Развитие умственно отсталого ребенка в деятельности

Развитие умственно отсталого ребенка в деятельности thumbnail

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Особенности умственно – отсталых детей»

Выполнила учитель:

Зозулина Екатерина

Александровна

Бутурлиновка, 2019г

Цель: рассмотреть развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме

  • Рассмотреть особенности развитии познавательных процессов умственно отсталых школьников;

  • Разработать упражнения и занятия по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников.

Актуальность

Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание – сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.

Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интересу к учебе у детей с недостатками интеллекта.

Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Изучением познавательных процессов умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы. «Особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

В соответствии с Международной классификацией болезней

10 пересмотра (МКБ – 10 Международная классификация болезней Десятого пересмотра.

Полное название: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.):

Умственная отсталость – это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Причины умственной отсталости

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

– пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

– натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

– постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально – биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Структура дефекта:

  • Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой

  • Недоразвитие собственно мыслительной деятельности

  • Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов

  • Недостаточность высших психических функций

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.

Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;

  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

  • Снижение мотивации деятельности;

  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;

  • Нарушение критичности мышления;

  • Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;

  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;

  • Низкая точность и прочность запоминания;

  • Непреднамеренность запоминания;

  • Нарушения речи;

  • Низкая целенаправленность деятельности

Ощущение и восприятие

Зрительное восприятие учащихся замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это – важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.

Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин.

При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.

При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.

Читайте также:  Центр развития ребенка саратов солнечный

При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.

При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.

Внимание и память

Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.

Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.

Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.

Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.

При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.

При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.

При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.

При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.

Мышление

Мышление – обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).

Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.

У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.

Еще большие трудности вызывают у учеников 1-2 классов задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости – временные, причинные и т. п. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны.

Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более подробным, если он выполняется с помощью взрослого – по его вопросам.

Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.

При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления

При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание.

При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.

При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления

Речь

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях – молчат, в других отвечают невпопад.

При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).

При умеренной степени УО: Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.

При тяжелой степени УО: Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.

При глубокой степени УО: Речь заменяется нечленораздельными звуками.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

  1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность

  2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).

  3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

  4. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Читайте также:  Здоровье ребенка залог его гармоничного развития

Мотивация

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.

Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества.

Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков.

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Источник

Анастасия Парфенова

Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта

Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

является весьма актуальной. Это обусловлено последними достижениями медико-биологических наук, способствующих клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей. Умственная отсталость – это состояние организма, при котором интеллект ребенка не достигает уровня развития, оптимально необходимого для данного возраста. Это вызывает нарушение развития личности ребенка и не позволяет

без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня.

Проблема диагностики, воспитания, обучения, социализации детей

с нарушениями интеллектуального развития заслуживает внимания, так как все бильшe детей уже на первом году жизни имеет диагноз «умственная отсталость». Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие проценты. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют о том, что рождаемость детей

с особыми потребностями в мире достигает 13%. Среди них 3% детей рождаются с недостатками интеллекта, а 10% – с другими физическими

и психическими недостатками развития.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что исследованием проблемы деятельности детей с нарушениями интеллекта привлекает внимание многих исследователей,а именно: В. И. Бондаря, Г. Н. Волковой, Л. С. Гордейчук,

С. А. Игнатьева, Г. И. Лалаевои, А. А. Правдиной, Т. В. Сак, В. М. Синева,

А. П. Хохлина и других ученых. Однако, не все аспекты данной темы достаточно изученными. Поэтому, выявление нарушений развития у детей и их коррекция на ранних этапах становления личности является важной задачей коррекционной педагогики.

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности,

его сознания. Воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, которое, во-первых,

при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корректировать недостатки познавательных процессов [1].

Вся деятельность умственно отсталого ребенка глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для умственно отсталого школьника характерна слабость ориентировки в задании, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах и поэтому идет от трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет

ее другой, похожей, но более легкой и доступной. Умственно отсталые дети некритично относятся к результатам своей деятельности. Ограничены познавательные возможности, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят

к тому, что умственно отсталый ребенок больше склонен к близкому мотивации своей деятельности, нередко руководствуется не объективными данными задачи, а стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т. В связи с этим дети нередко выполняют задания интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и частично в средних классах вспомогательной школы достаточно затруднена [2, 60-63].

Основными видами деятельности умственно отсталых, как и нормальных детей,

есть игра, учение, труд [3, 50-57].

Известно, что основным видом деятельности детей младшего

школьного возраста является учебная деятельность. Ведущая роль в усвоении отдельных

Читайте также:  Онр и познавательное развитие ребенка

понятий, процессов, явлений, в формировании умений и навыков принадлежит уровню

развития психических процессов, таких как, восприятия, мышления, внимание

и память. Будущим педагогам при обучении детей с особыми потребностями

необходимо учитывать, что эффективность усвоения учебного материала

зависит в первую очередь от мотивационной учебной деятельности учащихся. различные

аспекты этого вопроса в специальной педагогике исследовались

Н. Ф. Добрыниным, С. И. Костюком, Н. И. Лускановою, В. Г. Петровой,

Б. М. Пинским и другими. Обзор литературных источников свидетельствуют о том,

что мотивы деятельности детей с интеллектуальными нарушениями объединяются только с конкретной ситуацией, которая направлена на осуществление отдельных действий,

и не способствуют достижению общей цели. Доминирующим учебным мотивом таких детей является мотивация избегания наказания. Дети пытаются избежать получения низких оценок и соответствующей реакции на них со стороны родителей

и одноклассников. Такой мотив создает в целом негативный эмоциональный фон учебной деятельности. В отдельных учеников достаточно часто выражена мотивация достижения успеха. Поэтому, они стараются избежать оценочной ситуации,

но в то же время хотят добиться успеха. Учебный процесс в таких случаях следует проводить в медленном темпе, избегать психических перегрузок

и большого количества абстрактного материала. Учебный материал должен быть доступным, интересным и эмоционально насыщенным. По данным В. И. Ковалева

и А. Р. Лурия основным мотивом, который поддерживает положительное отношение

к обучению, является учебный интерес. У детей с интеллектуальными нарушениями такой интерес проявляется только при изучении отдельных предметов. Поэтому,

при обучении детей с особыми потребностями следует избегать сложных задач. Такие ученики могут выполнять простые однотипные задачи (выписка слов, букв, переписывание текста и т. д.). При проведении прогулок, экскурсий детям целесообразно предлагать собрать листья, плоды растений различной формы и размеров, чтобы впоследствии использовать их на занятиях по труду для изготовления простых аппликаций.

Таким образом, учение является мощным средством коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника – недоразвитие познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом.

Следующий вид деятельности – игра. Игрушка не всегда побуждает умственно отсталого ребенка к деятельности. Она недостаточно активно включается в игру,

не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно только манипулирует игрушками, пробуя разные их использования

в различных сочетаниях. Игра умственно отсталого ребенка однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Ее игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику, смысл и сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность умственно отсталого школьника к подражанию, к имитации. Умственно отсталые дети слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной изобретательности, смекалки, ловкости.

Если коснуться трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта, то можно сказать, что труд содержит значительные коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности

и доступности чувственного восприятия помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труду, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнения общественно значимых трудовых заданий повышают интерес

к работе, которая выполнена, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.

Задачи, требующие решения умственных задач, повышают интерес

к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.

В процессе выполнения трудового задания школьники практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученику овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности [4, 81-91].

Следовательно, при обучении детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо развивать в них положительную учебную мотивацию, желание учиться, веру в собственные силы, обогащать знания детей об окружающей среде

и взаимосвязи между предметами и явлениями, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При проведении коррекционной работы необходимо избегать психических перегрузок, не ограничивать время для выполнения задач

и предупреждать появление усталости.

литература:

1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов – М., 1961.

2. Илюшенко А. С. Обучение умственно отсталых детей / А. С. Илюшенко

И. А. Астафьев //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2007. – № 12. –

С. 60-63.

3. Синьов В. М. Коррекционная психопедагогики.Олигофреноледагогика: Учебник. – Часть 2. Обучение и воспитание детей. – М.: Изд-во НПУ имени

М. П. Драгоманова, 2009. – 224 с

4. Хохлина А. П. Психические проявления умственной сферы у школьников с разными интеллектуальными возможностями в процессе трудовой деятельности /

А. П. Хохлина // Педагогика и психология Научно-теоретический и информационный журнал АПН Украины. 2004. – N1. – С. 81-91

Источник