Развитие у ребенка качества доброта

Развитие у ребенка качества доброта thumbnail

Воспитание в детях доброты и милосердия,

сострадания и отзывчивости.

Разговор с родителями

«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».

М. Пришвин.

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта – основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, сострадание, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь – это важнейшие характеристики личности.

Добрый ребёнок или не очень – зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь – не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта – это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно – воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным. Учите помогать вам по дому.

Приучайте заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.

Учите совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик цветов, угостить ребят во дворе печеньем, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой.

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже – когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

Сочувствует ли он людям?

Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?

Ласков ли он с родными?

Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.

Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко – весёлое, а это – грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки – научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Читайте также:  Институт проблем развития ребенка

Не забывайте обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни – это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего – всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом

регулярно помогайте соседям

учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

Не кричите на детей и членов семьи. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, соседями, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни – путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфера совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.

Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Заботясь о животных, дети становятся добрее. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.

Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать – плохо.

Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка 2 лет методики

Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.

Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты.

Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Источник

Развить в ребенке доброту – это важная задача всех родителей. Доброе и заботливое поведение появляется в раннем возрасте и развивается на протяжении всей жизни. Например, в раннем возрасте ребенок может проявлять такие признаки доброты в своем поведении:

  • когда кто-то рядом плачет, ребенок тоже начинает плакать в знак сочувствия;
  • во время игры ребенок может утешать плюшевого мишку или куклу;
  • ребенок делится кубиками или конструктором с другим ребенком;
  • ребенок обнимает и утешает младшего брата или сестру;
  • ребенок проявляет желание помочь пожилым соседям;
  • ребенок проявляет доброту по отношению к животным и выступает против жестокого отношения к ним.

Вы можете помочь ребенку проявить доброту к другим людям и испытать позитивные чувства, вызванные добрым и заботливым поведением. Подайте ребенку хороший пример.

Дети наблюдают за словами и поступками окружающих и учатся у них. Философ Альберт Швейцер говорил, что взрослые могут научить ребенка тремя способами:

  • во-первых, своим примером;
  • во-вторых, своим примером;
  • в-третьих, своим примером.

Даже если у вас плотный рабочий график, вы можете приучать ребенка совершать добрые поступки. Если вы помогаете пожилому соседу с покупками, передаете корм в приют для животных или принимаете участие в благотворительности, вы можете продемонстрировать ребенку свою заботу о других. Вы можете также объяснить ребенку, почему вы хотите, чтобы он вел себя хорошо. Исследования показывают, что дети с большей вероятностью выполняют пожелания взрослых, когда слышат разумные и понятные объяснения:

  • «Тетя Лена весь день была у бабушки в больнице, поэтому она очень устала. Ты можешь поиграть спокойно, чтобы она могла отдохнуть?»

Чтобы показать хороший пример ребенку, вы должны поступать так, чтобы ваши слова соответствовали действиям. Например, если вы хвалите чью-то новую одежду, но смеетесь над ней за спиной у этого человека, ребенок это видит. Он усваивает, что допустимо говорить одно, а делать другое.

Если вы хвалите или благодарите ребенка за хорошее поведение – это еще один способ показать ему хороший пример. Это помогает ребенку испытывать позитивные эмоции после проявления доброты к другим людям. Укрепляя доброе поведение ребенка, вы помогаете ему понять, что его доброта важна:

  • «Маша, я очень рада, что ты поделилась кубиками с Сашей. Посмотри, как ему нравится играть с кубиками»;
  • «Рома, это отличная идея – помочь соседскому дедушке с покупками. Я уверена, ему будет очень приятно».

Дети должны знать, что родители заботятся и о них, и о других людях. Ребенок, который чувствует уважение и принятие со стороны взрослых, сам начинает проявлять заботу об окружающих и понимать важность добрых поступков.

Зарождение доброты в раннем возрасте (от рождения до 5 лет)

Укрепляйте доверие

От того, как вы ухаживаете за младенцем, зависит его развитие в будущем. Если ребенок поймет, что окружающие взрослые добры и им можно доверять, он научится доверять окружающим и самому себе. Когда вы реагируете на потребности ребенка, он чувствует себя ценным и важным. Когда младенец чувствует, что его любят и ценят родители, у него формируется доброта по отношению к другим людям.

Будьте последовательны

Если вы ставите ребенку последовательные ожидания, окружающий мир кажется ему предсказуемым. Давайте маленьким детям последовательные и понятные указания и объяснения. Если в ваших указаниях есть противоречия, ребенок запутывается и не понимает, чего от него ожидают родители. И наоборот: когда ваши объяснения последовательны, ребенок чувствует себя в безопасности, познавая мир и пробуя что-то новое. Ребенок уверен, что родители будут постоянно направлять и учить его.

Воспитывайте ребенка позитивно

Дети учатся заботиться о других, когда чувствуют заботу о себе. Если ребенок не напуган и не зол, он лучше учится. Если вы воспитываете ребенка, основываясь на любви и уважении, вы поможете ему понять важность такого поведения по отношению окружающим.

Исследования показывают, что физические наказания могут препятствовать развитию позитивных взаимоотношений между детьми и взрослыми. Если в воспитании ребенка вы опираетесь на физическую дисциплину, это ослабляет его доверие к вам.

Физические наказания не помогают детям контролировать себя или понять связь между плохим поведением и наказанием. Это приводит только к тому, что ребенок испытывает стыд и злость на родителей.

Позитивное воспитание сочетает в себе уважение и любовь к ребенку, четкие указания и понятные причинно-следственные связи. Когда маленький ребенок получает последовательные и позитивные указания, он с большей вероятностью будет вести себя доброжелательно по отношению к другим.

Налаживание взаимоотношений с окружающими (6-12 лет)

Поощряйте ребенка думать об окружающих

Вы можете помочь ребенку задуматься о нуждах окружающих и последствиях его поведения для других людей. В школьном возрасте дети уже способны смотреть на мир глазами окружающих. Когда вы поощряете ребенка делать это, вы помогаете ему задумываться о взаимоотношениях с людьми. Если ребенок плохо относится к кому-то из своих сверстников, объясните ему, почему такое поведение недопустимо и что чувствует при этом другой ребенок.

Читайте также:  Задания развитие пятилетнего ребенка

Например, исследования показывают, что регулярная работа по дому для 12-14-летнего ребенка способствует формированию у него желания добровольно помогать окружающим. Если родители ожидают от ребенка, что он будет помогать накрывать на стол, гулять с собакой или убирать в доме, он со временем становится способен помогать окружающим, даже если его не просят.

Если вы устанавливаете для ребенка домашние обязанности, вы можете хвалить его за заботу обо всех членах семьи. Скажите ребенку, как его забота важна для вас, это мотивирует его проявлять доброту и заботу по отношению к окружающим.

Развитие у ребенка доброты (от 8 до 12 лет)

Исследования показывают, что такие качества, как доброта и забота, проходят определенные стадии развития. Кроме того, у разных детей эти качества проявляются с разной интенсивностью. Например, некоторые дети чаще склонны плакать из-за смерти домашнего животного. Но при этом практически все дети признают эту ситуацию очень печальной.

Возраст

Характеристика

Пример

8 месяцев – 1,5 года

Ребенок понимает, что его поведение может вызывать радость или грусть у других людей

«Если я скорчу смешную рожицу Мише, он улыбнется или засмеется»

Ребенок понимает указания родителей по поводу проявлений доброты и заботы, если их слова подкрепляются действиями.

Родители говорят: «Относись с нежностью к младшему брату» и осторожно треплют его за щечку. Ребенок в дальнейшем поступает так же.

2-3 года

Ребенок начинает проявлять сочувствие

Ребенок может добровольно успокаивать плачущего сверстника

Ребенок чаще выполняет указания родителей, особенно те, которые касаются социально ответственного поведения

Ребенок более склонен ждать своей очереди, говорит «пожалуйста» и «спасибо», помогает делать уборку

4-6 лет

У ребенка формируется понятие о справедливости

«Его кусок торта больше, чем мой!»

Ребенок начинает понимать, что эгоистичное поведение – это плохо

«Если я заберу себе весь пластилин, никто больше не сможет поиграть с ним»

Ребенок проявляет сочувствие в более разнообразных формах

Ребенок делится игрушками со сверстниками, утешает и защищает их

Ребенок заранее планирует добрые поступки

«Когда эта зимняя куртка станет мне слишком мала, мы отдадим ее тому, у кого нет зимней одежды»

6-12 лет

Ребенок может понимать причины чувств и поступков другого человека

«Саша пришел в наш класс только в этом году. Наверное, он чувствует себя одиноко из-за того, что еще не нашел друзей»

Ребенок понимает, что правильно, а то – нет, и осознает последствия плохих поступков

«Обманывать во время игры – это плохо».

«Если я обманываю и выигрываю – я чувствую себя виноватым»

С помощью родителей ребенок может понимать последствия своего поведения для окружающих

«Если я не приглашу Свету на день рождения, она может обидеться»

Ребенок может проявлять доброту без поощрения и подсказок со стороны взрослых

Совершив плохой поступок, ребенок может попытаться его исправить, чувствует вину, может признаться в проступке или извиниться.

Проявляйте эмпатию

Эмпатия – это способность ставить себя на место другого человека и таким образом понимать его чувства и мотивы. Практикуйте проявления эмпатии и поощряйте ребенка поступать так же. Покажите ребенку, как эмпатия помогает решить повседневные проблемы.

В последнее время в новостях часто рассказывают о стихийных бедствиях. Обсуждайте с ребенком подобные случаи. Расскажите о том, как волонтеры помогают пострадавшим. Поговорите о нуждах пострадавших от стихийных бедствий и обсудите, чем им можно помочь. Расскажите, что даже самый скромная помощь может принести большую пользу людям, которые в ней нуждаются.

Напоминайте ребенку, что он каждый день будет сталкиваться с потребностями других людей. Помогая другим, ребенок будет испытывать позитивные чувства. Например, у ребенка могут спросить дорогу. Когда он помогает другому человеку найти дорогу, он помогает справиться с чувством растерянности. Поговорите с ребенком о том, каково это – потеряться в чужом городе, и как важно помогать другим людям в такой ситуации.

Эмпатия также включает в себя заботу о животных, окружающей среде и т. д. Если вы едете с ребенком на машине, обращайте внимание ребенка на мусор, который лежит вдоль дорог. Поговорите с ребенком о том, как важно заботиться об окружающей среде. Поощряйте ребенка участвовать в волонтерских экологических акциях.

Выводы

Дети обладают врожденной способностью проявлять доброту по отношению к окружающим. Об этом свидетельствует их поведение с первых лет жизни. Однако взрослые играют важную роль в том, чтобы ребенок продолжал проявлять доброту в старшем возрасте. Если вы с поддержкой и теплотой устанавливаете ребенку разумные стандарты поведения и последовательно их применяете, вероятно, ребенок будет добрым и сострадательным в поведении.

Чтобы научить детей проявлять доброту и заботу, придерживайтесь таких рекомендаций:

  • Показывайте ребенку хороший пример, проявляя уважение к окружающим.
  • Говорите ребенку о том, как важно помогать другим людям.
  • Будьте последовательны в правилах и указаниях, которые вы даете ребенку.
  • Говорите с ребенком о чувствах других людей и о последствиях плохого поведения.
  • Создавайте возможности для того, чтобы ребенок проявлял эмпатию.
  • Благодарите ребенка за доброжелательное поведение по отношению к окружающим

Источник