Развитие воображения у ребенка с дцп

Развитие воображения у ребенка с дцп thumbnail

Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет

Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания,  в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По – этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной  активности и деятельности.

Кроме  того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста  можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:

  1. Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой  снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
  2. Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
  3. Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
  4. Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов – представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
  5. Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия  для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.
Читайте также:  Диагностика развития ребенка в возрасте 3 года

Источник

Галимова Эльвира Анваровна –

учитель изобразительного искусства

РЦДО ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT

Развитие творческого воображения одно из важнейших условий воспитания творческой личности. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. Согласно Л.С. Выготскому в этот период мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией[1]. В своих трудах Д.Б.Эльконин и др. ученые показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности, а значит, определяет эффективность учебной деятельности в школе[5].

В.С.Мухина пишет: “…сама возможность «сочинять», «воображать» по собственному хотению, по собственному велению создает особую ситуацию выделения себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего волеизъявления. Произвольность решения начать воображение как деятельность, в которой создается особая новая реальность, поднимает в ребенке чувства, влияющие и на развитие его как личности”[3].

Особенности психического и физического развития детей с церебральным параличом описаны в ряде работ отечественных ученых Л.А.Даниловой, Э.С.Калижнюк, И.И.Мамайчук. Авторы подчеркивают, что механизм нарушений развития психики при ДЦП сложен и определяется как временем, так и степенью, и локализацией мозгового поражения. То, что при этом заболевании поражается еще незрелый мозг, приводит в дальнейшем к неравномерному развитию психики ребенка и является одним из важнейших условий нарушений познавательной деятельности и формирования личности[2].

Анализ литературных данных показывает, что у детей с церебральным параличом имеется ряд нарушений высших психических функций. Существуют

исследования с количественной оценкой интеллекта детей с диагнозом ДЦП, а также указания на положительную динамику нарушений познавательной деятельности, связанную с возрастом и влиянием направленной коррекции. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Дети легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе они в умственном развитии часто догоняют сверстников.

В настоящее время широко используется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями, предполагающее смешанную форму обучения ребят на дому. Преимущества дистанционного обучения для таких детей очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Более того, уникальные программы открывают перед нами удивительные возможности. Как уже было сказано, при некоторых тяжелых формах ДЦП ребенку трудно удержать в руках карандаш или кисть. Здесь на помощь приходит компьютер. В стандартный набор программ входит графический редактор Paint. Программа достаточно проста в использовании и нравится детям своими яркими красками, а самое главное – она доступна для детей с ДЦП: при помощи «мышки» ребенок может создавать такие красочные рисунки и за такое короткое время, что до этого для него было невозможно сделать при помощи кисти на бумаге. Рисование на компьютере при использовании специально разработанных заданий может помочь ребенку в его творческом самовыражении, расширить его знания об окружающем мире.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам от рождения до года

По желанию, с четвертого класса, на уроках изобразительного искусства дети с тяжелыми формами ДЦП начинают осваивать рисование в графическом редакторе Paint. Был проведен эксперимент, который должен был показать, как рисование на компьютере по специально разработанной программе способствует более успешному развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП.

В эксперименте принимала участие группа детей четвертого класса с тяжелыми формами ДЦП, состоящая из пяти человек. Констатирующий эксперимент проходил в два этапа. Первый этап включал в себя анализ медицинской документации, наблюдение за испытуемыми, диагностику уровня развития творческого воображения. Второй этап – разработка адаптированной программы, проведение занятий по этой программе и контрольный анализ, который включал в себя повторное выявление уровня развития воображения у детей этой группы и сравнение его с уровнем развития воображения до начала проведения эксперимента. При тестировании использовалась методика Е. Туник, в основе которой лежат креативные тесты П. Торенса. Это тесты «Круги», «Закончи рисунок», «Неполные фигуры», «Дорисуй элемент предмета»[4]. При проведении первого теста «Круги»: использование круга при создании как можно большего количества различных рисунков, дети выполнили следующие рисунки.

Изучив и оценив результаты этого и последующих тестов, был сделан вывод о низком уровне развития творческого воображения у данной группы детей. На основе полученных знаний была разработана коррекционная программа занятий с использованием специальных заданий на развитие творческого воображения в форме игры, а также заданий по программе Б. Неменского для четвертого класса.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА IV ЧЕТВЕРТИ

ДЛЯ IV КЛАССА

Цели

урока

Коррекционная

работа

1

5.04.17

“Все народы воспевают материнство».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

дидактическая игра,

практическая работа, рефлексия.

1. Закрепить знания о геметрических фигурах:

овал, круг, линия.

2. Развивать логическое мышление, познавательные интересы, творческое

воображение.

3. Научить изображать портрет с помощью геометрическихфигур.

4. Корректируем координацию движений ведущей руки, умение точно распределять изображения относительно друг друга.

1. Специальные задания с геометрическими фигурами в программе Paint на развитие логического мышления.

2. Задание на развитие творческого воображения, с использованием геометрических фигур.

2

12.04.17

“Все народы

воспевают мудрость старости.

Портрет бабушки».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

работа учителя в программе

Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать характерные особенности

фигуры и выражения лица.

2. Развивать умения составлять рисунок из сочетания геометрических фигур и линий, выполненных карандашом в программе Paint.

3. Развивать творческое

воображение.

4. Корректируем навыки

владения линией.

1.Упражнение на развитие воображения: различными сочетианиями фигур

получаем различные

образы бабушки.

2. Упражнения,

корректирующие умения владения линией.

3

19.04.17

“Все народы

воспевают мудрость старости.

Портрет дедушки».

Беседа, просмотр презентации, рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать характерные особенности фигуры и лица дедушки.

2. Познакомить с новыми приемами рисования в программеPaint.

3. Развиваем творческое воображение.

4. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений.

1. Специальное задание на коррекцию способностей использования цвета для передачи характера человека.

2. Задание для выполнения творческого портрета.

4

26.04.17

“Сопережи-вание-великая тема в

искусстве».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

дидактическая игра,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать пространство в рисунке.

2. Научить передавать настроение.

3. Развиваем навыки

рисования в программеPaint.

4) Формируем пространственные и временные представления,

корректируем их нарушения.

1.Специальное задание на коррекцию чувства пространства и умения передать его в рисунке.

2. В процессе выполнения практической работы корректируем способности передачи психологического состояния через рисунок.

5

3.05.17

“Сопережи-вание-великая тема в

искусстве».

Беседа, просмотр презентации, рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить изображать

животное.

2. Развиваем фантазию и умение

использовать детали для передачи образа.

3. Развиваем устойчивое внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение.

4. Корректируем графические способности.

1. Специальное задание на развитие творческого воображения.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в орле

2. В процессе выполнения практической работы корректируем способности передачи физического состояния животного через рисунок.

6

10.05.17

“Герои, борцы и защитники».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать с помощью рисунка

образ богатыря.

2. Развиваем навыки владения цветом, умение через цвет передаватьобраз.

3. Развиваем устойчивое внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение.

4. Корректируем

зрительное восприятие.

1. Задание на коррекцию умения передавать свои фантазии в конкретных формах.

2. Коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений в программе Paint.

7

17.05.17

“Юность и надежды».

Плакат.

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

практическая работа,

рефлексия.

1. Дать знания о виде графики ― плакат, о специфических особенностях выполнения плаката.

2. Развиваем творческое воображение, фантазию, наглядно-образное мышление.

3. Корректируем глазомер, умение

располагатьизображения на плоскости рисунка.

1. Задание на развитие и коррекцию образного мышления.

2. Корректируем

умение обобщать,

чувствовать гармонию и передавать гармоничные отношения в композиции.

8

24.05.17

“Юность и надежды».

Портрет.

Беседа,просмотр видео, обсуждение

работ за весь год,

рефлексия.

1. Дать знания о жанре портрета.

2. Учим рисовать портрет.

3. Развиваем умения рисования в прогамме Pain.

4. Развиваем и корректируем владение пропорциональными отношениями в рисунке.

1. Задание на коррекцию восприятия предмета

и анализа его формы.

2. Коррекция нарушения координации движений, пальцев и кистей рук.

9

31.05.17

«Искусство народов мира».

Обобщающий урок.

Беседа, просмотр презентации,рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Закрепляем знания

об искусстве народов мира.

2. Учим составлению

узора в программе Paint.

3. Развиваем и закрепляем навыки составления рисунка из геометрических

фигур.

4. Корректируем

умения владения цветом, оттенками цвета в программе Paint.

1. Задание на коррекцию глазомера, применение математических способностей в рисовании.

2. Коррекция цветовосприятия и чувства гармонии в использовании цвета.

На уроке по теме “Все народы воспевают материнство» учащимися были выполнены следующие рисунки.

На каждом уроке учитель перед практическим заданием, предоствляя свой экран ученику для просмотра, демонстрирует выполнение рисунка, то есть объясняет и учит, как использовать при выполнении задания возможности прогаммы Paint. А затем уже ученик выполняет рисунок самостоятельно, предоставляя свой экран для наблюдения за его работой учителю. При необходимости педагог оказывает помощь. После завершения работы, ученик отсылает свой рисунок учителю. Затем проходит обсуждение: отмечаются удачные моменты и возникшие сложности во время рисования. Затем выставляется оценка.

После выполнения данной коррекционной программы было проведено повторное тестирование, результаты которого показали значительный рост уровня твоческого воображения данной группы детей.

Повторный тест «Круги»

Таким образом, делаем вывод: коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП, построенная с учетом специфических особенностей этих детей, способствует более успешному их творческому развитию. А значит эти дети, как и их нормально развивающиеся сверстники, тоже могут стать творцами. У них появляется реальная возможность, став взрослыми, найти себя в творческих профессиях: стать художниками, поэтами, учеными, изобретателями, то есть самореализоваться и не пропасть в этом сложном мире.

Методы рисования на компьютере с детьми с особенностями развития, описанными в этой статье, могут быть использованы и для работы с нормально развивающимися детьми.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. Л.С. Выготский.- CПб.: СОЮЗ, 2003.- 96 с.

2. Данилова Л.А. Особенности психолого-логопедического обследования больных с церебральным параличом. Реабилитация с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Л., 1972. – С. 202-205.

3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». – 608 с., 2006.

4. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2005. – 560 с.

Источник