Развитие внутренней речи ребенка

Развитие внутренней речи ребенка thumbnail

Внутренняя речь ребенка. Когда ребенок начинает думать словами беззвучно, это и называется внутренней речью. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендуем родителям и специалистам:

   – Развитие речи младшего дошкольника

Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: “Ма-ма!”; при виде кошки громко восклицает: “Киса! Хочу кису!” Когда ему подносят ложку с горьким лекарством, он бурно выражает протест: “Не надо! Не хочу!”

Только на четвертом году появляется шепотная речь, а около пяти лет – речь “про себя”, когда ребенок начинает думать словами беззвучно. Это и называется внутренней речью.

Психологи (в частности, А. Н. Соколов) предположили, что в раннем детстве в мозге ребенка вырабатываются связи между тем или иным звуком и соответствующим мышечным ощущением, получаемым при его артикуляции. Таким образом, слышимые и произносимые слова связываются. В первые годы жизни роль мышечных ощущений так велика, что ребенок не может их затормозить, поэтому он еще не способен ни к шепотной речи, ни тем более к речи “про себя”. В дальнейшем, по мере того как речь ребенка развивается, роль мышечных ощущений несколько уменьшается, и тогда их уже удается тормозить.

Это предположение подтверждается теми наблюдениями, которые были проведены на детях в нашей лаборатории. В разделе “Ребенок готовится заговорить” рассказывалось об опытах Г. С. Лях. В них было показано, что звукоподражание у младенца первых месяцев жизни можно вызвать только в том случае, если он видит артикуляторную мимику взрослого человека и может ей подражать. Затем, в результате того, что получаемые при имитации мимики мышечные ощущения много-много раз совпадали со звуками, слышимыми при этом, устанавливаются условные связи. Только теперь, услышав произносимый взрослым звук (и не видя артикуляторной мимики), ребенок сможет его воспроизвести.

В дальнейшем, когда малыш начинает подражательно артикулировать слова, весь комплекс мышечно-звуковых ощущений связывается с предметом. Игра двух-трехлетних детей (у которых речь развита) обязательно сопровождается называнием игрушек и производимых с ними действий.

Славик Е. 2 лет 6 месяцев катает по полу автомобильчик и приговаривает: “Би-и, би-и – бибикает! Едет оттуда сюда. Би-и!” Автомобильчик задевает за ножку стула, и мальчик продолжает: “Бах! Бах! Бибика бах и самалась” (сломалась).

Соня Ш. трех лет укачивает на руках куклу и говорит: “Соня лялю бай-бай положит… а-а-а! а-а-а! Ляля глазки закила (закрыла)”… Вдруг девочка пронзительно завизжала и тут же продолжает успокоительным тоном: “Не плакай, не плакай, я тебе моёженое куплю! Ага, замолчала!”

Лишь на четвертом году ребенок начинает играть молча, производя с предметом разнообразные действия. Так, Леночка 4 лет 6 месяцев молча, сосредоточенно пеленает куклу, укладывает ее спать и затем тихонько, чтобы не разбудить ее, начинает “прибирать” в куклиной комнате. Правда, это молчание длится недолго. Вскоре (минуты через две-три) Леночка начинает шептать: “Вот так, а теперь пойду в магазин, надо молочка купить и кашки!”

Можно наблюдать, что и в игре вдвоем-втроем дети некоторое время уже делают что-то молча. Постепенно, с возрастом такие промежутки молчаливой (но осмысленной, с целенаправленными действиями) игры становятся длительнее. Это моменты, когда ребенок пользуется внутренней речью.

Четырехлетний Володя Б. водит кошку на задних лапах, потом отпускает ее, кошка сразу становится на все четыре лапы, тогда мальчик снова поднимает ее на задние лапы и ведет перед собой. “Володя, не мучай киску”,- говорит ему мать. “Я не мучаю. Я вот смотрю, как ее научить ходить. Ей тоже четыре года, а она все еще на четвереньках бегает”. Ребенок размышлял об этом “про себя”.

Внутренняя речь представляет для детей большую трудность, чем громкая. Это видно хотя бы из того, что при всяком усложнении умственной задачи ребятишки переходят на громкую речь. Коля П. 5 лет складывает из кубиков гараж, но он не получается – все время рушится крыша; мальчик хмурится и начинает бормотать: “Опять не так. Надо побольше кубик… нет, вот стенку ближе подвинуть”. Дети 6- 7 лет при обучении чтению и счету начинают говорить громко: “Три яблока да еще яблоко… будет четыре яблока”.

Дети долго не могут научиться читать “про себя” и произносят читаемые слова вслух, затем после какого-то периода обучения они начинают читать шепотом, и только значительно позже – примерно через год после начала обучения – развивается способность чтения молча. При письме малыши также стремятся повторять то, что они пишут.

Читайте также:  Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка

А. Н. Соколов хотел проверить, насколько важны для мыслительной деятельности взрослого человека и детей двигательные импульсы с артикуляторных органов. Для этого испытуемому давали задачу, но во время ее решения он должен был зажать язык зубами и сжать губы. Оказалось, что взрослым людям это почти не мешало и они справлялись с задачей, у детей же умственная деятельность очень заметно тормозилась. Значит, речевые кинестезии (т. е. мышечные импульсы с органов артикуляции) являются необходимыми для мыслительной деятельности ребенка.

Хотя роль импульсов с речевой мускулатуры у взрослых и меньше, чем у детей, но все же и здесь они имеют существенное значение. Так, при трудностях (например, при решении сложной задачи и т. п.) и у взрослых наблюдается усиление потоков импульсов с речевых мышц, хотя они в это время ничего не говорят вслух.
У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в школьном возрасте.

Источник: книга М. Кольцовой “Ребенок учится говорить”

Уважаемые
родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании
сайта games-for-kids.ru,
то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас.
Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством
бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь
вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти
у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению,
поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания
разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников.
Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно
посмотрите специальный раздел сайта “Сюжетные
картинки для развития речи”. Здесь вы сможете
скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления
рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки,
связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями.
Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи у детейУпражнения для развития речисюжетные картинки для развития речи

Видео – Букварь на YouTube

Новогодние поделки для детей

Новогодние снежинки своими руками

Новогодние елки своими руками

Новогодние вытынанки на окна

Новогодние шары своими руками

Новогодние поделки из бумаги

Новогодние поделки из шишек

Новогодние поделки и елочные игрушки из соленого теста

Источник

Подготовка к школе. Важный момент, о котором мало кто знает

Конечно, не раз слышали, что необходимо работать над развитием речи ребенка еще до школы. Как правило, мы понимаем, что надо расширять активный словарь ребенка, учить малыша  использовать в речи  не только существительные и глаголы, но и другие части речи,  строить  распространенные предложения. Но  это, оказывается,  не все.

Когда мы говорим о развитии речи,  то имеем в виду внешнюю, громкую речь. И мало кто догадывается, что есть еще внутренняя речь. Мы ее не слышим и, соответственно, не замечаем роль внутренней речи в поведении и развитии ребенка. А роль ее огромна. Формирование внутренней речи – это и есть тот очень важный момент подготовки к школе, о котором многие даже не догадываются. А потом удивляются, что  ребенок плохо учится.

Наверняка в вашей жизни были ситуации, когда Вы сказали ребенку что-то сделать, прошло уже минут 15-20, а он ничего не сделал. И на ваше замечание он может искренне удивиться: «А что надо было сделать?»

В домашних условиях это не очень бросается в глаза, а вот в  детском саду и школе такие дети часто получают замечания за то, что сделали не так или вообще ничего не сделали.

В классе учитель объясняет ученикам, что надо написать, к примеру, слово «Задача». Только учитель замолчал и тут же поднимается рука: «Что делать?» Учитель повторяет объяснение второй раз. Этому ребенку понятно. Но,  даже не дав договорить учителю, раздается возглас: «А где писать?»  Как Вы думаете, сколько раз учитель сможет объяснить одно и то же?  Возможно, мог бы и много раз, но урок не резиновый и, кроме написания слова «Задача», есть еще много работы, которую надо успеть выполнить.

А что же делает тот ученик, который не получил ответ на свой вопрос, потому что это был уже 5-6 совершенно одинаковый вопрос? Естественно, пока он посмотрит в соседскую тетрадь, спросит у другого соседа и, наконец-то, соберется писать, дети уже закончат решать эту задачу. Всем понятно, что такой ученик хорошо учиться сможет наврядли. А вот замечания будет получать с завидной регулярностью.

Читайте также:  История развития ребенка пермь

Почему так происходит, ведь ребенок слышит хорошо? 

Оказывается, кроме громкой речи, у каждого человека есть еще и внутренняя речь,  иногда мы называем ее  внутренний голос.  Когда мы получаем инструкцию, то этот голос диктует нам каждое действие, которое надо сделать, и тогда мы выполняем  работу  без проблем. У детей часто бывает по-другому. Пока ребенок слышит инструкцию, ему все понятно. Но как только голос замолчал,  у ребенка в голове воцарилась тишина. Его внутренний голос повторить ничего не может или только какую-то часть инструкции. Вот и сидит ребенок, не знает, что ему делать.

Даже если Ваш ребенок очень хорошо подготовлен к школе, все умеет и все знает, это не является показателем сформированности  внутренней речи.  Когда у ребенка внутренняя речь развита хорошо, он может все действия делать молча.  А вот если ребенок все свои действия говорит вслух, если все его мысли у него на языке, значит,  внутренняя речь еще не развита.  Что очень сильно затруднит его работу в школе.

Формирование внутренней речи – это очень длительный процесс, который зависит от многих составляющих. И по мановению волшебной палочки или приказу родителей она не сформируется. В то же время, при подготовке к школе стоит обратить  особое внимание на этот вопрос. 

Возьмите на вооружение несколько простых приемов, которые помогут ребенку в формировании его внутренней речи и станут хорошей учебной привычкой.   

При подготовке к школе надо обращать внимание не столько на багаж знаний, сколько на развитие  способностей  ребенка.  И формирование внутренней речи стоит на одной ступеньке с памятью и вниманием.

Как развивать внутреннюю речь ребенка

Внутренняя речь свидетельствует о более высоком уровне развития мыслительных способностей. И формируется внутренняя речь на основе громкой речи. Сначала ребенок все проговаривает вслух, комментирует свои действия, действия предметов, повторяет все слова взрослых, как бы запоминая их. И только потом начинает переходить на шепотную речь, а потом и молча.

Это хорошо заметно, когда ребенок учится читать или считать. Попросите малыша посчитать  что-нибудь. Он тут же начнет считать вслух или, в лучшем случае, шепотом. Даже в первом классе далеко не все дети могут посчитать предметы молча. Точно так же происходит и при чтении.  Сначала ребенок читает вслух и очень громко, затем громкость снижается и со временем ребенок учится читать шепотом. И только после этого он сможет читать молча и понимать прочитанное.

У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в младшем школьном возрасте. И чем раньше это произойдет, тем лучше для ребенка –  он будет легче и лучше учиться. И мы можем помочь своему малышу в формировании его внутренней речи путем несложных упражнений. Не пугайтесь, специально ничего делать не надо, все эти упражнения выполняются  совместно с другими видами деятельности и не требуют отдельных  усилий.  В данном случае, надо просто знать, что это полезно делать и делать.

Что же надо делать, чтобы помочь ребенку сформировать его внутреннюю речь?

Повторение  инструкции. 

Одним из важных моментов является умение слышать и понимать словесную инструкцию. Вспомните, что Вы делаете, когда получили какое-то указание к действию? Вы повторяете мысленно все этапы действия и выполняете их. И так Вы делаете автоматически, совсем не замечая этого, потому,  что у вас есть внутренняя речь, которая  отдает команды к действию. Вот этому и надо научить ребенка.

Все очень просто. Вы сказали ребенку: «Возьми зонтик и отнеси его  в шкаф». И тут же спрашиваете: «Что я сказала тебе сделать?»

Ваша задача – добиться, чтобы ребенок повторил инструкцию, как можно точнее, ну уж, по крайней мере, назвал все этапы действия. Это можно делать в течение дня несколько раз. Просить, чтобы ребенок повторял за Вами все Ваши слова. Со временем ребенок научиться запоминать и более сложные инструкции, а Вы заметите, что ребенок выполняет Ваши поручения гораздо лучше.

Проговаривание.

Вспомните, как Вы вели себя, когда первый раз сели за компьютер или включили новую стиральную машинку. Вы, конечно, прочитали инструкцию к применению  и пошли пробовать, как это делается на практике. И скорее всего, Вы всю эту инструкцию проговаривали себе вслух, облегчая освоение новых навыков.

Но даже если Вы и не говорили вслух, то все равно Ваши органы речи были в более напряженном активном состоянии. По исследованиям медиков и психологов при решении трудных задач любого характера наблюдается усилении импульсов речевых мышц, хотя внешне это может и не проявляться.

Читайте также:  Игрушки для годовалого ребенка развитие сенсора и моторики

Именно поэтому мы учим детей все проговаривать вслух. Особенно это касается наиболее трудных для ребенка процессов – письмо, счет, решение примеров и задач.

На практике это может выглядеть так: ребенок  что-то  делает и диктует все действия  себе сам.

Так, списывая слово “Лондон”, ребенок проговаривает вслух каждое свое действие: пишу с новой строки, начинаю с большой буквы, пишу букву Л, пишу букву О, пишу букву Н, пишу букву Д, пишу букву О, пишу букву Н, ставлю запятую. Некоторым детям удобнее диктовать себе слово по слогам. Можно и так. Это зависит от уровня овладения чтением ребенка.

Сейчас, при чтении статьи, Вам это может показаться трудным, но на деле дети очень быстро понимают, что от них требуется, и легко проговаривают все свои действия. Главное, создать привычку это делать.

Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ, значительно уменьшает количество ошибок.

Для развития внутренней речи есть много различных заданий и упражнений, но  те, что я показала самые простые, удобные и эффективные. Возьмите их на вооружение, чтобы Ваши дети учились успешнее.

О внутренней речи.

С первого класса все дети знают, что существует письменная речь и устная.  А вот о существовании внутренней речи даже не все взрослые знают. Что же это такое – внутренняя речь и как она влияет на обучение ребенка?

Вспомните, как разговаривает маленький ребенок – всегда все произносит вслух. И даже шепотом  ребенок начинает говорить где-то после 4 лет. Когда малыш играет, он обязательно озвучивает все свои действия, называет игрушки, повторяет слова, как бы уточняя их.

По мнению психологов, в первые годы жизни,  в мозге ребенка устанавливаются связи между звуком и мышечным ощущением, необходимым для произношения звука. В процессе развития речи, роль мышечных ощущений уменьшается и появляется шепотная речь, а затем она переходит во внутреннюю речь, т.е. произношение слова без внешнего движения артикуляционного аппарата.

Внутренняя речь  является  для ребенка более трудным процессом, но крайне необходимым. Вы обращали внимание, что выполняя трудную работу, ребенок начинает проговаривать вслух. Так он помогает сам себе справиться с трудной задачей.

Кстати, и взрослые делают так же. Вспомните, как Вы выполняете новое для себя дело? Читаете инструкцию и каждый этап проговариваете вслух или шепотом. Особенно хорошо это заметно, если  человек устал или делает непривычное для себя дело. Оказывается, и для взрослых   внутренняя  речь  более трудная, чем внешняя.

Но как  же влияет внутренняя речь на обучение ребенка? 

Оказывается, внутренняя речь имеет очень большое значение в жизни и в обучении ребенка. Вот, к примеру, Вы сказали ребенку: «Возьми книгу и положи ее на полку».  Ребенок мысленно повторяет Ваши слова и понимает, что ему надо сделать. Он  теперь сам себе дает команды. Некоторые дети это проделывают вслух,  что тоже допустимо в младшем школьном возрасте.

Но если  внутренняя речь не развита, то команды ребенок дать себе не может, он просто не знает, что ему делать. И поэтому ребенок или сразу спрашивает: «Что сделать» или просто не выполняет Ваше указание.  И не делает он его не из вредности, не  по незнанию, а потому, что у него нет внутреннего командира, который дает команды.  Пока ребенок маленький, это не очень заметно, тем более, что в дошкольном возрасте внутренняя речь только начинает формироваться.

А вот когда такой ребенок приходит в школу, то тут начинаются настоящие проблемы.  Учитель говорит, что надо сделать, а  ребенок  не выполняет  или  по  нескольку  раз переспрашивает, что делать.  И, конечно, постоянно получает замечания. А родители очень часто слышат, что ребенок не слушает, не внимателен на уроках, плохо работает. И не догадываются многие, что виной всему не невнимательность, анеразвитая внутренняя речь, которая не позволяет ребенку услышать и правильно выполнить инструкцию.

Хотите проверить, как ребенок слышит  Вас?  Скажите ему какую-нибудь инструкцию из 2-3 этапов и попросите повторить: Повтори, что я тебе сказала?   Если Ваш малыш все повторил правильно, прекрасно. А если нет, то не стоит отчаиваться и ругать ребенка.  Надо просто уделить больше внимания развитию внутренней речи.  Об этом пойдет речь в следующей статье.

Источник