Развитие внимания и памяти у ребенка 4 года
Как воспользоваться самым лучшим возрастом, чтобы развить память и внимание у дошкольника?
До 7 лет созревает та природная физиологическая память (способность запоминать), с которой в будущем ребенок будет жить. В дальнейшем она может и не развиваться. Поэтому ценность игры на внимание и память детям от 4-6 лет очень велика.
Кроме того, слабое внимание – это слабая память. Конечно, каждому подвластно улучшить свои способности запоминать различными приемами для запоминания (мнемотехникой), способами для обработки информации.
Однако это будет доступно, когда ребенок подрастет и обнаружится плохая память. Но когда есть возможность влиять на развитие памяти при ее созревании, то нужно воспользоваться этим и подарить деткам возможность запоминать много, быстро и легко.
А с такой памятью можно быстро и в радость учиться, где и когда угодно, а маме быть спокойной и уверенной за будущее ребенка. Более того, с рождения у ребенка доминирует правое полушарие и непроизвольное запоминание.
Развивая память в этом возрасте правополушарными играми, мы развиваем весь мозг. Мы налаживаем связи между обоими полушариями головного мозга, именно такое взаимодействие было обнаружено у гениальных людей.
Содержание статьи:
- Какую память и внимание развивать у дошкольников – простыми словами
- Начнем с памяти
- Внимание! Зачем нужно иметь отличное внимание?
- Необходимые игры на внимание и память детям 4-6 лет
- Самые важные игры на развитие внимания у дошкольников
- Чем важна двигательная память?
- Такая действенная эмоциональная память
- Память рук. Осязательная память
- Самая вкусная память. Вкусовая и обонятельная память
- Что ты там говорила? Или развиваем слуховую память
- Если и верить, то своим глазам. Зрительная память
- Феноменальная память правого полушария. Фотографическая память
Какую память и внимание развивать у дошкольников – простыми словами
Какие игры для развития внимания и памяти выбрать? Столько есть видов памяти, уже описано около 50, с чего начинать? И у внимания столько свойств, что непонятно, какое развивать в первую очередь. Давайте по порядку.
Начнем с памяти
Поскольку до 7 лет – период созревания природной памяти, мы ее и будем развивать. А вот различные мнемотехнические способы запоминания для деток 4-6 лет не так актуальны и мы их можем пока отодвинуть в сторону. До них дойдет время, но чуть позже.
С рождения и до 3-х лет у детей доминирует правое полушарие, а потом потихоньку вступает в свои права левое полушарие. Окончательно это происходит в 9-10 лет.
До 3-х лет ребенок впитывает информацию как губка, она к нему сама пристает, даже помимо воли. Говоря научным языком – непроизвольно.
Поэтому обучение языкам в этом возрасте у билингвов идет этим же путем – все пристает само самой, как и родная речь. Конечно, не самом собой, для это есть научные объяснения, но мы про это поговорим в другой статье.
Активное в этом возрасте правое полушарие связано с непроизвольным запоминанием. Именно оно дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам.
За память же на слова, формулы, цифры отвечает левое полушарие.
Кроме того, мы будем развивать внимание и память, а не наполнять ребенка фактами.
Поэтому, нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:
- осязательную
- обонятельную
- вкусовую
- зрительную
- слуховую
Это двигательная, эмоциональная память и чуть меньше словесно-логическая память, поскольку за последнюю отвечает левое полушарие головного мозга.
Сделаем упор на правое полушарие, которое до этого времени, до 6 -7 лет, должно набрать силу.
Поскольку позднее правое со своими способностями (феноменальной памятью, воображением) «передает эстафету» левому полушарию.
Как мышцы атрофируются, а способности остаются не развитыми и потихоньку сходят на нет.
Внимание! Зачем его иметь?
Внимание – это своеобразный выбор ребенком того, что запоминать, что делать, с кем обращаться, куда смотреть, как долго, на чем концентрироваться. Это не определение внимания, а его суть.
Если вы хотите подробно узнать о внимании и протестировать внимание у школьников, читайте здесь. Если вы хотите протестировать свое внимание, то проходите сюда (ссылки откроются в новой вкладке).
Без внимания нет запоминания. Поэтому внимание очень важно и как раз в возрасте от 4 до 6 лет берет свое начало и развивается активное произвольное и опосредствованное внимание.
Произвольное внимание возникает при осознанном и целенаправленном направлении и удержании внимания на каком-то объекте в течение определенного времени.
Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания.
Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»).
Важны все свойства внимания:
- концентрация – способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость – переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- распределение – возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- устойчивость – способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- объем – максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно
Необходимые игры на внимание и память детям 4-6 лет
Самые важные игры на развитие внимания у дошкольников
К слову, если вы хотите себе на почту важные игры, чтобы развить 100% внимательность и отличную память, то переходите сюда (откроется в новом окне).
Внимание – это неотделимая часть всех познавательных процессов, в т.ч. и памяти. Поэтому развивая память, мы тренируем и внимательность, и наоборот, без внимания невозможно что-то запомнить.
Но есть и специальные игры на внимание.
1. Дайте ребенку 4-6 картинок и попросите запомнить. Можно начинать с 3-х картинок.
Попросите ребенка сказать, что находилось в верхней строчке.
Какого цвета был ботинок? Яблоко, какого оно было цвета? А цвет тельца у мишки был какой?
2. Используем картинка «Найди отличия». Сначала без времени, а потом наперегонки. Кто быстрее? Конечно, ребенок должен выигрывать) Потом нужно обсудить, что увидели.
3. Картинки для поиска предметов, фрагментов
4. Что изменилось?
Выкладываете 3-5 картинок, просите запомнить и отвернуться. Пока ребенок не видит, меняете местами картинки или заменяете новыми. А еще можете схитрить и ничего не менять) Можно играть с палочками, со спичками, с камушками на улице.
Еще игра для профессионалов.
5. Найди, что спряталось
Где спрятался цыпленок?
Подбери к каждой варежке парочку.
7. Найди правильную тень
8. Посели каждый символ в свой домик
9. Лабиринты
10. Корректурные пробы
11. Ищем вора или графические диктанты
Заодно с вниманием, мы развиваем и ориентацию на плоскости, изучаем право, лево. Вы диктуете ребенку, куда прячется вор, а ребенок следит глазками и показывает, куда он спрятался.
Или обычный вариант: 2 клетки вверх, три влево.
Чтобы потренировать память и внимание у дошкольников читайте статью Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста – лучшие игры и упражнения (откроется в новой вкладке).
Чем важна двигательная память?
Это память на движения, последовательность движений. Движения с рождения – это развитие головного мозга. Поэтому физическая активность постоянно должна присутствовать.
Играми мы развиваем не только двигательную, зрительную память, но и внимание.
12. Обезьянки
Стоим друг на против друга и повторяем по очереди движения: поднять, согнуть руку, отставить ногу в сторону, в сторону и чуть вперед. Стараемся, чтобы движения были точными. Это очень важно.
Повторяем последовательность движений, можно включить музыку. Пробежали, подпрыгнули, сделали ласточку, покружились.
13. Танцевальные движения. Разучивайте с ребенком разные движения. Два притопа, три прихлопа.
14. «Вспомни, как… и покажи»
Вспомни: как тянется кошка? Покажи.
Как виляет хвостом собака, прыгает заяц, жует корова, ходит медведь. Покажи, как ты плывешь, брызгаешься, пьешь из чашки? А как летит птица, ходит и стоит цапля, прыгает лягушка?
15. Отгадай животное
Задумайте и изобразите животное: что оно делает, как ходит, а ребенок путь попробует отгадать. Потом поменяйтесь ролями.
Такая действенная эмоциональная память
Эмоциональная память – это память переживаний, испытываемых ранее чувств, эмоций. Когда мы сочувствуем, мы основываемся на ранее испытанных нами чувствах.
Эмоциональная память влияет на поведение ребенка и взрослого, на их поступки и общение. Она может удерживать или побуждать к действию.
Ее роль очень велика, поскольку эмоциональная память очень быстро формируется, она прочна и воспроизводится помимо нашей воли. Прочно запоминается то, что находится на пике эмоций.
О своих эмоциях важно знать и взрослым тоже)
16. Знакомим ребенка с эмоциями. Показываем картинки, описываем эмоциональное состояние. Вспоминаем, когда ребенок испытывал такие же чувства, что при этом происходило с ним.
17. В любой ситуации обращаем внимание на испытываемые эмоции, чувства, переживания. Спрашиваем себя и ребенка: Что ты чувствуешь?
18. Читая сказки, стихи, проговариваем, что испытывал автор или герой по отношению к другим героям. Какие чувства вызывает герой его действия у ребенка?
Жалость, гордость, радость, удивление?
Память рук. Осязательная память
19. Что внутри?
Всевозможные игры с непрозрачными мешочками. Помещаем в него маленькие игрушки, карандаши, мячики, катушки, ластики. Затем просим ребенка на ощупь определить, что там.
Высший пилотаж – определить цвет на ощупь.
20. С закрытыми глазами (завязать ребенку глаза будет надежней всего) ребенок определяет на ощупь геометрические фигуры: половинка круга, прямоугольник, треугольник, квадрат.
Но сначала, мы показываем ребенку и объясняем, если он не знает, что такое круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Можем давать ассоциации: круг напоминает солнышко, треугольник – крышу, квадрат – коврик, прямоугольник – кровать или дорогу. Также с объемными фигурами.
21. Собирать разрезанные на части геометрические фигуры. Например, круг, разрезанный на 2 – 4 части собрать с закрытыми глазами. Собрать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.
Но сначала ребенок собирает из частей целую фигуру с открытыми глазами. А потом – с закрытыми глазами.
22. На ощупь определить по поверхности, что это такое: щетка, бархат, целлофановый пакет, лед, крупа. Можно с закрытыми глазами сортировать гречку и фасоль.
23. Определи, что такое и скажи?
Ребенку с закрытыми глазами даем потрогать несколько предметов: мячик, машинку, клубок, катушку, ластик, карандаш. Любые ваши предметы.
Он должен определить, что это такое, а потом назвать в той последовательности, в которой ему давались предметы на ощупь. Развиваем тактильную память, узнавание и запоминание.
Самая вкусная память. Вкусовая и обонятельная память
Учеными было доказана связь между вкусовыми ощущениями и обонянием. Если ребенок по каким-то причинам (насморк, например) не может полноценно ощущать запахи, то ухудшаются и вкусовые ощущения.
Вкус и обоняние образуют единое сенсорное впечатление. Поэтому и мы их не будем разделять)
24. Что за «фрукт»?
Самые вкусные игры. Нарезать кусочками различные фрукты, овощи и с закрытыми глазами на вкус и запах определять, что это такое. Можно сначала зажать нос и попытаться определить так вкус, а потом все таки освободить нос.
25. Определяем сорта чая.
26. Определяем соленое, сладкое, горькое, острое, кислое.
27. Можно использовать масла, запахи цветов, трав, что найдете. Это очень важное упражнение. Запахи очень связаны с памятью.
Что ты там говорила? Или развиваем слуховую память
28. Слышишь?
Записать на диктофон:
- голоса ваших родственников: папу, маму, дедушку, бабушку. Можно попросить записать их шептание)
- голоса животных – это самое простое)
- звучание музыкальных инструментов. Особенно полезны скрипичных: скрипка, виолончель.
- звучание природы: дождя, шума моря, завывание ветра.
Включить запись и попросить определить, кто говорит и что делает, что звучит.
29. Повторить ритм. Прохлопать или протопать, постучать на барабане, бубне. На том, что у вас есть. Начинайте с простых ритмов.
30. Слушаем мелодию вместе и пытаемся ее повторить, пропеть. При этом совсем неважно есть слух или нет)
31. Запоминание речевой последовательности действий – речевой инструкции. Например, сходить в комнату, взять синий мячик и красную машинку и принести мне.
Присесть, подпрыгнуть на двух ногах, поднять руки вверх, проскакать на одной ножке и пройти на цыпочках. Начинаем с 3 – 5 действий и доводим до 7.
32. Еще одно слово
Придумываем слово. Ребенок добавляет к нему любое другое слово, вы повторяете уже два слова и добавляете третье. Каждый раз повторяем слова и добавляем еще одно слово.
Можно придумывать рассказ, а можно просто слова, которые нравятся.
33. Читаем ребенку стихотворение и учим с ним его наизусть. По строчке в день. Самое эффективное упражнение и очень простое, на которое у нас никогда не хватает времени)
34. Читаем книжки и спрашиваем про героев, про сюжет: кто как выглядел, кто во что одет, что делали, чем дело закончилось.
35. Называем слова 6 – 8 штук и просим их запомнить, а потом повторить. Например:
кошка, чашка, собака лев, чайник, кастрюля, лягушка, тарелка, голубь, половник
После того, как ребенок повторил, спрашиваем: можно ли разделить на группы? Пусть предлагает свои варианты – это работает мышление.
Можно делить по цвету, по размеру, но тут задумано разделить на животных и посуду.
Попросить повторить после того, как разделит на группы. Все задания на подумать, на логику, мышление – на развитие словесно-логической памяти.
Если и верить, то своим глазам. Зрительная память
Игры для тренировки
Самые основные виды памяти у ребенка – слуховая и зрительная.
36. Я увидел
Берем картинку и рассматриваем ее. Потом закрываем и описываем, что увидели по очереди.
Открываем картинку опять смотрим и находим то, что не рассказали. Закрываем картинку и опять описываем, кто, что забыл рассказать, кто больше.
37. Показываем ребенку узор из соединенных точек, чтобы он его запомнил. Зарываем узор и просим в подготовленных клеточках нарисовать такой же. Вы может сами от руки рисовать подобные узоры и соединения.
38. Используем лего, любой другой конструктор. Собираем дорожку домик из лего, даем посмотреть, запомнить и убираем.
Выдаем такие же детальки конструктора и просим повторить фигуру из лего, констурктора, блоков.
39. Игры с картинками. Выкладываем перед ребенком пары картинки. Просим их запомнить. Потом, выкладываем одну из пар и просим нарисовать или назвать вторую картинку в паре.
Очень веселое упражнение для глаз, которое снимает усталость от напряжения (например, от компьютера) и займется для вас улучшением обработки информации, вы найдете вот здесь (ссылка откроется в новом окне).
Феноменальная память правого полушария – фотографическая память
Игры с картинками, упражнения на память для детей 5-6 лет
Самая совершенная память. О чем идет речь? Это когда прочитал книгу, а потом просто листаешь страницы у себя в голове и выбираешь из нее нужные сейчас моменты)
Да, такого можно добиться. Дети с развитым правым полушарием головного мозга по методике Макото Шичиды именно так и действуют. Конечно, это целая система, но мы можем включать эти игры в свои занятия.
Что нужно делать?
Важны игры с карточками, но особенным образом.
Самые простые.
40. Что пропало?
Кладем перед ребенком несколько картинок и просим запомнить. Начинаем с 3 – 5 штук. Смотрите по ребенку, можно начинать с 5 – 7 штук.
Собираете картинки и опять выкладываете только без одной.
41. Что появилось?
Выкладываем перед ребенком картинки, просим запомнить. Потом собираем, добавляем новую, опять раскладываем и просим определить, какая картинка появилась.
42. Какую показала первой?
Это знакомая вам игра «Найди отличия». Задача не искать отличия – это игра на внимательность, описанная выше. А играть так: показываем любую из двух, потом две и просим определить, какую показали в первый раз.
43. Запомни узор. Можно использовать мандалу, а можно мозаику.
Выложите узор, покажите ребенку, а потом попросите собрать такой же. Сначала самый простой, а потом наращивайте количество фишек.
44. Размести правильно
Показываем картинки в домиках. Ребенок смотрит, запоминает, а потом выдает ему домики без картинок и отдельно картинки и просим разместить их в нужные домики.
Выводы
Почему в 4-6 лет необходимо заниматься развитием правого полушария? Потому что после 6-9 лет вступает в силу левое полушарие с его логикой, а правое полушарие с его воображением, фотографической памятью, интуицией отступает на второй план.
Возраст 4-6 лет – период активности правого полушария, развивая его, мы укрепляем межполушарные связи, развиваем весь мозг.
Правое полушарие – это не только феноменальная память, это креативность, творчество и уверенность в своих способностях (Игры развивающие фантазию и воображение – 5 важных шагов).
А как насчет того, чтобы научить ребенка листать книги в голове и выбирать нужную информацию? Это тоже делают детки с развитым правым полушарием головного мозга. Нужно просто начать его развивать специальными играми.
Чтобы получить эти игры, проходите по ссылке и подписывайтесь (откроется в новой вкладке).
По этой теме советую почитать статью про методику Макото Шичиды, как по ней развивать деток с рождения.
Вот и все, вот и все) Теперь вы узнали игры на развитие памяти и внимания для детей 4-6 лет, а также почему в них важно играть, и, особенно, как играть. Но если вы хотите специальные игры на развитие правого полушария, заняться креативностью своего ребенка, то переходите по ссылке (откроется в новой вкладке) и скачивайте бесплатно карточки для распечатки.
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова.
Источник
, , , , , 4-5
–
,
(, , . .) , «» «». : – – ; – ; – – ; – – . . «» «» ( ).
?
, ,
– (, , ) , , :
– , , – ,
– , , – ,
– , , – .
! . , .
?
,
, . , ; – ; – ; – , . .
! , – , , . , , , . .
,
« ?» , , , . , :
– – ,
– – ,
– – . .
?
, : – , ?
( .)
– ? ( .)
– ? ( .)
– ? (.)
– ? ( -.)
– ? (.)
– ? (.)
– ? ( .)
– – ? ( , .)
– ? ( .)
– ? ( .)
– ? (.)
– ? (.)
– ? ( .)
,
1
– . , () . :
– – , ,
– – , ,
– – ,
– – , ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – , , ,
– – ,
– – , ,
– – , ,
– – , , ,
– – ,
– – , , ,
– – ,
– – , ,
– – ,
– – , ,
– – ,
– – , , ,
– – ,
– – (, , . .),
– – ,
– – ,
– – .
! , ,
2
, – , :
– – , , ,
– – , ,
– – , , ,
– – , , ,
– – «», , ,
– – , , ,
– – , , ,
– – , ,
– – , ,
– – , , ,
– – , , , ,
– – , , ,
– – , , ,
– – , ,
– – , ,
– – , , ,
– – ,
– – , ,
– – , , ,
– – , ,
– – , ,
– – , , . .
! . , , . , . , , , . , .
,
, , , « » .
, , – .
, , , . , . , -, , . . .
, . , , : , , , . , .
, :
– ,
– ,
– , ,
– – ,
– – .
, , , . . , , . , , , , . – (- – «»), – .
! : , , . . .
,
, , «» :
,
.
–
.
– –
…
: «!
!»
. ,
.
.
.
.
– !
-!
:
« :
».
:
.
.
,
.
,
.
.
,
, , .
,
.
,
, .
:
.
,
.
,
.
.
, ?
.
– ,
, .
,
.
,
.
.
,
.
.
,
.
, ,
.
.
,
:
.
, .
, .
: « …»
,
.
: . .
, , , ,
: ( ) , .
2-3 , : – , – , – . , () . . . , . , , . , , . , , . ( ), . .
! , , .
– , , . , : «», – «».
? ?
.
, (, , , , )
: , , , , , .
, , , , .
. , , , , .
. , . , , .
, .
,
: ( ), (, , , ).
, . . , , , .
«», «», «», «», «»
: , , , , .
. : , , , , . . , – .
, . , «», , , , , .
! . .
, , ,
: «» . , , , ( ), ; . , .
«» . – , . , , . , , .
! . , , , . .
!
,
: , . , , , . .
, . , .
?
, , , , «», «», «», «», «», «» .
: , (, ), , .
. . , – , : « . , . , ». . : ? ? ? . . , .
, . . – , . , . , .
! , , , , , , , . .
, , , , , , . . , .
–
– – . , , , , – . : « », « », « – ». , .
! , (). , – .
: ( ).
, , , . . :
!
,
: ( ). – , . , , , , ; , , – . .
– . , . ( ) : « ?». , , .
! : , – .
. : , , .
, -. : « ? ? ? ?» , . – , , «» – . . , , . – . , , – .
,
, . . . , :
– …
– …
– (, )…
– (, , , , , , . .).
, . :
– – !
– – !
– – !
, , – .
! , , .
, ( ) . .
: . , :
– – , , , ( ), , ;
– – , , , () .
. , , ( ). «» , , .
! :
– , .
– , .
– – . – .
– . .
?
( ).
! , .
?
, «», «», «» .
: – , , , , , , (), , .
. , , . :
– – – ,
– – ,
– – .
.
– , –
,
, . , : « – !». – , : « – ». : « – !». : « – » . .
«», «»
: , .
, , . . , , . , . , . , , !
«», «»
: .
, . , , , , – , – . , . .
, , , .
! , , . , .
.
: 6-7 ( : , , , , , , ) . , – .
, «» , , . , , .
,
. , , – . , , , , , . , – , – , – , – . . .
! , , , , . . :
, !
, , ( 4-5). , , .
, .
, , , . . , – :
? ?
! , . , , – ( , , . .). «» , , .
!
5 10 . . : , , , , , , , , , .
,
, , , . :
– ?
– ?
– , ?
– ?
– ?
– ?
– : ?
– ?
– () ?
– ()?
– ?
– ?
, «»:
! – .
, . . , , , .
( ):
– –
– –
– –
– –
– –
– –
– –
– –
– –
– –
, – : – – – … . .
.
: . , . ( ).
, . , , .
! (« ?»).
1 , , . , .
. .
–
:
:
, ,
…
:
, ,
, ,
, .
:
, ,
, ,
,
.
:
, ,
, ,
.
:
, ,
, ,
.
, ,
, ,
.
:
, ,
, , ,
, .
:
, ,
,
, ,
, ,
-,
–
!
, , , – . , .
! : « – ?».
, !
. , . , , . , . , , , . , , : ( , ). , . , . .
! , , : . , .
,
, :
?
: , . , . : « ?» – (, , . .) , , , , , , , . . , . .
! , , .
, …
, , ( 8-10 ). , « ». , – . .
: « », « », « », « », « » . .
! : . : , .
?
,
. , , : , , , , , . . , , . , – , , : « » « », – : « , » . . -: « ?» , : « ». ( ) , .
– ? ( .)
– ? ( .)
– . ? ( .)
– , . ? ( , .)
– : , , , . ? ! ( .)
– . . ? ( – .)
– . , ? ( .)
– , . . ? ( – –
,
: – , , , . .
. , , , . , , , .
! . . , . , , . .
:
– , , . (.)
– , . (.)
– , , . (.)
– , , . (.)
– , , , . (.)
– , , , . (.)
– , , , . (.)
– , , . (.)
– , , . (.)
, ?! . !
–
«» «»
, , . . :
– ? ?
– ? ?
– ? ?
– ? ? . .
! .
,
, « ». . , / , , «», «», «», «», « » . .
– , , , , . (.)
– , , , . (.)
– , . (.)
– , , , . [.)
– , , , . (.)
– , . (.)
.
1
. , , .
, , – , : , , , , . : ? (, , , )? ? ? , , , , .
:
– – , , , , .
– – , , , , .
– – , , , , .
– – , , , , .
– – , , , , .
– – , , , , .
– – , , , , , .
2
(, , , , , . .) : « ? ?».
? ?
«» «»
, , , – . :
– – ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – ,
– – , . .
! – .
?
: .
:
– «?» «?». : « ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?»
– . : , , .
– , . : ? ? : ? ?
– , . . . , . . . : « … (?). … ( ?). … (?). … (?), … (?). … (?). … (?)».
– , . . : « … (? ? ? ?)», « … (? ?) . . .
– (3-4) , : , , , .
:
:
4-5
4-5 .
3-5
4-5
. !
Источник