Развитие творческой личности ребенка в процессе занятий детским дизайном
Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский
д/с № 3 комбинированного вида» Аширова Н. Х.
Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн – деятельность детей относят:
- Архитектурно – художественное моделирование среды, где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.
- Дизайн одежды.
- Прикладные аранжировки из разных материалов.
Дизайн для детей включает:
- Благоустройство предметно – пространственной среды.
- Благоустройство природной среды.
Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.
Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.
С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн – деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;
- создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;
- приобщать детей к совместно – раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.
Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет), особенности творческого почерка, техники исполнения.
Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.
Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности, приобщения детей к новым ее видам: архитектурно – художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.
Архитектурно – художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.
Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д.), а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.
Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.
В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично – театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).
Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.
Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.
Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.
Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.
Источник
«Детский дизайн как средство развития творческих способностей
дошкольников»
«Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
Выготский Л.С.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Важно в дошкольном возрасте сформировать у ребенка способность видеть необычное в обычном, по – особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.
Задача современного дошкольного учреждения (детского сада) создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.
Таким видом деятельности является новое направление художественного воспитания – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
Дизайн- деятельность- это художественная деятельность, объединяющая в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн может быть предметно – пространственным и пространственно – декоративным. В первом случае, это создание и украшение (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Во втором – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш и т.д.).
В процессе дизайн – деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Детский дизайн может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, но при этом не навязывая свое мнение в виде предложенных вариантов, а предоставляя ребенку выбор и самостоятельность.
С этой целью мы разработали карты-подсказки, которые помогают ребенку самостоятельно осуществлять свой творческий замысел, выбирать разные художественные материалы и инструменты. Работая с любой техникой, ребенок всегда может обратиться к карте-подсказке, где описан каждый шаг, и маленький дизайнер не сможет сбиться с пути. Работая с данными картами, ребенок учится:
– Владеть свойствами различных материалов и работы с ними.
– Организовывать свое рабочее место и время.
– Определять последовательность, содержание, композицию, дополнение своей работы.
– Работать по замыслу, самостоятельно воплощать свои идеи.
– Партнерской деятельности со сверстниками и взрослым.
– Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Образовательный процесс построен таким образом, что дети могут самостоятельно выбирать разные художественные материалы и инструменты.
В каждой карте описана определённая техника дизайндеятельности. Используя карты – подсказки и зная свойства материала ребенок удачно сочетает их в работе и может выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.
Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.
Источник
ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема развития творческого потенциала личности обучающегося в процессе занятий художественно-творческой деятельностью. В условиях педагогической практики апробированы занятия «детским дизайном», на примере проектирования несложных, практически значимых и эстетически привлекательных изделий. Использование в проектной работе с детьми
приемов экспериментирования, варьирования, импровизации, применение нетрадиционных художественных техник подтверждает богатые возможности «детского дизайна» как средства творческого развития школьников.
Ключевые слова: творческая личность, «детский дизайн», монотипия, фирменный знак, декоративный образ.
Abstract: the article deals with the actual problem of the development of creative potential of the student’s personality in the process of artistic and creative activities. In the conditions of pedagogical practice the lessons of “children’s de” are tested on the example of deing simple, practically ificant and aesthetically attractive products. The use of methods of experimentation, variation, improvisation, the use of non-traditional artistic techniques in project work with children confirms the rich possibilities of “children’s de” as a means of creative development of schoolchildren.
Key words: creative personality, “children’s de”, monotype, brand name, decorative image.
Во все времена многие считали, что творческие способности – это дар свыше, который или дан человеку от рождения, или нет. Однако в реальности, творческими способностями обладают все люди. Просто большинство не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе взрастить, а скорее пробудить, способность к творчеству.
Цель данной статьи – рассмотреть возможности развития творческих способностей обучающихся средствами занятий дизайном. Для начала попытаемся ответить на вопрос: «Какой он – творческий человек?» Часто под понятием «творческий человек» или «творческая личность» мы привычно подразумеваем каких-то особенных людей, наделённых ярким талантом и неординарностью. Так ли это?
Генетики утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом. Так, отечественный исследователь А.Н, Лук изучая биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, составил критерии качеств, свойственные творческой личности: способность видеть то, что не видят другие, способность ассоциировать отдаленные понятия, способность воспроизводить в памяти нужные образы, гибкость мышления и другие [6]. Американский психолог Дж. Гилфорд выяснил, что творческим людям свойственно дивергентное мышление, которое предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи [4].
Многие ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), приписывают творческому человеку богатое воображение, дивергентное мышление, а также гибкость в мышлении и действиях, его скорость, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые [1;3;5].
Творчество человека – это не талант, а скорее, способ действия, модель поведения. Человек, который ведет активный, в разных смыслах необычный образ жизни, безусловно, достоин звания творческого человека. И все-таки
творческий человек, это не звание, статус или титул, а человек ищущий, обладающий активной преобразовательной способностью. В современном, быстро меняющемся мире человек просто обречен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Велика роль художественного образования и воспитания в развитии творческого потенциала человека. Подтверждением этого могут служить слова Херберта Рида: «Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет» [2, с. 320]. Действительно, художественная деятельность ребенка помимо взращивания его чувств и развития эмоциональной сферы – это раскрытие и развитие творческих способностей маленького человека,
В настоящее время в системе дополнительного образования получает развитие новое направление в художественном воспитании – детский дизайн, который способствует раскрытию творческого начала у детей. Детский дизайн
– это уникальный вид художественной деятельности детей, который на основе интеграции различных видов, техник и материалов художественного творчества позволяет вовлечь обучающихся в процессы создания интересных дизайнерских проектов.
Во время прохождения педагогической практики в школе была предпринята попытка решения задачи по созданию условий для развития творческих способностей у обучающихся на примере одного из видов художественных занятий «детским дизайном», который рассматривался как своеобразный мостик от шаблонной деятельности – к творческой. Поскольку среди главных составляющих проявления творчества являются воображение, ассоциативное и творческое, нестандартное мышление, для достижения этих проявлений немаловажное значение имеет вовлечение детей в новые виды деятельности, которые позволяют выйти за рамки обычного, пробуждают интерес и активизируют мыслительный процесс. Поэтому использование техники «непредсказуемой» монотипии представлялось эффективным средством для пробуждения творческих идей, активизации ассоциаций, воображения. С этой целью был проведен мастер-класс по демонстрации одной из нетрадиционных техник – «монотипия», которая была воспринята учащимися с большим интересом, вызвали желание самим что-то сделать с использованием этой техники.
Монотипия – техника изобразительного искусства, сочетающая в себе качества гравюры и рисунка. Простейший вариант создания монотипии, который доступен школьникам, заключается в нанесении изображения красками на гладкую поверхность с последующим отпечатыванием этого изображения на бумаге или холсте. Уже на этапе участия в мастер-классе каждый ученик проявил творческий подход, воображение и индивидуальность, позволившие им стать соавторами пятен – образов, композиций в новой технике. На следующем занятии учащимся было предложено стать творцами и созидателями своего окружения, стать дизайнерами с использованием техники монотипии. В качестве творческой
задачи выступала дизайнерская разработка проекта и создание в материале эмблем-наклеек в технике уже знакомой им монотипии. Этот процесс был нацелен на предоставление учащимся возможности:
побыть в роли дизайнеров, создать работу как нечто новое для них самих и для окружающих;
применить в новых условиях технику – «монотипия»;
выразить свои чувства, мысли, активизировать воображение, способность к варьированию, импровизации;
познакомиться с бюджетным изготовлением эмблем-наклеек из подручных средств (плотная бумага, скотч, двусторонний скотч).
Стоит учесть, что объект дизайна обладает в первую очередь утилитарной функцией, т.е. он должен быть полезен. Поэтому учащиеся были ориентированы на разработку проекта, обязательно имеющего практическое назначение. Кроме того, любая дизайнерская вещь должна обладать эстетическими качествами, что стало органичной проектной задачей – создание эстетически оформленной эмблемы-наклейки, как элемента украшения полезного на практике объекта. Учащимся предлагалось сделать небольшую линейку дизайнерских эмблем-наклеек для практически значимых предметов, имеющихся в ближнем окружении (чехлы телефонов, пенал, обложка дневника, тетрадь и т.д.). Работа над проектом состояла из нескольких этапов:
теоретическое знакомство с краткой историей искусства наклейки, его функционалом и назначением, как с практической, так и эстетической стороны;
освоение методики выполнения проектирования изделия с использованием техники монотипии;
практическое исполнение в материале эмблемы-наклейки в технике «монотипия» на основе уточнения образа с помощью графической разделки.
В ходе работы учащиеся имели возможность экспериментировать с цветом, варьировать в графической конкретизации цветного пятна-образа использовать фантазию в стилизации и декоративно-графической разработке и уточнении получившегося изображения до цельного образа, соответствующего предназначению декорируемой вещи.
В результате этих занятий у каждого из участников получилась работа, которую можно назвать маленьким шедевром. Таким образом, дизайн- деятельность с применение нетрадиционных техник действительно призвана способствовать созданию состояния эмоционального комфорта, побуждать обучающихся к самовыражению, позволяет самостоятельно решать проектные задачи, развивать способность к анализу и обобщению, активизирует воображение и фантазию обучающихся, что в конечном итоге ведет к развитию их творческих способностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007.
2. Боднарук Т. Краткая история современной живописи Герберта Рида М.: Искусство-XXI век. 2006, с. – 320.
3. Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – М., 1992.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // сб: Психология мышления
– пер. с англ. / Под ред. А.М. Матюшкаина – М., Прогресс, 1966.
5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита-Пресс, 1999.
6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение 1987.
Источник