Развитие у ребенка симптомы

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Общие сведения
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.
Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.
Задержка психического развития (ЗПР)
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально-психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
- тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
- ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Классификация
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
- ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
- ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
- ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
- ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Характеристика детей с ЗПР
Интеллектуальная сфера
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Речевой статус
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Эмоциональная сфера
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Диагностика
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:
- сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
- нейропсихологическое тестирование;
- диагностическое обследование речи;
- изучение медицинской документации ребенка;
- беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Коррекция задержки психического развития
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:
- познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
- коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Прогноз и профилактика
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.
Источник
Первые месяцы и годы ребенка – время удивительных открытий и важных событий как для него самого, так и для его близких. Отслеживается каждый этап в развитии – звуки, эмоции, слова, шаги. Иногда кажется, что другие дети развиваются быстрее, умеют больше. И тревожные родители бегут по врачам, ищут информацию в книгах и интернете.
Чаще всего через какое-то время малыш все наверстывает и после 2-3 лет уже ничем не отличается от сверстников, когда-то опережающих его по нормам развития.
И если некоторые эмоционально-поведенческие особенности можно списать на детский возраст, то в период подготовки к школе и в начале обучения отставание становится явным.
А ведь симптомы задержки психического развития даже у крошечного малыша говорят о наличии каких-либо неполадок в его внутреннем или внешнем мире.
ЗПР у детей: определение и признаки
Задержка психического развития характеризуется запаздыванием ребенка в умственной, эмоциональной, психической областях. Проявляется нарушением познавательных процессов: мышления, памяти, внимания. Это порождает трудности в учебном процессе, что становится заметно на этапе дошкольного образования либо в начальных классах, когда дети выходят на новый этап развития.
Некоторые нарушения психического развития у детей могут быть отмечены родителями или воспитателями и в более раннем возрасте. Однако диагностика ЗПР проводится в период начала серьезной умственной деятельности ребёнка, как правило, с 5-6 лет. Поставить диагноз и начать коррекцию необходимо до 7-8 лет.
В некоторых случаях задержка психического развития отмечается во младенчестве. Ребенок позже начинает интересоваться игрушками, лепетать, понимать речь и т.д. Физическое развитие не страдает.
Часто дошкольников и школьников с ЗПР называют несерьезными. Дети чрезмерно забывчивы, рассеяны, отвлекаются от темы и мешают других. На уроках такие дети могут говорить о чем-то своем, ходить или играть. Зачастую медлительны и растеряны, не могут сосредоточиться и сконцентрировать мысли. У детей страдают работоспособность и словесно-логическое мышление, нарушены причинно-следственные связи.
Заподозрить ЗПР следует и в том случае, если первоклассник
- не понимает правил детских игр;
- с трудом осваивает счет, чтение, письмо;
- забывает о цели своей деятельности, импульсивно меняет планы, не удерживает внимания на задании;
- переживает эмоциональные и даже физические мучения при непривычной умственной деятельности;
- не в состоянии усвоить правила поведения в различных ситуациях;
- проявляет неуместные эмоции (истерики при попытках поделить вещь, смех в торжественной либо драматичной обстановке);
- испытывает трудности при общении со сверстниками;
- молчалив, не самостоятелен в быту.
Типы ЗПР у детей
Одни дети с задержкой психического развития демонстрируют абсолютное непослушание, шумят и срывают уроки, их мало волнует неуспеваемость, хотя что-то они схватывают на лету. Другие дети, наоборот, предпочитают оставаться незамеченными и могут средне учиться благодаря усердной зубрежке.
Применимо к первому типу уместно говорить об отсталости в развитии у ребёнка эмоционально-волевой сферы. Как раз у таких детей трудности с дисциплиной, самокритичностью, сосредоточенностью. Предпочтение в любой ситуации дети с задержкой в развитии отдают играм, баловству. Мотивация к достижениям отсутствует. Психическое развитие таких детей отстает в среднем на 2-3 года.
У детей, страдающих ЗПР второго типа, примерных молчунов, чаще наблюдается задержка в умственной области. Дети зачастую не могут выразить словами даже те знания, которыми обладают. Боятся задать вопрос и попросить о помощи, упускают нить сюжета. В отличие от ровесников первого типа тяжело переживают неудачи. Они бы и рады хорошо учиться, но не могут.
Существует еще одна популярная классификация видов ЗПР у детей.
Причем подобное состояние в более сдержанном виде встречается и у взрослых, не получивших своевременное лечение.
- Конституциональная ЗПР. Сюда относятся незрелые личности, с “детским” мышлением, они медленно говорят, думают, принимают решения, делают что-либо. Их мало что может по-настоящему увлечь и заинтересовать, кроме того, что дает удовольствие “здесь и сейчас”. Дети этого типа общительны, но при этом привязаны к родителям и сложно адаптируются к новой обстановке.
- Соматогенная задержка. Дети плаксивы и зависимы от одобрения. Сложно идут на контакт, могут быть изгоями в коллективе. На фоне эмоционального напряжения дети испытывают физические недуги.
- Психогенная ЗПР. Это полностью приобретенное состояние. Проявляется снижением интеллекта у детей, невнимательностью, тревожностью и инфантильностью. Эмоции поверхностны, кругозор сужен;
- ЗПР церебрально-органического явления. Имеет место повреждение мозговых зон, что делает ребенка зачастую неуравновешенным, капризным, конфликтным. Страдают познавательная, коммуникативная, эмоциональная сферы у детей. Встречаются грубые нарушения развития речи.
Важно дифференцировать ЗПР, при которой прогнозы весьма хорошие, и умственную отсталость у детей, проявляющуюся не столько задержкой, сколько общим психическим недоразвитием.
Успех преодоления ЗПР у детей зависит прежде всего от своевременной диагностики, правильной установки первопричины и комплексного подхода.
Причины формирования ЗПР
Этиология нарушений психического развития включает в себя две составляющие: социальные факторы в жизни детей и биологические. К биологическим относятся:
- задержки темпов созревания головного мозга в перинатальном периоде и в раннем детском возрасте;
- патологии при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, вредные привычки матери, ее эмоциональная нестабильность, нетипичный токсикоз, родовые травмы;
- перенесенные малышом тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, интоксикация;
- Дефект одного или нескольких органов чувств и как следствие – ограничение взаимодействие с миром;
- наследственность. Зачастую не диагностированная и не скорректированная ЗПР у матери или отца проявляется впоследствии у ребенка.
Проблемы психического развития церебрально-органического типа чаще всего обусловлены биологическими причинами.
Социально-психологические предпосылки ЗПР кроются в подходе к воспитанию ребенка. Он испытывает либо гиперопеку, либо недостаток заботы, любви от родителей. Иногда ребенок становится свидетелем или жертвой травмирующих ситуаций, замыкается в себе, тем самым блокируя работу мозга и подавляя познавательную деятельность. Отставание провоцируется и педагогической запущенностью, отсутствием положительных примеров перед глазами ребёнка. ЗПР часто наблюдается у детей в не самых благополучных семьях.
Конституционная, соматогенная и психогенная ЗПР имеют в основе социальные и наследственные предпосылки. Если один из родителей имел нарушения психического развития, вероятнее всего, это коснется и их детей, в том числе и через манеру воспитания и общего поведения в семье ребёнка.
Диагностика и лечение задержки психического развития
ЗПР – это не конкретный диагноз, а общее обозначение любых нарушений, связанных с психическим развитием ребенка. По МКБ-10 классифицируются следующие группы расстройств:
- Речи и языка. Сюда относятся проблемы правописания, чтения, вербального общения, произношения;
- Учебных навыков. 7-летка не справляется с минимальной умственной нагрузкой в подготовительной группе и школе;
- Моторных функций. Ребенку тяжело даются бытовые функции (одеться, накрыть на стол, поесть самостоятельно), нарушена координация движений.
Если симптомы нельзя отнести к одной из групп, диагностируется общее, или смешанное, психическое нарушение.
Дополнительно может быть присвоен диагноз СДВГ, поскольку задержка психического развития нередко сопровождается расстройством внимания или гиперактивностью. У одного и того же ребенка разные специалисты могут предположить как расстройство психического развития, так и СДВГ.
Поэтому диагноз, связанный с задержкой психического развития, ставится только психолого-медико-педагогической комиссией, куда, как правило, направляет образовательное учреждение. В диагностических целях используются различные опросники и задачи, соответствующие определенному возрасту ребёнка.
Комиссия определяет перечень занятий с логопедом, психологом, дефектологом и др. либо дает направление в коррекционную школу. При необходимости ребенка направляют к неврологу или детскому психиатру для назначения медикаментозного лечения ЗПР. Как правило, это или малоэффективные препараты, или стимуляторы мозговой деятельности с рядом побочных эффектов.
Отличные результаты дает семейная психотерапия с участием семьи ребенка. Здесь выявляются психологические факторы задержки психического развития.
Вызванная внешними причинами ЗПР хорошо поддается коррекции у детей, и уже к средней ребёнок фактически сравнивается по развитию со сверстниками. Нарушения психического развития, созданные поражением коры головного мозга и ЦНС, имеют более тяжелую форму и требуют медицинской помощи.
В исключительных случаях используются аппаратные методы диагностики, например, ЭЭГ, но лишь при подозрении на эпилепсию или другие заболевания мозговых структур.
Отголоски ЗПР во взрослой жизни
Ребенок с ЗПР без серьезных органических нарушений может общаться в коллективе, получить образование и профессию, работать и создавать семью. Но практически во всех направлениях жизни его сопровождают трудности. Детская задержка психического развития по мере взросления трансформируется в другие диагнозы.
Люди с легкой формой ЗПР не выделяются из общей массы. Их преследуют проблемы с мотивацией, целеполаганием, они постоянно сомневаются либо совершают необдуманные поступки. Редко достигают успеха в жизни. Зачастую ленивы, инертны. Инфантильны в межличностных отношениях, малоинициативны в делах, склонны к эмоциональной неустойчивости. Сильно страдают от неудач и от своего состояния.
Более тяжкие нарушения психического развития у детей с годами превращают их в людей несамостоятельных, замкнутых, которые нуждаются в постоянном контроле и наставничестве, помощи в быту, на работе и в выстраивании отношений. Проще говоря, плывут по течению. Не испытывают потребности развития.
ЗПР у взрослых часто сопровождается рядом хронических заболеваний, врожденных или приобретенных, а также психосоматических. Они не в силах заняться своим здоровьем, проанализировать образ жизни, заменить пагубные привычки продуктивными. По сути это взрослый “ребёнок”.
Остеопатический подход к лечению задержки психического развития.
Поиск и устранение первопричины – принцип работы врача-остеопата. Основная идея остеопатии состоит в том, что здоровый организм способен сам избавиться от заболевания или смягчить его признаки. Для этого его нужно привести в состояние баланса путем восстановления всех структур. Остеопат работает с пациентами от младенцев первых дней жизни до людей самого преклонного возраста.
Послеродовой сеанс у специалиста способен предотвратить у ребёнка задержку психического развития в будущем. Особого внимания требует малыш, находящийся в группе риска. По медицинскому заключению он может быть абсолютно здоров, но определенные факторы являются поводом показать его остеопату: проблемы при беременности, общие болезни матери, травматичные роды. Недоношенным и ослабленным детям также показано остеопатическое лечение после нормализации их состояния.
Если во время беременности мать перенесла острые инфекционные заболевания, испытывала стресс, имеет сердечно-сосудистые и другие патологии, у ребенка с большей долей вероятности развивается гипоксия, которая усугубляется в родах. Кислородное голодание впоследствии и вызывает задержку психического развития у детей.
Почему для остеопатической коррекции не нужно дожидаться школьного и даже годовалого возраста, когда нарушения проявят себя?
Дело в том, что у новорожденного малыша врач способен за один сеанс бесследно устранить причины будущих расстройств развития. Для профилактики задержки психического развития у подрастающих детей потребуется уже несколько приемов, а в школьном возрасте организм приспособится к патологии, поэтому понадобится длительная терапия с большими временными интервалами для перестройки.
Если ребенок появился на свет в результате кесарева сечения или акушерских пособий, скорее всего у него смещены кости черепа, шейного отдела, что мешает полноценному кровоснабжению головного мозга. Такие травмы малыша не диагностируются аппаратно, но сильно ухудшают качество жизни и могут спровоцировать психическое отставание.
Остеопат обследует пациента руками. Устраняются зажимы, освобождается место для свободной циркуляции крови. В арсенале остеопатии есть приемы, способствующие оттоку венозной крови от мозговых структур, снижающие внутричерепное давление.
Контрольный визит к остеопату необходим и в тех случаях, если хорошо развивающийся малыш перенес травмы, падения, инфекции – после завершения острой фазы ему необходимо восстановление. Специалист устранит спазмы, мышечные напряжения, которые особенно опасны в области головы, нормализует кровоток и лимфоток в качестве профилактики ЗПР.
Почему с помощью современных диагностических средств невозможно обнаружить скрытые заболевания, способствующие задержке психического развития у детей?
Дело в том, что организм включает защитные механизмы. Для того, чтобы выжить, он задействует внутренние ресурсы по максимуму, а это как раз напряжения, спазмы, сдвиги элементов тела. Ребёнок выживает ценой задержки эмоционально-психического, интеллектуального развития.
И остеопатия – это направление медицины, способное вывести организм ребенка из защитно-компенсаторного состояния и запустить развитие.
Лечение различных нарушений психического развития у детей
Часто первое обращение к остеопату происходит после обнаружения проблемы ЗПР. Задержка речи у ребёнка, трудности с произношением, утомляемость, вялость, гипервозбудимость, расстройства сна, боли в шее и спине, дисфункции работы внутренних органов – всё это часто сопутствует задержке психического развития. Ребенок обрастает диагнозами, симптомы которых приобретают хронический характер.
Специалисты нашего центра не выделяют каждое отдельное проявление задержки психического развития, они смотрят на общую клиническую картину.
Всегда в первую очередь врач-остеопрактик оценивает общее состояние ребёнка:
- тонус мышц;
- эластичность связок;
- симметричность скелетно-мышечных структур;
- плотность, температуру и цвет кожи;
- частоту и глубину дыхания;
- подвижность суставов.
При специфических признаках отсталости обследуются лор-органы, челюстно-лицевая система. Идет воздействие на речевой центр, центры жизнедеятельности. Остеопаты нашей клиники владеют мягкими безболезненными приемами. Эта мягкость особенно важна для детей чувствительных, эмоционально возбудимых.
Если у ребенка выявлена церебрально-органическая форма ЗПР, это явная причина посетить остеопата. Именно он проникает в глубины жизненно важных процессов, сбой в одном из которых вызывает развитие недугов различной направленности. Поэтому более чем логично искать причины задержки психического развития в физиологии.
Может ли остеопатия помочь ребёнку при отсталости психического развития, имеющей социальные причины?
Да, поскольку ими одними дело, как правило, не ограничивается. Негрубые задержки в развитии преодолеваются занятиями, но иногда ребёнок остается жить с ощущением постоянных ограничений и бороться за “место под солнцем”. Эмоционально-лабильный тип характера, частый спутник ЗПР, доставляет много хлопот, независимо от возраста. Неплохо и родителям ребёнка с задержкой пройти сеанс, особенно если заболевания маленького пациента обусловлены наследственностью или они в силу своего психического состояния не могут обеспечить ребёнку должного развития.
Как проходит сеанс остеопатического лечения для детей?
Помимо осмотра, доктор расспрашивает взрослых о периоде беременности и родах, о наследственных и хронических болезнях, в том числе и психического характера. Он узнает, когда стали появляться симптомы задержки развития, что именно они подразумевают под задержкой. При возможности опрашивается и сам ребёнок.
Сеанс лечения для детей длится 20-40 минут. Остеопат мягко прощупывает голову, шею, туловище, конечности, как бы просматривая тело насквозь.
В чем-то остеопатическое лечение похоже на массаж, но лишь отчасти. Руки остеотерапевта периодически на несколько секунд и даже минут словно застывают на одном участке.
Так устраняются причины недугов, “поломки”. Органы, кости, мышцы, ткани возвращаются на свое место, восстанавливая целостность здорового тела.
При задержке психического развития ребёнка используется прежде всего краниосакральное направление остеопатии. Это методики работы с системой “голова-позвоночник-копчик”. Восстанавливая ритмичное течение церебральной жидкости в позвоночном столбе, остеопат значительно улучшает самочувствие и провоцирует скачок в развитии, что отмечается уже после первого сеанса.
Методы висцеральной и структуральной остеопатии направлены на внутренние органы и костно-мышечную структуру, патологические изменения в которых отмечаются у детей с проблемами в развитии.
Остеопатическая помощь ребенку младшего возраста с ЗПР не только устранит причины отсталости, но и предотвратит развитие многих болезней, свойственных расстройствам психического развития, в будущем. Не будет преувеличением сказать, что несколько сеансов в Центре остеопатии – это самый лучший подарок ребёнку на всю жизнь.
Источник