Развитие умственно отсталого ребенка имеет свои закономерности


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
В подходе к объяснению развития личности осуществляется принцип единства физического, психического и социального с учетом условий, определяющих развитие ребенка на разных возрастных уровнях. Однако в формировании личности огромное значение не только возрастные, но и индивидуально-типологические черты (по И. П. Павлову):
1) сила (работоспособность) нервной системы;
2) уравновешенность нервных процессов;
3) подвижность нервных процессов.
Сочетание этих основных признаков позволяет выделить несколько типов нервной системы, определяющих динамическую характеристику личности. Знание особенностей высшей нервной деятельности имеет важное значение для организации воспитания детей, для руководства их поведением.
Особенности нервной системы проявляются у ребенка очень. Уже в первые дни жизни дети заметно отличаются друг от друга: одни быстро засыпают, их не раздражают шумы, звуки, нарушения режима, другие остро реагируют на те или иные раздражители. Наиболее ярко типологические особенности проявляются у детей 2-3 лет при усвоении правил поведения в игровой деятельности, в общении с окружающими людьми. Один дети легко и быстро овладевают необходимыми правилами и навыками, легко осмысливают содержание предложенных игр, быстро и непренужденно вступают в контакт. Другие отличаются медлительностью, малоподвижностью, трудно входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Третья группа детей характеризуется неуравновешенностью, расторможенностью, быстрой утомляемостью. Эти особенности нервной деятельности не определяют целостную картину поведения, но дают возможность выявить специфику развития каждого ребенка.
Наиболее важной для формирования личности является потребность в активных действиях, в общении со взрослыми и другими детьми. В младшем возрасте (до 3 лет) активность ребенка имеет выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Этот процесс к концу преддошкольного возраста приобретает нацеленность и осознанность. Познание становится волевым и составляет базу формирующихся навыков. Успехи в практической деятельности укрепляют у ребенка веру в свои силы и открывают ему возможности для смелых и самостоятельных действий. Изменяется ориентация на взрослого. Если в младенчестве это приспособительно-потребительское отношение, то к 3-4 годам взрослый – это центральная фигура, с помощью которой ребенок познает мир и научается на него воздействовать. Чем успешнее продвигается дошкольник в умственном и физическом развитии, тем настоятельнее потребность в содержательном общении со взрослыми. Дошкольный период жизни ребенка определяется тем, что к 7 годам он приобретает определенный багаж знаний касающихся житейских понятий о различных предметах и явлениях. В состав имеющихся представлений включаются первоначальные знания о некоторых нравственных категориях, определяющих отношения детей со сверстниками и взрослыми. Семилетние дети овладевают системой различных действий, включающих » себя как простые, так и более сложные (трудовые, бытовые). Интеллектуальные умения выражаются в таких видах деятельности, как наблюдение, речевая активность, целенаправленное восприятие, осмысленное запоминание и др. Вырабатываются некоторые навыки управления психической деятельностью, например умение тормозить свои эмоциональные порывы и желания. Дети готовы к работе в коллективе сверстников, умеют подчиняться общим для всех правилам, критично оценивать свои поступки и поведение. К школьному возрасту у ребенка формируются оценочные суждения, которые еще не имеют обобщенного характера и отличаются конкретностью и ситуативностью.
Огромное влияние на дальнейшее развитие личности оказывает школа. Система обучения формирует устойчивые научные знания о предметах, явлениях и связях между ними. Дети осваивают навыки умственного труда, творческой и самостоятельной деятельности. У них развиваются высшие формы мышления. Школа обеспечивает развитие и совершенствование интересов и способностей, оказывает влияние на становление таких качеств характера, как организованность, собранность, целеустремленность. Учеба, труд, игра в обществе сверстников повышают требования ребенка к самому себе, своим товарищам, а также к взрослым. Стремление к идеальному делает школьников старшего возраста отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, самоотдачи. Это создает благоприятные возможности для воспитания высоких нравственных идеалов, самоотверженности, непримиримости к злу. Система нравственных привычек, сформированных воспитанием школы и семьи, закладывает основы мировоззрения, которые в зрелом возрасте превращаются в целостную систему, позволяющую не только попять окружающий мир, но и определить свое к нему отношение.
Таким образом, формирование личности ребенка – это сложный процесс, в котором биологические и социальные факторы раз вития неразрывно связаны. Человек становится личностью не по законам биологического созревания, а по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные знания и опыт.
Общие закономерности развития личности дают возможность глубже понять и осмыслить своеобразие формирования личности ребенка с умственной недостаточностью.
Практика воспитания и обучения детей-олигофренов показывает, что даже при тяжелой патологии головного мозга психика этих детей развивается. Корковые функции обладают большей изменчивостью, нежели функции подкорковых образований.
Биологически наследуя структуры головного мозга, человек появляется на свет совершенно не приспособленным к среде обитания. Если у него не сформируются новые гибкие качества адаптации, он погибнет. Однако эти качества возникают не сами по в ходе созревания головного мозга, а с помощью взрослого человека – путем воспитания. Значит ли, что пораженная нервная система (головной мозг) и нарушенные корковые функции останавливают процесс психического развития детей с умственной неполноценностью? Ответ на этот вопрос был отчетливо сформулирован Л. С. Выготским, который говорил о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. К первичному дефекту он относил факт поражения головного мозга, который «естественно нарушает… нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру»’. Развитие высших психических функций у аномального ребенка будет происходить, по мнению ученого, несколько иначе, чем у нормально развивающегося (вторичные отклонения). Однако не следует ставить в прямую зависимость от биологических условий (поражение центральной нервной Системы) факторы «культурного» (социального) развития, так как «всякий нормальный ребенок обнаруживает в различной степени на разных возрастных ступенях весь симптомокомплекс примитивности…». Таким образом, снижение высшей психической деятельности может произойти и у нормального ребенка, если он попадет в неблагоприятные условия развития, тогда как умственная отсталость предполагает обязательное сочетание двух признаков: снижение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
Мысли, высказанные Л. С. Выготским, имеют огромное значение для дефектологии, так как они определили основные условия успешного развития психики — комплексность воспитания и обучения ребенка взрослыми. Возникает важный вопрос: каковы особенности формирования личности умственно отсталого ребенка, которые отличают его от нормально развивающегося? Многочисленные исследования, проведенные в специальной психологии и педагогике, указывают на основной недостаток деятельности детей-олигофренов разного возраста – ярко выраженный дефицит познания окружающего мира.
Диффузное поражение коры нарушает ее нормальное функционирование и тормозит формирование новых условных связей.
Инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры головного мозга задерживают накопление фонда условных рефлексов, являющихся основой развития таких важнейших психических процессов, как ощущения, восприятия, представления.
На основе первичных нарушений психики формируются вторичные, связанные с недоразвитием памяти, речи, мышления, а также эмоционально-волевой сферы, черт характера и личности в целом. Из-за слабости ориентировочной деятельности снижается круг познавательных интересов и потребностей у ребенка-олигофрена. Уже в дошкольном возрасте очевидны его малая активность в игре, отсутствие творческого воображения и инициативы во всех видах практической деятельности: рисовании, лепке, конструировании, самообслуживании, усвоении правил поведения и др. Ребенок с умственной недостаточностью значительно дольше, чем нормальный, задерживается и приспособительном общении со взрослым. Потребность общаться с родителями у нормально развивающегося ребенка из года в год качественно меняется за счет обогащения содержания контактов. У умственно отсталого эта потребность связана с необходимостью опеки, помощи, которые иногда усложняют процесс индивидуального развития ребенка, снижают его самостоятельность, активность.
Момент поступления ребенка в школу обнаруживает некоторые особенности его поведения в коллективе. Исследования межличностных отношений, проведенные Л. И. Даргевичене. В. А. Вярененом. И. Л. Коломинскнм и др., показывают, что у умственно отсталых школьников, так же как и у нормально развивающихся учащихся, в коллективе складываются деловые и личные контакты, однако их структура и динамика имеет свои особенности. Так, младшие ученики вспомогательной школы нечетко мотивируют и осознают свои взаимоотношения. Основную роль в формировании отношения детей друг к другу в I-II классах играют требования, выдвигаемые учителем. С возрастом у детей-олигофренов выявляется более четкое осознание мотивов взаимоотношений в коллективе. Установлено, что к VI-VII классу происходит разделение коллектива на группы в зависимости от проявляемых симпатий и антипатий, при этом количество учеников, попавших в подгруппу, занимающую неблагоприятное положение, во вспомогательной школе больше, чем в массовой. Объясняется это тем, что умственно отсталые дети менее дифференцированно оценивают личностные качества, прибегают в основном к таким общим характеристикам, как «плохой» – «хороший».
Исследованиями установлено, что межличностные отношения в коллективе аномальных детей связаны со структурой дефекта, что необходимо учитывать при организации коррекционного воспитания. Так олигофрены основной неосложненной формы (па классификации М. С. Певзнер), как правило, занимают более высокое положение в системе коллективных и личных отношений по сравнению со школьниками, у которых преобладают процессы возбуждения или торможения.
Еще более отрицательную оценку в коллективных и личных отношениях получают дети с психопатоподобными чертами поведения. Слабоумные эпилептики составляют психологически изолированную группу несмотря на то, что некоторые из них обладают высоким уровнем интеллектуального развития, нежели олигофрены из других групп. Неудовлетворенность в общении со сверстниками, неумение правильно анализировать и оценивать личностные качества могут иногда спровоцировать и закрепить вегетативные формы взаимоотношений между детьми.
Педагогу вспомогательной школы, приступая к формированию коллектива, необходимо направлять процесс создания и развития коллективных отношений таким образом, чтобы большинство учащихся выполняли требования педагога и актина. Важным условием коллектива является сбалансированность деловых и личных отношений. Главным принципом в тактике воспитания умственно отсталых детей должно стать их активное привлечение к интересным и посильным делам, использование системы поощрений, ликвидация психологически изолированных групп (роди детей, лидерство самого учителя в делах ученического коллектива.
Источник
«Общие и специфические закономерности
учебной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью»
Умственно-отсталые дети относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. это дети, у которых вследствие различных причин развитие отклоняется от нормативного.
В моём классе обучается ребёнок с умеренной умственной отсталостью и тяжёлым нарушением речи на фоне аутического синдрома.
Любая деятельность таких детей, в том числе и учебная, нарушена и имеет ряд особенностей. Существуют как общие закономерности аномального развития учебной деятельности, так и специфические особенности.
К общим особенностям учебной деятельности умственно-отсталых детей относят следующие недостатки:
1. Слабость и узость мотивации. Учебные мотивы характеризуются неустойчивостью, скудностью, ситуативностью и одномоментностью.
2. Недостаточное понимание словесной инструкции, неспособность осознать содержание всей учебной инструкции в целом.
3. Низкая произвольность внимания.
4. Нарушение целенаправленности учебной деятельности.
5. Неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
6. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
7. Неадекватная самооценка учебной деятельности.
Таким образом, у умственно-отсталых детей отношение к учебной деятельности, в основном, безразличное, а зачастую и негативное. Интерес к учебным заданиям слабый и поверхностный. На учебных занятиях дети невнимательны, легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Дети не учитывают всех требований, заключенных в поставленном вопросе, обращают внимание лишь на отдельные звенья предложенного задания.
Динамика деятельности неравномерная: медлительность может сменяться импульсивностью, расторможенностью, поспешностью в выполнении заданий и наоборот.
Работоспособность во время учебных занятий также имеет мерцательный характер, т.е. наблюдается истощение деятельности к концу урока.
Специфические особенности выступают как дифференциально-диагностические критерии. Специфических особенностей установлено гораздо меньше, чем общих и они, к сожалению, не имеют четких границ, а выражаются лишь в качественной степени: у умственно-отсталых детей они имеют более стойкий, а в некоторых случаях и необратимый характер.
Умственно-отсталые дети могут вступать в контакт легко, но он носит нестабильный, формальный, поверхностный характер.
У У/О ребенка затруднено понимание даже простой, односложной инструкции и количество повторов для ее понимания требуется гораздо больше. Причем, кроме повторов нужны еще и дополнительные разъяснения. В отдельных случаях ребенок учебную инструкцию не понимает вообще.
У У/О ребенка ориентировочная деятельность, как правило, отсутствует, либо такая деятельность хаотична, ребенок бесцельно манипулирует стимульным материалом.
У У/О детей происходит так называемое «застревание» на предыдущем виде деятельности или этапе работы.
При умственной отсталости – ошибки самостоятельно, как правило, не замечаются и для правильного выполнения задания всегда требуется помощь взрослого.
У/О ребенку необходимы все виды помощи, в том числе и конкретная, наглядно-действенная помощь.
У/О дети помощь используют слабо, неэффективно, в некоторых случаях практически не используют.
При У/О – словесная регуляция нарушается в зависимости от степени выраженности умственной отсталости, следовательно, в лучшем случае, речь выполняет констатирующую функцию (слово дополняет действие), но, как правило, речевое сопровождение (оречевление деятельности)отсутствует, либо не относится к выполняемым действиям.
У/О дети дают односложные полярные оценки: «Да», «Нет», «Хорошо», «Плохо», «Красиво», «Некрасиво». Многие обходятся утвердительным или отрицательным кивком головы.
Вышеописанные особенности учебной деятельности детей с У/О препятствуют реализации их интеллектуальных возможностей и создают дополнительные трудности при усвоении учебного материала. А для того, чтобы дети усвоили его, занятия должны иметь коррекционную направленность, цель которой – активное воздействие на процесс развития учащихся, направленное на исправление, ослабление (снижение степени) выявленных дефектов и их компенсацию.
Таким образом, если обучение будет развивающим, причем коррекционно-развивающим, результаты работы обязательно будут положительными.
Мой ученик:
Представления об окружающем мире не сформированы. Сведениями о себе и своей семье не владеет. На критические замечания не реагирует.
Не развита мелкая моторика рук. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, не выработаны.
Речь не развита. Мотивация к обучению отсутствует. Не сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Подчиняется требованиям учителя только к выполнению совместных действий способом «рука в руке»: лепка и письмо букв и цифр, изготовление простейших аппликаций и поделок, рисование.
Сопряжённо с учителем выполняет практические задания: соотнесение картинок и табличек, пересчёт предметов в пределах пяти. Преобладает наглядно – действенное мышление, а словесно – логическое не развито. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.
Воспроизвести учебную информацию не может. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не в силах.
Общий темп деятельности медленный. Преобладающий тип настроения на уроке – гиперактивный.
Письмо не сформировано. Счёт в пределах десяти отсутствует. Самостоятельные работы не выполняет. Навык самоконтроля не развит.
Поведение не всегда адекватное. Наблюдается агрессия: кусается, щипается, дёргает за волосы. Иногда действия сопровождаются лаской: обнимает, целует. Наблюдается стереотипность движения рук. Некоммуникабелен, активно избегает своих сверстников. Взаимодействие с окружающими людьми ограничено.
Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.
И в заключении пусть прозвучат следующие слова: «В первую очередь – ребенок, а уже во вторую – ребенок с дефектом».
Источник
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая форма
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
Глубокая степень или идиотия
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Источник