Развитие внимания ребенка в 1 года

Развитие внимания ребенка в 1 года thumbnail
  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Читайте также:  Аципол для ребенка 1 год

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

Упражнение на развитие визуального внимания:

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Источник

Кто что услышит?

Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что надо делать

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Солнце и дождик?

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребенку; «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. До нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Птицы и автомобиль

Ход игры

Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

Прилетели птички, (Дети-«птички» «летают».)

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол – «клюют».)

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит, (Дети-«птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.)

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Источник

Развитие внимания у детей до года

В первый год жизни малыш познает мир избирательно. Есть много способов воспитать и развить внимание у ребенка до года: с помощью детских игрушек, музыки. Подробней о том, как развивать внимание малыша расскажет психолог Марина Кожевникова.

Внимание – это одна из высших психических функций человека. Развивать внимание можно уже на первом году жизни малыша.

Зачем нам внимание?

Способность обращать на что-то внимание наполняет нашу жизнь событиями, опытом, значимыми деталями. Внимание человека избирательно. Ученые доказали, что мы фокусируем внимание только на предметах, имеющих отношение:

во-первых, к нашей безопасности,

во-вторых, к поддержанию жизнедеятельности,

в-третьих, к социально значимым явлениям и отношениям (это высший уровень развития внимания).

Остальные впечатления от окружающего мира отфильтровываются и остаются как бы за кадром, так как ничего не значат для нас в данную минуту. Таким образом внимание оберегает нервную систему человека от перегрузки лишней информацией и помогает сосредоточиться на действительно важном.

Читайте также:  Пропал ребенок 1 год

В первые месяцы ребенок фокусирует свое внимание лишь на чем-то ярком и новом, со временем он начинает обращать его и на менее заметные предметы. Для того чтобы развивать внимание малыша, нужно не так уж и много – несколько игрушек, колокольчики, листы ватмана и цветной бумаги и свободное время, чтобы организовать пространство вокруг ребенка.

Колокольчики

  • Возьмите пару носочков и пришейте к ним колокольчики. Двигая ножками, малыш скоро поймет, что колокольчики звенят при его движениях, и начнет следить за ними. Для малышей в возрасте около полугода это занятие будет выступать и в качестве стимуляции к тому, чтобы сесть. Ребенок увидит колокольчики на ножках и, конечно же, захочет дотянуться до них, он будет стараться подняться вверх, пока наконец не сядет.
  • Сделайте для ребенка манжеты на липучках и также пришейте к ним колокольчики. Теперь вашему крохе просто некогда будет капризничать, он будет всецело поглощен изучением нового предмета.

Предлагайте ребенку попеременно (через пару дней) то одну, то другую игрушку. Ребенок успевает соскучиться по знакомому предмету и, соответственно, лучше и активнее реагирует на него.

Игрушки

  • Лучшее средство для развития внимания ребенка – игрушка: чем раньше она появится перед глазами малыша, тем быстрее он заинтересуется внешним миром. Первая игрушка должна быть яркой; лучше, если она имеет округлую форму или представляет собой фигурку животного с округлыми контурами. Плавные очертания легче всего воспринимаются малышом и лучше сохраняются в его памяти.
  • Положите игрушку в кроватку или на пеленальный столик так, чтобы ее было хорошо видно, на расстоянии 30-40 см от ребенка. Пока это оптимальная дистанция, на которой малыш лучше всего воспринимает предметы. Вскоре вы заметите, как он начнет «цепляться» взглядом за предмет, потом станет фокусировать на нем взгляд специально и, наконец, будет следить за игрушкой при ее перемещении.
  • Очень полезны так называемые мобили (игрушки, которые подвешивают над кроваткой малыша). Разноцветные фигурки, перемещающиеся под музыку над головой крохи, будут акцентировать на себе его внимание. Как правило, ребенок сначала просто смотрит на такую подвеску, а через некоторое время выбирает из нескольких игрушек одну и начинает следить за ней и ее перемещениями. Это говорит о том, что ребенок получает возможность произвольно фокусировать внимание и удерживать его довольно длительное время.

Ленты

Завяжите яркую ленту на руке ребенка или украсьте ею одежду малыша. Этот яркий предмет не только привлечет внимание ребенка, но и будет способствовать развитию целенаправленных движений, ведь малыш скоро поймет, что перемещение ленты связано с движением его руки. Такая игра должна обязательно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не запутался в ленте.

Мамины руки

Поиграть с малышом можно, даже не имея при себе игрушек. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своим рукам: хлопайте в ладоши, изображайте руками волны, разных животных (подражая при этом звукам животных), сгибайте и разгибайте пальцы. Тут все зависит от вашей фантазии – ничего не останется без внимания крохи. Это занятие не только развивает, но и поднимает настроение, причем и малышу, и маме.

Не все дети спокойно относятся к массажу и гимнастике, некоторые начинают капризничать. Важно в такой ситуации отвлечь малыша и занять его внимание. На помощь приходят яркие игрушки или новые мелкие бытовые предметы (блестящие ложки, пластиковые мисочки).

Музыка

Включайте ребенку в одно и то же время музыку (например, утром после еды). Уже через несколько дней вы заметите, что юный меломан совсем не равнодушен к происходящему: ему интересно, он начинает прислушиваться.

Детям, как правило, больше всего нравится ритмичная музыка, ее проще воспринимать и запоминать. Можно включать диски со специальной подборкой классической музыки, адаптированной для детей, или просто приятные расслабляющие мелодии.

Комната

Сделайте комнату ребенка такой, чтобы она способствовала развитию малыша. Для этого надо немного потрудиться над ее украшением.

  • Нарисуйте краской на листах ватмана большие круги и пятна неправильной формы и ярких цветов (или вырежьте их из цветной бумаги и наклейте на ватман). Главное – это обилие насыщенного цвета и крупная форма деталей. Повесьте такие предметы творчества в местах, где часто бывает малыш (возле кроватки, пеленального столика, автокресла или шезлонга). Кроха с интересом будет разглядывать мамины «произведения искусства». Таким образом у малыша будет тренироваться не только внимание, но и цветоразличение. Когда ребенок немного подрастет, вы вполне можете использовать готовые пособия для обучения его цветам.
  • Наклейте на листы белой бумаги черные полоски, кружки, треугольники, расположив их в виде орнамента. Разместите графические изображения в зоне видимости малыша. Особенно красиво получится, если полоски время от времени будут шевелиться от легкого ветерка. Малыш обязательно обратит внимание на такой предмет вашего творчества.

Источник

Ирина Романова

Развитие внимания у детей

Развитие внимания у малыша.

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Читайте также:  Ожог 1 степени на лице ребенка до 1 года

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.

Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.

Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.

Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.

Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания.

Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать. Поддержание интереса.

Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно. Придерживаться длительности занятий.

Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки. Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.

Внимание – это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность.

Существует три вида вниманияпо уровню волевой регуляции:

• непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;

• произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;

• послепроизвольное – интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются.Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

• объем

• распределение

• переключение

• устойчивость

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание,в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче,когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось».Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» темпераментом, как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание

Существует множество игр и приемов для развития внимания у малыша.

Некоторые игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).

• «Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.

• «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).

• «Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.

• «Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции,малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.

• «Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).

«Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку

Источник