, формы, величины бликуют, перемещаются в движении по пространству и т.д.);
  • невозможность узнавать объекты в перевернутом состоянии, собрать целостный образ из фрагментов, удержать в поле зрения несколько предметов, идентифицировать буквенно-знаковую систему (не у всех);
  • негативная реакция на световые, цветовые, двигательный раздражители – не любит яркий свет, избегает яркие цвета, раздражается, когда перед глазами двигаются несколько объектов (раздвигаются шторы, двери);
  • слабая дифференциация лиц и образов даже близких родственников.

Чаще дети с аутизмом фиксируются на каких-то малозначимых свойствах предметов или явлений и делают их предметом постоянного интереса. Это могут быть блики от света, бегущие строки в рекламе, световой эффект от смены кадров на экране, раскручивание предметов, перебирание пальцами перед глазами и т.д. Многие детки-аутисты любят крутиться вокруг своей оси – это яркий пример стимуляции сенсорных анализаторов, в данном случае – зрительного и моторного в сцепке.

Нередко они страдают от чрезмерной чувствительности визуальной перцепции, и тогда приходят страхи – страх идущих людей, открытых окон, автобусов, людей с черными волосами или в темных очках. Страхи очень разнообразны и необычны.

Особенности вестибулярного восприятия при аутизме

Когда речь идет о вестибулярном аппарате, то есть двигательной (моторной) деятельности ребенка с аутизмом, можно рассматривать этот вопрос в двух плоскостях: ослабленные реакции на раздражители и гиперсензитивные.

Поддерживать равновесие в пространстве и управлять действиями тела нам помогает как раз вестибулярный аппарат. Он анализирует информацию об ускорениях и замедлениях тела в пространстве. Если сенсорные ощущения ослаблены, восприятие гипочувствительное, то ребенок будет совершать много странных движений, чтобы «насытить» свои потребности: крутиться вокруг своей оси, раскачиваться всем телом в разные стороны, крутить головой, руками, ногами, совершать целые комплексы действий. Он будет прыгать с дивана, лазать по горкам и верхотуре, бежать и прыгать вместо того, чтобы идти – совершать быстрые, резкие, неожиданные движения там, где они не нужны. Он находится в постоянной физической активности.

Читайте также:  Особенности развития самооценки ребенка

При повышенной (гипер) чувствительности к вестибулярным раздражителям маленькие аутисты испытывают сложности с тонкой и грубой моторикой: плохо держат равновесие, не координируют движения относительно ситуации, не могут нормально прыгать, бегать, заниматься спортом, работать пальчиками (лепка, рисование, конструирование и т.д.). Такой ребенок предпочтет спокойствие. Он настороженно двигается, боится оторвать ноги от опоры, не любит качели, горки, велосипеды и подобные развлечения. Многие детки боятся откинуть голову назад (например, при мытье), потому что сразу перестают ощущать опору.

Как видите, перераспределение тонуса скелетной мускулатуры может быть очень разнообразным, и вестибулярный анализатор при аутизме работает порой прямо противоположно. Некоторые дети подходят слишком близко или далеко, не чувствуя норм расстояния между людьми.

истерика аутиста

Особенности обонятельного восприятия при РДА

Обонятельный анализатор помогает человеку воспринимать и идентифицировать рассеянный в воздухе запах за счет клеток эпителия, которые выстилают полость нашего носа. Порог чувствительности у всех разный, также как и способность адаптироваться к тем или иным запахам. У детей с аутизмом либо наступает полная адаптация ко многим запахам, и они их не различают (гипочувствительность), либо, наоборот, острота обоняния настолько высока (гиперчувствительность), что критичность к запаху возрастает. Нередко при втором варианте непереносимость одного аромата ведет к переносу данного ощущения на другой, хотя бы слегка напоминающий первый.

При пониженной чувствительности к запахам дети пытаются извлечь информацию из объекта другими способами – лижут, осматривают, ощупывают предмет, что смотрится необычно. При повышенной чувствительности может наблюдаться такая непереносимость, что ребенок отказывается посещать туалет, приближаться к человеку с определенным типом парфюма, есть некоторые блюда, находиться в каком-то помещении и т.д.

Особенности осязательного восприятия при аутизме

В вопросе осязательного восприятия к детям с аутизмом тоже нельзя подходить с тем же взглядом, как к обычным нормотипичным деткам. Все, что мы чувствуем кожей, относится к нашему осязанию, за что отвечает тактильный или осязательный анализатор. У аутистов может быть сниженная или повышенная тактильная чувствительность и тогда:

  • он имеет высокий болевой порог, может не чувствовать боли, причинять ее другим, сильно толкая, сжимая их, при этом не осознавая, что это – больно;
  • он имеет низкий болевой порог, слишком чувствителен к чужим прикосновениям, тканевым материалам, любым поверхностям, которые имеют контакт с кожей, не любит причесываться, носить варежки, носки (сжимает запястья и лодыжки).

У второй группы (гиперчувствительность осязательного восприятия) вырабатывается страх перед объятиями, касаниями – им на самом деле больно от обычного прикосновения к телу.

Особенности вкусовой системы детей с РАС

Как и с предыдущими анализаторами, с вкусовым ситуация схожа. Химические рецепторы на языке ребенка с аутизмом могут быть не слишком восприимчивы к раздражителям, отчего ребенок предпочитает пищу с ярко выраженными вкусами – острое, соленое, слишком сладкое, кислое, необычные сочетания продуктов и блюд. Иногда для создания требуемых ощущений ребенок пробует и употребляет в пище несъедобное, постоянно облизывает разные предметы.

При повышенной чувствительности может наблюдаться отказ от большей части пищи, так как ее вкус вызывает взрыв впечатлений – представьте, что вы едите одновременно несколько совершенно разных и несочетающихся блюд – вот тоже самое чувствует малыш с РАС при гипервосприятии вкусов. Они стараются избегать твердой, волокнистой пищи, отдают предпочтение мягкому и протертому.

Чем больше родители понимают особенности сенсорного мира своего ребенка, тем качественнее они смогут организовать помощь и коррекцию, помогающую убрать многие проблемы и хотя бы частично социализировать его и научить коммуникации.

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник

На процесс восприятия существенное влияние оказывают и особенности личности ребенка, его отношение к воспринимаемым объектам, потребности, интересы, желания и чувства. Важное значение для эффективности процесса восприятия имеет установка, или готовность к восприятию. Английский психолог Дж. Брунер подчеркивал, что «готовность к восприятию в нашем смысле – не роскошь, а необходимое условие для обеспечения гибкого приспособления к условиям жизни» [Брунер, 1977, с. 59]. Он выделил два фактора, определяющие готовность субъекта к восприятию: доступность «категорий для доходящих до субъекта афферентных сигналов» и «требования поиска, диктуемые физиологическими потребностями и необходимостью осуществления ряда основных форм деятельности, составляющих круг нашей повседневной деятельности» [Брунер, 1977, с. 58-59].

Специальных исследований, направленных на изучение особенностей восприятия у аутичных детей, не много.

Многие авторы подчеркивают выраженную гиперестезию (повышенную чувствительность) к различным сенсорным раздражителям у аутичных детей, наглядно проявляющуюся в особенностях их поведения. Например, ребенок затыкает уши при громком звуке или щурит глаза на яркий свет, отказывается носить кофточку, утверждая, что она колется, и пр. Однако при эмоционально значимой для ребенка ситуации эти явления могут и не наблюдаться.

Пример

Петя С, 5лет 4месяца, в процессе групповых занятий часто затыкал уши. Мальчика раздражал звук лампы дневного света, крики детей, резкий голос помощника психолога (студентки). Родители подчеркивали, что мальчик болезненно реагирует на шум пылесоса в доме, звуки телевизора, громкий голос родственника и пр. Вместе с тем, посещая групповые занятия, мальчик периодически требовал, чтобы поставили его любимые пластинки, пытался сделать это сам, включал музыку на полную громкость и танцевал под любимые мелодии, не обращая внимания на резкие громкие звуки.

Таким образом, готовность к восприятию у аутичных детей в значительней степени определяется аффективной значимостью для них воспринимаемых сигналов. В экспериментальном исследовании отечественных психологов, проведенном под руководством В. В. Лебединского, детям предлагали набор признаков, на основании которых нужно было угадать, какой предмет задуман экспериментатором. Предлагалось два набора признаков: первый определял предмет однозначно, второй содержал взаимоисключающие признаки. Как здоровые ребята, так и дети с аутизмом правильно решали первую задачу. При решении второй задачи результаты были иными. Здоровые дети указывали на противоречия в предлагаемых признаках, дети с аутизмом их не замечали и решали задачу на основе отдельных аффективно значимых признаков, большей частью эмоционально окрашенных отрицательно. На основании полученных данных авторами были сделаны выводы о том, что процесс восприятия подвержен сильному влиянию со стороны эмоционально-волевой сферы [Лебединский, 1985, с. 112-113].

Аналогичные результаты были получены нами при исследовании осязательного восприятия у дошкольников с аутизмом. В исследовании участвовали дети с различной степенью тяжести аффективной патологии. В первой части экспериментов детям предлагались на ощупь бытовые предметы (ложка, блюдце, чашка, ножницы и фломастер). Дети ощупывали и называли их. Во второй части предлагались плоские фигуры неопределенной формы, изготовленные из пенопласта. Ребенок ощупывал и отвечал, на что они похожи, а затем выбирал контурные рисунки осязательно воспринимаемой фигуры. Здоровые дошкольники успешно справлялись с первой серией заданий, правильно назвали все предметы. При выполнении заданий второй серии они пытались определить форму предметов и соотносили их с эталонными формами. Например, здоровый дошкольник шести лет дал следующие ответы: «Эта фигура похожа на квадратное окно с дыркой», «Эта – на кружочек, но не круглые концы», «Эта – на домик с крышей и квадратом». Здоровые дети, особенно подготовительной группы, правильно сопоставляли осязаемую фигуру с рисунком.

Читайте также:  Концепция развития ребенка выготского

Дети с аутизмом, относящиеся к третьей и четвертой группам, выделенным нами в соответствии с классификацией О. С. Никольской с соавторами [1997], при выполнении заданий первой серии испытывали некоторые трудности в назывании предметов. Например, один из обследуемых при предъявлении ножниц дал ответ «Две дырки резать», ложки – «Кушать», а блюдца – «Разбить». Особые трудности дети с аутизмом указанных групп испытывали при назывании неопределенных плоских фигур, отражая в своих ответах аффективно значимые компоненты. Например: «Колесо, сломанное, от БМВ», «Дырка на доске», «Кусок палатки» и пр. Девочка шести лет обозначила пряг моугольник с отверстием как «дырка для дьявола», другую фигуру – «дьявольский домик». При этом важно отметить, что большинство детей правильно узнавали фигуры на рисунках.

Для детей с аутизмом первой и второй групп выполнение заданий по осязательному узнаванию фигур было практически недоступным. Дети проявляли беспокойство, вынимали руки из рукава ширмы, пытались вытащить фигуру, посмотреть на нее. Наблюдались примитивные манипуляции с фигурами: ложку засовывали в рот, блюдце облизывали, ножницами царапали стол.

В отношении нескольких детей мы немного видоизменили эксперимент и предложили аффективно значимые для каждого конкретного ребенка предметы для осязания, что повысило число правильных ответов.

Когнитивные трудности при аутизме- предыдущая | следующая – Особенности зрительного восприятия при РДА

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

В раннем возрасте довольно трудно определить, правильно ли развивается ребёнок: почему в свои полтора года он ещё не говорит, почему не отзывается на собственное имя и не играет со сверстниками, почему так яростно капризничает и не хочет самостоятельно есть? Считать ли эти тревожные сигналы признаками аутизма?

Можно ли утверждать, что аутизм сопровождается задержкой в развитии? Безусловно. Но можно ли сказать, что аутисты – психически неполноценные дети, которые останутся такими на всю жизнь? Разумеется, нет. Задержка в развитии – всего лишь один из симптомов аутизма, далеко не самый характерный и опасный для ребёнка.

У аутизма существует масса проявлений, но все они, так или иначе, являются второстепенными и в равной степени могут сообщать о других неврологических и личностных расстройствах у ребёнка. Первый и единственный убедительный признак детского аутизма – это нарушение или отсутствие у ребёнка контакта с окружающими. Остальные нарушения когнитивных функций, которые приписывают аутизму, как то задержка в развитии речи или мелкой моторики, чувствительность к порой непредсказуемым факторам наподобие текстуры пищи, могут сопровождать развитие аутизма, но далеко не всегда указывать на него однозначно.

Каким же образом родители могут понять, что нарушение контакта с окружающими свидетельствует не об аутизме, если их ребёнок ещё не произнёс ни слова в то время, как его ровесники уже обмениваются незамысловатыми репликами, и всё ещё с трудом передвигается без посторонней помощи? Что тогда считать отсутствием контакта?

Во-первых, следует заметить, что контакт не всегда устанавливается и выражается вербально, то есть посредством звуков и слов. Ребёнок может использовать и другие способы, чтобы общаться с окружающими: например, смеяться, когда с ним играют, смотреть в глаза, когда к нему кто-то обращается, реагировать на внешние раздражители (оборачиваться на звуки, бояться или, наоборот, интересоваться животными, откликаться на своё имя и т.п.) и жестами указывать родителям на то, что ему требуется в данный момент.

Если ребёнок идёт как минимум на эмоциональный контакт, это означает, что подозрения в аутизме беспочвенны. А то, что при этом он ничего не говорит вслух, может свидетельствовать о задержке речевого развития, которая в свою очередь может протекать в рамках нормы и не являться признаком аутизма.

А во-вторых, для того, чтобы иметь возможность говорить о каком-либо диагнозе в принципе, симптомы должны проявиться в различных обстоятельствах – например, в детском саду и дома. Если среди сверстников ребёнок оказался нелюдимым и молчаливым, а дома ведёт себя абсолютно естественно, это говорит о его специфической личностной реакции на определённые обстоятельства, о чувствительности и тревожности, которые тоже могут быть болезненными, но никак не об аутизме. То есть диагностировать аутизм на основании только одной ситуации и косвенных признаков невозможно: это было бы голословным утверждением.

Нарушения мелкой моторики при аутизме

Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые, скажем, ни за что в жизни не смогут точно и уверенно ударить по мячу, играя в футбол. Вы же не считаете их аутистами на этом основании! А меж тем это свидетельствует о нарушениях грубой моторики, свойственных аутизму. Так и у ребёнка: задержка речевого развития, проблемы в формировании мелкой моторики (ему трудно подниматься и спускаться по лестнице, он не умеет подпрыгивать или делает это неуклюже, не может удержать в руках предметы) могут сопровождать развитие аутизма в той же мере, в какой являются самостоятельными нарушениями развития или проявлением одного из множества других неврологических заболеваний. Для диагностики аутизма их обязательно нужно рассматривать в связке с его основным признаком – отсутствием контакта с окружающими.

Обострённая чувствительность при аутизме

Другим характерным проявлением аутизма является обострённая тактильная и аудиальная чувствительность ребёнка, которая иногда принимает самые причудливые формы. К примеру, ребёнку-аутисту могут не нравиться облегающие вещи – он будет носить только просторную одежду. Или ему претят комбинезоны – он готов надевать только раздельные вещи. Аутисту могут быть неприятны определённые ткани или детали одежды (скажем, ярлычок). Если у ребёнка бурная и неадекватная реакция на подобные мелочи, её можно рассматривать как проявление аутизма.

Тактильные ощущения распространяются не только на одежду и ткани, но и, что самое сложное для родителей, на еду и игрушки. Мелкие кусочки гречи, мясные волокна или густая кашеобразная масса тоже могут быть непереносимы аутистами. Вопреки распространённому мнению подобная реакция никак не связана с расстройством пищеварения – дело именно в физической текстуре пищи: будь то жидкий йогурт или сосиска в тесте, ребёнок-аутист безошибочно определит и отвергнет любую попытку предложить ненавистный ему продукт в замаскированном или переработанном виде. Такие предпочтения у аутистов всегда индивидуальны и, как правило, обусловлены генетическими факторами.

Читайте также:  Развитие сюжетно ролевой игры ребенка

Обострённая чувствительность распространяется и на определённые звуки: механический шум (автомобиля, принтера, газонокосилки) или крик могут спровоцировать агрессию у аутиста. Он будет затыкать уши, плакать и кричать в ответ. Хорошая новость в данном случае заключается, пожалуй, только в том, что по реакции ребёнка легко определить и впредь избегать раздражителя, который её спровоцировал. В процессе лечения аутизма можно научить ребёнка не бояться, а с течением времени и вовсе не замечать этих звуков.

Особенности восприятия у детей-аутистов

Окружающий мир, включая близких им людей, дети-аутисты зачастую воспринимают фрагментарно. Например, на картине, где изображен человеческий профиль, такой ребёнок увидит только нос, глаз, ухо или брови. В редких случаях аутисты могут воспринимать группы деталей, но никогда не способны сформировать в сознании полную картину, которая складывается из них. Такое восприятие характерно для той группы аутистов, которую называют «савантами». Это дети, феноменально одарённые в музыке, математике, изучении языков или запоминании огромных массивов информации. Именно им присуща способность вычленять мелкие детали из общей картины, которая впоследствии приводит порой к гениальным открытиям и уникальным способностям.

Однако подобный тип восприятия может сыграть с аутистом злую шутку: ребёнок может бежать на дорогу, не замечая машин, или видеть машины, но не связывать их с потенциальной опасностью. Это критическое расстройство присуще только аутистам, поскольку все живые существа рождаются с определённым набором рефлексов, среди которых обязательно присутствует инстинкт самосохранения. Пониженное чувство опасности в силу свойственного раннему возрасту любопытству может наблюдаться и у обычных детей, не страдающих аутизмом. Но, как правило, оно быстро восстанавливается при первом же столкновении с реальностью: обжёгшись, к примеру, кружкой с горячим чаем, в следующий раз ребёнок проявляет осторожность.

Как ребёнок-аутист общается с окружающими?

Говоря о нарушении контакта с внешним миром, мы не имеем ввиду, что ребёнок-аутист полностью изолирован от своего окружения в плане восприятия. Аутист, безусловно, налаживает связь с внешним миром (и в этом заключается «лазейка», благодаря которой мы можем помочь ему преодолеть задержку в развитии и наладить обратную связь с окружающими), но делает это доступными ему средствами.

Например, он может играть в игрушки, но без сюжетного развития игры, без её символического построения – скажем, будет монотонно водить машинкой вправо-влево. Ребёнок-аутист будет находиться с детьми в песочнице, но не станет вступать в прямые контакты, не продолжит их игру, поскольку не в состоянии эмоционально «включиться» в чужой символический порядок. Аутисты не могут эмоционально «приблизиться» к другому человеку, образно примерить на себя его радость или физическую боль. Ребёнок-аутист слышит и видит, но не понимает значения эмоций.

Зачастую ребёнок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребёнок ощущает вокруг себя.

В очень своеобразной форме эмоциональный контакт устанавливается ребёнком-аутистом с теми людьми, к которым он привык с раннего возраста. Но основан он не на привязанности, а на бытовой привычке, узнаваемости. Аутист будет обращаться к тому, кто хорошо ему знаком, поскольку знает, что он выполняет определённые функции в его жизни (даёт воды, моет, чистит зубы и т.п.). Такой человек положительно влияет и на уровень тревоги, традиционно высокий у детей-аутистов. Именно по этой причине многие родители детей-аутистов ревнуют их к няне, хотя ничего удивительного в этом нет: аутист воспринимает как близкого того человека, который удовлетворяет его повседневные потребности.

По этой причине обострённая чувствительность аутиста не снижается в отношении родных и близких: ни мама, ни няня не смогут уговорить ребёнка-аутиста надеть неподходящую ему одежду или съесть неприятную для него пищу на основании своего авторитета или близости. Зачастую ребёнок-аутист сопротивляется даже любящим объятиям, что также может быть связано с чувствительностью к запахам или нарушением специфического личного пространства, которое ребёнок ощущает вокруг себя.

Все эти признаки аутизма проявляются в достаточно раннем возрасте, однако можно выделить 3 типа развития детского аутизма.

Типы развития аутизма у детей

Критерием, по которому развитие аутизма можно условно разделить на 3 разных типа, является время, в которое впервые проявляются его характерные признаки. Иногда аутизм можно заподозрить уже в первый год жизни ребёнка, когда он только учится налаживать контакты с самыми близкими ему людьми. В этом случае окончательный диагноз можно поставить в течение 1,5-2 лет с момента рождения.

Но чаще бывает так, что до определённого возраста (2,5-3 лет) развитие идёт нормально, а затем резко останавливается. Эту внезапность родители склонны объяснять внешними причинами, предшествовавшими торможению: реакцией на прививку, стрессовой ситуацией и т.п. На самом деле развитие аутизма было попросту генетически «запрограммировано» таким образом.

С этим связан и третий, более поздний и менее распространённый тип детского аутизма, когда уже в сознательном возрасте, приблизительно к 5 годам, происходит регрессия к предшествующим этапам развития. То есть ребёнок научился разговаривать, но в какой-то момент перестал, общался со сверстниками и налаживал дружеские связи – и вдруг, безо всяких очевидных причин, замкнулся в себе. Ребёнок с этим типом развития аутизма утачивает нормальные функции в ошеломляюще короткие сроки, и это, безусловно, дезориентирует родителей.

Методика лечения детского аутизма

Как бы ни развивался аутизм в раннем возрасте, эффективная методика его лечения основана на двух предпосылках. Отставание в развитии при аутизме обусловлено генетически, и ребёнок, будучи не в состоянии наладить эмоциональный контакт с окружающими, руководствуется простейшими реакциями для удовлетворения своих потребностей.

Например, фрагментарное мышление подсказывает ему, что для того, чтобы поесть, ему нужно «объединить» два знакомых предмета – руку мамы и дверцу холодильника, как он неоднократно наблюдал ранее.

Отталкиваясь от этих двух предпосылок, эффективное лечение аутизма ставит своей целью смоделировать такие условия, в которых мозг ребёнка-аутиста начнёт развиваться, а патологические реакции перестанут получать подкрепление, стимулируя таким образом развитие когнитивных функций. Ведь если близкие идут на поводу у симптомов аутизма, сознанию ребёнка попросту незачем развиваться.

Незачем, к примеру, развивать речь, когда мама по одному мычанию определяет, что хочет ребёнок. Для ясности следует отметить, что в этом заключается патология развития, а не коварное сознание ребёнка-аутиста.

Перспективы лечения аутизма

Современные методики работы с аутистами позволяют развить функции ребёнка до вполне нормального состояния. Но, увы, невозможно преодолеть ту внутреннюю пропасть, что пролегает в сознании аутиста между ним и окружающими.

Будучи способным к коммуникации и самореализации аутист никогда не сможет чувствовать окружающих так, как это свойственно обычному человеку.

Источник