Развитие творчества ребенка в дошкольном возрасте

Наталья Борисова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л. И. Божович, Н. ФЫ. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др.).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность,проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л. С. Выготского, является основой формирования творчества.

Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л. П., Воробьева Д. И., Голованова И. Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.

Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

– необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

– обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

– специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольногообразования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С. Б. Шарманова, И. В. Максимова, С. Н. Николаева, Р. М. Чумичева и др.). Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности,разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии 3 года

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно – музыкальных композиций.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольниковс различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

• укрепление физического и психического здоровья.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком.В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям, в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

Список литературы:

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.

4. Бугрименко Е. А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., Педагогика, 1988.-73-76с.

5. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

6. Воробьева Д. И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

10. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.

11. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. – Вопросы философии. 1980, №12.

12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.

13. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.

14. Казакова Т. Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

15. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М., 1991.- № 2/6.-24-39с.

16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

17. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.

18. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. 1990.- № 1.-16с.

Источник

            Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста        

«Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей и меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития»

                                                                                                         Л.С.Выготский 

Аннотация.

В статье рассматривается тема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития способностей к творчеству. Это изобразительная  деятельность, музыкальное творчество, театрализованная деятельность, развитие воображения. Выделены основные условия для успешного развития творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, способности, дошкольник, воображение, деятельность, развитие, условия        

Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового, на фоне существующего, стандартного. Часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и.т.д.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.[2;с. 3]

Читайте также:  Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка

Дети с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Василий Александрович Сухомлинский  писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

           Творческие способности – это не новый предмет исследования. Во все времена проблема их развития вызывала большой интерес. Однако в прошлом в обществе не возникало особой потребности в формировании и развитии творческих способностей личности. Таланты появлялись «сами собой», стихийно создавались шедевры литературы и искусства, совершались научные открытия. Но сейчас ситуация изменилась.  Жизнь в эпоху становления информационного общества становится все более разнообразной и сложной. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, и, следовательно, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. А задача их развития, несомненно, является одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

             С какого же возраста следует развивать творческие способности детей?

В литературе называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе к оптимальным, тем успешнее начинается развитие, которое может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.  

Если эти возможности не используются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать.

           С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А родители и педагоги,  сообщая детям знания, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Таким образом, накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Известно, что мышление дошкольников более свободно, чем мышление старших детей. Оно более свободно и независимо. Именно это и следует развивать в ребёнке. Дошкольное детство  – наиболее благоприятный период для развития творческого воображения. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

           Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста считается одной из главных задач современного детского сада. По мнению Жана Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей». Это актуально и сейчас.

          На занятиях по изобразительной деятельности ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие и, конечно, творческие способности. Эффективнее всего для развития творческого потенциала является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования:

  • Рисование пальчиками
  • Рисование ладошкой
  • Тычок  жесткой полусухой кистью
  • Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, смятой бумагой
  • Восковые мелки и акварель
  • Свеча и акварель
  • Монотипия предметная и пейзажная
  • Цветной и черно – белый граттаж
  • Кляксография и кляксография с трубочкой
  • Набрызг
  • Рисунок на мокрой основе

          Детское музыкальное творчество может проявляться в процессе восприятия музыки, а также в различных формах общения с музыкой:  пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

Песенное творчество:

Для проявления песенного творчества требуется фантазия, воображение, умение применять свой опыт в новых условиях. Необходимо развивать у ребенка чувство ритма, ладовое чувство и музыкально – слуховые представления.

Музыкально – игровое и танцевальное творчество:

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно,  если его музыкально – эстетические представления постоянно обогащаются и есть возможность проявить самостоятельность.

Творчество детей в игре на музыкальных инструментах:

Главными условиями успешного инструментального творчества являются: наличие музыкальных и общих способностей, владение способами звукоизвлечения и навыков игры на музыкальных инструментах, определенный запас музыкально – слуховых впечатлений.

        Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

         Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый, необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. [3;с. 3]

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года зубы

Существует мнение, что воображение у ребенка богаче, чем у взрослого. Дети могут сделать все, говорил Гете, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу и богатство детского воображения. .[2;с.26]  Научно доказана ошибочность этого мнения, воображение ребенка беднее, и развивается в процессе развития ребенка.

Приемы развития воображения:  

  • Игры и задачи «открытого» типа, т.е имеющие не единственное решение
  • Склеивание (мысленно соединяя части различных животных, попробуйте составить из них живое существо с новыми необычными свойствами)
  • Аналогия (могут быть связаны не только с понятием формы, но и цвета, ритма, звука)
  • Преувеличение и преуменьшение
  • Акцентирование
  • Типизация

Любые игры дают результат, когда дети играют с удовольствием. Также  и творчество – это всегда интерес, увлечение, желание творить снова и снова. Первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность взрослого в росте творческих сил ребенка.  

          Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов ( Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола), можно выделить основные условия успешного развития творческих способностей детей.

         Первым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

          Вторым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и в игровой форме показывать и называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

           Третье, очень важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить малышу еще ничего нельзя. Поэтому, в этот период ребенок вынужден больше, чем когда – либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, конечно взрослые позволяют ему делать это самостоятельно, а не за ребенка). Допустим, у ребенка закатился мяч под стол, родители не должны спешить поднять этот мяч, пусть ребенок сам поднимет его.

           Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Предоставление ребенку такой свободы ребенку предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей у детей.

Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Кроме создания благоприятных условий для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Мы предлагаем комплекс мер, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на  развитие творческого воображения и мышления детей. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера. Управление взрослым предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей. Работа с родителями.

Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию творческого воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок, конспектов занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ и теория развития технических систем Г.С.Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М.Дьяченко и Н.Е.Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В.Заикой.    

Библиографический список:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
  2.  Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  3. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Прометей Книголюб, 2003. 63 с.
  4. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Я.: Академия развития, 2002. 351 с.
  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я.: Академия развития, 1996. 235 с.

Источник