Развитие внутренней позиции ребенка

Развитие внутренней позиции ребенка thumbnail

Особенности формирования внутренней позиции школьника

у современных детей.

За последнее время произошли существенные изменения в образовании: снизился порог начала обучения, выросли требования школы к предметной подготовке первоклассников, появилось множество программ подготовки к школе, альтернативных школьной, изменилось само отношение к обучению в школе у детей и взрослых. Современные дети изучают иностранный язык за счет времени игры, так необходимой в этом возрасте. Произошло «размывание» границ между дошкольным и младшим школьным возрастами. У многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации, формирование внутренней позиции школьника происходит с трудностями и временными задержками.

Понятие внутренней позиции школьника было введено в начале 50-х годов XX века Л.И. Божович. Внутренняя позиция школьника – субъективная составляющая социальной ситуации развития ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и накладывающая свой отпечаток на развитие всей личности ребенка в этот период. Заявление первоклассника «Я – первоклассник, я – уже школьник!» говорит о развитии самосознания. Желание ходить в школу, получать новые знания – новые потребности. Ребенок переживает новый статус, что, в свою очередь, рождает новые чувства и эмоции. Возникают новые формы поведения, соответствующие роли ученика. Внутренняя позиция школьника – центральное новообразование семи лет.

В дошкольном возрасте сфера интересов ребенка переносится из области мира предметов в область мира людей и их отношений. Это происходит в игровой деятельности, где ребенок примеряет на себя социальные роли, модели поведения взрослых людей. В этой деятельности формируются такие новообразования возраста, как произвольность, иерархия мотивов, познавательная и личностная формы общения со взрослыми, развитие воображения. Происходит развитие интеллектуальной сферы, формируется внутренняя позиция школьника. Внутренняя позиция школьника необходима для принятия и выполнения ребенком учебных задач, построения новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе как активному и ответственному члену общества. По мнению Т.А. Нежновой, структура внутренней позиции школьника включает следующие компоненты: общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам. Основное направление становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам состоит в постепенном переходе от ориентации на внешнюю, формальную сторону школьной жизни, через осознание социальной значимости учения к интересу к содержательному, собственно учебному ее компоненту (Т.А. Нежнова).

Внутренняя позиция школьника тесно связана с мотивами учения, среди которых выделяются познавательный и социальный мотив, которые рассматриваются как основное содержание внутренней позиции школьника. Также из-за высокой значимости для детей младшего школьного возраста часто рассматривается мотив получения высокой отметки. В исследованиях психологов была экспериментально установлена связь между развитием внутренней позиции школьника и самооценки. Выявлено, что высокая, но не максимальная самооценка, как правило, соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника. Таким образом, прослеживается связь между внутренней позицией школьника и сферой самосознания. Новое отношение к действительности отражается не только на мотивационной сфере и сфере самосознания. Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно рассматривать в двух аспектах: как осознанное отношение к школе и связанному с ней образу жизни и как личностное образование, включающее в себя уровень развития самосознания, мотивы учения, эмоциональное отношение и новые формы поведения. Поэтому внутренняя позиция школьника понимается как личностная готовность к школе. Понятие «личностная готовность к школе» часто используется для обозначения внутренней позиции школьника в ее широком понимании.

Для исследования внутренней позиции школьника можно использовать следующие методики:

1. Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова). Беседа направлена на выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника по таким направлениям, как общее отношение к школе, предпочтение школьных видов деятельности дошкольным, принятие школьных норм, признание авторитета учителя.

2. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (Н.И. Гуткина). В этой беседе существует два типа вопросов: характеризующих внутреннюю позицию школьника и познавательную направленность. В нашем исследовании мы анализировали ответы детей только на вопросы первой группы.

3. Методика на определение общего эмоционального отношения к школе (М.Р. Гинзбург), которую мы использовали для уточнения аффективней составляющей внутренней позиции школьника.

4. Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург). Эта методика дает возможность определить наличие разных мотивов в структуре учебной деятельности: учебный (познавательный), социальный, внешний, игровой, позиционный, мотив получения отметки.

5. Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина) на определение доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка, которая позволяет определить предпочтение познавательной или игровой деятельности в ситуации выбора деятельности.

6. Методика для определения особенностей становления раннего образа «Я» (Е.З. Васина). В раннем образе «Я» выделяется аффективный компонент (самооценка) и когнитивный (Я-концепция).

7. Методика «Ролевые оппозиции» (Т.В. Ермолова, Е.В. Панцырная), направленная на выявление особенностей социального поведения. С помощью данной методики выявляются особенности реального ролевого поведения в ситуации решения социальной задачи.

Наблюдая за современными старшими дошкольниками и первоклассниками, можно сделать выводы :

  1. Дети эмоционально начинают открывать для себя школьную реальность к шести годам, а в семь лет происходит соотнесение ожиданий с реальной практикой жизни ученика.

  2. В период от пяти к семи годам происходит структурная перестройка личностной готовности к школе. В 5 лет внутренняя позиция школьника связана только со способностью ребенка принимать и удерживать роль в процессе решения социальной задачи, а компоненты самосознания, мотивы учения и эмоциональное отношение к школе не связаны с представлением о себе как о школьнике. У шестилетних и семилетних детей появляется взаимосвязь внутренней позиции школьника и сферы самосознания

  3. В старшем дошкольном возрасте признак пола является значимым

для развития мотивов учения: у большинства девочек темп развития мотивов учения выше, чем у мальчиков того же возраста.

  1. Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-х гг. прошлого века: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции школьника и мотивационного аспекта деятельности. У современных детей 6-7 лет внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности, у дошкольников – представлением о детском саде, как о форме подготовки к школе. Внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослым. Период формирования раннего образа «Я» у современных детей становится более продолжительным.

Троянова А.Н.

Педагог-психолог Павловской гимназии.

Источник

Сущность понятия «внутренняя позиция»

Определение 1

Внутренняя позиция школьника – это психологическое новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста и характеризующее готовность ребенка к школе.

Российское образование за последние десятилетия существенно изменилось. Дошкольное детство стало насыщенным специальными школьными атрибутами, а содержание и формы воспитательно-образовательного процесса приблизились к учебной деятельности, в результате чего произошло стирание границ между дошкольным и младшим школьным возрастом.

Проживание дошкольного детства, по мнению Н.И. Гуткиной, привело к изменению общего уровня психологической готовности ребенка к школе. Многие первоклассники, несмотря на умение читать и писать, с психологической точки зрения к школе ещё не готовы, и имеют низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации.

Психологическая адаптация к школе – это процесс освоения школьной действительности и здесь необходимо выяснить внутреннюю позицию школьника.

В психологию это понятие было введено в 1968 г Л.И. Божович и понимается как новое отношение ребенка к среде. Возникает это отношение в результате переплетения познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми – обе потребности выступают на новом уровне. У ребенка возникает необходимость узнавать новое и вступать в новые социальные отношения с взрослыми людьми, что возможно через учебную деятельность.

Личностную готовность ребенка к обучению выражает его отношение к самому себе, к сверстникам, к взрослым. Неготовность ребенка к обучению в школе проявляется в детской непосредственности – такие дети перебивают друг друга, не поднимают руку, рассказывают учителю о своих чувствах, в работу включаются только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним. Они не следят за тем, что происходит в классе, нарушают дисциплину, мешают другим. Получая замечание, сильно обижаются, жалуются на плохую учительницу, школу, неинтересные уроки. Для таких детей характерна мотивационная незрелость, влекущая за собой пробелы в знаниях. В результате личностной незрелости ребенка возникают трудности формирования произвольного поведения.

Ряд специалистов считают, что слабое развитие произвольности является основной причиной психологической готовности к школе. Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развитие которого происходит внутри учебной деятельности – это с одной стороны, а с другой стороны – слабо развитая произвольность мешает обучению в школе.

На первое место в готовности к школе Д.Б. Эльконин ставил сформированность необходимых предпосылок, а именно:

  • умение ребенка подчинять свои действия правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение слушать и выполнять задания говорящего, которые предлагаются в устной форме;
  • умение выполнять требуемое задание самостоятельно.

Обучение первоклассников фактически опирается на параметры развития произвольности, которые являются частью психологической готовности к школе. Очень важно, чтобы внутренняя позиция школьника сформировалась у ребенка к началу обучения в школе. Также надо помнить и то, что игра продолжает оставаться основной деятельностью ребенка в шестилетнем возрасте, а вот сформировать навык учебной деятельности предстоит учителю.

Становление внутренней позиции

Ребенок с развитой внутренней позицией включается в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном исполнении намерений и целей, но, исследования показали, что внутренняя позиция недолговечна. К третьему классу обучения она выражается уже слабо, а затем совсем исчезает.

Специалисты видят причину исчезновения внутренней позиции школьника в высокой регламентации учебного процесса, а также в игнорировании особенностей мотивации.Если до поступления в школу внутренняя позиция не была сформирована, то и в школе она практически не формируется – такой вывод был сделан на основании исследований, проведенных в лаборатории Н.И. Гуткиной.

В исследованиях, проведенных М.С. Гриневой, рассматривалась возрастая динамика личностной готовности ребенка к школе от 5 к 7 годам. В результате было отмечено, что период от 5 до 6 лет является наиболее благоприятным для формирования мотивов учения, а после 6 лет эффективно развивать сферу самосознания и познавательную мотивацию.

Если сравнивать детей, поступающих в школу, конца 2000-х годов с детьми конца 1980-х годов, то значительные различия отмечаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции и мотивационном аспекте деятельности. Внутренняя позиция школьника у современных 6-7 летних детей обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учиться. Что касается дошкольников, то их позиция связана с представлением о детском саде как о форме подготовки к школе.

Для современных первоклассников характерно стремление к сохранению дошкольных форм отношений с взрослыми, а это говорит о том, что период формирования раннего образа «Я» становится у современных детей более длительным. Исследования также показывают, что дети, живущие в городе, о школе хорошо осведомлены к 5 годам образ школы для них довольно притягательный. Возможно, это связано с конкретной школьной атрибутикой – портфель, учебник, парта, которые, скорее всего, выступают для них как игровые аксессуары. Пятилетние дети ещё не осознают уклад школьной жизни – формы обучения, поощрения, наказания, правила, особенности общения и др.

Конкретизация представлений школьного уклада жизни с положительным к ней отношением укрепляется к 6 годам, что выражается в принятии групповой урочной формы работы и отказе от индивидуальных занятий на дому. Большинство детей хорошо принимают групповую урочную форму обучения, и образ школы для них является местом получения знаний.

Для 7 летних детей значимой уже становится отметка, которая воспринимается как поощрение их учебной деятельности, причем приходит и понимание того, что в школу дети приходят не за отметками и в самой учебе есть другие смыслы. Так постепенно они осваивают новый социально значимый для них статус и приобщаются к миру знаний.

Становление внутренней позиции школьника рассматривается также и через «позиционное самоопределение» и становление самооценки.

Между внутренней позицией школьника и самооценкой была установлена связь в экспериментальном исследовании Л.Г. Бортниковой. Было выяснено, что высокая самооценка соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят в отношении к себе серьезные изменения. В 7 лет в период кризиса появляются устойчивые представления о «Я-идеале» – это своеобразная норма, с которой ребенок сравнивает свое поведение, а это значит, что процесс оценивания себя становится рациональным.

Замечание 1

Именно в младшем школьном возрасте идет постепенное расхождение «Я-реального» и «Я-идеального».

Методы формирования внутренней позиции школьника

Чтобы ещё у дошкольника сформировалась внутренняя позиция школьника, воспитатель должен решить три основные задачи:

  1. формировать правильные представления о школе и об учении;
  2. формировать эмоциональное положительное отношение к школе;
  3. формировать опыт учебной деятельности.

Для того, чтобы выполнить данные задачи используются определенные методы и среди них:

  • беседы с детьми о школе;
  • разучивание стихов на тему школы и чтение рассказов о школе;
  • беседы по картинкам, отражающим жизнь школы;
  • рисование на тему школы;
  • игры в школу.

Подборка стихов и рассказов о школе должна показать детям разные стороны школьной жизни, здесь и радостные лица детворы, бегущей в школу, важность школьных знаний, школьную дружбу, необходимость помощи товарищам, правила поведения на уроке и др.

Важно, с помощью беседы, ознакомить детей с образами «плохого ученика» и «хорошего ученика», правильного и неправильного поведения. Старшие дошкольники лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием и с интересом их слушают.

Играя с детьми в школу можно моделировать школу будущего, в сюжет игры вводить, например, роль Незнайки, не желающего учиться и выполнять установленные правила.

Формируя положительное отношение к обучению в школе можно в детский сад пригласить учителя и организовать экскурсию на школьный двор, приглашение школьников в детский сад, сделать выставку «Наши родители – школьники» и др.

Источник

Формируем внутреннюю позицию школьника.

(Рекомендации родителям)

Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли их ребёнок к кардинальным изменениям? В этой связи следует иметь в виду, что биологический возраст ребёнка и психологический могут

не совпадать. Даже среди семилеток встречаются дети с типично дошкольным поведением, и, напротив, есть малыши среди подготовительной группы детского сада с полноценной психологической готовностью к школе. Первые с самого начала обучения могут испытать затруднения, вторые быстро и легко адаптируются к школе.

Важным показателем психологической готовности к обучению является внутренняя позиция школьника, которую в широком смысле можно определить как систему потребностей и установок ребёнка, связанных со школой. Ребёнка начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со

взрослыми, содержание занятий, формы их проведения. Говорить о сформированности внутренней позиции школьника можно в том случае, если

ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё; чувствует необходимость учения. Формирование внутренней позиции школьника начинается ещё в дошкольном детстве. В сюжетно-ролевых играх мальчики и девочки пробуют себя в роли учителя и ученика. Важно, чтобы

для этих игр у детей было достаточно информации о школе, о разных сторонах обучения. Эти сведения они получают из семьи: от родителей, старших братьев и сестёр, родственников, соседей. Именно от них зависит, насколько позитивной будет такая информация. С приходом ребёнка в

школу формирование внутренней позиции продолжается. Знания и переживания о школе и учёбе первоклассники приносят домой. Здесь ищут поддержки в трудностях и тревогах, стремятся поделиться своими радостями и успехами. Роль родителей в становлении положительного отношения к учению, в развитии внутренней позиции школьника так же велика, как и роль первого учителя. Давайте подумаем, как помочь детям скорее стать настоящими школьниками.

Почему у ребёнка «испортился» характер?

Признаки проблемы.

Часто первоклассники становятся более капризными и упрямыми, чем были в дошкольном возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с собой, когда видим, что любимый ребёнок, недавно ещё доверчивый и ласковый, замыкается,

обижается в ответ на наши попытки помочь и даже грубит.Мнение науки.

Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает

один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он

отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не

потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не

хватает для поступательного развития ближайшего окружения, его «тянет» к более широкому

социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит,

отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.Что делать?

В такой период больше, чем когдалибо, юному школьнику нужна наша поддержка.

Постарайтесь, чтобы она не6 обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и

наши встревоженные и растерянные лица. Другое дело, если ребёнок почувствует, насколько

важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к

нему начинают относиться подругому, с большим уважением. Хорошо, если иногда он будет

слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его первых успехах в школе. Ребёнку

будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается

трудное задание.Готов ли ребёнок к школе?Признаки проблемы.

Не все хорошо подготовлены к школе. Конечно, всё чаще в первый класс приходят дети

читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какойнибудь иностранный язык. Это

называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний истощается, и главным становится желание и умение учиться.Мнение науки.

Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая проявляется – в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили новый красивый портфель;

в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;

в способности организовывать и контролировать свои действия;

в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;

в способности на достаточном уровне сосредотачивать внимание, воспринимать предлагаемый материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для

учения.Что делать?

Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса к содержанию новой для них учебной деятельности.

Во первых, важно создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на положительные эмоции по отношению к учёбе в школе.

Во вторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставил перед собой (научиться писать, складывать и т.п.), с результатами своей деятельности (этому научился, а этому нет) и с прилагаемыми им самим усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не постарался»).

В третьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте с отметкой, которую первоклассник ещё долго не будет получать). Необходимо помнить, что похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём, когда родитель сравнивает успехи начинающего ученика не с успехами других, а с его

прежними результатами.

В четвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, контролируя их и самостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно также

формировать привычку слушать и выполнять указания взрослого. Начинать с того, чтобы попросить ребёнка повторить инструкцию. Для тренировок подойдут любые виды графических диктантов (обведение клеточек, их заполнение условными значками).

Первый учитель.Признаки проблемы.

Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё

знает про пугающеувлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю,

так, как если бы он был его родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному

школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным

учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на

их желании учиться.Мнение науки.

Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как

родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для

эффективного психологического развития ребёнка на протяжении всего младшего школьного

возраста. Дело в тои, что интеллектуальное и возрастное развитие детей в данный период проходит

через усвоение основ нравственных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде.

Вариативны только способы их представления. если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и

не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он усвоит

легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом слове педагога, учение

будет долгим и трудным.

Что делать?

В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его

авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться ваш

сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и

о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните:

учитель – близкий друг и помощник не только вашего ребёнка, но и ваш.

Как завести новых друзей?

Признаки проблемы.

Ещё недавно ваш сын или ваша дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе всё по -другому. Почему то нужно сидеть рядом с мальчиком или девочкой, которые не очень нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но это полбеды. В классе так «заведено», что

нельзя начать новое задание, если кто-то ещё не доделал предыдущее, или, наоборот, тебя все недовольно ждут и шёпотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?Мнение науки.

Учёные отмечают, что, попав в школу, ребёнок впервые сталкивается не просто с межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от выполнения заданий каждым учеником.

Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они очень привлекательны. Каждый юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первого класса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных принадлежностей, близость проживания или дружба родителей. И только потом постепенно на первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.

Что делать?

Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка. Общение определяется также умением устанавливать контакт с детьми. Понаблюдайте за особенностями контактов своего первоклассника: есть ли у ребёнка друзья, приходят ли они

домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности.

Слишком частая смена партнёрство общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается» сверстниками. «Ябедничество», которое часто встречается у семилетних детей, если оно ярко выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка

другими детьми. В ряде случаев ребёнок не умеет «мирным путём» разрешить возникающие конфликты. Нарушения общения со сверстниками очень часто становятся причинами отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.

Уважаемые родители первоклассников! У вас начинается новая трудная, но увлекательная жизнь. Оставайтесь родителями для начинающих школьников: заботливыми, всё понимающими, поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.

Источник