Развитие внимания ребенка младшего школьного возраста
Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста – обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе – результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание – понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание – это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7-10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания – недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7-10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность – результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений – научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность – неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети – собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7-10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти – залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3-4 человека). Основная задача игроков – запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», – говорит первый игрок. «Морковь, редис», – произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель – игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки – лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь – лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания – безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка – найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2-4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7-8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания – способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Примеры картинок
Читайте также
- Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
- 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
- 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →
Источник
1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
2. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания – слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:
– при помощи словесных указаний – напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
– указывать способы действия (Возьми альбом, красным карандашом в левом верхнем углу рисуй кружок)
– учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вступление. Мотивация к занятию | Презентация. Слайд 1. Тренинг – настрой в начале занятия
| Слова произносятся негромко, но быстро. |
Слайд 2. – Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:
| Ученики выразительно читают отрывки стиха | |
Слайд 3. – Какого человека мы называем рассеянным? – Подберите синонимы к данному слову. | Ученики отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову: рассеянный:
| |
2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности» | Слайд 4. – Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека
| Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека. |
– Догадались, какая это способность человека? | Ответ учеников: это – внимание. | |
Слайд 5. – Определим тему классного часа. | Тема: «Мой помощник – внимание». | |
Слайд 6. – Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться. | Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника. | |
Слайд 7. – Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? – Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. | Ответ учеников: мишень. | |
Слайд 8. – Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим, не всегда это у нас получается. – Что же мешает нам сосредоточиться? | Ответ учеников:
| |
– Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. – Как же можно бороться с этими врагами на уроках? | Ответ учеников:
| |
– Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. – Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи. | ||
3. Игровой блок | Слайд 9. – Игровое упражнение «Мгновенная фотография» – За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации. – Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) | |
Слайд 10. – А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память. | Дети пишут в течение 1-2 минут. | |
Слайд 11. – Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям. Это объем вашего внимания. | Самооценка выполненной работы по критериям:
| |
Слайд 12. – Игровое упражнение «Треугольники и круги» – А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно. – Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута. | Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги. | |
– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. | Самооценка выполненной работы по критериям: Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. | |
Слайд 13. Игровое упражнение «Спрятанные имена» – А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту. Пример: «…принес кофе дяде». (Федя) | В течение 1 минуты дети анализируют предложения. | |
– А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям: 1. Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.) 2. Кто пел песни на сцене? (Нина.) 3. Кто купил тетради малышам? (Дима.) 4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.) |
| |
Слайд 14. Игровое упражнение «Смотреть и видеть» – И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим. – Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? Итак, вопросы: 1. Какого цвета глаза у твоего соседа? 2. Какого цвета волосы? 3. Есть ли на лице у него родинки? 4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)? 5. Есть ли у него сегодня на руках часы? 6. В какой обуви он пришел сегодня в класс? 7. Есть ли карманы на одежде, сколько их? 8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)? 9. Какая у него прическа сегодня? На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга. | Выходят два ученика – соседи по парте. Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников. Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте. | |
4. Игровая пауза. «Кросс» | Слайд 15. – Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. – Мы переключимся на игру «Кросс». – Встаньте, выйдите из-за парт. – Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать. – Знакомит с препятствиями. Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места. | Кросс – это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы – поднимаем руки вверх; ямы – опускаем руки вниз; вода – плывем; лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо. Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку. |
5. Конкурс «Профессия – детектив» | Слайд 16. – Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества. – Какие же это профессии? – Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. – Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? | Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер. |
– Начинаем конкурс «Профессия – детектив». Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем. – Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки). | Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность. Сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность: расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок. Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали. | |
– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). | Ученики читают свои записи, девочка оценивает их ответы. Молодцы! | |
6. Домашнее задание | Слайд 17. – Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе. | Домашнее задание: Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания. |
7. Подведение итогов (рефлексия) | – Как вы считаете, ребята, будет ли для вас какая-нибудь польза от нашего классного часа? – Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания? – Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор». – Желаю вам, ребята, успехов! Слайд 18. – Спасибо за внимание! | Ученикам предлагается оценить информацию, полученную на занятии одним из трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по критериям «Светофор»:
|
Источник