Развитие воли ребенок 4 года

Марина Анатольевна Николаева
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.

В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости…Такие дети требуют особого внимания,особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок,не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут,что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей,воспитателей и психологов.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей,время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью и ранимостью.

В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.

Упрямство, как недостаток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания, требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.

Высшая степень проявления упрямства – негативизм.

Близки к упрямству и капризы детей, то есть беспричинная смена своих желаний и упорное стремление доводить каждое из них до выполнения. Всякий отказ со стороны взрослого вызывает у ребенка резкую эмоционально отрицательную реакцию, плачь, крик, и проявление новых, порой бессмысленных требований.

Такое поведение детей является результатом неправильного воспитания, то есть того опыта общения со взрослыми, который ребенок успел приобрести. Нет ни одной семьи, где бы ни возникало каких – либо конфликтов, так нет и ни одного ребенка, у которого не возникало бы каких–либо капризов или упрямств. Ребенок постепенно осваивает мир, учится его понимать – вступает в разногласия, эмоционально реагирует, мыслит, действует, негодует. Но у него еще нет опыта общения, да порой и достаточного словарного запаса, чтобы отстоять свою точку зрения, объяснить, почему он делает именно так. Ребенок приходит в наш мир «чистым листом» и от того, как он будет понят взрослыми, зависит его ответная реакция.

Социальное неблагополучие общества, загруженность родителей, раннее начало образования, психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко и доброжелательно, вызывают непонимание, недоверие к взрослым и различные конфликты. Например, в современных малодетных семьях нередко на одного ребенка приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно. Как себя вести с ребенком, как добиться послушания ребенка, избежать конфликтов, помочь ребенку найти понимание сверстников, эти проблемы беспокоят как родителей и педагогов.Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого совета заключается в том, что ребенку одинаково нужна строгость, дисциплина и любовь. Нередко родители во всем потакают малышу. Первые проявления ребенка, будь это крик, плачь или шалость – всегда проверка, а что последует за этим, можно ли так поступить? И от того, как отреагируют взрослые,какую реакцию вызовет его поступок: одобрение, запрещение – будут и дальнейшие действия ребенка. Главное не запутать ребенка и не разрешать «сегодня» того, что нельзя было делать «вчера». Например, рисовать на книжке, маме совершенно некогда, а ребенок сидит тихо, никому не мешает, хотя и разрисовывает книгу. Мама молчит, значит одобряет. В следующий раз такой запрет, вызовет упрямство, каприз, непонимание. Четкие правила поведения, как в семье, так и в детском саду помогут ребенку быстрее приучиться самоконтролю, адаптироваться в коллективе сверстников, найти взаимопонимание с взрослыми. Требования, предъявляемые ребенку должны учитывать не только его возраст, но и его физическое и психическое развитие, его возможности.Один из основных советов психологов: – «Учитесь разговаривать с детьми, учитесь их выслушать.» Как бывает порой трудно выслушать ребенка, но именно так, вслушиваясь, порой в сбивчивую речь можно узнать тревоги и планы, желания и страхи. Совместные эмоциональные переживания обязательно приведут к пониманию и доверию, помогут ребенку всегда видеть в вас друга и защитника. Основная деятельность дошкольника – игровая (которая включает: труд в форме игры, дидактические игры, игу в режимном процессе) и именно в ней дети познают окружающий мир, учатся общению. Задачи, на которые ребенок направляет свои усилия, должны быть подобраны индивидуально, то есть, должны быть различной сложности, а также требовать различной длительности волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Слишком легкие задания будут неинтересны, а слишком сложные могут вызвать апатию. Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого, одному достаточно подсказки, другому – необходимо пристальное внимание, практическая помощь, чтобы ребенок увидел результат своего волевого усилия. Важно поддержать само желание ребенка достичь поставленной цели.

Приемы воспитания дошкольника при его негативном поведении, как в домашних условиях, так и в детском саду за много лет не претерпели существенных изменений, их набор невелик, это – увещевание, порицание и наказание. Увещевание, или более строгое порицание, состоит в том, что взрослые указывают на нарушение правил поведения. Делать это необходимо настойчиво, давая понять ребенку, что с ним не играют, но делать это необходимо ласково, показывая всем своим видом доброе расположение к малышу, свою любовь. Здесь играет важную роль интонация, время разговора, если у ребенка очень бурная, негативная реакция, необходимо его оставить в покое, а спустя некоторое время опять поднять эту тему, выказывая свою обеспокоенность его поступком. До ребенка необходимо донести, что он поступил неправильно и ему обязательно необходимо исправиться, вместе найти пути исправления, лучше всего продемонстрировать это своим примером.Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером».

Но иногда не остается другого выхода как наказание, любому терпению может прийти конец. Наказание может быть применено только после предупреждения, когда нарушитель уже знает, что его ждет, если он не изменит своего поведения. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания А. С.Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека.

Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.

Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе труда вместе с развитием сознания и речи, формированием личности человека. Среди важнейших элементов развития личности Л. С. Выгодский выделил развитие воли.

Физиологической основой воли человека является взаимодействие второй сигнальной системы и первой. Продукт мышления (идея, понятие, мысль, приобретая вещественную форму в виде слова (сказанного или написанного, несет в себе все физиологические свойства внешнего раздражителя, т. е. вызывает при восприятии его, активную деятельность мозга, результатом чего является двигательный акт.

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.

Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.

Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.

Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения.

Список к статье

Список используемой литературы

Кузин В С Психология – Москва «Высшая школа» 1982 г

Люблинская А А Детская психология – Москва «Просвещение» 1971 г

Яковлева н Психологическая помощь дошкольнику -СПб «Валери СПД» 2002 г

Радугина А А Психология и педагогика – Москва «Центр!1999 г

Источник

Развитие волевых процессов у малышей

        Воля – это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Воля на современном этапе развития науки представляет собой явление, которое связано фактически со всеми основными психологическими понятиями, такими как мышление, эмоции, характер, темперамент, способности, мотивация и др.

     К волевым свойствам относятся: дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, решительность, настойчивость.

     К волевым качествам относятся: энергичность (способность поднять уровень активности до необходимого); терпеливость (сохранение определенного уровня активности); выдержка (способность сдерживаться); смелость (сохранение устойчивости для сохранения эффективной деятельности); организованность.

    Общим синтезирующим свойством воли считается ее сила. В большей степени в ней проявляется общая способность человека к волевым действиям. На житейском уровне часто применяется выражение «слабовольный» или «волевой» человек.

     Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.

Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы. Дошкольный возраст признается наиболее важным и ответственным периодом формирования волевых качеств. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешне и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества.

     Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ее пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), то есть соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение  инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет, так как способность ребенка к произвольному действию и подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию – формируется, к 4-м годам. Дети до 5-ти лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. В период с 2-3-х лет большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной реакции на 2 слова: «Надо» (требует действия даже вопреки желанию ребенка ) и «Нельзя» (запрещает действие, желаемое ребенком). Слова «Надо», «Можно», «Нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на 3-м году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь неприятного, а также в решимости сделать что-нибудь приятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками им еще трудно).  К 3-м годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам!» –  требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию «не делать что-то», чем приказу «делать что-то другое». Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать». Дети 3-х лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Способность отодвинуть поступок на более позднее время уже выступает показателем развития воли 3-4-хлетних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного отставания развития волевых действий у детей. С 4-х лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. К этому возрасту появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно. Ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию). К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но не все компоненты волевого действия еще достаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности,  интересы, потребности. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.

        В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складываются из импульсивных поступков – проявления воли наблюдается лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их действия непосредственно воспринимаемого, т. е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые определяют его поведение.

        Развивать волевые качества у малышей необходимо через игровые ситуации. Именно игры  воспитывают дисциплину, развивают устойчивое внимание у ребенка. Игровые ситуации развивают у детей умение действовать согласованно. Обыгрывание потешек, песенок и стихотворений учат ребенка  согласовывать движения с текстом, развивают умение начинать и заканчивать движения по команде взрослого, развивают внимание, мышление, память. Волевые качества личности более старшего дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности (игра, учение, общение, труд) при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей (игры-соревнования, ролевые игры, игры-имитации, конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные игры). Занятия по изодеятельности как метод формирования воли малыша позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление, воля.  

 Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию этого качества личности. Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • Постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • Поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • Постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциям, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  • Создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального. Взрослым следует обратить внимание на следующие методы воздействия:

  1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
  2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство должно быть ненавязчиво и незаметно для ребенка.
  3. Самостоятельность особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-то сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолеть препятствия. Поощрение должно иметь место и тогда, когда ребенок  старался, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка поощрения ассоциировались именно с его старанием, а не с его способностями.
  4. Поощрения должны доминировать над наказаниями – это играет важную роль в развитии его волевых качеств, создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.

Следует учитывать и возрастные аспекты формирования волевых качеств:

  • у детей раннего дошкольного возраста – постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;
  • в младшем дошкольном возрасте (для предупреждения проявлений капризов и упрямства) -приучать к послушанию: слушаться старших, выполнять поставленные ими задачи, советы, указания, подчиняться авторитету взрослого, доверять взрослому;
  • в среднем дошкольном возрасте – развивать самосознание, послушание, дисциплинированность, выполнение правил поведения, организованность;
  • в старшем дошкольном возрасте – подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и осознанного их выполнения.

Главное условие успеха воспитательной работы –соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребности жизни. Необходимыми является соблюдение режима дня, единство требований взрослых, четкие объяснения взрослого мотивов своего поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

Памятка для родителей!

Развивая волевые качества ребенка:

  • не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает радости больше, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Возможности ребенка во многом ограничены, и часто он не может добиться результата, тогда ему необходимо  помочь. Поначалу не все будет удаваться правильно сделать, потребует вашей переделки и большего количества времени. Но не стоит нервничать или торопиться, необходимо проявить терпение, иначе у ребенка может пропасть интерес к этим действиям. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
  • Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
  • Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи, т. к. разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
  • Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя ребенку разрешать то, что запрещено было вчера. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
  • Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 2-4 лет уже может оказывать помощь в уборке комнаты, сервировке стола, приготовлении пищи и т. п.  участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя полноправным и равноправным членом семейного коллектива, и вызывает одобрительное и уважительное отношение к самому себе и со стороны взрослых.
  • Развитие волевых качеств закладывается еще в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Источник