Развитие у ребенка речи и формирование второй сигнальной системы
По И.П. Павлову у человека следует различать I и II сигнальную системы.
I сигнальная система человека обеспечивает конкретное представление об окружающем мире, об его отдельных признаках: цвет, форма, запах, температура, вкус и т.д. Оценку признаков осуществляют сенсорные системы организма или по Павлову анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный и другие.
II сигнальная система обеспечивает формирование у человека обобщенного представления об окружающем его мире с помощью речи. Речь или язык представляют собой исторически сложившуюся форму общения людей. С помощью речи окружающий мир может быть выражен в словах, символах, образах. Важно, чтобы любое средство выражения несло определенный смысл. Словами или вербальным способом проще и быстрее передать информацию. Кроме слов человек может использовать и невербальные средства коммуникации. К ним относятся: а) мимические реакции, выражающие эмоциональное состояние человека: страх, угрозу, удивление, радость, неприязнь и др.; б) жесты, дополняющие смысл слов: кивание головой, положение и движение рук, поза, жесты, заменяющие речевую коммуникацию в условиях затрудненного речевого общения; в) символы – это знаки, наделенные определенным смыслом: дорожные знаки, азбука Морзе, рисунки и др.
В норме речь является главной формой общения. Разговорную речь еще называют моторной или внешней, ей предшествует внутренняя речь – человек обдумывает мысли перед тем, как сказать что-то, или он решает задачи в уме.
В разговорной речи слово может быть произнесенное и услышанное; в письменной речи слово может быть написанное и увиденное.
Структуру языка составляет его грамматический строй и словарный запас.
Речь неразрывно связана с социальной жизнью человека, является и результатом, и необходимостью общения. Вне общества, вне общения речь у человека не развивается, либо утрачивается. Примером являются дети, «воспитанные» животными.
Считается, что критическим периодом для овладения речью является возраст от полутора до трех лет. При более позднем усвоении языка речь обеднена, менее гибка.
Формирование речи у детей – процесс многоступенчатый. Ребенок рождается с набором анатомических структур – органов, обеспечивающих в течение первых трех лет формирование речи. К этим органам относятся: губы, язык, гортань, воздухоносные пути, полости рта и носа. К моменту рождения популяция нервных клеток в мозгу полностью укомплектована, а мозг запрограммирован на осуществление речи.
Дети в раннем доречевом периоде издают врожденные звуки, которыми он выражает свое состояние. Большинство языков в мире (их более 500) используют от 15 до 85 звуковых компонентов – фонем. Любой здоровый ребенок в первый год жизни произносит до 75 фонем, т.е. ребенок потенциально может говорить на любом языке мира. Ученые установили, что первый человек 60 тысяч лет назад использовал в речи до 100 звуков.
Артикулировать ребенок начинает на основе слухового восприятия речи окружающих его людей. Ребенок перестает произносить звуки, если он их не слышит. При ранней глухоте у ребенка нарушаются слуховое восприятие речи. За этим следует нарушение речевого развития. Если ребенок слышит собственные звуки, он их исправляет, корригируя под звуки взрослых. Если слух утрачивается после шести лет, когда уже речь сформирована, дефекты речи менее выражены.
В Англии специалисты обратили внимание, что определенная часть детей начинает говорить позже необходимого срока. Выяснилось, что дело в колясках. Если используется коляска, в которой ребенок сидит спиной к взрослому, то он не видит артикуляцию взрослого и не подражает ему.
Процесс развития речи состоит из нескольких периодов: подготовительный период, период понимания речи, период использования слов, период овладения фразовой речью.
В подготовительный период ребенок кричит, гулит, лепечет. На протяжение первых месяцев жизни крик имеет сигнальное значение. Через крик ребенок выражает, что он в чем-то нуждается: в еде, воде, комфорте, либо его что-нибудь беспокоит. Гуление – это появление звуков из-за случайной позиции губ, языка, мягкого неба. Гуление постепенно приобретает интонационную окраску. Дети усваивают основные интонации родного языка.
Лепет формируется к 6-8 месяцам жизни ребенка. В этот период ребенок произносит отдельные слоги: да-, ма-, ба-, па-. Ребенок настраивает артикуляционный аппарат на слуховое восприятие речи других людей. Если в этот период ребенок не лепечет, нужно насторожиться, нет ли у ребенка нарушения слуха. Период лепетания переходит в период понимания речи, который начинается в 7-8 месяцев. Ребенок должен понимать смысл обращенных к нему слов и выполнять команды: «дай», «где», «нельзя». Это период формирования сенсорной речи.
В 10-12 месяцев ребенок произносит отдельные слова, что свидетельствует о формировании моторной речи. В слова ребенок вкладывает конкретный смысл. Слово «мама» он адресует собственной маме. Словарный запас к году составляет до 10 слов.
На II году жизни ребенок интенсивно овладевает моторной и сенсорной речью. И связывает слова в короткие предложения. В два года словарный запас у ребенка составляет от 200 до 400 слов. У взрослого человека в среднем словарный запас составляет 1-2 тысячи слов.
На III году ребенок отрабатывает правильные произношения слов, формирует многословные фразы. Речь совершенствуется.
По данным исследователей интеллект в основном формируется в первые 20 лет жизни. При этом к шести годам объем интеллекта составляет 1/3, к восьми годам – ½, а к двенадцати годам – ¾.
Как говорил Л.Н. Толстой: «К пяти годам ребенок приобретает столько, сколько он не приобретает в последующие годы».
Физиологические основы формирования речи основаны на работе центральных (мозговых) и периферических механизмов.
К мозговым механизмам относятся сенсорные системы, причастные к формированию речи: зрительная, слуховая, тактильная; и центры речи. Мозговые механизмы управляют периферическими механизмами, которые обеспечивают фонацию и артикуляцию – это речедвигательный аппарат. Письменную речь обеспечивает двигательный аппарат: моторная кора больших полушарий и мышцы руки. Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с участием органов дыхания, глотания, жевания и аппарата голосообразования: гортань, с ее голосовой щелью и голосовыми складками (связками).
Мозговые центры – это центральное звено в формировании речи. Речевые центры располагаются в коре левого полушария, у женщин могут находиться и в правом полушарии. В левом полушарии располагаются центры доминирующей руки, речеслухового и речедвигательного аппаратов.
Сегодня уже никто не сомневается в существовании моторного центра речи Брока, сенсорного центра Вернике, а также центра письма, оптического центра восприятия речи, центра речевой памяти.
Знания о локализации этих центров стали накапливаться с начала XIX века. В 1836 г. сельский врач из Франции Марк Дакс выступил с докладом на медицинском обществе. На основании наблюдений за сорока больными с левосторонним повреждением головного мозга и страдающих нарушением речи – афазией, он сделала вывод, что речь контролируется левым полушарием. На его доклад никто не обратил внимания.
Позже в 1861 г. нейрохирург Поль Брока доложил, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях левого полушария. Информация была признана позже после демонстрации посмертных препаратов мозга. Этот центр назвали центром Брока. В 1876 г. Карл Вернике на основе клинического материала предположил, что задняя треть первой височной извилины левого полушария отвечает за понимание речи. По Бродману это 22 поле. Эта зона получила название центр понимания речи или центр Вернике.
Центр Брока (45 поле по Бродману) – это центр, организующий произношение, обеспечивает внутреннюю, внешнюю моторную и письменную речь вместе с центрами коры больших полушарий, ответственными за артикуляцию и письмо. Центр Брока – это моторный центр речи и при его поражении наблюдается моторная афазия и аграфия (нарушение письма). При афазии Брока собственная речь нарушена, а понимание чужой речи сохранено.
Центр Вернике или сенсорный центр речи находится в височной области преимущественно в левом полушарии (у женщин может находиться и в правом полушарии). Он обеспечивает способность человека воспринимать речь, при поражении этого центра развивается сенсорная афазия или сенсорная словесная глухота, утрачивается способность человеком понимать устную речь, способность писать под диктовку. Собственная речь беглая, но несвязная.
Источник
Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.
Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.
Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.
Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.
Источник
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных — только первая.Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов.
Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, мы предлагаем наш вариант. Первая сигнальная система– система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности с помощью условных связей. Сигналами для первой сигнальной системы служат предметы, явления и отдельные их свойства (запах, цвет, форма и т.п.) Вторая сигнальная система– система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Хотя первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию обеих систем у человека его первая сигнальная система качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний.
Содержание понятий во второй сигнальной системефиксируется в словах, образах художественных произведений, математических символах. У животных тоже имеется язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, словесная сигнализация (речь), язык позволяют передавать опыт, знания предков потомкам, что качественно отличает язык человека от языка животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром. Обе сигнальные системы имеют общие черты: в основе их деятельности лежат рефлекторные механизмы. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через нее поступает необходимая информация во вторую сигнальную систему.
Речь– форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной и письменной. Речь – это одна из форм использования языка.
Язык человека– средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также -математические формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Язык обеспечивает передачу всей совокупности знаний и представлений человека о мире. Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный фонд. В антропогенезе язык возник как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, в поисках пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.
Таким образом, первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения — восприятию.
Сигналами второй сигнальной системы являются слова, с помощью которых осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. При этом смысловое содержание слова, например «стол», не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, когда продукт творчества выступает как одна из форм языка. Слово – основной элемент второй сигнальной системы.
Этапы развития познавательной способности ребенкасвязаны с развитием обобщающей функции слова. Начальный период связан с сснсомоторной активностью, он происходит в возрасте 1,5-2 лет.
Второй период (возраст 2—7лет) — это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.
Третий период (возраст 7-11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.
Четвертый, завершающий, период (11-17 лет) характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам формирование психофизиологических, механизмов мыслительной деятельности в основном завершается. Подросток внутренней речью пользуется так же успешно, как и взрослый человек
Источник
16. Формирование второй сигнальной системы действительности в онтогенезе
Вторая сигнальная система человека, иначе говоря, его речь, является результатом длительной эволюции живой материи. Язык человека был одним из тех ведущих факторов, которые позволили ему выделиться из животного царства, развить мышление и создать человеческое общество. Для человека слово приобретает ведущее значение среди прочих сигналов действительности, становится, по словам И. П. Павлова, «сигналом сигналов».
В процессе индивидуального развития человека вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в жизни ребенка только к 6—7 годам. В первые полгода-жизни слова для ребенка вообще не имеют особого значения. Они воспринимаются им как простые звуковые раздражения. Формирование условных рефлексов на слова происходит только во второй половине первого года жизни. Однако на этом этапе слово еще не имеет самостоятельного значения и оказывает действие лишь как компонент сложного комплексного раздражителя. Например, слово «мать» вызывает адекватную реакцию ребенка вместе с другими раздражителями, действующими на первую сигнальную систему: статокинетическими (связанными с положениями тела в пространстве), зрительными, слуховыми (голос матери), кожными (тепло материнских рук) и другими. Причем из всего сложного комплекса раздражителей слово до конца первого года жизни ребенка оказывается самым слабым по своему действию раздражителем. Такое соотношение сохраняется до 7— 8 месяцев постнатального развития ребенка, и только к 10—12 месяцам слово заменяет весь комплекс раздражителей. Следовательно, в процессе развития второй сигнальной системы самостоятельное сигнальное значение слово приобретает только у годовалого ребенка (табл. 10).
На этом этапе слово выступает как интегратор первого порядка. Оно лишь частично обеспечивает отвлечение от действительности, так как еще тесно связано с конкретным чувственным образом предмета. Например, слово «мяч» для годовалого малыша всегда относится к какой-либо конкретной игрушке.
К концу второго года жизни слово становится для ребенка интегратором второго порядка, т. е. начинает играть обобщающую роль. Слово теперь уже объединяет несколько предметов, с которыми играет ребенок. Иначе говоря, ребенок научается выделять существенные свойства предметов и объединять все предметы, обладающие этими свойствами.
Следующий этап развития второй сигнальной системы связан с дальнейшим усилением сигнального значения слов. С 3—3,5 лет ребенок начинает обобщать под словом «игрушка» различные игрушки: мячи, куклы, кубики и т. д. Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок способен уже к высокой степени интеграции, для него становится доступным выделение существенных групповых свойств предметов и употребление таких широких понятий, как, например,, слова «животные», «растения», «вещь» и др. «С повышением степени интеграции слова,— пишет советский физиолог А. С. Дмитриев,— расширяется его сигнальное значение, а вместе с тем слово все более и более отдаляется от конкретных образов предметов; информация, получаемая мозгом через слово, становится все более и более обширной, а вместе с тем и более сжатой по форме» ‘.
Усиление сигнального значения слов продолжается и далее в процессе воспитания и обучения ребенка. Не останавливается этот процесс и у взрослого человека, особенно у тех, кто продолжает образование.
Как было показано М. М. Кольцовой (1967), физиологическими механизмами этого процесса является формирование в коре головного мозга широкой системы условно-рефлекторных связей между очагами возбуждения, вызванными действием предмета как комплексного раздражителя, и очагами возбуждения, вызванными словами, представляющими собой также сложный комплексный раздражитель. В результате образуется единая функциональная структура, объединяющая непосредственное действие ощущений от предмета и действие словесного раздражителя (звуковые компоненты, зрительные и кинестетические) от мышц речедвигательного аппарата.
Таким образом, у человека в процессе онтогенеза происходит постепенное изменение соотношений между первой и второй сигнальными системами. На первых этапах постнатального развития преобладающее значение имеет первая сигнальная система. Затем в процессе развития ребенка в результате его общения со взрослыми и обучения сигнальное значение начинает приобретать слово. Свое самостоятельное значение слова получают только к концу первого года жизни или к началу второго. К 5—7 годам, т. е. к моменту, когда ребенок овладевает свободной речью, вторая сигнальная система становится ведущей. Однако первая сигнальная система еще сохраняет свое значительное влияние. Этот факт необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе с детьми и помнить, что в этом возрасте для закрепления полезных навыков и привычек, говоря физиологическим языком — для выработки полезных стереотипов не следует злоупотреблять словом. Слова следует всегда сочетать с действием конкретных раздражителей. Например, в качестве поощрения неплохо ‘ Словесную похвалу подкрепить сладостями.
В школьном возрасте роль второй сигнальной системы продолжает возрастать. Но в пубертатном периоде вследствие значительных физиологических перестроек в организме подростка влияние первой сигнальной системы вновь усиливается. К сожалению, очень часто эта физиологическая особенность подростков игнорируется педагогами и родителями, которые нередко злоупотребляют бесконечными словесными нравоучениями.
После незначительного ослабления в пубертатном периоде вторая сигнальная система у старших школьников вновь приобретает ведущее значение и сохраняет его в течение всей жизни человека, постоянно развиваясь и совершенствуясь.
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 267972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Литература 1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с. 2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с. 3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с. 4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. …
… только в кратковременной памяти. Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов. Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих …
ызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализированного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. …
… : ð изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста; ð рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов; ð определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов. 2.2. Методы исследования Для организации педагогического эксперимента и …
Источник