Развитие воли ребенка рекомендации

Развитие воли ребенка рекомендации thumbnail

Развитие волевых качеств дошкольника 

(Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям)

07.10.2015г.

Выполнила: педагог-психолог Лисницкая О.А.

Введение.

В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.

Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).

Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Общая информация о воле и волевых качествах.

В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных. Проблема воли часто отрицается, вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями. При этом все специалисты признают особую важность волевых процессов для организации обучения и развития ребенка.

Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

К волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.

Выделяют две основные функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей («не хочу, но надо»). Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались («хочу, но нельзя»).

Традиционно к волевым относятся следующие качества личности: выдержка, смелость, энергичность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность терпеливость, решительность. Слабость воли личности характеризуют: упрямство, лень, беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость.

Развивать волевые качества напрямую очень сложно. Специальных программ по развитию волевых качеств детей мало. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И уж конечно, каждый специалист сразу замечает их недостаточность, поскольку слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Воспитание воли – педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.

Приемы воспитания воли.

Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий.

  1. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Взрослый человек может предлагать ребенку широкий контекст канонов, правил, ритуалов, моделей адекватного, адаптивного поведения. Транслировать такие каноны лучше как бы между прочим, на примерах из своей и его жизни. Такие примеры хорошо иллюстрировать пословицами, поговорками, притчами («Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого», «Делу – время, потехе – час», «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества. При этом на психологическом уровне у ребенка формируется мотивация на развитие волевых качеств.
  2. Хорошие результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
  3. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. В педагогической психологии установлено, что особенно активное формирование воли у ребёнка происходит с началом обучения в школе. В условиях ДОУ аналогичный опыт, способствующий развитию волевых качеств, ребенок получает при преодолении трудностей в ходе учебных занятий. В повседневной жизни важна реализация принципа: «никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам». При формировании «волевого мускула», важно стимулировать ребенка, мягко оценивая результаты его деятельности. Полезна наглядная фиксация результатов, ежедневное подведение итогов. Вместо оценок можно рисовать веселых (грустных) зайчиков, предложить ребенку оценить свое поведение, деятельность самому, передвинув отметку на шкале, линейке. Психологическим подтекстом данного направления деятельности является формирование у ребенка механизмов обратной связи, способности к самоконтролю и самоорганизации.
  4. Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Взрослому человеку следует называть те волевые качества, которые помогли конкретному ребенку («лидеру») стать сегодня лучшим. В этом случае мы работаем с формированием эталона.
  5. Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
  6. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя? Потому, что это обидит Васю, навредит Юле и так далее по ситуации. Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
  7. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои цели, учитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ). Если цель является отдаленной, нужно помочь ребенку наметить этапы достижения этой цели, увидеть ближайшие перспективы, помочь разрешить частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели. В ходе занятий важно обсуждать причину и смысл того, что делается, зачем это нужно конкретному ребенку. На психологическом уровне в подобных случаях происходит развитие волевых мотивов и способностей к целеполаганию.
  8. Принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает волю.
  9. К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей и педагогов. Алгоритмы также можно формировать и закреплять в ходе занятий в ДОУ.
  10. В развитии волевых качеств помогает обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми (фольклорные, лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, для этого проигравший может сделать что-то штрафное, а победивший получает мини-приз. В игре нужно развивать сосредоточенность внимания на ней, способности к выполнению правил, терпение.
  11. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.

Принципы развития произвольности детей на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

1. В ходе занятий необходимо развивать у ребенка навыки формирования программы, предвидения результатов ее воплощения, постановки целей и задач, способов их выполнения, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию. Для этого взрослый человек (воспитатель, родитель) предлагает ребенку рассказать подробно, что он собирается делать (до того, как он начнет это делать).

2. Оптимален для развития произвольной регуляции следующий алгоритм:

  • механическое принятие и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы. При этом, существует принципиальная разница между программами «Делай как хочешь» и «Делай точно так» («Брось в стенку мяч» и «Попади мячом в круг»);
  • применение усвоенного алгоритма для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, педагогов). Для реализации данного принципа можно попросить ребенка придумать, спланировать или выбрать из уже известных «дело» для приятеля, педагога, мамы. При этом он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвать допущенные ошибки и объяснить, как их можно исправить. Взрослому человеку важно не стесняться быть неосведомленным и вслух признавать свои ошибки;
  • совместное создание программы деятельности, выделение ее цели, обсуждение возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализации, контролю за достигнутыми на каждом этапе результатами. Эту сложную для ребенка деятельность можно начать с «придумывания» игры;
  •  самостоятельное создание программы деятельности («придумывание игры»).

3. Для формирования волевых качеств ребенка полезно делегирование ответственности. Дети любят быть дежурными, раздавать (собирать) пособия, следить за временным регламентом, порядком и др.

4. В развитии волевых качеств в ходе занятий очень помогают конкурирующие задания, задания, основанные на реакциях выбора. При этом развиваются и волевые качества, и активное внимание Пример: «говорим тихо, а хлопаем громко».

5. Целесообразно включать в структуру занятия упражнения, направленные на формирование произвольного внимания, способности к задержке реакций, преодолению поведенческих стереотипов. Пример: «Море волнуется», «Черепашки», «Говори по сигналу».

6. Важным аспектом оптимизации произвольной регуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». Пример «глухой инструкции»: «Я не помню, что мы с тобой делали в этом упражнении». Пример «Детектора ошибок»: ребенку предлагается для анализа заведомо ошибочная ситуация, которую нужно исправить; предлагаются нелепые сюжеты, нужно найти ошибку.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста важна и сама по себе, как самостоятельное направление развития представителей этой возрастной группы, и как важный компонент их подготовки к школе.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1999.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. -Воронеж, 2005.
  3. Бреслав Г.М.. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: «Институт практической психологии», 1997.
  4. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. с англ. Е.В.Романовой. – СПб.: «Каллиста», 2004.
  5. Иванников В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: «Питер», 2006.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: “ЧеРо”, 2002.
  7. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: «Речь», 2002.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001.
  9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2006.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008.У ЦДК. 2011-2013

Советы родителям как развивать волю ребенка

1. Создайте внешние опоры (условные сигналы), помогающие  ребенку осуществлять саморегуляцию. Например, красный шарик – нельзя делать; зеленый – молодей и т.д. Сигналы могут быть как образные, так и звуковые.

2. Контролером поведения ребенка является любимая игрушка. Говорите от лица игрушки. Например:”Мишка (белочка) смотрят как ты моешь ручки (одеваешься) и т.д.”

3. Соревнование со взрослыми. Разбрасывает кубики. Предлагает играть в самого меткого охотника. Забрасываем кубики в коробку. Показываем как нужно делать. Хвалим действия ребенка.

4. Выполнение простых поручений. Ребенку дается задание: принести, сложить, рассказать о чем-то и т.д. Затем ребенок просит вас выполнять задания. Начинаете с действий с предметами. Постепенно усложняйте.

5. Выдвижение промежуточных целей. Ребенок требует исполнения своих желаний: просится на руки, требует купить игрушку и т.д. Предложите  ребенку пойти посмотреть на собачку, покормить птиц, дойти до следующего дерева и т.п. Тем самым взрослые ставят перед ребенком промежуточные цели, достижение которых подкрепляется похвалой.

6. Ограничение и конкретизация цели. Попросит ребенка не просто нарисовать кружок, а уточнить сколько. “Нарисуй два (строчку) кружка.” Тем самым вы конкретизируете объем работы. Попросите “не убрать игрушки, а убрать ТРИ игрушки. Конкретизация не пугает ребенка.

7.Дозированное увеличение задания, нарастание усилий. Например, на первом этапе вы просите нарисовать один квадрат, очень красивый. Затем нарисовать еще более красивый. Проведите анализ нарисованных предметов: какие фрагменты получились и нет и почему.

8.Создание возможности выбора цели. “Как ты хочешь и почему? Как ты считаешь и почему” Вопрос “Почему?” необходим для осознания ребенком действия.

9. Создание ситуации борьбы мотивов. Всегда спрашивайте у ребенка “Почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой ребенок (сказочный герой), почему?”

10. Прогнозирование и обсуждение возможных последствий данных действий”А что будет, если…?”

Источник

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Развитие воли ребенка рекомендации

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Развитие воли ребенка рекомендации

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

Развитие воли ребенка рекомендации

3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

Развитие воли ребенка рекомендации

7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Источник