Развитие внимания ребенка с дцп
Развитие внимания детей с
ограниченными возможностями здоровья
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, – а впоследствии и взрослого – и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц – чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.
Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич – не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.
Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии
При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.
Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.
Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.
Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.
Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.
Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.
Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.
Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.
Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:
- Высокая психологическая истощаемость.
- Трудности в сосредоточении на задании.
- Вялость, раздражительность.
- Утомляемость
- Пониженная ра ботоспособность.
Источник
Игра
Цель
Оборудование
Описание
«Что слышно»
Развитие слухового внимания
Предметы, издающие известные детям звуки
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали.
«Слушай звуки»
Развитие произвольного внимания
Фортепиано или аудиозапись
Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: тихий звук – становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев)
Узнай по голосу – 1
Развитие слухового внимания, формирование умения друг друга по голосу.
Плоток или повязка для завязывания глаз.
Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу, водящий меняется с ним местами.
Узнай по голосу – 2
Развитие слухового внимания
Заранее начерченный на полу большой круг, Плоток для завязывания глаз.
Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто называл его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.
Будь внимателен
Стимулирование внимания, развитие скорости реакции
Аудиозапись
С. Прокофьева «Марш»
Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом» об пол; «раки» – пятится; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге.
Земля, вода, воздух, огонь
Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» – руки вниз, «вода» – вытянуть руки вперед, «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим.
Испорченный телефон
Развитие слухового внимания
Дети сидят в ряд или по кругу. Водящий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку, какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившейся» занимает место последнего игрока.
Кто знает, пусть дальше считает
Развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Мяч
В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.
Слушай хлопки
Развитие произвольного внимания.
Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
Игра
Цель
Оборудование
Описание
Кто летает?
Формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Список названий предметов.
Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
По новым местам
Формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движения.
Заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.
Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место – разбегается «по новым местам», оказывается в новом кружке.
Совушка – сова
Формирование внимания, воспитание выдержки
Заранее обозначенный круг – «гнездо», шапочка или маска совы.
В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).
Кого назвали, того и лови
Формирование внимания, развитие скорости реакции.
Большой мяч.
Каждый ребенок, свободно передвигается по площадке и, услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого ни будь из играющих.
Воробьи и вороны.
Формирование внимания, развитие скорости реакции.
Кубики, мячи (вдвое меньше, чем количество участников игры).
А) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди…). В зависимости от команды взрослого – «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» – все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2 – 3 таких игр подсчитываются очки, и объявляется команда-победительница.
Б) на команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок оставшийся без предмета, выбывает из игры.
Море волнуется
Формирование внимания, развитие скорости реакции.
На полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.
Следуя командам водящего, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остался без круга, становится водящим.
Зеваки
Развитие произвольного внимания.
Бубен, аудиозапись Э. Жаль – Далькроз «Марш».
Держась за руку и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.
Найди игрушку
Развитие устойчивости и объема внимания.
Игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.
Взрослый описывает, какую ни будь игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.
Разведчики
Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений
Стулья
В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок – «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд.
Съедобное – несъедобное
Формирование внимания, знакомство со свойствами предметов
Мяч, мел
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра
Цель
Оборудование
Найти два одинаковых предмета
Развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формировать умение сравнивать, анализировать
Рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; простые карандаши.
А) Рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых, требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов.
Б) Картинки (карточки) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.
В) Рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить в чем схожесть каждой пары.
Выкладывание из палочек
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев
Счетные палочки, образцы узоров.
Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
А) 1 – й уровень сложности – узоры в одну строчку
Б) 2 –ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек
В) 3 – й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек.
Исключи лишнее
Развитие мышления и объема внимания.
Карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
Найди отличия
Развитие произвольного внимания, переключение и распределения внимания.
Карточка с изображением двух картинок, исключающих различия.
Ребенку предлагаются:
А) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
Б) Карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все исключающиеся отличия.
Выкладывание узора из мозаики
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Мозаика, образец.
Ребенку предлагаются по образцу выложить из мозаики простой узор, силуэт.
Сделай бусы
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки.
Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.
Смешанный лес
Развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).
Витрина магазина
Развитее объема внимания и наблюдательности.
Рисунок с изображением витрины магазина.
Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.
Кого испугался охотник?
Развитие объема и устойчивости внимания.
Рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Танграм
Закрепить представление о геометрических фигурах, способах видоизменениях их путем составления новых геометрических фигур из двух – трех имеющихся по образцу.
Вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур – силуэтов.
Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру – силуэт из геометрических фигур.
Квартет
Закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.
13 открыток с разными сюжетами, каждая из которых разрезана на 4 равные части.
Все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки – «квартеты».
Найди тень
Развитие наблюдательности.
Рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой его тени
Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней и т.д.
Сравни, назови, сосчитай.
Развитие наблюдательности.
Рисунок – рыба в аквариуме.
Ребенку необходимо найти двух одинаковых рыбок.
Что где лежит?
Развитие произвольного внимания.
Бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.
На отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
Строители
Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Бланк с четырьмя рисунками, один из которых образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.
Ребенку предлагают лист с 4 рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Найди героев передачи
Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Картинки с изображением героев детской передачи – Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Найди дорожку
Развитие произвольного внимания
Бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем или обратной стороной карандаша.
Найди двух одинаковых животных
Развитие произвольного внимания.
Рисунок с изображением животных.
Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Воспроизведение геометрических фигур
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца.
Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Кто внимательнее?
Развитие объема внимания, наблюдательности.
Картинки с изображением разного количества звезд.
Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.
Лото
Развитие произвольного внимания.
48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Карты раздаются на всех участников. Ведущий вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенных на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ей соответствующую кисточку карты. Выигрывает тот, кто первый закроет все кисточки своей карты.
Построй дорожку
Развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представления о геометрических формах.
Таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам фишки.
Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Назови предмет
Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.
Рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).
Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
Быстрее нарисуй
Развитие умения переключать внимание.
Простой карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.
Домино
Развитие произвольного внимания, мышления.
Детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты и т.д.)
Каждому игроку раздается по 5 – 7 фишек картинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз, остаются в стороне не «базаре». Количеством дублей – одинаковых картинок на двух половинках одной фишки – у каждого игрока определяется определенность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход – с любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек – вначале к дублю, а затем по цепочке фишек к фишкам и дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победителем игры становится игрок, первым окончившим выкладывать свои фишки.
Источник