Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка

Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка thumbnail

Уровень притязаний – это стремление человека к достижению тех целей, которые он, на его взгляд, может достичь. Говоря простыми словами, это набор амбиций. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и самоуверенностью человека. А также он зависит от того, насколько человек знает, принимает и понимает себя. Теперь разберем подробнее, что такое уровень притязаний, как его определяют в психологии и каким он бывает.

Что такое уровень притязаний

Курт Левин

Термин «уровень притязаний» ввел психолог, основатель социальной психологии Курт Левин (20-е годы XX века). Разберем основные понятия и определения из теории К. Левина:

  • предшествующее достижение – это опыт, результат предыдущего действия;
  • выбор цели, или определение уровня притязаний – это размышления о том, какую цель можно поставить перед собой на основе предыдущего опыта;
  • результат – сравнение уровня ожиданий (поставленной цели) и реального результата, итог может превзойти цель, не дотянуть до нее или совпасть с ней;
  • реакция на результат – при успехе человек поднимает свой уровень притязаний, при неуспехе опускает его.

На практике реакций на результат может быть больше. Например, некоторые люди с заниженной самооценкой даже после успеха, положительной разницей между целью и результатом, продолжают выдвигать заниженные ожидания к себе. А бывает, что после поражения человек ставит перед собой ту же или более высокую цель и делает все возможное, чтобы в этот раз задуманное получилось. Такая разница в поведении связана не только с самооценкой, но и с темпераментом, характером человека.

Таким образом, можно сказать, что уровень притязаний – это в психологии система ожиданий человека относительно самого себя при выполнении какого-либо дела.

Что влияет на формирование уровня притязаний? Основными факторами формирования уровня притязаний личности является субъективное переживание человеком своих успехов и неудач. То есть важен не сам результат, а то, как человек к нему относится. Например, один субъект сосредоточит внимание на самом факте проигрыша и откажется от этой цели, а другой скажет: «В этот раз у меня почти получилось. Я сделал это явно лучше, чем тогда. Нужно еще немного поднажать, и все удастся. Я попробую еще раз».

В чем он проявляется

В чем проявляется уровень притязаний? В степени трудности задач, которые человек ставит перед собой. Чем больше у человека амбиций, тем сложнее задания он выбирает.

Однако способности и уровень притязаний – это не одно и то же. Не всегда последнее соответствует реальным способностям личности. Когда и почему такое случается? Например, когда человек привык хорошо жить за чужой счет, не привык работать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. У него не хватает навыков и знаний.

Нередко завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых семей, в которых родители давали ребенку все готовое, ничего от него не требовали, баловали. Ребенок вырастает, его потребности остаются теми же, но сам он их удовлетворить не может. Если родители перестанут помогать, то человека ждет разочарование, провалы, переживания.

Таким образом, амбиции отражаются в тех благах, которые человек хочет получить от жизни. Это его запросы относительно профессионального становления, обучения, условий жизни, личной жизни и т.д.

Разновидности уровней притязаний

музыкант играет на гитаре

В психологии принято выделять два вида уровня притязаний: адекватный и неадекватный. Последний, в свою очередь, бывает двух типов: высокий и низкий. Разберем их подробнее:

  1. Завышенный уровень притязаний. Возникает на фоне завышенной самооценки и неадекватной Я-концепции (неадекватного самосознания). Пример завышенного уровня притязаний: участники музыкального шоу, которые уверены, что пройдут кастинг, да и вообще претендуют на победу, но по факту только смешат судей и зрителей, потому что совершенно не умеют петь.
  2. Заниженный уровень притязаний. Формируется у людей с комплексом неполноценности, страхами, непроработанными травмами. Например, музыкант, у которого получается виртуозно играть на гитаре, которого периодически приглашают выступить в каком-нибудь клубе, баре и которому друзья, родственники постоянно говорят о том, что ему нужно продвигать себя, не решается пойти на кастинг популярной группы, которая как раз ищет гитариста.

Особенности личности с завышенным или заниженным уровнем притязаний (завышенной или заниженной самооценкой):

  • выбирает слишком сложные или слишком простые цели;
  • избегает конкуренции, соревнований;
  • много тревожится и постоянно пребывает в напряжении;
  • часто ошибается в прогнозах относительно своей деятельности (в худшую или в лучшую сторону соответственно);
  • отказывается анализировать свои действия и результат.

Адекватный уровень притязаний – это стремление человека достигать тех целей, которые реально соответствуют его способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам. Как правило, они чуть выше того, что уже покорилось человеку. Личности с адекватным уровнем притязаний отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, настойчивостью, адекватной самотребовательностью и самокритичностью, высокой продуктивностью.

Пример адекватного уровня притязаний: музыкант хорошо играет и знает это, он уже побеждал на некоторых конкурсах, его часто просят сыграть для души, периодически он за деньги выступает на корпоративах. Он видит объявление о кастинге в популярную группу и решает попробовать свои силы.

Кроме этого, в психологии принято выделять общий и частный тип притязаний. Общий – это амбиции человека в жизни в целом. Частный – это амбиции в одной сфере, например, на работе, в спорте, музыке или чем-то еще. То есть в первом случае речь идет об оценке человеком себя в целом как личности, а во втором – об оценке своих отдельных способностей, качеств, навыков и т.д.

Интересно! По уровню притязаний можно судить о самооценке человека и наоборот. Ставит завышенные, нереалистичные для себя цели – самооценка завышена. Выдвигает заниженные требования – самооценка заниженная.

Что характеризует уровень притязаний человека

Уровень притязаний формируется в процессе деятельности, решения задач и анализа конечного результата. Он характеризуется выбором задач, которые человек ставит перед собой.

Проще говоря, если человеку удается успешно решить какую-то задачу, то в следующий раз он поставит перед собой более сложную цель, то есть его уровень притязаний вырастет. Если же результат деятельности не устроит человека, то он снижает амбиции и в следующий раз берется за что-то более простое. Или же в случае провала человек пробует еще раз решить ту же задачу, но параллельно разбирает причины неудачи и делает работу над ошибками. Большинство людей после неудачи берется за более простые задачи. Эту особенность К. Левин доказал экспериментально.

Обратите внимание! Уровень притязаний определяется потребностями человека.

Как определить свой уровень притязаний

методика Шварцландера

Чтобы определить свой уровень притязаний, можно воспользоваться одной из методик для самодиагностики. Например, обратиться к опроснику В. Гербачевского или воспользоваться методикой Шварцландера. Предлагаю разобрать подробнее последнюю технику.

Альтернативное название теста – «Моторная проба Шварцландера». Это универсальный экспресс-тест. Его применяют в школе, университетах и при отборе кадров, а также для диагностики сотрудников.

Суть исследования:

  1. Испытуемому предлагают предположить, сколько плюсиков он успеет поставить за 10 секунд.
  2. Затем ему выдается бланк, ведущий засекает время, а потом останавливает процесс.
  3. Сравнивается предположительное количество знаков (УП – уровень притязаний) и реальное количество проставленных символов (УД – уровень достижений). Данные заносятся в тот же бланк, где испытуемый ставил плюсы (смотрите таблицу после инструкции).
  4. Еще 3 раза испытуемому предлагают оценить свой результат и предположить, сколько знаков он успеет поставить, а затем засекают время. То есть всего эксперимент повторяется 4 раза. При этом 1, 2 и 4 эксперимент длятся по 10 секунд, а третий – 8 секунд.
  5. Затем считается общий балл уровня притязаний по формуле:
Читайте также:  3 с половиной месяца ребенку развитие

Образец заполнения бланка:

Размер таблицы – 10х3 см, размер одного квадратика – 1х1 см. Это важно. Рекомендуется проводить эксперимент, используя именно распечатанные варианты бланков.

Трактовка результатов диагностики:

  • от 5 баллов и больше – очень высокий уровень притязаний;
  • от 3 до 4,9 баллов – высокий уровень притязаний;
  • от 1 до 2,99 – адекватный уровень притязаний;
  • от -1,49 до 0,99 баллов – низкий уровень притязаний;
  • от – 1,5 и меньше – очень низкий уровень притязаний.

Если вы считаете, что результатов самодиагностики не достаточно, сомневаетесь в них или не знаете, что делать дальше в случае выявления неадекватного уровня притязаний, то рекомендую обратиться к психологу. Одного сеанса будет достаточно для того, чтобы специалист помог вам определить актуальный уровень амбиций и наметить план работы. В случае с травмами, блоками и другими психологическими проблемами понадобится несколько сеансов. План работы определяется индивидуально.

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

  1. Человек хочет сменить работу на более прибыльную. Он изучает вакансии и останавливается на одной из них. Он сравнивает требования к соискателю со своими навыками, знаниями, умениями. У него есть опыт, который здесь требуется: он знает английский язык, «общается» с компьютером на уровне продвинутого пользователя, да и вообще соответствует описанному портрету. Он приходит на собеседование и получает эту работу.
  2. Обычный парень-работяга ищет себе девушку среди таких же простых женщин. Да, внешне ему нравятся ухоженные и местами накаченные девушки (он постоянно любуется на их фото в Инстаграме), но он понимает, что не потянет такую даму, да и она вряд ли вообще посмотрит на него.
  3. Фрилансер ищет заказы. Он изучает требования по одному из проектов. Все понятия ему знакомы, похожие задачи он уже выполнял. Только одна программа, с которой нужно работать, пока неизвестна, но он уверен, что сможет с этим разобраться, потому что в аналогичных сервисах он успешно работает. Фрилансер подает заявку на заказ, а параллельно приступает к изучению этой программы, ведь все равно в будущем это пригодится.

отказ на собеседовании

Примеры завышенного уровня притязаний:

  1. Молодой человек, который еле-еле закончил 9 классов, дальше ни на кого не учился и ни дня не работал, приходит устраиваться в крупную фирму. Он претендует на роль директора. Из раза в раз ему отказывают, но он не сдается и давит авторитетом своего успешного отца: «Да вы хоть знаете, кто мой отец! Он закроет вашу шарашкину контору!». Молодой человек путает свои способности и возможности с достижениями отца.
  2. Красивая, но не самая умная и мудрая, невоспитанная, необразованная девушка (а иногда еще и не красивая, не умеющая и не желающая следить и ухаживать за собой) ждет принца на белом коне. Она уверена, что какой-то миллионер должен взять ее под свое крыло и удовлетворять все ее потребности просто за сам факт ее существования. То есть она ему ничего не может предложить, кроме своего тела (и то не всегда), но считает, что этого вполне хватит для того, чтобы прийти к успешной жизни.
  3. Парень 25 лет отказывается работать за минимальную оплату, потому что считает, что это не его уровень – ему нужно сразу и минимум 50 тыс. рублей в месяц. Но при этом у него за плечами только школа, официального трудового стажа нет, хромает самоорганизованность и дисциплина, неразвиты многие другие деловые качества, специальных навыков для работы за желаемую оплату тоже нет. Но он продолжает игнорировать реальные для него вакансии, отказывается работать над собой и продолжает ходить на собеседования в крупные компании. А потом жалуется на то, что весь мир против него, работы нет, а директора этих компаний совсем обнаглели и зажрались. Периодически он устраивает скандалы прямо в офисах.

Примеры заниженного уровня притязаний:

  1. Преподаватель говорит студентам: «Все, кто посещали лекции, могут автоматом получить тройки. Если хотите другую оценку – тяните билет и сдавайте экзамен. Все, кто учатся на «плохо» и «удовлетворительно», согласились на автомат, но среди них оказался один отличник. Почему? Потому что он не уверен, что сможет хорошо сдать экзамен. Он вообще никогда не бывает в этом уверен, но всегда получает «хорошо» или «отлично». Однако это не меняет его отношения к себе. «Повезло», – всегда говорит он.
  2. Уже 10 лет мужчина работает в одном и том же месте на одной и той же должности. Обязанности растут, зарплата не меняется. Окружающие убеждают его, что нужно попросить о прибавке или о повышении либо сменить работу, потому что он явно достоин большего. Но он так не считает, убеждает себя и других, что его все устраивает, а дохода на все хватает. Однако в глубине души он мечтает о большем, но боится рискнуть и потерять даже то, что имеет.
  3. Школьник сдает ЕГЭ и надеется, что наберет хотя бы минимальный балл – на большее не рассчитывает. Неожиданно для самого себя он набирает 90 баллов из 100, что намного больше минимума. Однако это не снижает его общей тревожности. Дальше предстоит обучение в ВУЗе. И хотя баллов хватит для того, чтобы поступить на желаемое, престижное направление, выпускник выбирает более простой вариант, так как уверен, что в первом ВУЗе ему будет тяжело учиться. Зачем занимать чье-то место?

Важно! По уровню притязаний можно судить о том, что человек считает возможным и достойным для себя, насколько он ценит и уважает себя.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое уровень притязаний личности и каким он бывает. Почему важно изучать эту тему и работать над своим уровнем притязаний? Потому что от него зависит успех в жизни. Чтобы состояться в профессии, построить личную жизнь, стать счастливым, нужно иметь адекватную самооценку и адекватные амбиции. При завышенных элементах человека ждут бесконечные провалы, разочарования, конфликты. При низких амбициях и заниженной самооценке человек оказывается заложником синдромов отложенной жизни и самозванца или других неприятных и опасных психических состояний.

От чего зависит формирование уровня притязаний? Во многом он обусловлен особенностями развития ребенка в детстве. Например, если родители критиковали, унижали, оскорбляли, твердили фразы типа «Ты ни на что не способен», «В жизни тебя не ждет ничего хорошего», то формируется заниженная самооценка и низкий уровень ожиданий. Если родители отказывались от конструктивной критики, поддерживали у ребенка иллюзию собственной исключительности и превосходства, то у него формируется высокий уровень амбиций. Адекватный уровень притязаний формируется в демократических условиях воспитания, то есть когда родители помогают ребенку изучить его достоинства и недостатки, конструктивно критикуют и поддерживают, помогают ставить цели и достигать их.

Читайте также:  Ребенок 1 месяц таблица развития

Может ли измениться уровень притязаний во взрослой жизни? Да. Он может меняться в зависимости от событий в жизни человека, его стрессоустойчивости, общего физического и психического состояния. А также над уровнем притязаний можно работать целенаправленно, осознанно. Если вы понимаете, что у вас он занижен или завышен, то прямо сейчас начните разбираться в причинах и разрабатывать индивидуальный план коррекции.

Светлана Трошина

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Автор статей по семейной психологии и психологии личности

Источник

Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 159.923.5

Дата публикации 31.10.2020

Уланова Анастасия Олеговна

студентка 3 курса, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула, nastaulanova2000god@gmail.com

Научный руководитель Хаидов Сергей Курбанович

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы развития уровня притязаний в онтогенезе. На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы и научных исследований в статье раскрываются особенности уровня притязаний у различных возрастных категорий. Основное внимание в работе уделяется важности подросткового возраста для становления притязаний и зависимых личностных качеств. Описана специфика уровня притязаний подростков, которая проявляется в низкой устойчивости и реалистичности. Отмечается, что на формирование уровня притязаний влияют следующие факторы: оценка окружающих, успехи и неудачи в учебной деятельности, коллектив и его психологический климат. Делается вывод, что с возрастом повышается адекватность притязаний, они становятся объективными и устойчивыми.

Ключевые слова: уровень притязаний, развитие, возраст, представление о себе, возможности, достижение.

Age-relates peculiarities of the aspiration level emergence

Ulanova Anastasia Olegovna

3 year student, Tula e Pedagogical University named after Leo Tolstoy, Russia, Tula

Scientific adviser Haidov Sergej Kurbanovich

candi of psychological Sciences, associate Professor of the Department of special psychology, Tula e pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula, Russia

Abstract: The article is devoted to the study of the issue of the aspiration level emergence in ontogeny. Based on the analysis of psychological, pedagogical literature and scientific re, the article reveals the peculiarities of the aspiration level in different age groups. The work mainly focuses on the relevance of adolescence for emergence of the aspiration level and dependent personal qualities. The article describes the adolescent specificity of the aspiration level that manifested itself in low stability and realism. It’s pointed out that such factors as other people’s perspective, achievements and failures in educational activity, collective and its psychological climate affect the aspiration level emergence. The article concludes that appropriateness of aspirations, their impartiality and stability increase with age.

Keywords: level of aspiration, development, age, self-image, opportunities, achievement.

Правильная ссылка на статью

Уланова А.О. Возрастные особенности развития уровня притязаний // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-urovnya-prityazanij.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Уровень притязаний играет существенную роль в процессе самоопределения и становления личности, поскольку способствует развитию таких качеств, как мотивация, самооценка, ценностные ориентации и влияет на успешность достижений в деятельности.

Изучением уровня притязаний как особого личностного свойства занимались такие ученые, как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, В.Г. Гербачевский, Е.А. Серебрякова, Л.В. Бороздина, В.С. Мерлин и др.

Несмотря на разнообразие трактовок данного процесса, большинство авторов под уровнем притязаний понимают такую характеристику личности, которая имеет значение уровня трудности цели, выбираемой субъектом в своей деятельности. Исследователи отмечают зависимость уровня притязаний от прошлого опыта человека, от того, как человек воспринимает и оценивает свои способности и в связи с этим возможности достижения успехов. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Уровень притязаний тесно связан с самооценкой, поэтому его развитие начинается с момента формирования самооценки. Уровень притязаний зависит от результатов деятельности ребёнка, от количества неудач и оценки его успехов окружающими. Если успехи встречаются чаще в жизни ребёнка, чем неудачи, то у него формируется высокий уровень притязаний; если наоборот, то возникает низкий.

Исследования К. Левина показывают, что уровень притязаний в рудиментарном виде имеется уже к 2-3 годам. По мнению автора, развитие уровня притязаний от 3-х лет идет по нарастанию зрелости стремлений и притязаний [2]. Ребёнок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Из этого можно сделать вывод, что именно взрослый в данный возрастной период формирует уровень притязаний ребёнка и его самооценку. В процессе стимулирования деятельности, под влиянием системы поощрений и наказаний у ребёнка начинает формироваться потребность в достижении успеха. Если взрослый обращает особое внимание на успешность действий ребёнка, то у ребёнка закрепляется потребность в достижении успехов, постепенно развивается адекватный или высокий уровень притязаний. Если же в процессе воспитания упор делается на неудачи ребёнка, то у ребёнка возрастает стремление избежать неудачи и уровень притязаний приобретает чаще неадекватное состояние.

Другая часть исследований показывает, что уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на дальнейшее поведение ребенка в школе. Ребенок с низким уровнем притязаний будет стараться избегать ситуаций оценки, уходить от выполнения поручений и выбирать такие задания, в которых ответственность будет лежать не на нем, а на окружающих. Дошкольники склонны к переоценке себя, это является показателем положительных оценок взрослых. Детям данного возраста важно, чтобы положительная оценка была отмечена и признана окружающими. К концу дошкольного возраста начинает складываться дифференцированная самооценка, самокритичность [3].

В младшем школьном возрасте возникают предпосылки для развития способности ребёнка к рефлексии. Младший школьник начинает соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Особенности притязаний и самооценки детей данной категории в большей степени определяются успехами и неудачами в учении, оценкой учителем результатов учебной деятельности. В классном коллективе младший школьник имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в классе. Школьный коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность детей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству [5].

Исследование А.Д. Андреевой и О.А. Москвитиной показывает, что на протяжении 1-3 го класса дети имеют очень высокий уровень притязаний. Это может свидетельствовать о некритичном отношении школьников к собственным возможностям и незрелости личности [1]. Дети не умеют ставить перед собой адекватные цели, у них еще сохраняется типичное для дошкольников завышенное представление о своих возможностях.

В подростковом и раннем юношеском возрасте проблема становления уровня притязаний и самооценки исключительно актуальна в связи с усиливающимся стремлением к самовоспитанию и формирующимся самосознанием. Интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей порождает у подростков новую потребность соответствовать не только требованиям окружающих, но и отвечать своим личностным запросам и притязаниям. Неспособность удовлетворить свои притязания ведёт к острым аффективным переживаниям у детей данной возрастной категории. В большинстве случаев самооценка и связанный с ней уровень притязаний наиболее низкие в раннем подростковом периоде.

Читайте также:  Аспекты социальной ситуации развития ребенка в содержании программы

В условиях, когда притязания и самооценка подростка не находят опоры в социуме, когда оценка его деятельности окружающими находится на низком уровне, когда подросток не удовлетворяет свою потребность в уважении, у него развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. В современных исследованиях уровня притязаний и самооценки у детей данной категории отмечается большая зависимость их уровня притязаний от ожиданий и требований их родителей, что указывает на отсутствие в этом возрасте полной самостоятельности в выборе целей [8].

Потребность подростков разобраться и оценить качества собственной личности создает у них повышенную чувствительность к оценке окружающих. Поскольку представление о себе в полной мере у них еще не сложилось, то они очень остро воспринимают и переживают мнение других людей о себе. В исследовании М. С. Неймарк было экспериментально показано, что невозможность ответить своим собственным притязаниям приводит подростков к очень острым аффективным переживаниям [4].

В период усиленного самоанализа и самоосознания у подростков развивается уверенность в себе, в своих способностях и возможностях справляться с задачами в настоящем, уверенность в успешности будущих действий. Неадекватность уровня притязаний и самооценки в подростковом возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия подростка с окружающими его людьми, в результаты чего могут возникнуть трудности реализации процесса его идентификации с окружающими людьми.

Уже к 14-15 годам у человека формируются реалистичные представления о будущей профессии, о семейной и других сферах жизнедеятельности. Эти представления включают жизненные притязания и цели, имеющие определенный срок их реализации. Притязания старшеклассников в сфере образования, социального развития и материального потребления оказываются менее реалистичными. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями и навыками [6].

На качественные характеристики уровня притязаний у подростков также влияет психологический климат класса или окружения. Так позитивный характер взаимоотношений в группе позволяет подросткам адекватно воспринимать разницу между возможностями и притязаниями, оценивать её как достижимую. Недостаточно комфортная психологическая атмосфера, напротив, обусловливает неуверенность в себе и провоцирует стремление к максимально возможному идеалу, несмотря на его реализуемость [10]. Отсюда следует вывод, что реалистичность уровня притязаний подростков напрямую зависит от психологического климата в коллективе, от его безопасности, доброжелательности и адекватности требований.

Говоря о подростковом возрасте, стоит отметить его особое значение для становления уровня притязаний и личности в целом. Если на данном возрастном этапе будут предоставлены все необходимые условия для формирования волевых и мотивационных качеств, если интересы, стремления и возможности ребёнка будут находить опору в обществе, то в дальнейшем притязания личности приобретут устойчивость и стабильность.

Современные авторы отмечают, что с возрастом у учащихся отмечается увеличение адекватности уровня притязаний. Так, Прохорова Н.В. констатирует тот факт, что большинство учащихся и 10- ого и 11-ого классов демонстрируют реалистичный (адекватный) уровень притязаний, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях [7]. Данные особенности можно объяснить тем, что в подростковом и юношеском возрасте ярко выступает проблема становления субъекта саморазвития. В ходе этого процесса решаются важнейшие задачи личностного развития: построение целостного образа Я, формирование самоидентичности, достижение самоопределения.

В молодом возрасте часто имеется тенденция завышать свои притязания, поскольку для человека больше значима собственная оценка, чем оценка окружающих. Основной тенденцией у молодых людей и студентов является выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Это в свою очередь, может вызывать неуверенность и снижение мотивации достижения, однако характер контроля над ситуацией сохраняет внутреннюю направленность. С возрастом снижается неадекватность в реакциях на успех или неудачу. Это может свидетельствовать о стабилизации уровня притязаний и самооценки, они становятся более дифференцированными.

На этапе зрелости повышается избирательность в выборе целей и ответственность личности за результаты самореализации. Различия в уровне притязаний взрослых людей обусловлены их индивидуальными особенностями и характерологическими чертами. Состояние уровня притязаний будет зависеть от достижений в профессиональной сфере и карьере, а также от семейного положения. В целом уровень притязаний принимает устойчивое и стабильное состояние.

Эмпирические данные современных исследований позволяют утверждать, что уровень притязаний и самооценка продолжают выступать одними из важнейших регуляторов социального поведения и деятельности человека пожилого и старческого возраста. Показатели уровня притязаний в группах работающих и неработающих лиц достоверно различаются. Так качества ум, характер, умелые руки, уверенность значительно ниже в группе неработающих лиц [9].

Итак, теоретический анализ проблемы формирования уровня притязаний в онтогенезе позволяет сделать следующие выводы:

– уровень притязания развивается и формируется на каждом возрастном этапе;

– в раннем возрасте закладываются предпосылки формирования уровня притязаний, в дошкольном возрасте дети склонны переоценивать свои возможности, в младшем школьном возрасте притязания и оценка себя детьми связана с достижением успеха в процессе обучения;

– в подростковом возрасте уровень притязаний возрасте характеризуется нестабильностью и недостаточной реалистичностью, зависимостью от оценки окружающих, от психологического климата группы;

– в юношеском возрасте увеличивается адекватность притязаний по отношению к возможностям; в молодом и зрелом возрасте уровень притязаний становится дифференцированным и объективным.

Список литературы

1. Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. №3. С. 203-223

2. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.

3. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 480с.

4. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. В сб.: «Вопросы психологии личности школьника». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 277-332

5. Никитина Л.А. Детский коллектив как фактор становления самооценки младших школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3(28). С. 76-79

6. Психология личности в трудах отечественных психологов, СПб:Издательство «Питер», 2000. 480с.

7. Прохорова Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-2 (62). С. 118-120

8. Сидоров К.Р. Концепт «уровень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. 2014. №2. С. 40-50

9. Сергиенко М.И., Конарева И.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у работающих и неработающих пенсионеров // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. № 1. С. 166-177

10. Силаков А.С. Особенности самосознания школьников в группах с разным уровнем социально-психологического климата // Научный журнал «Дискурс». 2017. №1(3). С. 186-191

← Предыдущая статьяУчастие в олимпиадах как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы

Источник