Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей  старшего дошкольного возраста.

       Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии шестилетнего ребёнка трудно не поразиться. И задача взрослых – развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и  готовность к школе, становление личности, его творчества.  Если ещё в  раннем дошкольном периоде воображение носит пассивный характер, непроизвольный, ребёнок идёт от действия к мысли, то у старшего дошкольника  возникает способность идти от мысли к действию, т.е. его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения  у дошкольника  психологи связывают  с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь,  со взрослыми.

      Вначале  образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий  взрослого в сюжетно- ролевой игре. Позже произвольное воображение  проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования – рисование, лепка, конструирование, труд и др.

      К шести годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном планировании её хода.

      Если четырёх- пятилетний ребёнок планирует один шаг своих дальнейших действий, затем реализует его, видит результат и потом планирует следующий шаг, то у шестилетнего ребёнка уже появляется способность к целостному планированию (« Я нарисую наш дом. Здесь – моя семья. Небо нарисую синим карандашом, солнце будет жёлтым, рядом – речка »).

      Если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется набором игрушек, атрибутами роли, сходством предметов – заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала  и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.

       Воображение шестилетнего ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём говорит взрослый, сверстники, что написано в книге, чего ещё не было в непосредственном опыте, памяти ребёнка (события истории, дальние страны, редкие животные, растения и т. д.).

       В дошкольном возрасте возникает и активно развивается творческое воображение. Образам, возникающим в воображении в этот период, присуща особая яркость, наглядность, подвижность, эмоциональность. Это особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры для психического развития ребёнка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребёнком,- настоящие. Не зря известный режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.

      Но не все дети отличаются богатым развитым воображением в старшем дошкольном возрасте. Главное основание этому- имеющаяся пока ещё недооценка  воображения как важного процесса развития личности ребёнка. Нередко акцент в работе с детьми старшего дошкольного возраста делают на их интеллектуальном  развитии, форсируют развитие навыков письма, счёта, чтения…Забота же о развитии воображения, об игровой деятельности, где особенно интенсивно оно формируется, если не исчезает вообще, то занимает отнюдь не подобающее ей место. Деятельность шестилеток остаётся во многом «заорганизованной»  взрослыми, у детей не всегда есть достаточно времени и места для самостоятельной деятельности, специфически дошкольной, которая так важна для развития воображения. Возникает вопрос – как же его формировать у шестилетнего ребёнка?

     Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослым следует позаботиться о расширении,  уточнении опыта ребёнка, обогащении предметно – развивающей среды.

      Для развития воображения важно не только богатство, разнообразие предметной среды, но и создание условий вообще, предоставление детям пространства, в котором они могли бы фантазировать, творить, реализовывать свои замыслы. И специальные исследования, и передовой опыт свидетельствуют о необходимости создания такой  предметной среды, которая служила бы « пусковым механизмом» развития воображения, побудила бы к творческой деятельности.

      Важно позаботиться  о развитии разных видов игр, художественной деятельности, которые так благодатны для воображения  старшего дошкольника.

     Поскольку воображение проявляется прежде всего при решении задач, которые не имеют  единственного решения, следует стимулировать самостоятельную  поисковую деятельность детей с новыми предметами, создавать благоприятные условия для опыта в процессе экспериментирования.

      Для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет и обучение в целом – методы, нормативные знания, система эталонов, с которыми взрослый знакомит ребёнка. Вместе с тем важно «не перегнуть палку», не допустить , чтобы предлагаемые образцы, эталоны («снег – только белый», «море- синее», «солнце круглое, жёлтое») тормозили, препятствовали развитию их собственного воображения, творчества.

        Нельзя забывать и за разнообразные частные приёмы развития воображения. Ёще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

        Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа ( в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет повествования), рассказов по пейзажу и др.

       Ценные рекомендации по развитию воображения ребёнка даёт известный  детский итальянский писатель Джанни  Родари в своей книге «Грамматика фантазии. Введение искусство придумывания историй».

       И самое главное, взрослые должны быть Сотрудниками, Соучастниками, Сообщниками  в игровой, художественной деятельности, но никак не генератором идей, руководителем.

Источник

Особенности развития воображения у детей

старшего дошкольного возраста

        Развитие воображения у детей начинается с завершения периода раннего детства, момента, когда ребенок в первый раз способен ставить взамен одних предметов другие, а также к использованию одних предметов в роли других (символическая функция). Последующее развитие воображение происходит в играх, где символические замещения совершаются ребенком с опорой на различные средства и приемы.

        О прогрессе детского воображения в дошкольном возрасте делают суждения не только по представлениям и ролям детей в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества (поделок и рисунков).

        В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает  репродуктивное воображение, которое неосознанно воспроизводит полученные впечатления в виде образов на основании непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа воссоздают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. В образах по большей части воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вследствие чего у него возникли вполне определенные эмоциональные реакции или что-то оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников еще довольно слабое.

        Если взрослый попросит ребенка 5-6 лет расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90°, то это у большинства детей это вызовет большие трудности. Им затруднительно мысленно видоизменить не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. Когда появляется произвольность в запоминании, т. е. в старшем дошкольном возрасте, воображение из репродуктивного, неосознанно воспроизводящего действительность превращается в творчески преобразующее действительность. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в связи с этим становится осознанной, целенаправленной. Сюжетно-ролевые игры  – вид деятельности детей, где проявляется творческое воображение, становятся совершеннее все познавательные процессы детей.

        Воображение, как и всякая другая деятельность психики, развивается в онтогенезе индивида по определенному пути. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии находится в зависимости от тех же законов, каким полагаются другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) переходит в произвольное (активное), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, при этом основным инструментом овладения им со стороны ребенка предстают сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось стремительно (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение предстает в двух основных формах: 1) произвольное, самостоятельное возникновение у ребенка некоторой идеи и 2) возникновение воображаемого плана ее воплощения. Кроме познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет и аффективно-защитную роль, то есть защищает растущим, ранимый и слабо защищенный внутренний мир ребенка от тяжелых переживаний. В силу познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

        У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первоначально развитие воображения можно отнести к 2,5 — 3 годам. Именно в этом возрасте воображение как непосредственный и непроизвольный ответ на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и подразделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение развивается вследствие отделения образа от предмета и обозначения образа с подкреплением словами. Аффективное воображение приобретает законченность после того, как произойдет образование и осознание ребенком своего «Я», психологического отгораживания себя от других людей и от совершаемых поступков.

        На первом этапе развития воображение связано с процессом, в котором воображаемые образы, которые создает ребенок мысленно, переходят в предмет и воспроизводятся в нем.  Благодаря этому процессу ребенок приобретает умение управлять своими образами, изменять, уточнять и улучшать и как следствие регулировать свое воображение. Тем не менее, планировать его, предварительно составлять в уме программу своих будущих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей возникает лишь к 4 — 5 годам.

        Аффективное воображение детей с возраста 2,5 — 3 года – 4 — 5 лет развивается по несколько иной логике. В первую очередь отрицательные эмоциональные переживания у детей символически проявляются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации и прекращаются угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о человеке, который имеет наиболее  выраженные положительные качества).

        В конечном итоге, на третьем этапе развития этой функции воображения, приходят на смену действия, при осуществлении которых дети освобождаются от эмоционального напряжения, а неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают переноситься ребенком на других людей, окружающие предметы и животных. К возрасту около 6 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в мире фантазий.

        Воображение в этом возрасте проявляется в большей мере по сравнению с предшествующими годами, поражает фантазия ребенка.

         В главе «Беззаботность детской фантазии» в своей книге «Психология раннего детства» известный детский психолог В. Штерн соотносит ценность фантазии детей с беззаботностью. Эксперименты Д.Б. Эльконина, доказывают, что начиная с 3-4 лет до 6-7 лет, у детей возникает протест, если им предлагают съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. А анализируя сказку, в которой варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла, ребенок старшего дошкольного возраста уже обладает пониманием, что не все возможно.

        Своеобразный реализм, стремление следовать правде в манере поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми 6 лет. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, что дети выдумывают, сочиняют потому, что не знают основных закономерностей действительности и легко нарушают жизненную реальность, а видимое богатство детской фантазии является проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, пробудившись на границе раннего и дошкольного возраста, подвергается серьезным изменениям в дошкольном возрасте. Одновременно с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.

        Поначалу образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.).

        В процессе создания образов, ребенок 6 лет оперирует как  комплексом ранее полученных представлений, так и их переделыванием, которое осуществляется путем анализа и синтеза действующих представлений.

        К доступным для ребенка приемам видоизменения действительности причисляется переделывание величин предметов, доходящее до крайнего состояния. По большему счету преувеличение (гипербола) находит применение детьми в создании резких противоположностей, которые легко доступны не развитому еще усвоению (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.). Ребенок, создавая новые образцы, приписывает предметам качества, нередко антропоморфические, наделяет их способностью к перевоплощению в другой предмет, в другое состояние и т. п.

        Г.А. Урунтаева утверждает, что воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности обозначаются задатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о том, чтобы замыслы совпадали с действительностью. Это становится заметным в игре, где старший дошкольник не ограничивается уже любой вещью для любой игры, а отбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, которые осуществляет ребенок в игре, должны соответствовать требованиям и в установленных отношениях согласоваться с действительностью. Неправильно, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображенным.

         Несравненно, важную роль в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста выполняют игры,  в  особенности те, в которых они принимают на себя определенную роль, претворяют действия в соответствии с ролью,  что  подталкивает  их к стремлению  сходства изображаемого с действительностью.

        Значительное место в развитии  воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дети старшего дошкольного возраста охотно и много рисуют, сами проявляют желание, передают в рисунке раздолье фантазии, хотя и не могут реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому рисует редко молча, а в большинстве случаев сопровождает рисунок рассказом,  проговаривая то, что не может показать в рисунке.

        Согласно представлению О.М. Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.

Первый этап развития воображения (4 – 5 лет). Уровень творческого воображения ослабевает из-за  направленности на усвоение образцов социального поведения,  поэтому творческое воображение несколько снижается. Аффективное воображения возникает в ситуациях, вызванных реальными переживаниями. Познавательное воображение имеет воспроизводящий характер, появляется планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку движения.

Второй этап развития воображения (6 – 7 лет). Оно проявляется как свободное оперирования уясненных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение рассчитано на создание эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций и является препятствием негативных переживаний. Проигрывание ситуаций помогает ребенку побороть страх, например, игра в Бабу-Ягу или поросят и волка. При этом происходит обогащение познавательного воображения. Отличается процесс поиска идеи, создания замысла, а также в выборе средств их воплощения. Образ воображения представляет собой уже не отдельный предмет, а целостную ситуацию (квадрат дорисовывают к кирпичу, получается плита, которую поднимает кран на стройке). Планирование получает распространение во всей деятельности, хотя и исправляется в ходе осуществления.

        В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Развиваются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета или существа; образцов действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопровождаться рассматриванием рисунков, прослушиванием сказок. Оно приобретает самостоятельность, отгораживаясь от практической деятельности.

        В исследованиях, посвященных проблемам развития воображения детей старшего дошкольного возраста, отмечается, что в этом возрасте у ребенка наблюдается ряд черт, характеризующих его как творческую личность. Это проявление активности и инициативы в использовании уже освоенных приемов работы, которые можно применить к новому содержанию, нахождение индивидуальных способов решения поставленных задач, использование разных видоизменений.

Вместе с тем, нами не найдено каких-либо данных о развитии показателей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.

        В дошкольном возрасте происходит активное развитие воображения, которое:

– приобретает произвольный характер, предусматривая возникновение замысла, его планирование и осуществление;

– становится особой деятельностью, преобразуясь в фантазирование;

– ребенком осваиваются приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

        Таким образом, старший дошкольный возраст является самым сензитивным для развития воображения. По мнению Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется переходом репродуктивного воображения в творческое, что обусловливает производительность в запоминании. Воображение у детей этого возраста неразрывно связано с процессом мышления. Деятельность старших дошкольников становится осознанной и целенаправленной.

Источник