Развитие у ребенка честности

Развитие у ребенка честности thumbnail

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Другой выдающийся педагог А. С. Макаренко считал наиболее ответственным периодом в воспитании личности раннее детство. Именно в этот период закладываются черты характера, формируются навыки, привычки и склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Нравственное воспитание предполагает развитие моральных качеств, которые составляют основу и сущность человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, обладающим правильным отношением к людям, требовательного к себе и другим, честного и принципиального.

Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Девочка шести лет утром пришла в группу и стала показывать педагогу огромный синяк на ноге, комментируя, что это ее старшая сестра обидела. Взрослые и окружившие ее сверстники, сочувствовали ей, жалели ее, осуждали старшую сестру. Вечером пришла мама этой девочки и прояснила ситуацию: дочка прыгала на кровати и упала на пол, получив синяк на ноге. У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду. Подготовительную группу детского сада посещает агрессивный мальчик, которому мама пообещала: если не будешь обижать детей, то поедешь со мной в выходные в Москву. В течение дня Глеб толкал детей, отбирал у них игрушки. А вечером, подошел к воспитателю и попросил: скажите маме, что я себя хорошо вел. Не получив желаемого от педагога, ребенок расплакался.

Наблюдения показывают, что семилетние дети стали чаще всего перекладывать свою вину на другого ребенка, не хотят ее признавать. Особенно часто это проявляется в спорах за игрушку: я первый взял, а он у меня отобрал, нет — это я первый взял, а он стал отбирать у меня. В этой ситуации целесообразно лишить этой игрушки обоих детей, объяснив при этом: правда дороже всего. Но возможно иногда понять, кто же из детей говорит правду. Известный психолог Лоренс Шапиро, изучивший секретный язык детей, отмечает несколько сигналов, указывающих на явную ложь собеседника:

–          отводит взгляд, старается не смотреть в глаза или потирает глаз;

–          чаще обычного дотрагивается до лица: потирает виски, подбородок, нос, поддергивает мочку уха, почесывает шею;

–          движения скованны и неестественны;

–          отворачивает голову в сторону двери или окна, пытаясь отстраниться; на подсознательном уровне пытается скорее уйти;

–          держит ладони, перевернутыми вниз или подкладывает их под себя, если сидит;

–          начинает что- то говорить, подносит руки ко рту, как бы прикрываясь;

–          говорит ровным голосом, без интонаций, часто покашливает во время разговора;

–          теребит одежду, крутит пуговицу или оттягивает воротник;

Необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать. Фантазируя, ребенок выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким. Я папе сломал машину, когда он меня вез в детский сад. Или детям группы предлагалось рассказать, как они дома помогают своей маме. Ответы были самые разнообразные: мою полы, стираю, готовлю, мою посуду и т. д. Далее детям предлагалось выполнить все, о чем они рассказали. На практике оказалось, что дети не умеют это делать, у них не сформированы элементарные навыки.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает событие, а когда искажает их, т. е. деликатно показать — выдумке не верят. Ребенку не говорят: Ты выдумываешь! Это неправда! Врешь! Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если это говорится в присутствии товарищей.

Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения. Особенно ярко это можно наблюдать в подвижных играх. Каждый ребенок стремиться выиграть, быть первым. Ради победы дети нарушают правила игры. Приходиться прекращать игру, напоминать детям о честном выполнении правил. Медали в спорте получают самые достойные. В играх с настольно-печатным материалом, где участвуют несколько детей, повторяется то же. Кто- то из детей ради выигрыша нарушает ход игры, спорит, не хочет признавать свою ошибку. Обычно с такими детьми остальные общаются не охотно и в дальнейшем стараются обходиться без них. Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показывают, что большинство детей не хотят признаваться, что сломали игрушку, порвали настольно-печатный материал и т. д. Обычно происходит так: мальчики играют на ковре с крупным пластмассовым строителем, девочки в игровом уголке с куклами. Через некоторое время можно услышать: а кто-то кубик сломал или: у куклы рука оторвалась. Педагог начинает выяснять: кто же это сделал? Дети не признаются, начинают обвинять друг друга. В этом случае остается сказать только одно: все это сделала я. Наступает абсолютная тишина: дети в растерянности смотрят на воспитателя и друг на друга. Ситуация анализируется. Детям предлагается объяснить, почему они не хотят признаться: ведь вещь была сломана не специально, к тому же ее можно починить, и игрушки иногда портятся. Проходит несколько минут и слышится честное признание. Если же вы знаете или догадываетесь, кто сломал игрушку, скажите: я знаю, кто это сделал, расскажи, как это случилось. Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если педагог в этот момент доброжелателен, ребенку незачем говорить неправду. Целесообразно в нравственном воспитании детей использовать прием — вознаграждение за честность. Таким вознаграждением может быть похвала, проявление радости от того, как хорошо поступает ребенок, сказав правду. Но надо помнить, что дети любят похвалу и поощрения, и поэтому важно, чтобы они были честными не ради того, чтобы их получить, а понимали, что хорошие и правильные поступки нужно делать, потому что они правильные, а не потому, что за них будет награда. Ведь в будущем за честность они не всегда получат вознаграждение. Не стоит так же поощрять за честность материально — это может выработать у ребенка привычку получать благо за свои действия и сместить его моральные ориентиры.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. В детском коллективе всегда присутствуют определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей на развитие и воспитание у них положительных черт характера.

Эти правила одинаковы для всех детей:

–          игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

–          в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

–          соблюдай правила игры;

–          любое поручение выполняй добросовестно;

–          дал слово — держи его;

–          умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

–          не бери без спросу чужого;

–          сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого и в следующий раз остальные дети не захотят с ним играть). Наблюдения показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста не умеют держать обещанное. Яркий пример: одна девочка каждый день давала слово, что не будет называть обидными словами своих сверстниц. Но все повторялось изо дня в день. И в один момент, когда она претендовала на главную роль в игре, ей было отказано. Дети напомнили ей, что она не выполняет свои обещания. Девочка явно расстроилась таким поворотом событий.

И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций. Не надо забывать и о малых фольклорных жанрах, роль которых неоценима в воспитании детей. На каждый случай у нашего народа есть меткое слово — мудрая мысль — это пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает хвастунов, лгунов:

–          Кто один раз соврет, тому больше не верят.

–          Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

–          Соврешь — не помрешь, да и впредь не поверят.

–          Раз соврал — навек лгуном стал.

–          У лжи короткие ножки.

–          Правда светлее солнца, правда глаза колит.

Русская пословица не только осуждает плохие поступки людей, но и подсказывает, как следует поступить, чтобы их исправить: умел ошибиться, умей и исправиться.

Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей — воспитывать у детей отрицательное отношение ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствует о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители или испытывает дефицит внимания с их стороны. Девочка Соня из многодетной семьи в детском саду постоянно жаловалась: болит голова, болит живот, хотя это не соответствовало действительности. Оказывается, она хотела привлечь к себе внимание взрослых, вызвать к себе сочувствие. Родители должны быть для своих детей образцом правдивости и честности не только в отношениях между собой, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещание, не держат данное слово.

Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.

Литература:

1.                  Козлова С. А. «Дошкольная педагогика»- М., 1994 г.

2.                  Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» — М., 2000г., с. 232.

3.                  Островская Л. Ф. «Поговорим о честности» Дошкольное воспитание. 1987г., с. 7.

4.                  Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973, с. 12.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, воспитатель, дошкольный возраст, игрушка, честность, настольно-печатный материал, собственное достоинство, старшая сестра, старший дошкольный возраст.

Источник

В мире, где студенческий обман необуздан и плагиат является одной из главных проблем высшего образования, детская ложь таит в себе потенциальную опасность для будущего. Каждый родитель хотел бы научить своего ребенка жить честно и добросовестно. И когда двухлетний малыш обманывает родителей, что не проливал сок, или 8-летний ребенок на контрольной работе достает шпаргалку, это может повергнуть родителей в легкий шок. Мужайтесь, вы не сделали ничего плохого! Далее вы сможете узнать, почему ложь – это нормально, а также о том, как необходимо реагировать на нечестность ребенка и что предпринимать, чтобы честность существовала в вашем доме по умолчанию.

Моделируйте проявления честности

Для детей главным источником знаний о честности являетесь вы – родители! Нет, не ваши лекции и нравоучения или даже наказания, а то, как вы сами олицетворяете собой честность. Поверьте, это имеет огромное значение.

Конечно, в глубине души вы это прекрасно знаете. Но все же внимательно понаблюдайте за собой и проанализируйте свои действия, действительно ли вы демонстрируете образцовую честность и самообладание. Больше всего дети обращают внимание на наши поступки, а не на то, что мы им говорим, поэтому, если вы хотите добиться от них честности, практикуйте ее применение сами.

Например, вы говорите неправду о возрасте вашего ребенка, чтобы бесплатно пройти в парк аттракционов? Просите ли ребенка сказать по телефону, что вас нет дома, просто потому что очень заняты или не желаете разговаривать? Если да, то ваш ребенок может сделать вывод, что хоть вы и так рьяно рассуждаете о честности, сами цените ее не особенно сильно.

Хвалите за честность

Другой способ показать ребенку, что вы действительно цените честность, состоит в том, чтобы похвалить и вознаградить его за правду или честный поступок. Самое главное, вы должны показать вашим детям, что цените честность. Однако, если вы станете хвалить ребенка слишком усердно, ему будет сложно дифференцировать, что важнее в данном случае – победа над собой или правда сама по себе. Это не страшно, важно понять, что, когда он рассказывает вам правду о своем непослушании или о полученной низкой оценке, именно ваша реакция проложит путь к тому, что ваш ребенок поймет, что такое честность.

Так как же вы поступите, если ваш ребенок после всего случившегося расскажет вам правду? Это может стать для него прекрасным примером. Помните: наказание только лишь научит ребенка, что ложь – это единственный способ избежать негативных последствий. Поэтому лучше спокойно поговорите с ним о его поведении и вместе продумайте все возможные решения. Например, ваш ребенок может написать записку учителю с извинениями за свое недостойное поведение или разработать план подготовки к следующей контрольной или тесту. И не забудьте подчеркнуть, как вы гордитесь им в связи с тем, что он был честен с вами и все рассказал без утайки.

Не принимайте близко к сердцу

Напоминайте себе, что, когда дети врут, это не признак социопатии, противоправного поведения или их моральной несостоятельности. Напротив, это признак их посильных стараний выбраться из неприятной ситуации, получить желаемое или показать свою независимость. Все эти желания нормальны для здоровых детей, да и для взрослых тоже, если на то пошло. Поэтому, когда ваш ребенок очевидно лжет или вы узнаете от кого-то о его нечестности, обязательно сохраняйте спокойствие и, прежде чем отвечать, подумайте над тем, почему он поступил именно так.

Определитесь с мотивом

В возрасте примерно до четырех лет детская ложь не рассматривается как истинная нечестность. Детская неправда – это лишь попытка пересмотреть ситуацию. Например, ваш ребенок знает, что забирать игрушку у брата нельзя, и поэтому отрицает это, как бы словесно накладывая на случившееся правильный вариант. Ребенок при этом не пытается намеренно обмануть кого-то (кроме себя, конечно), в этом кроется его анализ ситуации. Более того, ложь в таком раннем возрасте служит признаком зрелости. Ребенок уже понимает, что хорошо, а что плохо.

Однако в возрасте старше 4 или 5-ти лет дети могут обманывать осознанно, чтобы получить вознаграждение, избежать наказания или родительского гнева, иметь выгодное преимущество или просто чтобы улучшить свою самооценку. Также они могут лгать, чтобы защитить свою личную жизнь или личную жизнь кого-то из своих друзей. Если вы распознаете главный мотив обмана, это поможет более предметно поговорить с ребенком о честности и ее значении. Используйте это как возможность познакомить детей с вашими ожиданиями с позиции ваших собственных ценностей.

Установите адекватные последствия

Жесткие последствия лжи могут вообще ничему не научить. А значит, здесь важны соответствие и равноценность. Например, если учитель поймал вашего ребенка на том, что он списал домашнее задание, попросите его честно объяснить учителю, по какой причине он это сделал и почему не сделает этого снова. Если ваш ребенок солгал, что не разбивал окно, помогите ему реабилитироваться как в вопросе покрытия ущерба, так и в восстановлении попранного доверия, вызванного ложью.

И хотя вы не можете заставить ребенка говорить правду, зато можете проиллюстрировать важность честности своими поступками и словами. В современном мире, как и раньше, это основной способ родительской борьбы с нечестностью, а также способ вернуть ребенка на путь правды.

Источник