Развитие творческой самостоятельности ребенка
Юлия Сергеевна Кравцова
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
«Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Одной из задач образовательной области «Художественно – эстетиче-ское развитие» (ФГОС дошкольного образования) является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»включает три направления: изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности, что способствует развитию самостоятельной творческой деятельности ребенка. Изобразительная деятельность- это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Для изобразительной деятельности детейнеобходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Успешность воспитания самостоятельности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельностиопределяется наличием в работе педагога следующих компонентов:
• Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельно-сти как социального качества личности;
• Развитие интереса к художественной деятельности;
• Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости;
• Развитие общественных мотивов деятельности, через организа-цию совместных, коллективных занятий;
• Упражнение детей в формах самостоятельного поведения;
• Формирование элементов самооценки и самоконтроля при вы-полнении деятельности;
Человек, как личность, оптимально развивается в условиях собствен-ной творческой практики.
Основным обучающим приёмом остаётся показ. Не забываем хвалить ребенка за малейшее продвижение к нужному результату. Он должен усвоить, что делать самому – это здорово, это не страшно, это очень приятно. Ребенок должен видеть, что многое в этом мире зависит от него, от его решений. С ним можно советоваться, можно предоставлять ему выбор, спрашивать.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными в данном случае для изобразительной деятельности, дети могут использовать их в самостоятельной деятельности в свободное время.
Работу по подготовке к самоорганизации целесообразно проводить в непосредственно образовательной деятельности в качестве ее составной части, направленной на развитие желания и умения самостоятельно «творить».Например: перед окончанием занятия обращаем внимание детей на различные материалы, выложенные в художественно эстетическом центре, и напоминаем, что сделать подобные работы можно не только в совместной деятельности со взрослым, но и самостоятельно. Тут же обговариваем с детьми, что можно нарисовать, слепить в свободное время, обсудить варианты, способы, последовательность.
Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности – оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение, подготовка места для работы.
Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей необходимо иметь в группах центры художественного творчества,в которых: широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям. Бумага разного цвета, формата, фактуры. Аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.). Вспомогательные материалы (трафареты, шаблоны, дидактический материал, образцы, схемы).
Организованные таким образом художественно – эстетические центры дают детям возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка. Они открывают новые возможности для самостоятельной деятельности, для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
Таким образом, формируя у детей желание, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
Литература
1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002. – 80 с.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
5. Казакова Т. Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7.
6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2.
Источник
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой самостоятельности учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческой самостоятельности.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческая самостоятельность не развивается стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческой самостоятельности школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Развивать творческую самостоятельность?Что это значит?
– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Большое значение я придаю выполнению творческих заданий на различных уроках:
выполнить задание по аналогии;
выполнить задание при частичной подсказке учителя;
доказать правильность принятия решения;
выполнить нестандартное задание;
самостоятельно составить творческое задание;
выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Развить в детях творческую самостоятельность учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
– уважает личность ученика;
– дифференцирует объем и сложность заданий;
– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
– педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческой самостоятельности младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться .
4
Источник
Елена Ковтун
Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества в разных видах деятельности дошкольников» часть 1
Описание опыта работы
на тему:
«Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества в разных видах деятельности дошкольников»
Ковтун Е. Г.
с. Левокумское,
2020 год.
Проблема формирования у детей самостоятельности, инициативности и творчества была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». А также выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких- либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?
Как развивать инициативность?
1. Давать простые задания (снимать Страх “не справлюсь”, развивать у детей инициативу);
2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать;
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи);
4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.
Все эти трудности встречаются и в моей группе. Поэтому в данной работе мне хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.
Цель работы: поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста в пяти образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической);
2. Создавать условия для поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста в системе непосредственно образовательной деятельности;
3. Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;
4. Создавать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
5. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.
Формирование самостоятельности.
В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей,и являются главными факторами формирования этого личностного качества:
– бытовой труд (Л. А. Порембская);
– конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);
– художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);
– игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Проблема воспитания самостоятельности у дошкольниковрассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:
1.Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.
2.Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности. 3.Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Среди показателей самостоятельностиспециалисты отмечают:
– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
– умение ставить цель деятельности;
– осуществление элементарного планирования деятельности;
– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).
Приемы и методы поддержки детской инициативы и самостоятельности
Наиболее действенными приемами формирования детской инициативности,на мой взгляд являются:
Прием «Три варианта».
Я считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Ну, например, ребенок не может завязать шнурки?
Я говорю ребенку: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к размышлению.
Так же я хотела бы выделить – Ритуал планирования самостоятельной деятельности.
Что же это такое? Поделюсь своим опытом. Зачастую дети бывают пассивными, безучастными, не могут самостоятельно организовать игру, договориться со сверстниками, часто ссорятся, и чтобы дети стали более активными, самостоятельными и организованными, в качестве эксперимента я решила в группе оформить «Домик желаний», где дети в начале дня на «групповом сборе» делают выбор, чем бы они хотели заниматься сегодня, в какие игры играть.
Ребята рисуют карточки сами,соблюдая правила:
Правило №1. Выбирай только одну карточку на день!
Правило №2: Не забывай исполнить желание!
Затем распределяют в какое время в течение дня они будут реализовывать (выполнять) данные желания с учётом занятий, режимных процессов и погодных условий, вставляют в окошки.
В конце дня дети оценивают свою деятельность. Мы используем поощрительные фигурки (сердечки, солнышки, улыбки).
Задание считается завершенным, если оно выполнено самостоятельно, в указанный временной отрезок и в полном объеме. Дети не только хвалят себя, но и оценивают, что особенно получилось, а над чем надо поработать, чтоб было ещё лучше.
«Домик желаний» приносит положительные результаты. Развивает инициативность, самостоятельность детей, умение планировать свою деятельность в течение дня, договариваться, распределять роли и обязанности.
Например, я спрашиваю у ребят, кто и чем планирует заниматься в свободное время? А Саша мне говорит. «Вчера мы играли в очень интересную подвижную игру. Мы проиграли ее три раза, но ни разу по считалочке мне не выпало быть ведущим. Сегодня я хочу снова поиграть в эту игру и быть в ней ведущим.» «Какое замечательное желание! А когда ты планируешь в нее поиграть?» «На прогулке»-ответил Саша. Нарисовал, как он играет в эту игру и самостоятельно выбрал партнеров. Желания могут быть разными. Порисовать красками (традиционным методом и нетрадиционным, слепить и обыграть различных персонажей, вырезать что-либо, и даже дежурство по столовой или в уголке природы.
Как прием стимулирования и развития детской инициативы в нашей группе живёт «умная» сова.
У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам недели (по пятницам) вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.
Отдельно я бы хотела выделить еще одну педагогическую технологию «План-дело-анализ»
Эта технология основана на обобщении различного опыта работы по программам, ориентированным на ребенка, предполагающим отказ от жесткого расписания с четкими границами между различными фазами работы и гибкость в планировании. Общим для всех является ритмическое построение дня, выделение в начале дня значительного промежутка времени для свободной активности детей по их выбору. При этом технология «План-дело-анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; реализация своих интересов, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности посредством самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии. Педагоги и родители имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании и видах деятельности. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем своем многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сделать свой собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность своих и предложенных взрослым действий. Вместе с тем взрослые находят то, чему можно научить ребенка.
Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к высказыванию мнений, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный и эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
1 этап – выбор темы. Тему дети выбирают на групповом сборе. Тема может быть любой.
2 этап – составление плана. Проходит беседа с детьми, с чего начнем свое исследование, где можем получить информацию, узнать что-то интересное (в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете).
3 этап – сбор информации (привлечение родителей). Информацию собираем в «Кармашки» (коробочки с изображениями: рука – узнал от другого, телевизор – увидел по телевизору, компьютер – получил информацию из интернета, книга – прочитал в книге.).
4 этап – презентация темы. Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта, дидактическая игра, макет.
Принципы работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста
Работая по образовательной программе нашего детского сада и учитывая примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией И. Е. Федосовой, я в своей работепридерживаюсь ряда принципов:
1. Принципа обогащения детского развития;
2. Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы;
3. Принцип сотрудничества детей и взрослого;
4. Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
5. Принцип интеграции образовательных областей;
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Поддержка детской инициативы по ФГОС ДО
В своей работе я строго придерживаюсь целевым ориентирам по ФГОС ДО.Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Выделяется 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и волевого усилия, коммуникативная, познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
• Творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;
• Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование, требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
• Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи;
• Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
В данной работе, мне бы хотелось поделиться своим опытом по поддержке этих видов детской инициативы в различных видах деятельности.
Источник