Развитие у ребенка представлений о композиции

Развитие у ребенка представлений о композиции thumbnail

Елагина Н.А.,

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «Криулинский детский сад №3»

МО Красноуфимский округ

Аналитическая записка

Одной из важных педагогических задач в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста является овладение умениями и навыками художественно-изобразительной деятельности. Наибольшие затруднения для дошкольников представляют композиционные поиски: умение передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение. Овладение элементарными основами композиции, представляющими особую форму эстетического познания мира, обеспечивает, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.

Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция) в определенной степени доступен дошкольнику.

Обычно развитие композиционных способностей рассматривается в контексте общего творческого развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), которое интегрирует несколько видов опыта: эстетический, культурный, профессиональный, опыт социализации и саморазвития, опыт самостоятельной творческой деятельности (Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов) [3].

Основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами [2; 83 с]. Для решения этой задачи хорошо подходит сюжетное и тематическое рисование.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным и тематическим рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

– обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений;

– развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

Л.А. Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций, и т. п. А в процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла [1; с. 246].

Рассмотрим задачи сюжетного и тематического рисования в старшей группе:

– научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

– развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

– развивать чувство цвета.

Дети старшего дошкольного возраста часто используют цвет как средство выразительности. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Различный характер цветового решения влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок. Развить чувство цвета и научить подбирать цветовую гамму в зависимости от замысла помогают наблюдения за природой, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, а также дидактические игры «Времена года» и «Части суток», задача которых заключается в подборе цветных карточек, соответствующих заданному времени года или части суток.

При обучении детей выделению композиционного центра при построении сюжетного образа следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Развитию этих умений способствует дидактическая игра «Мой любимый натюрморт», задача которой состоит в упражнении составления натюрморта по собственному замыслу или по заданному сюжету.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги – то, чему ребенок должен обучаться. Закрепить понятия «перспектива» и «пропорция» поможет наблюдение, рассматривание и анализ репродукций картин и дидактическая игра «Перспектива», задача которой закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане рисунка.

Закреплению всех полученных знаний способствует игра «Придумай пейзаж», в ходе которой дети упражняются в составлении композиции с многоплановым содержанием, в выделении главного размером, цветом или формой; упражняются в составлении композиции, объединенной единым содержанием; уточняют знания о пейзаже как виде живописи; закрепляют знания о сезонных изменениях в природе; развивает наблюдательность и творческую фантазию.

Предложенные игры можно изготовить самостоятельно, сделав подмалевки на формате А3 для разных времен года и частей суток, подобрать разные фоны для натюрморта и вырезать из картона силуэты окружающего мира разных цветов и размеров: дома, деревья, кусты, фигурки людей и животных, овощи, фрукты, цветы, вазы и пр.

Список используемой литературы

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.

  2. Комарова, Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 1.

  3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (Дубровская Е. А., Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.)/ Под ред. Е. А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник

Наталья Суслонова
Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представлений

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру Композиция” или “Создай пейзаж“. Дети дошкольного возраста выстраивают композицию в одну линию (фриз). Знают, что над головой небо, а под ногами земля и изображают полосой небо вверху листа и землю – по нижнему краю листа. Вот, чтобы помочь им увидеть, что оба пространства: небо и земля встречаются у горизонта, что объекты окружающего мира расположены по всему пространству земли и что размеры их уменьшаются по мере их удаления от нас, я и использую эту игру. Для удобства пользования элементы игры я расположила в трёх коробках: в одной коробке – деревья, кусты и кустики, облака (элементы пейзажа, в другой – здания и транспорт, в третьей – люди и животные. Всё это я вырезала из старых журналов и книг и из цветного картона и бумаги. Игра имеет два названия не случайно. Всё зависит от цели и задач, которые решаются в процессе игры.

Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представленийРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Итак, игра Композиция“.

Цель:учить детей строить композицию от главного, от линии горизонта, диагональную, многоплановую от края листа, углубляя пространство.

Условия: сидя за столами, стоя на занятиях и в свободное от занятий время.

Материал:полосы разного цвета и формы, с помощью которых можно будет углубить пространство, силуэты домов, людей, машин, деревьев и других компонентов композиции разные по величине.

Методические рекомендации.

Игру можно проводить как часть занятия, а также в свободное от занятий время. используя как наглядное пособие при объяснении способов построения композиции, а также предлагать детям для самостоятельных игр. Если композиция строится от линии горизонта, то движение построения происходит к переднему краю плоскости. Если от центра, то строится вокруг главных персонажей. Если строится фризовая композиция вдоль переднего края (как чаще всего дети строят изображение, то с помощью полос мы углубляем пространство, показывая всё новый и новый фриз с более мелкими деталями, двигаясь к линии горизонта, а точнее отодвигая её в глубь пространства плоскости листа. Далее можно будет показать, как объекты изображения частично прикрывают друг друга (опираясь на наблюдения). Используя эти же силуэты, можно показать и диагональную композицию, объясняя способы изображения движущихся объектов. Переставляя объекты композиции, можно быстрее изменить композицию на глазах у детей, чем рисуя и стирая на доске, а тем более на листе.

Развитие у ребенка представлений о композиции

Игра “Собери пейзаж

Цель:Развивать у детей пространственные представления и умение применять эти знания при составлении пейзажа, учитывая знания об особенностях нашего зрительного восприятия (далеко расположенные объекты кажутся маленькими). Развивать чувство меры, гармонии, чувство ритма. Продолжать работу над построением композиции и её содержанием. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, жанре изобразительного искусства “пейзаж“. Учить детей выполнять условия и правила игры, действовать сообща, учитывая интересы команды, подчиняя свои желания этим интересам. Учить радоваться совместному успеху, успеху других.

Условия: игра проводится со всей группой или по подгруппам по 5-6 человек на столах, а также в самостоятельной творческой деятельности индивидуально.

Материал:4 поля величиной А2 с выделенной линией горизонта, силуэты деревьев, домов, людей, транспорта, животных.

Методические рекомендации:

На первом этапе в процессе обучения игра проводится со всей группой. Дети по очереди выбирают объект и находят ему место в общей композиции, ориентируясь на линию горизонта, учитывая глубину пространства и особенности нашего зрения. В процессе этой игры уточняются и дополняются представления детей о пространственных взаимоотношениях.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

На втором этапе дети делятся на подгруппы и участвуют в соревновании между командами. Учитывается умение договариваться, работать сообща.Перед началом игры уточняются условия и правила: активность, умение советоваться, скорость, конечный результат (композиция и эстетика). Далее проводится работа над ошибками,в которой участвуют все дети: дают советы, исправляют погрешности.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Следующий этап – это самостоятельные творческие игры с данным материалом.

Развитие у ребенка представлений о композицииРазвитие у ребенка представлений о композиции

Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что эта игра будет полезна вам в работе. Желаю вам творческих успехов.

Источник

Проблемы совершенствования процесса
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста являются актуальными, так как именно в
этот период закладываются основы разнообразных
видов деятельности ребёнка, сопутствующих
благополучному овладению знаниями, умениями и
навыками в будущем.

Для дошкольника одной из важных задач является
овладение умениями
художественно-изобразительной деятельности. В
практике работы детского сада, данному вопросу
уделяется мало внимания, а потребность огромна,
так как недостаточный уровень овладения
композиционными умениями в дошкольном возрасте
влечет за собой огромные трудности всего
последующего периода обучения изобразительной
деятельности. Очень важно, чтобы преодоление
определенных трудностей в процессе
художественно-творческой деятельности вызывало
у детей чувство удовлетворения, веры в свои силы,
в свои творческие возможности.

Наибольшие затруднения для дошкольников
представляют композиционные поиски, передача
образной выразительности формы, пропорций, цвета
и пространства в детских работах. Для их
преодоления необходимы некоторые усилия и
знания при выполнении изобразительных и
декоративных работ. Знание основ композиции и
владение композиционными умениями, влияющими на
развитие творческой личности, должно
закладываться ещё в детстве, так как за счёт
этого формируется элементарная грамотность
восприятия произведений искусства и целостного
восприятия мира в будущем.

Дошкольный возраст характеризуется как
благоприятный для развития продуктивных видов
деятельности. Но в дошкольной практике мы
нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает
трудно добиться достаточно грамотных и в, тоже
время художественно выразительных детских работ
по изодеятельности. Причина этого – недооценка
обучающей и воспитывающей роли художественной
композиции. Композиция как сочинение, взаимно
связывает все изобразительные средства и
является “самым содержательным компонентом
художественной формы”[4].

Так, энциклопедический словарь юного художника
содержит в себе определение: “Композиция (от
лат.compositio- сочинение, составление, связывание,
соединение частей в единое целое в определённом
порядке)
– построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением; расположение и
взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Как правило, композиция строится на
сопоставлении с главным сюжетно-тематическим
центром всех менее значительных композиционных
элементов. Помимо соподчинения, область
композиции включает и выбор, состав таких
элементов” [6, с. 334].

Основная задача при выборе композиции –
стремление добиться такой организации элементов
изображения, которая в завершенной отделке
поверхности обладала бы целостностью и
единством, где второстепенные детали
подчинялись бы главным. Согласно этим
требованиям при компоновке элементов
изображения используют следующие средства
выразительности, правила и приёмы: равновесие,
контраст, ритм, линии, светотень и др.

Дошкольный период в формировании
композиционных умений является чрезвычайно
важным и ответственным. В основе изобразительной
грамоты лежит композиция, которая охватывает
практически любую изобразительную задачу.
Изобразительная деятельность детей тесно
связана не только с психическими процессами
(памятью, мышлением, восприятием, воображением),
но и с личностью в целом. В ней проявляются
интересы ребенка, темперамент.

Детям для создания эмоциональной и образной
композиции необходимо учиться видеть в
окружающей жизни интересные события, персонажи,
мотивы.

Н.Е. Михайлова, профессиональный художник и
педагог, отмечает, что изобразительная
деятельность единственная область творчества,
где в процессе обучения полная свобода не только
допустима, но и необходима. Взрослому важен
результат деятельности, а для ребенка
первостепенное значение имеет процесс. Автор
подчеркивает, что положительное подкрепление
взрослым детских работ (понимание и одобрение)
вкладывает у ребенка уверенность в себе, в своих
способностях и укрепляет интерес к
композиционной грамотности [2, с. 67-69].

Цвет, форма, композиция являются средствами
выразительности образа в детских работах. Однако
композиционный строй, ритм, цветовое звучание
сами по себе не существуют; они неразрывно
связаны с жизненной основой образов и являются
выражением определенной мысли автора-ребенка.

Н.А.Ветлугина отмечает, что каждый ребенок
обладает своим особым запасом впечатлений и
наблюдений. Индивидуальные особенности
жизненного опыта сказываются всегда на
восприятии сюжетов. Это обстоятельство является
источником неповторимости, оригинальности,
своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто,
создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте,
правдоподобию изображения, ребенок выбирает,
однако, самые характерные его признаки и
особенности [1, с. 74].

Способность чувствовать колорит, ритм,
композицию, пластическую форму является одним из
важнейших критериев оценки творческого
характера рисунка. Как, мною было уже отмечено,
что композиция – это способ соединения образов,
способ построения произведения. Опыт показывает,
что детям дошкольного возраста доступно
элементарное представление о композиции как о
произведении , созданном художником по
определенному замыслу, в соответствии с которым
определенным образом располагаются предметы,
части изображения. Не вызывает особых
затруднений формирование элементарных понятий о
форме листа бумаги, масштабе изображения. Под
форматом ими понимается форма, которая может
быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным для дошкольников является то, что
они распределяют предметы по всей плоскости
листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и
композиционной наполненности. Горизонтальную
плоскость ребенок мыслит в её реальной
протяженности. Стремление к правдоподобию,
точности и полноте изображения заставляет
ребенка избегать передачи пространственных
отношений, при которых один предмет закрывает
часть другого. Однако в работах некоторых
дошкольников можно встретить и воздушную
перспективу. Весьма характерно и стремление
ребенка к ритму. Ритмичность придает
организованность, упорядоченность построению
рисунка, аппликации, лепки. Это отвечает часто по
существу избранной ребенком теме. Часто дети в
своих сюжетных работах часто нарушают пропорции
предметов, хотя и не замечают этого (фигура
человека выше дома и т.д.). В выразительном
изображении форма служит средством передачи
характера образа. Дети пытаются добиться
выразительности образа посредством изображения
определенных поз, жестов, определенного
расположения фигур.

Изобразительное творчество формируется за
счет образного видения ребенка – умения
наблюдать, замечать характерные признаки,
детали, анализировать форму, цвет объекта и в то
же время способности сохранять целостное
впечатление.

В развитии творческого воображения существует
определенная закономерность: чем больше запас
зрительных представлений, полученных в процессе
наблюдения за действительностью, рисования с
натуры и по памяти, тем активнее в сознании
возникают разнообразные ассоциации и связи.

В дошкольном возрасте для активизации
наблюдений рекомендуется такой игровой приём –
“фотографирование” детьми тех или иных
объектов действительности через самодельные
фотоаппараты и затем “проявление снимков” в
виде рисунков или аппликаций. Всё это
способствует умению видеть в окружающей жизни
интересный мотив композиции.

Отсутствие целенаправленной системной работы
по подготовке детей к изобразительной
деятельности снижает уровень
художественно-творческой активности, ведет к
ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем,
что дети недостаточно хорошо представляют себе
объекты композиции, поэтому перед выполнением
заданий необходимо знакомить детей с подобными
объектами и явлениями, можно организовать
посещение музеев, организовать походы и
экскурсии в близь лежащие парковые зоны, скверы.
Это будет не только одним из этапов подготовки
воспитанников к выполнению задания, но и
средством эстетического, патриотического
воспитания, расширит кругозор детей.

По мнению Е.А. Флериной “творческий характер
изобразительной деятельности определяется
сознательным отражением в рисунке, аппликации,
лепке тех впечатлений, которые дети получают от
восприятия окружающего мира” [3, с. 128].

В процессе дидактических игр дети приобретают
или закрепляют знания о свойствах предметов,
которые необходимы, чтобы изобразить эти
предметы в композиции рисунка, лепки, аппликации.
Такие игры дети сами с удовольствием создают.
Дошкольники должны усвоить выразительные
возможности различных форматов, правила и приёмы
решения композиции в этих форматах. Цветовое
решение всей композиции может строиться в теплом
или холодном колорите, на сочетании нежных или
ярких цветов, с преобладанием контрастов. Для
достижения цветовой цельности композиции
полезно предложить детям поработать двумя или
тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и
дробности в работе. Характер темы определяет
цветовое решение композиции. Колористическое
решение темы создает то или иное звучание образа.

Также необходимо обращать внимание детей на
интересные события, персонажи, ракурсы и
состояния в окружающей жизни. Постоянное
выполнение набросков, зарисовок с натуры
развивает не только глаз и руку, но и
композиционное мышление.

Важно объяснить детям и дать им почувствовать,
что движение может быть различного характера.
Полезно проводить парные работы. Например, в
одной передать резкое быстрое движение,
используя ломаные линии, а в другой – медленное
движение, используя спокойные ритмы, плавные
линии.

Немало важно использовать в работе контраст
форм, размеров, цветовых сочетаний и т.п.
Динамичность одних предметов можно подчеркнуть
статичностью других.

При выполнении заданий, связанных с
размещением на плоскости геометрических фигур,
цветов, листьев важно обратить внимание детей на
то, что необходимо учитывать свободное
пространство, промежутки между формами. Не стоит
забывать и о выделении композиционного центра,
который играет важную роль в решении композиции.

Большое значение в процессе создания образов
приобретают индивидуальные особенности детей.
Они проявляются не только в своеобразном
видении, но и в сохранении индивидуальной манеры
исполнения своей работы.

Вывод: формирование композиционных
умений и навыков у детей старшего дошкольного
возраста зависит:

1. От процесса возникновения и становления
творческой изобразительной деятельности детей
(обогащение впечатлениями – сам акт творчества –
применение в жизни его продукции).

2. От путей становления художественного образа
у детей (замысел – поиски средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся
взаимоотношений взрослого и детей (показ
процесса творчества – частичное соучастие в нем
– самостоятельная композиция детей).

4. От комплексного использования взрослым
разнообразных средств, приемов, методов, форм,
способствующих самостоятельному
композиционному решению в рисовании, лепке,
аппликации детей.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и
    ребёнок. -М., 1972.
  2. Особенности психологического развития детей 6-7
    летнего возраста./Под ред. Д.Б.Эльконина,
    А.Л.Венгера. -М., 1988.
  3. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание
    дошкольников. -М., 1961.
  4. Шорохов Е.В. Композиция. -М., 1986.
  5. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции.
    -М., 1977.
  6. Энциклопедический словарь юного художника./Под
    ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.

Источник