Развитие у ребенка фантазии

Развитие у ребенка фантазии thumbnail

Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.

Важность воображения для детей

Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:

  • воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
  • обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.

Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.

Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.

Как развить воображение у ребенка

Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.

1. Истории

У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.

Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.

Полезные советы

  • обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
  • придумывайте истории вместе с ребенком;
  • вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
  • если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
  • с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.

2. Искусство

Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.

Полезные советы

  • дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
  • запишите ребенка в художественную школу;
  • водите его на выставки, в музеи и т.д.;
  • не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
  • не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
  • позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
  • рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.

3. Игры на воображение

Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.

Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.

  • через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
  • дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
  • через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.

Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».

Полезные советы

  • предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
  • предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
  • купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.

4. Исследование природы

Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.

Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.

Полезные советы

  • ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
  • используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
  • проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
  • читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
  • во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.

5. Проявления любопытства у ребенка

Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.

Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.

Полезные советы

  • задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
  • задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
  • давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
  • решайте вместе различные головоломки;
  • придумывайте рифмованные предложения;
  • посещайте новые места.

Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.

Источник

Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии. Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно. Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

как развить фантазию и воображение, как развить воображение

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Различают несколько видов воображения

  1. Воссоздающее. Например, ребенок прочитал книжку, услышал сказку, запомнил урок, и по данной информации изображает то, что узнал из внешнего мира.
  2. Творческое, или креативное. Ребенок рисует, пишет или создает своими руками то, что придумал сам. Его мысли и идеи становятся реальностью на листах бумаги, в глине или в красках.
  3. Неуправляемое. Детство часто связано у нас с необъяснимыми вещами, творящимися у нас в голове. Поэтому иногда малыш создает разнообразные нелепицы. В отличие от творческого вида воображения, у этих небылиц нет логической завязки и завершения.

как развить фантазию и воображение, как развить воображение

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

как развить фантазию и воображение, как развить воображение

Зачем развивать фантазию и воображение?

Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.

как развить фантазию и воображение, как развить воображение

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

как развить фантазию и воображение, как развить воображение

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Источник

Хорошо развитое воображение – полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Но даже одаренным детям нужно регулярно заниматься упражнениями для развития воображения, чтобы не разучиться мыслить и фантазировать.

Что такое воображение?

Это не просто детские мечты и небылицы. Воображение – вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.

Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.

Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы.

Функции воображения

Адекватное использование воображения позволяет:

  • добиваться желаемого, удовлетворять потребности (использовать воображение, чтобы проводить мысленные эксперименты и выбирать оптимальный вариант развития событий);
  • управлять временем (планировать день, представляя, сколько времени займет каждое действие);
  • регулировать собственное психическое состояние (наблюдать за окружающими, запоминать оттенки эмоций, переносить их на себя с помощью воображения).

Типы воображения

По интенсивности:

  • активное (мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком);
  • пассивное (образы появляются неосознанно, против воли, отражая подсознательные стремления).

По признакам возникновения и протекания процесса:

  • неуправляемое (лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное);
  • воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями, которые уже успели осесть в памяти);
  • творческое (образы возникают в сознании без опоры на опыт).

Последний вид воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление. Именно его советуют развивать педагоги. Однако многие родители не до конца понимают, зачем: «Мой ребенок не любит творчество, никогда не будет художником или писателем, ему достаточно теоретических знаний». Этот подход способен загубить потенциал, которым обладает каждый малыш.

Зачем развивать воображение у ребенка?

ребенок с развитым воображением

Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.

В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.

Воспитатели и родители с детства обеспокоены тем, как развить память у ребенка – быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача – предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.

У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.

Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат – воображение можно и нужно развивать во время занятий.

Что влияет на развитие воображения у детей?

игры, развивающие воображение

Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.

Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.

Делаем вывод: прожитые годы – не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.

Как проявляется бедное воображение у ребенка?

  1. Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
  2. Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
  3. Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие – скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
  4. Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.

Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?

  1. Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
  2. Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
  3. Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
  4. Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность – враги воображения.
  5. Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
  6. Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
  7. Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.

Развитие воображения у дошкольников

конструктор для развития воображения

Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.

  1. Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
  2. Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников – готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.

Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.

Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.

Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.

  1. Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
  2. Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
  3. Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
  4. Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление дошкольника, развивается логика; усваиваются свойства материалов и форм.

Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.

  1. «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
  2. «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
  3. Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
  4. Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг – солнце, ромашка, яичница).

Развитие воображения у младших школьников

развитие воображение при помощи рисования

Младший школьный возраст – период постепенного созревания мозга, перехода к активному творческому воображению. Оно становится психологической основой деятельности.

В школе воображение помогает детям освоиться в кругу одноклассников: наблюдая за их поступками, ребенок накладывает на ситуацию личные качества и убеждения, придумывает ответные реплики и действия. Воображаемые диалоги превращаются в качественный заменитель опыта.

Воображение становится более развитым, ребенок использует несколько механизмов создания новых образов:

  1. Типизация. Выделение общего признака среди группы лиц или предметов (пол, профессия, порода).
  2. Гиперболизация. Преувеличение, намеренное увеличение или уменьшение свойств предмета с помощью фантазии (Дюймовочка).
  3. Схематизация. Удаление индивидуальных черт, упрощение до максимального сходства (примитивное изображение животных, растений).
  4. Агглютинация. Сочетание несочетаемого, алогичные модели (известные мифические создания – русалка, кентавр).

Игры учеников младшей школы содержат элементы самоуправления, самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя исследователем, лично проводил эксперименты, добывал необходимую информацию.

При нормальном функционировании психики ребенок в начальной школе стремится творчески обработать задание учителя, выйти за рамки схемы, данной на уроке. Со временем воображение становится более осознанным, практичным, применимым к условиям жизни. Родители замечают, что ребенок тяготеет к детализации образов: любит красочно описывать вещи, человеческие характеры, находить отличия между ними.

Воображение становится эмоциональным: суждения приобретают индивидуальный оттенок, по ним можно судить о личности малыша, его предпочтениях.

Основные приемы, помогающие улучшить воображение в этом возрасте:

  • перенос образов из абстрактного в конкретное (описание воображаемых проектов);
  • усиление связи воображаемого с реальностью;
  • обогащение жизненного опыта;
  • увеличение точности создаваемых образов;
  • опора на эмоциональный отклик.

Упражнения, выполняемые младшими школьниками с участием педагога, ориентированы на перечисленные выше приемы. Проводите их в домашних условиях.

  1. «Актеры». Ребенок загадывает любимого героя мультфильма, создает образ с помощью подручных средств (например, использует карандаш как волшебную палочку) и демонстрирует, как персонаж мог бы вести себя в реальности. Другие участники пытаются назвать имя героя. Пользу приносят школьные спектакли, постановки. Актерское мастерство в любом проявлении благотворно влияет на воображение.
  2. Интеллектуальные викторины с вопросами, требующими смекалки. Дети делятся на команды, ведущий задает вопросы о затруднительных жизненных ситуациях: «Что бы вы сделали, оказавшись на необитаемом острове?», «Как можно добраться до дома, если вы заблудились, а телефона нет?» Школьникам до 10-12 лет не хватает опыта работы в команде. Атмосфера конкуренции, дружеская взаимовыручка, обмен идеями помогут воображать смелее и быстрее.
  3. Игра в слова. Ребенку предлагают взять карточку с 3-5 словами, не связанными между собой тематически или логически. Малышу нужно быстро придумать три фразы, содержащие эти слова. Когда упражнение будет выполняться легко, усложните задачу: получившиеся предложения надо объединить в рассказ.
  4. Угадываем будущее. Взрослый делает заготовки фраз, которые начинаются следующим образом: «Что, если…», «Что произойдет, когда…» Например: «Что, если на свете исчезнут насекомые?», «Что случится, если мы получим возможность запоминать информацию за пару секунд?»

В любом возрасте полезен труд в креативных, интеллектуальных отраслях: лепка из глины, танцы, шахматная секция – спорт и творчество вынуждают мозг работать.

Родителям следует наблюдать за успехами ребенка, проводить грань между воображением и ложью, социальной дезадаптацией. Рассуждения ребенка не должны вредить ему и окружающим, в противном случае есть смысл обратиться к детскому психологу.

Следуя рекомендациям, вы воспитаете неординарного, смышленого ребенка с оригинальным и живым мышлением.

blogArticleimage

blogArticleimage

Тренажер для развития мышления

Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Источник