Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте младшая группа
Игры на развитие воображения для детей младшего дошкольного возраста
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. «Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий» – определение Р. С. Немова. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
– Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
– Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
– Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
– Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
– Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. На третьем году жизни происходит свободное употребление предмета со знанием его функций. Это говорит о зарождении воображения и нового вида деятельности – игры. Ребенок использует карандаш, имитируя действие ножа для разрезание кубика, выполняющего роль хлеба. Действия побуждаются не только предметами, данными в восприятии, но и представлениями о них. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. У малышей 3-4 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. Воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Поэтому в этом возрасте образы скудны. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
Игры на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Игра «Камешки на берегу».
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5-7 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
3. Игра «Что это такое?».
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
Использованная литература:
Немов Р.С. «Психология». Книга 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Урунтаева Г.А. «Детская психология»
Источник
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.
Первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.
Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников.
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.
Развитие творческого воображения у дошкольников.
Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным – то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.
Используем для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 3 – 5 лет
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
3. Игра «Камешки на берегу».
Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
4. Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
5 . Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
6. Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
7. Игра «Перевертыши».
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
8. Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.
Источник
«Воображение
и его развитие
у дошкольников».
Подготовила воспитатель ГКУЗ НО
«Выксунский специализированный
Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна
Городской округ город Выкса
Нижегородской области
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.
Виды воображения
В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.
- Непроизвольное – пассивное.
Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.
В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.
- Произвольное – активное.
Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.
Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:
а) воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
б) творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
в) мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.
Особенности воображения у дошкольников
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
- преобладание вымысла, фантазии, сказок;
- сочетание фантазии с практическим расчетом;
- полное подчинение этой способности интеллекту.
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.
Дидактическая игра – средство развития воображения
Существует три основных вида дидактических игр:
- словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
- настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
- с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.
Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.
В детском саду (в доме малютке) должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Воображение в ИЗО деятельности дошкольника
Рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:
- произвольность;
- креативность;
- устойчивость;
- широта.
Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Сказка и воображение дошкольника
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.
Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и доме малютке. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов
- ребенок представляет в уме требуемый результат;
- углубляются представления об окружающем мире;
- идет процесс осмысления предметных свойств;
- запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
- ребёнок получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
- готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
- наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
- различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Вывод
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
«Воображение
и его развитие
у дошкольников».
Подготовила воспитатель ГКУЗ НО
«Выксунский специализированный
Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна
Городской округ город Выкса
Нижегородской области
Источник