Развитие внимания у ребенка в онтогенезе
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи наследственных природных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты. Этот период в развитии ребенка, охватывающий естественное вызревание отдельных доминант, мы называем периодом натурального, или примитивного, развития внимания.
Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трёх систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.
На первом этапе – с момента рождения до двух месяцев происходит становление подсистемы, отвечающей за поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния сосредоточенности.
На втором этапе – в возрасте от двух – трёх до шести месяцев наиболее быстрые изменения наблюдаются в функционировании подсистемы пространственной ориентировки внимания.
Малыш осваивает не только перенаправление внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов.
На третьем этапе – с пяти до шести месяцев начинаются значительные изменения в работе подсистемы управления вниманием. Далее становление именно этой подсистемы является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением.
Это только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои периоды развития:
- 1. Первые месяцы жизни, характеризуется появлением ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Этот период способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. Второй и третий месяц жизни младенца характерной особенностью проявления внимания является то, что его привлекает взрослый человек;
- 2. К концу первого года жизни, возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Ребёнок уже может сосредоточиваться на объекте по своему собственному выбору;
- 3. Начало второго года жизни, характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет. Также в этот период ребёнок уже может переключать внимание на взрослого и обратно на своё занятие;
- 4. Второй-третий год жизни, развивается первоначальная форма произвольного внимания. Внимание характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам приступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей;
- 5. В четыре с половиной до пять лет, проявляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Также ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием, словесной самоинструкцией. У ребенка развивается способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях;
- 6. В пять-шесть лет, появляется элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
А.А. Люблинская исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:
- – Внимание ребёнка младенческого и младшего дошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность слабая. Оно, постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины;
- – Маленький ребёнок не управляет своим вниманием. Оно, имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению: не может переключаться по его желанию;
- – Маленький объём внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно;
- – Чем меньше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращённых к ним. Только после двух лет можно вызвать внимание словесным сигналом;
- – Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.
Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. Освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих предметов, особенно на те, которые значимы для выполнения деятельности. В старшем дошкольном возрасте, происходят изменения в развитии свойств внимания.
В четыре-пять лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях.
Увеличивается объём внимания дошкольника: он может действовать с 2-3 предметами, друг от друга не зависимых, и не связанных между собой, если предметы объединены в осмысленное целое, то количество увеличивается до 5предметов. Развитие объёма внимания по утверждениям Ю.Б. Дормашева находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется круг предметов, которые привлекают внимание детей. В три – четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, в шесть лет внимание ребенка привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребёнок начинает замечать детали.
Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым, то есть снижается длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями. Исследования Т.В. Петуховой показали, наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Рост устойчивости внимания после трёх лет к шести годам достигает высокого уровня на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению. По данным В.Д. Чесноковой к 4-4,5 годам у ребенка формируется способность подчинять все свои действия, сосредоточивать все своё внимание на той деятельности, которую задает взрослый. Увеличивается и продолжительность игр до 96 минут.
Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений.
Выявлена важная роль устойчивости внимания в развитии познавательных процессов ребенка. По данным Ю.Г. Трошихиной, низкие результаты запоминания чаще наблюдаются у детей, имеющих столь же низкие показатели устойчивости внимания.
Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Маленький объём внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохая переключаемость внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Не способность распределения внимания – неумение эффективно, без ошибок выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Выполняя требования взрослого, ребёнок управляет своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Так же оно тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности ребёнка.
В.С. Мухина, отмечает, что произвольное внимание у старших дошкольников развивается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание и тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием.
Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Правильная организация деятельности ребёнка, насколько чётко обозначена цель, задачи, будет зависеть и уровень внимания ребенка. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Воспитание произвольного внимания является важной задачей дошкольной педагогики и важнейшим условием подготовки ребёнка к школе.
Развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
В период с четырёх до пяти лет внимание ребёнка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание.
До пяти лет опосредование детского внимания – прежде всего внешнее. Внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом – своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредование постепенно становиться внутренним.
Внимание ребёнка возникает на основе безусловного рефлекса. Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания. Характерной особенностью внимания является его непроизвольность. Непроизвольное внимание возникает без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
Формирующееся познавательное отношение к окружающему и владением новыми видами деятельности перестраивает внимание ребенка. Большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь.
К старшему дошкольному возрасту, ребёнок научается подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае возникает после произвольное внимание.
У детей старшего дошкольного возраста возрастают возможности распределения, переключения внимания, оно становиться более устойчивым, увеличивается объём и концентрация.
Развитие всех свойств внимания, во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка.
Источник
Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены. Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. В результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. В дошкольном возрасте произвольное внимание достаточно неустойчивое. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, – он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий у ребенка формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение на уроках. Однако непроизвольное внимание по-прежнему преобладает. В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение.
Следует учитывать, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13 – 15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного детства, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите понятие внимания. Какова физиологическая основа внимания?
2. Перечислите виды внимания.
3. Раскройте основные свойства внимания.
4. В чем заключаются причины рассеянности внимания?
5. Как развивается внимание в ходе онтогенеза?
ПАМЯТЬ
Память – это психический познавательный процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Это связано с тем, что память является «сквозным» процессом, обеспечивающим преемственность психических процессов и объединяющим все познавательные процессы в единое целое.
Переработка в памяти какой-либо информации включает несколько процессов:
1.Запоминание определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание может носить непроизвольный характер, т.е. совершаться помимо нашей воли. Однако гораздо большее значение для человека имеет произвольное форма запоминание, при которой усвоение информации стимулируется волевыми усилиями.
Существует два способа запоминания информации. При механическом запоминании образуются соответствующие материалу механические ассоциации. К такому способу человек обращается, когда материал непонятен, или если отсутствует желание его усвоить. Второе, смысловое запоминание, опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека. При запоминании большого объема материала необходимо проводить смысловую группировку, разделив его на части, а также установить логические связи между частями.
2. Сохранение – процесс удержания информации в памяти. Материал лучше сохраняется в памяти в том случае, когда запоминанию сопутствовали эмоциональная окраска, заинтересованность и стремление как можно лучше и прочнее удержать материал в памяти. Выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое. При динамическом сохранении хранящийся в памяти материал изменяется мало, при статическом сохранении он определенной переработке, которая происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств. Менее существенная информация может исчезать, заменяться другими деталями, может изменяться последовательность материала, степень его обобщения.
3. Процесс сохранения информации в памяти связан с процессом забывания – невозможностью восстановить ранее воспринятый материал. Забывание может проявляться в потере второстепенных деталей, схематизации материала, отбрасывании отдельных частей информации и пр. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его воспроизведения, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
4. Узнавание – процесс сличения воспринимаемого объекта и того представления, которое сформировалось у человека ранее. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признаки объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания — это полное узнавание, при котором человек безошибочно относит объект к определенной категории. Полное узнавание не вызывает у человека никаких сомнений в знании объекта восприятия.
5. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание полученной ранее информации. Выделяют два вида воспроизведения – непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воспроизведение является непреднамеренным и может происходить неожиданно для человека. Произвольное воспроизведение — это активный волевой процесс припоминания: человек имеет цель вспомнить материал и для этого применяет волевые усилия.
Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. В настоящее время большинство исследователей считают, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Так, согласно одной из теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к запоминанию информации.
Источник