Развитие творчества ребенка родительское собрание

              Родительское собрание на тему:

               « Развитие творчества у детей».

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

(Звучит спокойная музыка, родители проходят в групповую комнату, рассаживаются за столами; собрание начинается с инсценировки короткой сценки детьми старшей группы).

Появляется Мальвина; зовёт Буратино и Артемона заниматься рисованием;  Артемон послушно садится, а Буратино не хочет, его приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Мальвина говорит: – сегодня мы будем учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается. На большом листе рисует ромашку, объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, и всё выполняет точно также  как  объяснила  Мальвина. Буратино чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу, рассматривает и ставит рядом ещё одну. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона , ругает Буратино  за выполненную работу.( Дети уходят из группы)

Воспитатель: – Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся  к нашим сказочным героям и  порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала?

Предложить родителям высказать свои мнения.

Вопросы к родителям: – Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнку? В чём оно может проявляться? Можно ли говорить что детям присуще творчество?

– Да, уважаемые родители, во многом вы правы. Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создаётся нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств  другого человека – его мысли, чувства.

Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он тесно связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит  или повторяет уже известные ему приёмы и способы действий (это то,  что сейчас   делал Артемон). Второй вид – творческий. Например, человек сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь  необычную ситуацию, здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.

В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с  творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные  обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторённой дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней.

Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.

Каким же образом можно развить творчество у ребёнка- дошкольника? Я предлагаю вам , дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.

(Звучит песня  « Разноцветный мир»)

А больше всего на свете мы , конечно же любим играть. Давайте поиграем!

Игра №1

Мы привыкли, что каждой вещи присущи определённые признаки. Вот, например, река.

(на листе бумаги слева записывается слово  – «река»)

-Какой она бывает? (широкой, горной,  холодной.)

-А молоток? (большой, тяжёлый, железный; свойства присущие молотку записываются справа.)

– А может ли река быть большой? Тяжёлой? Железной? (например поток расплавленного металла)

– А молоток  холодным, широким? Горным?

– А теперь попробуйте совместить свойства одного предмета со свойствами другого!

Выслушиваются варианты родителей.

(Картина и яблоко; камень и молоко и др.)

Этот способ развития творчества получил название « метод фокальных объектов» (от слова  «фокусироваться»). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарат, – чётко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их – желательно чтобы это были предметы хорошо знакомые детям, – а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков  с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных сторон. Новые и интересные свойства. Тем самым метод локальных объектов погружает ребёнка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.

Игра №2.

Уважаемые родители! У вас на столах лежат карточки, на которых написаны

Какие – то необычные слова. Что бы они могли значить?

( Вихрахер; пальчатки; тепломер; колоток; суночка; мазелин; болерьянка; копатка).

– Такие наименования дети дали предметам, названия которых им были неизвестны. И им пришлось придумать свои  собственные. А сможете ли вы определить, что же за предмет получил то или иное название?

Игра №3

– родителям предлагается создать художественный образ (например, аквариум, весенний день, цирк). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи. Крупы. Нитки, цветная бумага. Бросовый и природный материал. (В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная музыка.)

Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра. Они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности проявляется вкус  ребёнка, его эстетические переживания и расширяется кругозор. Оттачиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребёнка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь осеннее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами. Мелками, угольком, а можно  – с помощью сухих осенних листьев, кусочка материала или из разных видов круп!

Игра №4.

Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот  вы будете мама, вы папа, вы автосигнализация и т.д.

Большой город. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник.

Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопывают двери. Заводят мотор. Поехали.

День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами.  Игра дает ему возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления  детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без неё невозможно представить саму жизнь ребёнка. Известно, что если ребёнок не играет, то либо он болен или « перепедагогизирован». К сожалению, мы стали  сегодня меньше времени уделять играм детей, увлёкшись вопросами обучения. А ведь именно играя можно многому научиться…

Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей.

Источник

                                          ТМБДОУ «Центр развития ребёнка -д/с «Белоснежка»

            Родительское собрание в старшей группе

                               «Колокольчики»                    

                                                                                 Воспитатели: Бойко Л.И.

                                                                                                  Алексеева Н.Н.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Время проведения: 21.01.2016г., 1ч. 30минут.

Форма проведения:  семинар- практикум

Цель: Дать родителям знания о развитии способностей у ребёнка- дошкольника, заинтересовать проблемой, используя инсценировку с участием – детей, игры; приобщить к игре ребёнка в домашних условиях.

Задачи: 

 1. Повысить педагогическое мастерство родителей;

 2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

 3. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Предварительная работа:

-анкетирование по теме родительского собрания;

-памятки;

-информационный стенд по теме;

-подготовка видеоролика;

-выставка работ детского творчества;

– объявление о собрании.

                     Повестка дня:

1.Вводная часть: 

-Видеоролик – «Детское творчество»;

-Рассматривание детских работ в папках.

2.Основная часть:

2.1.-Вступительное слово;

      -Маленькая инсценировка по ИЗО деятельности (выступают воспитатели   группы);

      -Выступление воспитателя группы по вопросу «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования; характеристика детского творчества».

2.2.Практическая часть 

– «Игры с родителями»:

-«Признаки предметов»;

-«Перевоплощение в предметы»;

-«Я нарисовала, а вы угадайте»;

-«Монотопия пейзажная» (рисование и ручной труд с родителями из бросового материала).

3. Заключительная часть: -подведение итогов.

                          Ход мероприятия

          Под звучание спокойной музыки родители проходят в группу, где будет проходить собрание, рассаживаются (смотрят видеоролик по теме собрания, рассматривают альбомы с творческими работами  своих детей).

 Собрание начинается с инсценировки короткой сценки. Актёры-воспитатели. Они берут игрушки: Мальвины, Чебурашки, крокодила-Гены.

 Инсценировка.

 1.На импровизированной сцене стоят столы, на которых все для занятия по лепке( пластилин, салфетки, дощечки, стеки). Появляется Мальвина, она зовет Гену и Чебурашку заниматься. Рядом с Мальвиной  расположена большая доска, на которой закреплены схемы по лепке и игрушка – собачка. Еще рядом образец уже готовой поделки из пластилина.

 Когда наконец все усаживаются, Мальвина строгим тоном произносит -Сегодня, дети, мы с вами будем учиться лепить собачку из пластилина. Они вместе рассматривают строение собачки, выясняют какой формы каждая часть у собачки. Затем Мальвина объясняет подробно все действия, обращая внимание детей на подсказку-схему:

-Пластилин нужно разделить на 5 частей.

Туловище собаки похоже на большую колбаску- его нужно сделать первым.

Потом сделать голову, она напоминает шарик.

Ноги и хвост- тонкие колбаски.

Соединяем части между собой.

      Мальвина  вместе с Геной и Чебурашкой вспоминает приемы, используемые при лепке; раскатывания, присоединения и примазывания.

 Чебурашка выполняет все аккуратно и последовательно, пользуется  схемой.

 А Гена чешет в затылке, рассматривая пластилин, режет его на 4 части и первыми делает ноги, хвостик, а затем все остальное. Схема ему совсем не понадобилась. Собачка получилась непропорциональная, с маленьким туловищем, большими лапами. Мальвина рассматривает обе работы, хвалит Чебурашку, ругает Гену за выполненную работу.( Актеры – игрушки уходят).

   2. Мальвина: – Сегодня, дети мы с вами будем рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.

    На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Чебурашка внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Гена же балуется, рассматривает краски, обмакивает кисть в краску и ставит кляксу, рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Гену и Чебурашку и делает замечание Гене за выполненную работу.

      Воспитатель. Уважаемые родители! Эта маленькая   инсценировка открывает наш вечер, тема которого- развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас вернемся к нашим героям и по рассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чем, и  удастся- ли при руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала. Воспитатель настраивает родителей на дискуссию, обмен мнениями, задает вопросы. Что такое творчество? Нужно ли творчество ребенку?  В чем оно может проявляться? Каким же образом  можно развивать творчество у ребенка-дошкольника?

     Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику). Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся»- Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

    А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности

     На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

 1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

 2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

 3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

Мы предлагаем вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства.

2.2. Практическая часть

          Звучит детская песня.

 А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!

 Игра 1.

 Мы привыкли, что каждой вещи присущи свои признаки. Вот, например, зима. Какой она бывает? ( Холодной, снежной, суровой). А утюг?  (Железным, электрическим, легкий). А может зима быть железной? Можем зиму назвать электрической? Попробуйте сами совместить свойства одного предмета со свойствами другого.

 Выслушиваются варианты родителей.

 Этот способ развития творчества получил название « метод фокальных объектов». Этот метод погружает ребенка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к событиям.

 Игра 2.

 А теперь нам, дорогие родители, предстоит перевоплотиться в разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А Вы мне поможете  её озвучить. Герои моего рассказа- папа, мама, чайник, дверь, мотор. Каждому из вас достанется роль, музыкальный инструмент. Вы будете мама, вам даю пианино, вы – папа ( ложки), вы – автосигнализация (свисток), вы- малыш ( погремушка).

     Воспитатель рассказывает историю, родители издают звуки, согласно роли.

Старый Оскол. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама, ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет еще громче. Мама успокаивает малыша. А теперь расскажем историю без слов. Итак, Старый Оскол, летнее утро.

     Родители звуками имитируют содержание рассказа. Им удается все воспроизвести только с 4-го раза, если дети повторяют уже со 2-го раза.

3.Игра- «Я нарисовала, а вы угадайте! »

 Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

4. Ручной труд – Монотипия пейзажная. 

 • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

 • Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

3. Итог

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

   -Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

  – Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

   -Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

   -Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

   -Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
 – Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

   -Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

       Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Решения собрания.

 1. Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

 2. Разнообразить материал для творчества.

 3. Помочь ребенку при затруднении.

                                     Анкета

Уважаемый ______________________________!

Известно, что изобразительное искусство – важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.

      Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

  1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка способности к изобразительному творчеству?

а) да;        

б) способности ребёнка, по-моему, очень умеренные;

в) у ребёнка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;

г) другое ————————————————————————-

     2. Какие материалы стремитесь приобретать ребёнку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу (белую, цветную), краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы

цветных карандашей, фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть, дополнить)?

3.Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить)?——————————————————————

4.Часто ли ребёнок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном просит?————————————————————————

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним?

а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;

б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас;

в) откладываете дело, которым занимались, и включаетесь в рисование;

г) другое————————————————————————————

6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста.———————————————————————–

                     Благодарим Вас за сотрудничество!

                                   

                           

                           

Источник