Развитие у ребенка непроизвольного внимания

Развитие ребенка – не только долгий, но и сложный процесс. Он включает в себя несколько этапов и требует концентрации на пяти основных навыках – внимании, логики, памяти, эрудиции и обучаемости. Сегодня мы подробно поговорим о внимании и рассмотрим несколько полезных упражнений вместе с вами.
Что такое внимание?
Внимание – понятие из раздела когнитивной психологии. Оно означает избирательную направленность восприятия на тот или иной объект. Есть и другой вариант определения, который гласит, что внимание – это сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность – отвлечение от других объектов.
Зачем развивать внимание?
Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.
Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.
Виды внимания
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.
Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).
Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.
Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- индивидуальный темп обучения;
- отсутствие длительных пауз в процессе обучения;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- опора на уже существующие знания и умения;
- сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
- чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.
Как развивать внимание у детей?
Развитие внимания начинается с первых месяцев жизни ребенка и продолжается по мере взросления. Оно подразумевает под собой укрепление непроизвольного и формирование навыка произвольного внимания.
Наиболее существенное влияние на развитие внимания у ребенка оказывает речь, развиваемая под воздействием обучения, копирование поведения взрослых людей и умственная деятельность.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников
В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.
Упражнение №1
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.
Упражнение №2
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:
Упражнение №3
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» – черным цветом, а слово «желтый» – голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.
Упражнение №4
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит.
Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):
Упражнение №5
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:
Упражнения для школьников (1-4 класс)
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ: Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью.
Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно.
Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.
Упражнение №6
Задание: Мальчик Витя собрался на рыбалку. Но он не знает, что ему нужно взять на озеро, а что можно оставить дома. Помоги Вите собраться – найди предметы, которые не нужны на рыбалке.
Мы отлично позанимались!
Понравилось? Хотите еще? У нас вы найдете больше тысячи авторских упражнений, направленных на развитие навыка внимания. Выберите нужные задачи, сформируйте индивидуальную траекторию обучения и развивайтесь вместе с Умназией!
Тренажеры на внимание
для учеников 1-4 классов
Развиваем у детей умение сосредотачиваться и удерживать внимание на объектах или действиях
узнать подробнее
Читайте также:
- Развитие памяти у детей дошкольного возраста
- Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста
Источник
В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы в мозге ребенка. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Особенности внимания у детей дошкольного возраста
Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Оно может быть направлено как на внешний мир, так и внутрь человека (на его чувства, переживания). К основным свойствам внимания относятся:
- Устойчивость (сосредоточенность, концентрация);
- Объем (способность удержать в фокусе внимания несколько объектов);
- Переключаемость (возможность смещения фокуса внимания с одного объекта на другой – по воле человека);
- Распределяемость (способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, например – одновременно слушать сказку и рисовать).
Тренируя внимание ребенка, старайтесь уделять время каждому из перечисленных свойств внимания. Ведь все они одинаково важны и играют большую роль в усвоении информации.
Психологи выделяют два основных вида внимания:
- Непроизвольное внимание не требует волевых усилий и основано на быстрой реакции организма на сильный стимул. Мы всегда обращаем внимание на что-то необычное или яркое, на то, что производит сильное впечатление (например, резкий запах, странный наряд человека в толпе, громкий звук и т.д.).
- Произвольное внимание предполагает наличие волевого усилия и намерения. Если человек имеет перед собой цель и мотивацию к ее достижению, он способен долгое время концентрировать свое внимание даже на неинтересной и рутинной деятельности.
Этапы развития внимания у малышей:
Возраст | Особенности |
0-1 год | Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное. |
1-2 года | Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе. |
2-3 года | Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу. |
3-4 года | Активное развитие слухового внимания. |
5-7 лет | Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой. |
У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С возрастом малыши учатся контролировать свои психические процессы. Одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Чтобы занятия с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов:
- Систематичность занятий;
- Мотивация и постановка цели для ребенка;
- От простого к сложному;
- Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия;
- Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.
Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им сложно на чем-то концентрироваться, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача взрослого – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен малышу и он мог бы сосредоточиться на нем хотя бы на 5-7 минут.
- «Дорисуй картинку». Заранее нарисуйте на листе бумаги предметы, у которых недостает деталей. Например, машинку без колес, кошку без хвоста или зайца без ушей. Пусть ребенок внимательно посмотрит на картинки и догадается, чего не хватает. Затем ребенок или взрослый дорисовывает каждую картинку.
- «Повтори за мной». Это упражнение можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе. Покажите малышу простое движение и попросите повторить за вами. Постепенно увеличивайте количество движений.
- «Найди пару». Нарисуйте на бумаге или положите на стол вперемешку парные предметы. Пусть малыш разложит их по парам.
- «Найди отличия». Предложите ребенку рассмотреть две картинки, которые отличаются друг от друга несколькими деталями (не более 7). Малыш должен отыскать эти отличия.
- «Что перепутал художник?». Нарисуйте или распечатайте картинку, на которой изображены предметы в неподходящих для них местах или с неверными деталями. Например, машина летит по небу, у кошки заячьи уши, рыбы ходят по земле и так далее. Ребенок должен показать, что перепутал художник и объяснить почему.
Для занятий выбирайте яркие и простые предметы и изображения, чтобы заинтересовать малыша. Если ребенок не хочет выполнять задание, не настаивайте. Попробуйте повторить попытку через некоторое время.
Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет
Дети этого возраста способны концентрироваться на задании уже в течение 20 минут. Увеличивается объем внимания, малыш учится его правильно распределять. Помогают развитию внимания сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок 4-5 лет уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. А вот игры, которые помогут малышу стать более внимательным:
- «4 стихии». Дайте ребенку инструкцию: каждой из 4 стихий соответствует свое движение. Когда вы называете слово, малыш должны выполнить верное движение. Например, вода – руки разводим в сторону, земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – прыжок. Можно придумать свой вариант игры, который заинтересует именно Вашего ребенка.
- «Услышал – хлопни». Называйте различные слова, а ребенок должен внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышит слово, относящееся к заранее выбранной категории (например, животные или овощи).
- Лабиринты. Это любимое всеми детьми задание отлично развивает зрительное внимание и мышление.
- «Путаницы». Ребенок должен назвать, кто изображен на картине.
Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать малыша слишком сложными заданиями.
Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет
У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).
- «Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.
- «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
- «Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.
- «Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции, малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.
- «Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).
- «Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку.
Выводы
Чтобы малыш хорошо усваивал информацию и мог успешно учиться в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию его внимания. Выбирая игры и упражнения для ребенка, ориентируйтесь на его возраст, интересы и индивидуальные особенности. Если малыш не хочет выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш малыш будет развиваться гармонично и разносторонне. В течение первых месяцев занятий проводится бесплатное тестирование (диагностика) ребенка. В дальнейшем тестирования повторяются – так вы можете отслеживать динамику продвижения. Будем рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
- Теги:
- Материалы для воспитания и развития
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- игры для развития
Формирование внимания ребенка
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.
Назови, что видишь
Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.
Делай и рассказывай
Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.
Найди предмет
Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.
Посмотрим друг на друга
Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.
Мешай мне
Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.
По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:
Упражнение на развитие визуального внимания:
Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:
Виктория Грицук
Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.
КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?
Источник