Развитие внимания у слепого ребенка

Развитие внимания у слепого ребенка thumbnail

 Внимание слепых 
 
Внимание, не являясь самостоятельным
психическим процессом, проявляется внутри
ощущений, восприятий, памяти, мышления
и других процессов как сосредоточение
сознания на отражаемом объекте. Избирательная
направленность внимания обеспечивает
особую ясность и отчетливость осознания
объекта. Включение произвольного внимания
в тот или иной процесс существенно изменяет
его, превращая в направленную деятельность.
Так, восприятие превращается в наблюдение,
случайное течение мыслей – в обдумывание
той или иной задачи, непроизвольное
воспроизведение образов и мыслей в процесс
припоминания и т.д. Придавая психической
деятельности избирательную направленность,
внимание в то же время дает эффект сенсибилизации,
которую нужно понимать не только как
повышение чувствительности, но и, как
указывал С.Л. Рубинштейн, повышение восприимчивости
к впечатлениям, мыслям, действиям и т.д.
Внимание обеспечивает также сосредоточение
сознания на объекте деятельности при
одновременном его отвлечении от всего
постороннего, мешающего деятельности
в заданном направлении. 
 
Выпадение или нарушение зрительных функций
при слепоте делает невозможным или затрудняет
зрительное отражение мира, в результате
чего из сферы ощущений и восприятий выпадает
огромное количество сигналов, информирующих
человека о важнейших свойствах предметов
и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация
этих пробелов в чувственном опыте возможна
только при активизации деятельности
сохранных органов чувств. В этой активизации
существенная роль принадлежит вниманию.

Внимание как сторона 
психической деятельности слепых исследовано 
еще крайне недостаточно. Однако его
большое значение для компенсации дефектов
зрения отмечается почти всеми тифлопсихологами
и педагогами. 
 
В XIX – начале XX в. в тифлопсиходогии было
широко распространено мнение, согласно
которому слепота вызывает положительные
автоматические изменения всех свойств
внимания, и в первую очередь его устойчивости,
интенсивности, концентрированности.
“Зрение, – писал

 К. Штумпф – наносит ущерб  нашему вниманию не столько
рассеянностью, которую оно вызывает,
сколько одновременностью впечатлений,
которую оно обусловливает.

 Зрительные восприятия 
обладают той особенностью, что они
притекают к нам одновременно целой массой
и, таким образом, в известном смысле оглушают
и спутывают сознание, которое, будучи
подавлено тяжестью зрелища, блуждает
от одного объекта к другому, не зная, на
чем остановиться и сосредоточиться. Это
непостоянство входит в потребность и
в привычку, влияние которой на нашу психическую
деятельность мы так хорошо сознаем, что
когда мы хотим особенно сосредоточить
наше внимание, мы закрываем глаза и таким
образом искусственно делаем себя слепыми.
Наоборот, осязательные и слуховые ощущения
являются по своей природе разъединенными; они входят в сознание последовательно,
и психика занимается ими без труда, совсей возрастающей
интенсивностью.  
 
Приведенная цитата говорит о стремлении
тифлопсихологов оторвать внимание от
детерминирующей его окружающей среды
и человеческой деятельности, трактовать
его как феномен духа, а заодно и противопоставить
зрительное восприятие слуховому и осязательному. 
 
Не подлежит сомнению, что первоначально
внимание (непроизвольное) возникает и
разнимется независимо от сознания субъекта
деятельности, будучи детерминировано
либо органическими потребностями, либо
воздействующими на органы чувств внешними
раздражителями. При этом качественные
особенности внимания существенно зависят
от интенсивности раздражителя. Поэтому
сокращение количества внешних воздействий,
обусловленное полным или частичным выпадением
зрительных ощущений и восприятий (наиболее
дифференцированных, опредмеченных, эмоционально
окрашенных), не только не способствует,
но напротив препятствует развитию внимания.
Эксперименты по сенсорной изоляции свидетельствуют
о том, что резкое сокращение внешних воздействий
вызывает не только так называемый сенсорный
голод, но и отрицательно сказывается
на объеме, устойчивости, концентрированности
и других свойствах внимания. 
 
Наблюдения за слепыми детьми говорят
о низком уровне развития их внимания,
обусловленном узостью интересов к окружающему
миру, о котором они получают по сравнению
со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные
и разрозненные сведения. Нужно отметить
также, что уменьшение количества раздражений
при нарушениях зрения снижает устойчивость
внимания. В то же время длительное воздействие
слуховых раздражителей быстро утомляет
слепых и ведет к рассеиванию внимания.
Утверждения тифлопсихологов старой школы
о повышении устойчивости внимания при
выпадении зрительных функций часто имеют
умозрительный характер и опровергаются
тем, что слепые получают, во-первых, достаточное
количество раздражений других модальностей,
способных отвлечь их внимание, а во-вторых,
слуховые раздражители являются хотя
и краткодействующими, но настолько сильными
, что способны отвлекать внимание не в
меньшей степени, нежели зрительные. 
 
Отрицательное влияние сужения сферы
чувственного познания на внимание слепых
отмечалось Шредером, Цехом и другими
тифлологами. Однако это не означает, что
внимание слепых не может интенсивно развиваться
и достигать такого же уровня, как у нормально
видящих. 
 
Высшие виды внимания (произвольное и
послепроизвольное) непосредственно связаны
с деятельностью, в процессе выполнения
которой формируются духовные потребности,
интересы, волевые качества и сознание
личности, в конечном итоге определяющие
уровень развития и направленность внимания.

 Отсюда становится понятным,
что приобщение лиц с дефектами зрения
к активной деятельности должно способствовать
развитию непроизвольного и произвольною
внимания. 
 
Для успешного развития внимания слепых
имеет значение и возникающая у них потребность
в отчетливом, рельефном восприятии многочисленных
свойств , предметов их признаков, которые
приобретают сигнальное значение и выступают
на первый план при нарушениях зрения. 
 
Затруднения, испытываемые лицами с дефектами
зрения в процессе познавательной и трудовой
деятельности, требуют от них гораздо
более внимательного отношения к ряду
операций. В результате подсознательно
формируется установка на внимание, на
более тщательный контроль за своими действиями.
Например , если нормально видящий ориентируется
на местности преимущественно автоматически,
то слепой почти все время должен внимательно
наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять)
за происходящими вокруг него изменениями
обстановки; если у нормальновидящего
сравнительно легко формируются целостные
образы объектов, то слепой, лишенный возможности
одномоментно охватить их взглядом, должен
гораздо более внимательно обследовать
их, чтобы образы были адекватны оригиналам.
Особенности формирования установки на
внимание хорошо подтверждаются данными
экспериментального исследования этого
процесса у слабовидящих: в корректурных
пробах они делают значительно меньше
ошибок, чем нормально видящие, хотя пропускная
способность их зрительного аппарата
гораздо ниже. 
 
Повышение роли внимания при дефектах
зрения может способствовать и способствует
его развитию только в том случае, если
субъект активно включается в деятельность.
Только в этом случае развивается способность
произвольно направлять сознание на объекты
деятельности, что делает возможным их
адекватное отражение при полной или частичной
слепоте, и значительной мере компенсируя
обусловленные дефектом вторичные отклонения. 

 Особенности 
внимания слепых

Всматриваясь, вслушиваясь,
напряженно обдумывая или припоминая
что-либо, человек внешне выражает состояние 
внимания мимикой и пантомимикой
– выразительными движениями лица и 
тела.

Читайте также:  Физиология развития ребенка по месяцам

 Выразительные 
движения формируются на основе 
зрительного восприятия и подражательной 
деятельности и зависят от 
того, насколько отчетливо и осмысленно 
они воспринимаются ребенком 
от взрослых. При наиболее глубоких 
нарушениях зрения визуальное 
восприятие выразительных движений 
взрослых затрудняется или становится 
невозможным, вследствие чего 
полностью или частично исчезает 
потребность в подражании.

То, что выразительные 
движения есть результат подражательной
деятельности, хорошо иллюстрируется
отсутствием или слабым развитием 
мимики у нормально видящих детей,
воспитанных слепыми родителями.

При тотальной слепоте 
типичные для состояния внимания
позы и сокращения мышц лица – нахмуривание
бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда,
поворот к объекту, на который направлено
внимание, и т.п. – отсутствуют или проявляются
в очень ослабленном виде.

Для слепого в 
состоянии внимания характерны маскообразное 
выражение лица и такое фиксированное 
положение головы и тела, которое 
способствует наиболее отчетливому 
слуховому восприятию. Например, часто 
можно наблюдать, как слепые, вслушиваясь 
в чью-либо речь, поворачиваются к 
говорящему вполоборота.

В тифлопсиходогии
известны многочисленные, по неудачные
попытки обучения слепых мимическому
выражению внимания. Однако элементарные
проявления сосредоточения внимания,
например, поворот головы в сторону говорящего,
легко усваиваются слепыми и должны у
них формироваться в процессе воспитания
и обучения. 

Внимание не имеет собственного
содержания и проявляется внутри
различных психических процессов.
Отсутствие зрения, обусловливая при 
известных условиях компенсаторное
развитие слухового и осязательного 
восприятия, соответственно требует 
развития слухового и осязательною
внимания. Однако вопрос о преобладании
того или иного типа внимания не может
быть решен однозначно, так как их развитие
как у слепых, так и у нормально видящих
зависит не только и даже не столько от
состояния анализаторов и уровня чувствительности,
сколько от характера деятельности индивида.
Например, при ориентации слепых в большом
пространстве внимание проявляется преимущественно
внутри слухового восприятия, а при предметопознавательной
деятельности – в осязании.

Поэтому имеющие место 
в тифлопсихологии попытки охарактеризовать
внимание слепых как акустическое несостоятельны
и порочны в своей основе, так как нацеливают
процесс обучения на применение исключительно
вербальных (словесных) методов.

Внимание характеризуется 
рядом свойств (объем, концентрированность,
устойчивость, отвлекаемость и т.д.),
проявление и развитие которых у 
слепых имеют некоторые особенности.
Например, затруднения в сфере 
восприятия отрицательно сказываются 
на объеме, переключаемости и устойчивости
внимания. Замедленное и недостаточно
полное восприятие ограничивает разнообразие
впечатлений и действий, что является
одним из важнейших условий устойчивости
внимания; скорость переключения внимания
связана со скоростью и точностью 
восприятия; такая же зависимость 
наблюдается между качеством 
восприятия и объемом внимания.

Специфичным для слепых является
также значение некоторых свойств 
внимания для деятельности. Так, при 
ориентировке в большом пространстве
необходима хорошая распределяемость
внимания, тогда как его концентрация,
широко представленная в аналогичных
процессах у зрячих, для слепых попросту
вредна. Действительно, выпадение зрительных
ощущений может быть компенсировано только
при условии рецепции всех остальных раздражителей,
сосредоточение же сознания только на
каком-либо одном виде раздражителей не
может дать целостного образа, в результате
чего снижается точность ориентировки.

                                                 
Заключение

В
заключение следует заметить, что слепота
вносит некоторые специфические особенности
в развитие и проявление внимания.

 
Однако в целом развитие внимания слепых
подчиняется тем же закономерностям, что
и у нормально видящих, и может достигать
такого же уровня развития. Это обусловлено
тем, что внимание, не будучи связано с
каким-либо определенным психическим
процессом и тем более с функционированием
какого-либо анализатора, формируется
в деятельности и зависит от приобретенных
волевых, интеллектуальных и эмоциональных
свойств личности, от активности человека.

 
По этой же причине воспитание 
внимания и формирование внимательности 
как свойства личности у детей 
с дефектами зрения осуществляется 
на той же основе и теми 
же способами, что и в массовой школе.

                                               
Литература

1. Бюрклен К. Психология слепых.
– М., 1934. С. 137-189.

2. Фомича Л.А., Румянцева П.М. Слуховое
и тактильное внимание слепых детей //
Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. –
Л., 1955. Т. 100.

Источник

Дети и взрослые постоянно находятся под
воздействием многочисленных предметов и явлений
окружающей действительности. Однако в каждый
данный момент ими производится отбор того, что
должно быть воспринято, а всё остальное не
замечается. Эта направленность психической
деятельности сознания человека на избирательное
восприятие определённых предметов и явлений
называется вниманием. Внимание своего особого
содержания не имеет, оно проявляется внутри
восприятия, мышления, а значит внимание –
сторона всех познавательных процессов сознания
и при том та их сторона, в которой они выступают,
как деятельность, направленная на объект. Мы
внимательны, когда мы не только слышим, но и
слушаем или даже прислушиваемся, не только видим,
но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда
подчеркнута или повышена активность нашей
познавательной деятельности в процессе познания
или отражения объективной реальности. Внимание
– это, прежде всего динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности. За
вниманием всегда стоят интересы и потребности,
установки и направленность личности. Во внимании
находит себе заострённое выражение связь
сознания с предметом, т. е. с одной стороны
внимание направляется на объект, с другой –
объект привлекает внимание, значит внимание
теснейшим образом связано с деятельностью.
Сначала оно включено непосредственно в
практическую деятельность, в поведение,
возникает как настороженность, бдительность,
готовность к действию по первому сигналу.
Внимание – это связь сознания с объектом, более
или менее цепкая, тесная; в действии, в
деятельности она и крепится, его результатом
является улучшение всякой деятельности, которой
оно сопутствует.

Основными видами внимания являются
произвольное и непроизвольное. Непроизвольное
связано с рефлекторными установками, оно
устанавливается и поддерживается независимо от
сознательного намерения человека, а т. к. оно
возникает без волевых усилий, то считается
пассивным. Непроизвольное внимание обычно
обусловлено непосредственным интересом. Там, где
нет такой непосредственной заинтересованности,
и наше внимание направляется сознательным
усилием, то возникает произвольное внимание,
которое считается активным. Произвольное
внимание у ребёнка формируется только в общении
с взрослыми, этим вниманием можно управлять, и
здесь приемлема простая формула – “мне нужно
быть внимательным, я внимателен не смотря ни на
что”.

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что
внимание – это “ та дверь, через которую
проходит всё, что только входит в душу человека
из внешнего мира”. И действительно, внимание –
это основа любой интеллектуальной деятельности.
Ни один психический процесс не может протекать
без внимания. Включение внимания в то или иной
процесс существенно изменяет его, превращая в
направленную деятельность. Так восприятие
превращается в наблюдение, случайное течение
мыслей – в обдумывание той или иной задачи,
непроизвольное воспроизведение образов и мыслей
– в процессе припоминания. Выпадение или
нарушение зрительных функций делает невозможным
или затрудняет зрительное отражение мира, в
результате чего из сферы ощущений или восприятий
выпадает огромное количество сигналов,
информирующих человека о важнейших свойствах
предметов и явлений.

Совершенно очевидно, что компенсация этих
пробелов в чувственном опыте возможна только при
активации деятельности сохранных органов
чувств. И в этой активизации существенная роль
принадлежит вниманию, которое характеризуется
рядом свойств (объём, концентрированность,
устойчивость, переключаемость,
распределяемость). Проявление и развитие этих
свойств имеют некоторые особенности. Например,
затруднения в сфере восприятия отрицательно
сказываются на объёме переключаемости и
устойчивости внимания. Замедленное и
недостаточно полное восприятие препятствует
разнообразию впечатлений и действий, что
является одним из важнейших условий
устойчивости внимания. Замедленное и
недостаточно полное восприятие препятствует
разнообразию впечатлений и действий, что
является одним из важнейших условий
устойчивости внимания. Однако, в целом развитие
внимания у детей с дефектами зрения подчиняется
тем же закономерностям, что и у нормально видящих
и может достигать такого же уровня развития. Это
обусловлено тем, что внимание формируется в
деятельности и зависит от активности человека,
от волевых интеллектуальных и эмоциональных
свойств личности. По этой же причине воспитание
внимания и формирование внимательности, как
свойство личности у детей с нарушением зрения
осуществляется на той же основе и теми же
способами, что и в массовой школе или детском
саду.

Читайте также:  Центр развития ребенка я сам курган

Внимание можно сравнить с лучом прожектора,
который направляется на яркое, наиболее
значимое. Этот луч может быть сильным и слабым,
узким и широким, устойчивым и колеблющимся,
управляемым и не очень. В зависимости от
направленности и проявления различают три формы
внимания – сенсорное, интеллектуальное и
моторное (т. е. двигательное). Для любого ребёнка,
особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно
развивать внимание, совершенствовать его формы и
виды. От уровня сформированности внимания
зависят точность и полнота зрительного
восприятия. Итак, у слабовидящих и частично
видящих детей внимание развивается плохо, т. к.
значительное снижение зрения ограничивает
восприятие тех объектов, которые могут вызывать
интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных
нарушениях зрения и слуха наблюдается
неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и
снижение умственной работоспособности.

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо
развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет
следует развивать у ребёнка способность как
можно дольше удерживать внимание на одном и том
же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет
устойчивость и концентрация внимания ребёнка
ещё очень низкая, к 6-7 годам она увеличивается, но
всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка
нужно постепенно развивать способность делать
волевые усилия и в частности, в ходе решения
интеллектуальных задач. Устойчивость
существенно повышается, если ребёнок активно
взаимодействует с предметом (изучает,
рассматривает). Неумение быстро переключить
внимание приводит к затруднениям, когда нужно от
игры перейти к занятию, в таких случаях говорят,
что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы
переключить своё внимание на другое. Это
достигается путём специальной тренировки,
благодаря которой развивается произвольное
внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку
становиться способным активно, избирательно “
извлекать” из памяти ему нужную информацию,
выделять главное.

Нарушения внимания выражаются в изменении его
основных свойств. У людей страдающих
расстройствами внимания, наиболее частой
является жалоба на трудность сосредоточения, на
невозможность концентрировать своё внимание на
выполнение определённого задания. Такое
неустойчивое внимание характеризуется
повышенной отвлекаемостью. В этой связи
необходимо воспитывать внимание у детей.

Процесс возрастного развития внимания – это
улучшение внимания с возрастом под влиянием
внешних стимулов, которыми являются окружающие
предметы, речь взрослых, отдельные слова.
Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста
отражает его интересы по отношению к окружающим
предметам и выполняемым с ним действиям. Ребёнок
сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет.
Появление нового предмета тотчас же вызывает
переключение внимания на него. Поэтому дети
редко длительное время занимаются одним и тем же
делом. На протяжении дошкольного возраста в
связи с усложнением деятельности детей и их
продвижением в общем умственном развитии
внимание приобретает большую сосредоточенность
и устойчивость. Так, если младшие дошкольники
смогут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к 5-6
годам длительность игры возрастает до 2х часов.
Это объясняется тем, что в игре отражаются более
сложные действия и взаимоотношения людей, и
интерес к ней поддерживается постоянным
введением новых ситуаций. Возрастает
устойчивость внимания и при рассматривании
детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Но,
основное изменение внимания в дошкольном
возрасте состоит в том, что дети впервые начинают
управлять своим вниманием, сознательно
направлять его на определённые предметы,
явления, применяя для этого некоторые способы.

Само по себе развитие непроизвольного внимания
не приводит к возникновению произвольного,
которое формируется благодаря тому, что взрослые
включают ребёнка в новые виды деятельности и при
помощи определённых средств направляют и
организуют его внимание. Руководя вниманием
ребёнка, взрослые тем самым дают ему средства, с
помощью которых он впоследствии начинает и сам
управлять своим вниманием. Помимо ситуативных
средств, организующих внимание в связи с
конкретной задачей, существует универсальное
средство организации внимания – речь.
Первоначально взрослые организуют внимание
ребёнка при помощи словесных указаний, а позднее
он начинает сам обозначать словесно те предметы
и явления, на которые необходимо обратить
внимание, чтобы достичь нужного результата. По
мере развития планирующей функции речи ребёнка
становится способным заранее организовать своё
внимание на предстоящей деятельности,
сформулировать словесно, на что он должен
ориентироваться. Таким образом, произвольное
внимание формируется в дошкольном возрасте в
связи с возрастным развитием речи и её роли в
регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита
речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше
уровень развития восприятия и тем раньше
формируется произвольное внимание.

В развитии внимания у ребёнка существенным
является его интеллектуализация, которая
совершается в процессе умственного развития
ребёнка: внимание, опирающееся сначала на
чувственное содержание, начинает переключаться
на мыслительные связи. В результате расширяется
объём внимания ребёнка, а это в свою очередь
находится в теснейшей связи с общим умственным
развитием ребёнка. Таким образом, развивая
познавательные способности ребёнка, мы
развиваем и его произвольное внимание.

Хотя дети дошкольного возраста и начинают
овладевать произвольным вниманием,
непроизвольное остаётся преобладающим на
протяжении всего дошкольного возраста. Для
возбуждения и поддержания непроизвольного
внимания важно использовать эмоциональные
факторы: возбудить интерес, внести известную
эмоциональную насыщенность. Развитию
непроизвольного внимания способствуют
проблемные и целевые игры; живое, яркое
логическое изложение материала с использованием
рисунков, схем, муляжей и других наглядных
средств обучения. Существенным условием
поддержанием внимания является разнообразие
сообщаемого материала, соединяющееся с
последовательностью и связанностью его
изменения.

При дефектах зрения главным условием развития
внимания является активное участие детей в любом
виде деятельности (учебной, игровой, трудовой,
умственной). Поэтому необходимо учит детей
всматриваться, вслушиваться и осязать различные
качества и свойства предмета. А так как у детей
дошкольного возраста ещё слабо развита
способность к произвольному вниманию, то и для
зрячих, и для слабо видящих детей,
нецелесообразно строить учебно-воспитательный
процесс только на основе непроизвольного
внимания. Ещё К.Д. Ушинский отмечал: “Приучите
ребёнка делать не только, что его занимает, но и
то, что не занимает делать ради удовольствия
исполнить свою обязанность”. Поэтому
необходимо, начиная с детского сада, воспитывать
волевое ( произвольное) внимание, опираясь на
непроизвольное. С этой целью используемые на
занятиях элементы игры, продуктивные виды
деятельности, частая смена форм деятельности
позволяют поддерживать внимание детей на
достаточно высоком уровне.

Читайте также:  Проблемы воспитания ребенка в семье с нарушениями в развитии

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь
непроизвольное внимание детей, а при общении
воспитателя с детьми через куклу способствует
лучшей концентрации внимания и активизации их
речи. Дидактическая игра включается в занятии не
только для того, чтобы углубить содержание
знаний детей, но и для того, чтобы посредством
игры активизировать познавательный процесс,
внимание, наблюдательность, память, фантазию.
Наряду со зрительным восприятием в таких играх
совершенствуется осязание и слух. Так, игры “
Волшебный мешочек”, “Угадай на ощупь” требуют
от детей сосредоточенного внимания, активной
деятельности анализаторов, умения различать,
сравнивать и обобщать. Игры типа “Фанты” и “Что
летает?” требуют напряженной умственной работы,
соревнования в сообразительности, внимания.
Увлечение такой игрой повышает способность к
произвольному вниманию, помогает быстрому и
прочному запоминанию.

Словесные игры развивают умение внимательно
слушать, более четко формулировать свои мысли.
Сообразительности и внимания требуют такие игры,
в которых из частей составляется целое –
разрезные картинки, кубики. Независимо, от
характера задачи все дидактические игры
развивают у детей произвольное внимание –
умение сосредоточиться на поставленной цели.
Пальчиковые игры развивают координацию
движений, помогают концентрировать внимание.
Если они сопровождаются стихами, то у детей
развивается речь и чувство ритма, а ритм
облегчает процесс восприятия и деятельность, что
особенно необходимо детям с различными
отклонениями в здоровье и развитии. Одни дети
слишком активны, неусидчивы, несдержанные,
действуют импульсивно, необдуманно. Таким детям
с неустойчивым вниманием, неусидчивым полезны
индивидуальные игры со строительным материалом,
т. к. такая игра может так увлечь ребёнка, что он
доведёт её до конца: играя один, он сможет
спокойно, самостоятельно выполнить задуманное.
Другие дети, наоборот, несколько замедленны,
вялы, недостаточно активны, неорганизованные и
рассеяны. При работе с такими детьми необходимо
активизировать их внимание, поощряя старания и
повышая самооценку.

Упражнения игрового характера оказывают
благотворное влияние на общий тонус организма
детей, моторику, развивают внимание и память,
создают положительный эмоциональный настрой.
Обязательной частью любого занятия с детьми с
недостатками зрения является проведение физ.
Минуток, во время которых необходимо проводить
специальную гимнастику глаз, для снятия
зрительного напряжения, что в свою очередь
делает занятие неутомительным и даёт
возможность организовать внимание ребёнка на
предстоящей работе.

В нашей повседневной работе с детьми, я
обратила внимание на тот факт, что развитие
внимания детей начинается ежедневно уже с порога
детского сада. Та же утренняя гимнастика даёт
возможность формировать переключение внимания,
т.к. выполняя упражнения, ребёнок действует по
команде взрослого, быстро переходя от одного
движения к другому. На музыкальных и
физкультурных занятиях развиваются виды
внимания и свойства, а продолжение этого можно
видеть на прогулке с детьми, когда ведутся
наблюдения в природе и проводятся подвижные игры
на воздухе. В своей каждодневной работе с детьми
я тоже уделяю внимание и работаю над развитием
свойств внимания ребёнка. Перед занятием прошу
обратить внимание детей на тот факт, что подошло
время начинать занятие, т. е. делаю установку и
тем самым переключаю внимание детей и даю
возможность перейти им от игры к занятию.

В учебной деятельности идёт развитие
произвольного внимания. Так, например, по
формированию элементарных математических
представлений, в процессе работы в тетради в
клетку у ребёнка укрепляется мелкая моторика
пальцев, совершенствуется зрительно-моторная
координация, зрительная память и произвольное
внимание, а устные и зрительные диктанты
помогают формированию навыков внимательного
отношения к заданию, словесная установка
“будьте внимательны” и инструкция “как
делать” развивают внимание при микро
ориентировке на листе бумаги. По развитию речи,
благодаря речевым играм, развивается
произвольное внимание. Для организации внимания
нужны волевые усилия ребёнка, которые
проявляются в любой деятельности, например при
конструировании по образцу, на занятиях по
изодеятельности, лепке, аппликации, ручному
труду. Воспитание воли для развития
произвольного внимания ведётся через трудовую
деятельность, и через игру.

Для развития зрительного восприятия,
сосредоточенности, внимания использую и
коррекционную работу, учитывая при этом
нарушение зрения у детей, а значит и
неустойчивость зрительного внимания. При этом
использую развивающую среду, где присутствует
вкладывание целой картинки из её частей (пазлы,
разрезные открытки), мозаика разной величины,
пуговицы, семена и крупа, шнуровка, трафареты,
настольные игры и т.д. Всё это вместе тренирует
сосредоточенность ребёнка, развивает восприятие
и свойства внимания.

Чтобы своевременно развивать у детей
определённые качества внимания
(целеустремлённость, устойчивость,
сосредоточенность) и способность управлять ими,
необходимы специально организованные игры и
упражнения. Такие игры помогают не только на
занятиях и в коррекционной работе, но и при
переходе с одного вида деятельности на другой,
перед началом занятия или перед приёмом пищи,
когда надо собрать детей и настроить их на
дальнейшие действия (слова “1, 2, 3, 4, 5 – начинаем
мы играть”). Мы часто с детьми проводим уже
ставшие для нас традиционными такие игры, как:
“Руки”, “Рыба, птица, зверь”, “Что
изменилось?”, “Круговая игра”, “4 стихии”,
“Летает – не летает”, “Съедобное – не
съедобное”, “Наоборот”, “Подбери слово” и т.д.

Таким образом, для того, чтобы ребёнок
занимался более продуктивно, необходимо
развивать его внимание, которое в период
школьного обучения становится непременным
условием организации учебной деятельности.
Начало этому даёт период дошкольного воспитания,
где ребёнок активно познаёт мир всеми возможными
для него способами, жадно впитывает всё
происходящее вокруг него – удивляется и
радуется, задумывается и спрашивает. А это в свою
очередь делает необходимый процесс познания
мира более интересным, а значит, развивает его
внимание, наблюдательность, мышление.

Источник