Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте thumbnail

Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.

Преимущества интегрированных занятий:

• позволяет избежать перегрузок детей;

• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;

• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;

• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;

• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.

Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:

• физическое развитие детей;

• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;

• предоставление ребенку самостоятельности;

• доброжелательная помощь ребенку;

• комфортная обстановка.

Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.

В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.

Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала ребенка в спорте

Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:

• Какое настроение на рисунке?

• Попробуйте изобразить!

• Один ребенок изображает, другие угадывают.

• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Развитие творческого потенциала ребенка в спортеРазвитие творческого потенциала ребенка в спортеРазвитие творческого потенциала ребенка в спорте

Двигательные импровизации, творческие задания.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».

Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.

Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

Развитие творческого потенциала ребенка в спорте

Источник

Библиографическое описание:

Казанцева, Н. С. К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах / Н. С. Казанцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3114/ (дата обращения: 07.01.2021).

Одной из задач современной системы образования
провозглашается установка на развитие креативной личности, способной
ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для
перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной,
тоталитарной системы образования к системе вариативной,
гуманистической, творчески развивающей [4].
В настоящее время не существует единого всеми
признанного определения понятия «креативность», поэтому
из множества определений мы предлагаем опираться на толкование
термина «креативность» А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского, которые считали, что креативность – это уровень
творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий
относительно устойчивую характеристику личности. Считаем это
определение наиболее подходящим в рамках проблемы исследования.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных
условий развития креативности является нерегламентированность
образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной
мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования
детей, где исторически сложилась особая воспитательная развивающая
среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития
личности. Но, к сожалению, не все учреждения дополнительного
образования направлены на формирование и развитие креативности
ребенка.

В Алтайском крае по итогам 2011 года система
дополнительного образования развивается на базе 180 учреждений
дополнительного образования [5]. Среди них: центры дополнительного
образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома
детского творчества, станции юных натуралистов, детские школы
искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ),
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского
резерва (СДЮСШОР),
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Относительно темы данной
статьи, видится необходимым рассмотреть деятельность детско-юношеских
спортивных школ (ДЮСШ) в контексте развития креативности.

Одним из наиболее популярных видов деятельности у
детей является спорт (25% от общего числа обучающихся системы
дополнительного образования). В настоящее время в системе образования
функционирует 63 учреждения, в том числе 50 детско-юношеских
спортивных школ и 13 детско-юношеских клубов физической подготовки.
Занятиями физической культурой и спортом охвачено более 43 тысяч
учащихся по 32 видам спорта [5].

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — учреждение
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности; призвана осуществлять учебно-тренировочную и
воспитательную работу с юными спортсменами, обеспечивая начальную и
базовую их подготовку для специализации в определенном виде спорта
[2].

Рассмотрев определение термина ДЮСШ, необходимо
отметить, что обучение в спортивных школах направлено на воспитание
профессионального спортсмена, достигающего высоких результатов.
Поэтому обучение строится на физических нагрузках – реализации
спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам
личности. Но уровень результатов в современном спорте требует для его
достижения владения не только комплексом физических, но и психических
качеств, которые находятся на предельно высоком уровне их проявления.
По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо
возрастают требования к умственной деятельности спортсмена,
неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем
самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной
подготовки необходимо развивать креативность учащихся.

Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно
ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным
достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический
процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от
общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение
других учреждений дополнительного образования, с целью развития
разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов
креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности
учащихся ДЮСШ.

Кроме того, обращаем внимание на принадлежность ДЮСШ к учреждениям
дополнительного образования, основная цель которого —
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
общества,
государства
[3]. Тем самым определяем третью причину, по которой необходимо
развитие креативности для учащихся спортивных школ – ДЮСШ как
составная часть учреждений дополнительного образования обязана
развивать креативную личность учащегося.

Развитию креативности (творчества) в спорте посвящены работы А. В.
Родионова, 1976; А. А. Деркач, 1982; А. А. Исаева, 1982. Но полностью
этот вопрос не изучен [1].

На настоящий момент в городе Барнауле насчитывается 10 ДЮСШ с
различными видами спорта, такими как: бокс, шахматы, настольный
теннис, хоккей, баскетбол, спортивная аэробика, волейбол, лыжные
гонки, художественная гимнастика, спортивное ориентирование, гребля,
дзюдо, греко-римская борьба, фехтование, каратэ, кикбоксинг,
плавание, фигурное катание, спортивные танцы.

Рассмотрим одну из 10 существующих спортивных школ
города Барнаула – ДЮСШ «Студия – спорт», открытая в
октябре 2001 года; является структурным подразделением КГБУ «Краевой
спортивный клуб», учредитель – управление Алтайского края по
физической культуре и спорту. Отделения ДЮСШ: аэробика спортивная,
гимнастика художественная, танцевальный спорт. Проанализировав цели и
задачи деятельности ДЮСШ «Студия – спорт», можно
выделить: создание благоприятных условий для гармоничного развития
подрастающего поколения, повышения качества воспитания и дарований
детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их
творческого потенциала [7]. Данная задача указывает на наличие
фактора креативности в обучении учащихся ДЮСШ.

Рассмотрев учебный план-график нескольких возрастных
тренировочных групп отделения танцевального спорта, мы не обнаружили
наименования предмета, который бы указывал на развитие креативности
учащихся. Таким образом, выявили противоречие в несоответствии задач
деятельности ДЮСШ с планами-графиками конкретных групп отделения
танцевального спорта. Но данное противоречие может быть спорным, так
как, говоря об отделении танцевального спорта, мы подразумеваем
спортивные бальные танцы. В самодеятельных хореографических
коллективах непосредственное занятие танцами, в том числе и бальными
танцами, является средством развития креативности детей. Тем самым,
можно предположить, что и в условиях ДЮСШ креативность развивают
средствами самой хореографии. Но необходимо различать самодеятельные
коллективы бальных танцев от танцевальных спортивных клубов и
отделений танцевального спорта. В обеих организациях изучается один и
тот же материал по бальным танцам, но в первом случае акцент идет на
развитие разносторонней и креативной личности ребенка при помощи
хореографической лексики, приобретая досуговый характер занятий; а во
втором – воспитание спортсмена по бальным танцам, основной
задачей которого является участие и достижение высоких результатов на
соревнованиях; что подразумевает за собой наибольшее количество
физических тренировок. Так как в танцевальном спорте большее внимание
уделяется физическим тренировкам для повышения уровня мастерства
учащегося, в плане-графике тренировочных групп отделения
танцевального спорта не выделены часы, направленные на процесс
развития креативности учащихся, которая в современных условиях им так
необходима.

Таким образом выявили 3 основных причины необходимости развития
креативности учащихся в ДЮСШ:

  1. Реализация спортивной стороны учащегося, не
    уделяя внимания другим сторонам личности.

  2. Занятие спортом – большая часть свободного времени ребенка,
    что не дает возможность посещения других УДО с целью развития
    личности.

  3. ДЮСШ – учреждение дополнительного образования,
    развивающее мотивации личности к познанию и творчеству.

На данный момент на отделении танцевального спорта
ДЮСШ «Студия – спорт» не существует ни одной методики на
развитие креативности учащихся. Следовательно, в организации
тренировочного процесса вопросам развития креативности спортсменов
внимания практически не уделяется. Этому отрицательному фактору
способствует не только профилирующая сторона деятельности ДЮСШ, но и
руководящие лица учреждения, которые, с одной стороны, не выступают
против процесса развития креативности учащихся, с другой – не
способствуют этому. Это объясняется выше прозвучавшей главной задачей
деятельности ДЮСШ и ее ограниченности по учебным часам. Чтобы
воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно
ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не
нарушая учебно-тренировочного процесса.

Проанализировав предметы, стоящие в годовом плане-графике
учебно-тренировочной группы отделения танцевального спорта,
предлагаем выбрать предмет «Игры» для реализации
воспитания креативной личности учащегося. Для этого были изучены,
отобраны и адаптированы различные методики на выявление уровня
креативности учащихся на данный момент. Эти методики и тесты были
проведены с учащимися на предлагаемом предмете «Игры»:
диагностическая батарея Торренса, тест «Несуществующее
животное». В дальнейшем планируется провести упражнения на
развитие креативности учащихся группы по учебно-методическому пособию
«Лучшие упражнения для развития креативности» А.Г.
Гребцова [6], а также многие другие игры и методики на развитие
креативности. После чего будет сделан повторный тест на выявление
уровня креативности для сравнения показателей. Результаты и выводы
всех проводимых тестов и методик будут в дальнейшем опубликованы.

Таким образом, введение в один из предметов учебно-тренировочного
плана различных методик по развитию креативности детей будет
способствовать развитию важного качества – креативности, что
приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности
ребенка.

Литература:

  1. Деркач,
    А.А., Исаев,
    А.А. Творчество
    тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.:
    Физкультура и спорт, 1982.

  2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш.
    учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд.
    центр ВЛАДОС, 2003. – С.142

  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс] / Электр.
    данн. – Режим доступа:
    https://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N
    3266-1[Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    https://ozpp.ru/zknd/obra

  5. Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011г.
    [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    www.educaltai.ru/files/docs/public_report_2011.doc

  6. Лучшие упражнения для развития креативности:
    учебно-методическое пособие/ А. Г. Грецов. – СПб., СПбНИИ
    физической культуры, 2006., — 44с.

  7. Положение о ДЮСШ «Студия-спорт» КГУ «Краевой
    спортивный клуб». – Барнаул, 2001.

Источник

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35

г. Балаково Саратовской области

413800, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12 Тел.: 8 (8453) 62-71-80

Развитие творческих способностей на занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет

Составил:

Инструктор ФЗК

1 кв. категории

Комарова Н.С.

Балаково

2018 г.

Окружающий нас  мир стремительно меняется. Меняются  эпохи, меняются технологии и общество. В основе любого прогресса, прежде всего, стоит человек, человек творческий и креативный. В современном обществе востребованными становятся люди, способные мыслить нестандартно, создавать что-то новое необычное и находить оригинальные решения в любой ситуации. Поэтому одно из направлений государственной политики в сфере образования стало воспитание в подрастающем поколении творческого начала. Необходимо также подчеркнуть, что творчество обеспечивает максимальное развитие индивидуальных возможностей каждого человека, развитие его личности и самореализацию в жизни.  В основе любого творчества лежит психический процесс воображения. Многие  педагоги – исследователи и психологи сошлись во мнении, что воображение – это  ключевое новообразование именно дошкольного возраста. Поэтому, развитие творческого воображения в разных видах деятельности – одна из основных задач системы дошкольного образования.

Работая с детьми я обратила внимание на то, что ребята очень часто затрудняются проявлять творчество, фантазию и воображение на занятиях по физической культуре. Они стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, различным играм, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.

Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Н.Н. Поддьяков (Российский ученый, доктор психологических наук, разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка, имеющую фундаментальное общепсихологическое значение) выделил два генетических источника творчества дошкольников.

Первый — это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста она выступает в форме экспериментирования, интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства.

Второй генетический источник детского творчества — игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей.

Я решила раскрыть тему «Развития творческих способностей за занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет», опираясь на данную теорию.

Физкультурные занятия являются основной формой организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений.

Типы физкультурных занятий:

  • Традиционное;
  • Интегрированное;
  • Тренировочного типа;
  • Игровое;
  • Сюжетное;
  • Тематическое;
  • Круговая тренировка; и другие.

Практическая деятельность и активное экспериментирование в процессе занятия.

Развитию творчества у детей способствует разнообразное физкультурное оборудование, которое я использую при проведении общеразвивающих упражнений, часто предлагаю детям самим выбирать атрибуты по желанию. К этому возрасту у ребят накапливается богатый двигательный опыт, что дает возможность привлекать их для самостоятельного проведения ОРУ, также они с удовольствием предлагают интересные упражнения. Детям это очень нравится. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

Также активно использую нетрадиционные формы проведения ОРУ: сюжетные, игровые, музыкально – ритмические, с использованием фитболов, с элементами йоги. А также разнообразные дыхательные упражнения: «Дровосеки», «Молодцы», «Ах!», «Подуем на бабочку», «Надуем воздушный шарик», и др.

В этом возрасте появляется возможность экспериментировать с оборудованием, играя в эстафеты. Я предоставляю детям возможность самим подобрать и выставить полосу препятствий и придумать для эстафеты необычное название.

Используя в процессе занятия знакомые  атрибуты: мячи, флажки, кубики, верёвочки  и т.д., ребята  открывают  все возможные способы действия с этими предметами и их свойствами, а так же наблюдают, как обычный предмет может стать заменителем  в игре или даже живым участником.  Например, мячик превращается в колобка, который просит его покатать с горки, или очень спешит домой в корзинку, а верёвочка в червячка для птички. 

Еще одним приемом развивающим творчество, является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений.

Проявление детского творчества в двигательной деятельности может быть связано с возможностью элементарного экспериментирования в самостоятельной деятельности. Эффективными педагогическими приемами при этом могут быть следующие: придумывание вместе с детьми вариантов использования нестандартных физкультурных пособий, предоставление ребенку самому, не спешить с советом и объяснением.

Таким образом, развивая способность к творчеству, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, происходит формирование  не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.

Игра – как источник творчества

Игра всегда была, есть и будет основным средством развития, обучения и воспитания детей. Особенно важной задачей следует признать постоянное и настойчивое стимулирование игрового творчества, дающего начало для появления новых образцов игровой культуры, способствующего развитию креативного потенциала личности, необходимого в повседневной жизни. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребёнка.

Неотъемлемой частью физкультурных занятий являются подвижные  (игры высокой, средней и малой подвижности) и спортивные игры.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые варианты игр. 

В развитии творческих способностей помогает включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа. В этом ребятам помогают маски различных животных. Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствуют такие игры как: «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Слушай, танцуй», «Запомни и повтори», «Эхо», «Приветики», «Озорные гномы».

Эффективным приемом является использование “двигательных перевертышей”, когда в подвижной игре происходит резкая смена ролей. Развитие творчества стимулирует и использование музыкального сопровождения («Слушай, танцуй», «Лошадки»). Для выбора водящего в игре с помощью считалочки , я также активно привлекаю ребят.

Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры – “ловишки” с меняющимися условиями: “Ловишки – приседалочки”, “Ловишки с домиком”, “Ловишки – расколдунчики” (пойманный освобождается другими игроками разными способами: касанием руки, “волшебным словом” и т. п., “Ловишки с ленточками”, “Ловишки с мячом” (выбивала).

Существенными факторами, стимулирующими творчество старших дошкольников  в двигательной деятельности, являются:
регулярное планирование педагогом творческих заданий для детей (изменения, комбинирование, придумывание новых движений).

Еще одним простором  развития творческих способностей  для меня является заключительная часть наших занятий. Здесь я активно использую игры с пиктограммами «Эмоции», ребята выполняют такие упражнения:

  • Какое настроение на рисунке?
  • Попробуйте изобразить!
  • Один ребенок изображает, другие угадывают.
  • Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Двигательные импровизации, творческие задания. Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п. Какое чувство возникает? Изобрази!  Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Очень нравятся детям упражнения с элементами психогимнастики: «Штанга», «Шалтай – Болтай», с визуализацией «Фея сна», «На берегу моря», и другие упражнения на релаксацию по представлению, здесь я  предлагаю ребятам самим придумывать варианты фантазий.

Самомассаж, пальчиковая гимнастика также используются мною, как средство для развития творческих способностей у детей.

Подводя итог, хочется сказать, что все выше перечисленные виды деятельности  способствуют развитию творческих способностей. Поэтому  важно использовать их в совокупности, для наибольшего эффекта.

Источник