Развитие волевого поведения ребенка это
Публикация на тему: «Развитие волевого поведения у детей»
Воля – сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.
С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.
Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психолого-физиологическое и волевое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Поступление в школу для ребенка является переломным моментом в его жизни. Отличительная особенность положения ученика, состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно-значимой деятельностью, которая сопровождается волевыми действиями, порожденным актуальными потребностями и стимулом. Необходимость в этих действиях возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Для того чтобы ребенок успешно справлялся с препятствиями возникающими в учебной деятельности ему необходимо выработать в себе волевые качества.
Развитие силы воли у детей – важный этап формирования полноценной личности, которая способна достигать намеченного, прикладывать адекватные усилия и получать удовольствие от проделанной работы.
Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.
Существуют признаки, по которым можно исследовать волю и волевые качества младшего школьника:
1. Дисциплинированность: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителя, выполнение правил в учебной деятельности), добровольное выполнение правил, установленных коллективом, недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на мероприятие), соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки;
2. Самостоятельность: умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность или досуг, умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности, выполнение посильной работы без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний, подсказок);
3. Упорство и настойчивость: умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности, умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда) Упорство – умение человека преодолевать всякие преграды и трудности. Известно, что А.В. Суворов, И.В. Мичурин, Н. Островский, не отличавшиеся физической силой, преодолевали колоссальные трудности и добивались намеченной цели. И.В. Мичурин пишет о себе, « Теперь даже самому не верится, как я со своим слабым здоровьем, мог вынести частые тяжелые работы».
4. Выдержка: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (помехи, неудачи), контроль своего поведения в непривычной обстановке, умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах) и тормозить чувства при сильном эмоциональном возбуждении (радость, негодование);
5. Организованность: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место), планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки;
6. Решительность: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка, выполнение принятого решения без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений, проявление решительных действий в непривычной обстановке;
7. Инициативность: проявление субъективного творчества, выдумки, рационализации, участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов, стремление проявить инициативу в непривычной обстановке;
8. Целеустремленность: является волевым свойством личности, проявляющимся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели, как необходимые ступени на пути к достижению основной цели, а все лишнее, ненужное отбрасывается.
9. Смелость: умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.
С.Л.Рубинштейн говорил, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта…. который,…возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.
За каждое волевое действие ученик несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник должен вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, регулярно готовить домашние задания; причем делать все это надо и тогда, когда нет желания. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, обязательных для всех детей.
Воля школьника характеризуется следующими основными чертами.
Младшие школьники, как правило, с интересом, старательно учатся, глубоко переживают все изменения в своей жизни. Они еще не могут длительное время удерживать цель действия, поэтому без поддержки из вне не всегда доводят дело до конца. Самостоятельность в этом возрасте развита еще слабо. В свободное время у учащихся первых- вторых классов она чаще проявляется в форме двигательной разрядки, без критического осмысливания своего поведения. При единстве требований школы и семьи у детей этого возраста успешно развиваются такие качества, как организованность и прилежание.
Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. В. А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым учителем» отмечает, что каждый учитель должен быть исследователем, успехи которого могут быть обеспечены широкой культурой общего порядка, широким знанием психолого-педагогических закономерностей и как мудрый человек он должен помогать ребенку, а особенно в первые трудные школьные дни обучения».
Учитель не просто взрослый наставник, а является официальным носителем общественных требований к ребенку. Для ребенка- школьника проблемой является новый уровень отношений с родителями. Ведь требования их к ребенку носят уже совсем иной характер. Теперь он ценится, прежде всего, за то, как справляется со своими учебными делами, как ведет себя в школе, а также какие отметки приносит домой. Вместе с новыми обязанностями поступивший в школу ребенок получает новые права. Родители обязаны снабжать ребенка ученическими принадлежностями и создавать условия для занятий. Палочки, желуди и картинки, которые еще недавно являлись средствами игры, теперь, в условиях учебной работы, выполняют иную роль: они становятся наглядными пособиями, которые помогают обучаться счету и письму. Поступление в школу перестраивает весь образ жизни ребенка и далеко не сразу маленький школьник обучается управлять своим поведением и внутренними психическими процессами.
Таким образом, психолого-педагогическая проблема заключается в том, чтобы в этих трудных для начинающего ученика условиях родители и учитель помогли развить его волю, волевые качества, которые необходимы для процесса обучения и дальнейшей жизни.
По мнению психолога М. Брихцина, воля – это сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом, как необходимость и возможность, способность человека к самобилизации и саморегуляции.
Развитие волевой регуляции поведения у младших школьников осуществляется в нескольких направлениях. И.М. Сеченов трактовал их так: « С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, которые рассматриваются как объективизация сознательных психических действий. Произвольное движение есть всегда сознательное. С другой – обретение ребенком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.» Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок идет в школу и учится пользоваться волей, как средством психической и поведенческой саморегуляции.
Поведение ребенка под влиянием предъявляемых к нему требований начинается с усиленного развития выдержки, сдержанности и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. В процессе учебной деятельности крепнут и дефференцируются мотивы долга. Не только развиваются мотивы долга перед родителями, учителями, но и перед коллективом класса. Все это оказывает решающее влияние на развитие воли детей: из чувственной и импульсивной воли дошкольника при правильном воспитании развивается высокосознательная и дисциплинированная воля школьника. Исследования В.А. Иванникова (1960), В.И. Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3 классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Это наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия, намеренное запоминание учебного материала, внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие эти действия, например, отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузна, не подкреплена нравственными принципами.
По А.И. Высоцкому школьники младших классов часто проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли учителя и еще для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых. Но, как показывают исследования Л.И. Божович, М.Н. Волокитской, на первых порах ребенка побуждает учиться еще и более близкий и доступный ему мотив сама учебная деятельность. Учащиеся со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, например, на уроках физкультуры. При изучении нелюбимых предметов активность проявляется только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы, способные побороть влияние мешающих делу эмоции и внешних воздействий.
У младших школьников в определенной мере развита самостоятельность, однако она протекает чаще всего от импульсивности возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуаций и своей роли в ней. Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение, они считают, проявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы, школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости. Поводом для проявления упрямства в учебной деятельности является конфликт между учащимися и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. А отметка учителя, оценивающая результат учебной работы школьника является конкретным выражением его мотивации. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании отвечать урок или подчиняться требованиям учителя. «Старайтесь не обескураживать ребенка, особенно на первых порах его учебы,- пишет А.Е. Адрианова, – у младшего школьника только закладывается стремление к преодолению трудностей».
Нельзя ни отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность. Она, в определенной мере, может быть связана с все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью. Проявление смелости школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявлять смелость одному. По данным Ю. И. Шульги родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обучении первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости.
У младших школьников возрастает выдержка и умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей. Г. Мюнстерберг, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке и слабо осознают свои возможности в ее проявлении, стремясь быть выдержанными, руководствуясь связанными с ближайшей перспективой мотивами. Ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке и мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.
По мнению таких психологов, как С.В. Ивашкин, В.И. Селиванов второклассники уже применяют и некоторые приемы самостимуляции, самоодобрение, вспоминая о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности. Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где они выполняют ряд домашних дел по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных занятий, т.е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.
С. В. Ивашкин показал, что третьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них не хватает его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках.
Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым. С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.
Источник
Развитие волевых процессов у малышей
Воля – это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.
Воля на современном этапе развития науки представляет собой явление, которое связано фактически со всеми основными психологическими понятиями, такими как мышление, эмоции, характер, темперамент, способности, мотивация и др.
К волевым свойствам относятся: дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, решительность, настойчивость.
К волевым качествам относятся: энергичность (способность поднять уровень активности до необходимого); терпеливость (сохранение определенного уровня активности); выдержка (способность сдерживаться); смелость (сохранение устойчивости для сохранения эффективной деятельности); организованность.
Общим синтезирующим свойством воли считается ее сила. В большей степени в ней проявляется общая способность человека к волевым действиям. На житейском уровне часто применяется выражение «слабовольный» или «волевой» человек.
Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы. Дошкольный возраст признается наиболее важным и ответственным периодом формирования волевых качеств. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешне и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ее пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), то есть соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет, так как способность ребенка к произвольному действию и подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию – формируется, к 4-м годам. Дети до 5-ти лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. В период с 2-3-х лет большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной реакции на 2 слова: «Надо» (требует действия даже вопреки желанию ребенка ) и «Нельзя» (запрещает действие, желаемое ребенком). Слова «Надо», «Можно», «Нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на 3-м году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь неприятного, а также в решимости сделать что-нибудь приятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками им еще трудно). К 3-м годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам!» – требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию «не делать что-то», чем приказу «делать что-то другое». Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать». Дети 3-х лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Способность отодвинуть поступок на более позднее время уже выступает показателем развития воли 3-4-хлетних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного отставания развития волевых действий у детей. С 4-х лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. К этому возрасту появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно. Ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию). К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но не все компоненты волевого действия еще достаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складываются из импульсивных поступков – проявления воли наблюдается лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их действия непосредственно воспринимаемого, т. е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые определяют его поведение.
Развивать волевые качества у малышей необходимо через игровые ситуации. Именно игры воспитывают дисциплину, развивают устойчивое внимание у ребенка. Игровые ситуации развивают у детей умение действовать согласованно. Обыгрывание потешек, песенок и стихотворений учат ребенка согласовывать движения с текстом, развивают умение начинать и заканчивать движения по команде взрослого, развивают внимание, мышление, память. Волевые качества личности более старшего дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности (игра, учение, общение, труд) при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей (игры-соревнования, ролевые игры, игры-имитации, конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные игры). Занятия по изодеятельности как метод формирования воли малыша позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление, воля.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию этого качества личности. Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
- Постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
- Поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
- Постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциям, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
- Создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального. Взрослым следует обратить внимание на следующие методы воздействия:
- Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
- Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство должно быть ненавязчиво и незаметно для ребенка.
- Самостоятельность особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-то сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолеть препятствия. Поощрение должно иметь место и тогда, когда ребенок старался, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка поощрения ассоциировались именно с его старанием, а не с его способностями.
- Поощрения должны доминировать над наказаниями – это играет важную роль в развитии его волевых качеств, создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.
Следует учитывать и возрастные аспекты формирования волевых качеств:
- у детей раннего дошкольного возраста – постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;
- в младшем дошкольном возрасте (для предупреждения проявлений капризов и упрямства) -приучать к послушанию: слушаться старших, выполнять поставленные ими задачи, советы, указания, подчиняться авторитету взрослого, доверять взрослому;
- в среднем дошкольном возрасте – развивать самосознание, послушание, дисциплинированность, выполнение правил поведения, организованность;
- в старшем дошкольном возрасте – подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и осознанного их выполнения.
Главное условие успеха воспитательной работы -соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребности жизни. Необходимыми является соблюдение режима дня, единство требований взрослых, четкие объяснения взрослого мотивов своего поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.
Памятка для родителей!
Развивая волевые качества ребенка:
- не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает радости больше, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Возможности ребенка во многом ограничены, и часто он не может добиться результата, тогда ему необходимо помочь. Поначалу не все будет удаваться правильно сделать, потребует вашей переделки и большего количества времени. Но не стоит нервничать или торопиться, необходимо проявить терпение, иначе у ребенка может пропасть интерес к этим действиям. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
- Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
- Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи, т. к. разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
- Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя ребенку разрешать то, что запрещено было вчера. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
- Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 2-4 лет уже может оказывать помощь в уборке комнаты, сервировке стола, приготовлении пищи и т. п. участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя полноправным и равноправным членом семейного коллектива, и вызывает одобрительное и уважительное отношение к самому себе и со стороны взрослых.
- Развитие волевых качеств закладывается еще в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.
Источник