Развитие творческого потенциала ребенка через проекты

Наталья Сучкова
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность
На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.
Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.
Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.
Общие задачи развития:
– формирование творческого воображения и творческого мышления;
– развитие познавательных способностей;
– развитие коммуникативных навыков;
– обеспечение психологического здоровья.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.
Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего сбора – одной из форм организации образовательного процесса. Во время обсуждения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например,так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея). Утренний сбор дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.
Планирование любой проектной деятельностиначинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?
Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.
Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).
Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.
В практике ДОУ использую следующие типы проектов:
Исследовательско-творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево-игровой – используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.
По продолжительности проекты делятся на:
– Краткосрочные (1-4 недели)
– Среднесрочные (до 1 месяца)
– Долгосрочные (полугодие, учебный год)
При этом каждый из этих видов проектной деятельностиимеет следующие общие особенности:
– в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.
– участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
– проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.
Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).
Творческий проект «Сказки К. Чуковского»
Творческий проект «Цветная неделька»
Познавательно-творческий проект «Домашние животные»
Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Литература :
1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
2Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.
3. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»– Волгоград: Учитель, 2015.-159с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. С. Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР, консультации для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении», 2010.
6. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое
пособие. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.
Источник
В нашей практике все чаще встречаются дети,
которые не хотят заниматься, им не интересно то,
что происходит у нас на занятиях. Учителя
начальных классов тоже говорят об отсутствии у
детей любознательности, угасание интереса к
познанию нового. С.Я. Маршак писал в одном из
своих стихотворений:
- Он взрослых изводил вопросом “почему?”.
- Его прозвали “маленький философ”.
- Но только вырос он, как начали ему
- Преподносить ответы без вопросов.
- И с этих пор он больше никому
- Не задает вопросов “почему?”.
Поэт сумел показать один из главных пороков
традиционного обучения. Построенное на
сообщении новых знаний, бесконечном повторении и
тренировке, такое обучение способно вытравить из
ребенка, то, что заложено природой.
Современная социальная и экономическая сфера
ставит перед государством, школой, дошкольным
учреждением и родителями задачу чрезвычайной
важности: добиться того чтобы каждый ребенок
вырос не только сознательным членом общества, не
только здоровым и крепким человеком, но и –
обязательно!- инициативным, думающим, способным
на творческий подход к любому делу. Именно на это
указывается в законе РФ “Об образовании”.
Активная жизненная позиция может иметь
основание, если человек мыслит творчески, если
видит возможность для совершенствования.
Поэтому на данном этапе развития нашего общества
педагоги ищут новые пути развития творческого
воображения и мышления детей дошкольника.[3]
Сегодня в дошкольной науке и практике
интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как
на “саморазвивающую систему”, что определяет
усилия взрослых не на обучение определенным
знаниям, умениях и навыкам, а направляет их
педагогические умения на создание условий для
саморазвития детей. Уникальным средством
обеспечения сотрудничества детей и взрослых,
способом реализации личностно-ориентированного
подхода к образованию и является технологией
проектирования. Проектирование, как одна из
технологий обучения это комплексная
деятельность, участники которой осваивают новые
понятия и представления о различных сферах жизни
без специально провозглашенной диагностической
задачи со стороны организаторов. (Е.С.Евдокимова)[1]
Цель работы в режиме проектной технологии:
формирование творческой личности дошкольника,
развитие творческих способностей на основе
участия в проектной деятельности. Для достижения
цели были определены следующие задачи:
- Способствовать развитию творческого мышления и
воображения любознательности и познавательного
интереса к окружающей действительности; - Создать условия для свободного
экспериментирования с различными материалами
путем преобразования пространственно
предметной развивающей среды; - Создавать благоприятные условия для
формирования умения презентовать продукт своей
творческой деятельности.
Принципы развития творческих способностей:
Принцип беглости мышления предполагает
стимулирование способности генерировать
множество решений творческой задачи,
осуществляется по методу “мозгового штурма”
Принцип сотрудничества и кооперации
позволяет выполнять каждое задание
индивидуально, в паре или небольшой группе.
Принцип благоприятного климата обязывает
взрослого поддерживать на занятиях
благоприятную социально-психологическую среду,
характеризующуюся психологической
безопасностью и безусловным принятием ценностей
каждого ребенка.
Принцип неоцениваемой деятельности
предоставляет каждому участнику право делать
ошибки.[2]
Формирование интереса у детей к
исследовательской деятельности является одним
из главных факторов и важнейшим условием
развития творческого потенциала личности. Для
этого в группе создается предметно – развивающая
среда – центр экспериментирования под названием
“Пробуй, Чувствуй, Узнавай”. Центр
художественно оформляется, оснащается
дидактическими играми, пособиями, которые
постепенно пополняются в связи с расширением
тематики экспериментов. Для того чтобы у детей
формировалось осмысленное отношения к
собственному здоровью и безопасному поведению
при работе с различными материалами вместе с
детьми разрабатываются правила работы в центре
экспериментирования. Для поддержания и
дальнейшего развития интереса детей к детскому
экспериментированию разрабатывается план
работы опытно- экспериментальной деятельности
на учебный год, используются разнообразные формы
организации детского экспериментирования в
разных видах деятельности: во время игр, занятий,
на прогулке, трудовой деятельности; используются
сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
При работе над проектом крайне важно было
научить детей основам самостоятельной
мыслительной, поисковой деятельности, так как
умение видеть проблемы развивается в течение
длительного времени.
На первом этапе, когда педагог ставит
проблему, намечает пути ее решения, а само
решение и его поиск самостоятельно
осуществляется детьми, важно научить детей
самостоятельно находить и подбирать нужный
материал и оборудование, выполнять простейшие
действия, видеть результат деятельности, и тем
самым развивать собственную творческую
активность детей.
Для достижения этих задач использовались
наводящие вопросы: “Сможешь сделать как я?”,
“Что для этого тебе надо?” (оборудование,
материалы), “Расскажи, что будешь делать?”, “Где
можно взять данные предметы?”. Уважительное
отношение к любым детским высказываниям, их
действиям развивает в них чувство
психологической защищенности; помощь в
формулировании отражении в речи их действий и
умозаключений, предоставление свободы выбора,
свободы действий и перемещения в пространстве
способствуют проявлению творческой активности и
самостоятельности, настойчивости и уверенности
в себе.
Дети очень любят играть с водой, эти занятия
доставляют им большое удовольствие и радость. Во
время проблемной ситуации “Как спасти лягушек
от цапли?” воспитатель поставила перед детьми
цель – сделать так, чтобы цапля не смогла найти
лягушек? Как это сделать? – решение этой задачи
предоставила детям. Вода прозрачная в ней легко
увидеть резиновых лягушек. Предложения были
разными: накидать в таз каштаны и лягушки смогут
спрятаться под ними, сделать лягушкам домики,
поселить цаплю подальше от лягушек, сделать пруд
непрозрачным, чтобы цапля не видела лягушек и т.д.
Дети самостоятельно нашли краски, деревянные
палочки в центре экспериментирования и спрятали
лягушек.
На втором этапе обучения, где педагог
только ставит проблему, а метод её решения дети
ищут самостоятельно, стоит задача научить детей
разными способами находить решение проблемных
задач. В работе использовались:
- проблемные вопросы: “Что надо сделать?”, “Как
можно это проверить?”, “Что получиться, если:?”; - вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию
беглости и оригинальности мышления; - создаются специальные условия для практики
межличностного общения и сотрудничества; - идет пополнение уголка новыми материалами и
предметами; - используется моделирование исследовательской
деятельности взрослым – для развития навыков
экспериментирования и активности у пассивных и
застенчивых детей.
Например, воспитательница младшей группы
обратилась к детям за помощью: сделать кораблики
для игр с водой, но такие, чтобы малыши могли, как
можно дольше ими играть. Идеи реализации этого
проекта были разные:
- опытным путем найти такую бумагу, которая
долгое время не намокала и из нее сделать
бумажные кораблики; - использовать природный и бросовый материал
(скорлупки орехов, крышечки от йогуртов).
Дети из первой подгруппы самостоятельно
отобрали бумажные листы из коллекции бумаг и
провели опыт “Вся ли бумага намокает одинаково
быстро?” В результате дети сделали малышам
прочные и яркие кораблики из плотной журнальной
бумаги. Вторая подгруппа, изготовив кораблики из
скорлупок и крышечек, заметила, что их модели не
очень подвижны, и они доработали их, взяв
трубочки от сока, дуя в них, они направляли
кораблик в нужном направлении. Первая подгруппа
тотчас же взяла этот прием, на вооружение также
дополнив свои кораблики. Таким образом, дети не
только выполнили задание педагога, но и
предложили свой способ действия с ними. Ребята
добились такого мастерства в играх с
корабликами, что представили для малышей
настоящий морской парад
На третьем этапе обучения, где
постановка проблемы, отыскивание метода и
разработка самого решения осуществляется детьми
самостоятельно, приходиться решать следующую
задачу: как сделать, чтобы ребенок старшего
дошкольного возраста смог самостоятельно пройти
через все структурные компоненты проектной
деятельности. Для этого использовались
следующие методы и приемы:
- разработка карточек-символов подсказывающих
способы деятельности детей; - презентация ребенком своей деятельности;
- помощь старших братьев и сестер, родителей
- использование дневниковых записей с
графическим описанием опытов.
Работа с бумагой: выявление ее свойств,
изучение строения, некоторых достоверных
сведений из истории бумаги и бумажного
производства – вот тот объем умений и знаний,
который включает наш проект “Волшебный мир
бумаги”. Почему “волшебный”? Потому что ребенок
для выявления свойств бумаги проделывает
поистине чудесные превращения, открывает завесу
истории.
Цель: Узнать, правда ли что бумага “растет”?
Как делают бумагу?
Задачи: Выявить связь между деревом и
бумагой, схематично изобразить процесс
изготовления бумаги.
Научиться самостоятельно, проводить опыты с
бумагой, используя ее свойства: намокая
расправляться, использовать различную плотность
бумаги, уменьшение площади бумажного листа
влияет на ее выносливость.
Педагог обращает внимание детей на то, что
после самостоятельного рисования на столе
остается много использованной бумаги.
Предлагает детям не выбрасывать ее, а складывать
в коробочку и “приоткрыть маленькую дверцу” в
ее “волшебный мир”. А почему он “волшебный”
дети узнают, когда поближе с ней познакомятся.
Дети делают предположения, какие материалы
могли использовать древние люди, чтобы делать
записи, для чего понадобилось придумывать
бумагу?
Максим узнал из детской энциклопедии и
рассказал всем детям о китайце Цань-Лунь, который
придумал процесс изготовления бумаги из
внутренней части тутового дерева. О современном
изготовлении бумаги детям рассказал папа Насти
К.. Он принес интересные фотографии станков, на
которых ее делают. Детей больше всего удивило то,
что бумагу делают из дерева, и поразило огромное
количество выпускаемой бумаги. Сколько же нужно
вырубить деревьев, что бы бумаги хватило на всех?
Но наука не стоит на месте и для охраны лесов
ученые придумали использовать синтетические
материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань.
Результатом этого исследования стало
стихотворение-физкультминутка, сочиненное
детьми, совместно с воспитателем:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные движения.)
Увлекшись этой темой, мы собрали небольшую
коллекцию разного вида бумаг. Мы старались
подбирать разные по фактуре экземпляры. Один
кусочек мы наклеили на фриз, а другой такой же
положили в коробку, сшили повязку на глаза.
Получилась игра “Найди на ощупь”. (Рисунок 3)
Рис. 3
Затем были опыты: “Вся ли бумага намокает,
одинакова быстро?”, “Бумажные цветы”, “Лист-
силач”, “Мостик”. Детям понравилось
экспериментировать с бумагой, многие показывали
фокусы-опыты дома, друзьям.
Я листок бумажный, маленький отважный,
Ты рисуй на мне, пиши, другу фокус покажи.
Если я в воде намокну, то расправлюсь ловко,
Будто в озере кувшинки расцвели на зорьке.
(Бумажные цветы) (Рисунок 2)
Рис. 2
Хоть не сильный я сейчас, но сложи гармошкой,
И смогу я выдержать и собаку с кошкой. (Лист-силач)И мостом я через пропасть лечь сейчас сумею,
Только ты сложи меня и “Камаз” проедет. (Мостик)
(Рисунок 1)
Рис. 1
Во время рефлексии дети отметили, что им
нравиться: узнавать новое и интересное,
экспериментировать, помогать другим, делиться
своими знаниями и умениями. Работа в проекте
сплотила ребят, ведь они были заняты общим делом,
и результат ее виден на стендах и фризах, их
стихотворные строчки декламирует весь детский
сад, родители гордятся ими.
Работа в проекте помогает развить творческие
способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая
проект, следует начать с формирования
оригинального замысла, в конце проекта может
быть создан новый творческий продукт, который
ценен тем, что представляет собой уникальное
видение мира, свойственное данному ребенку. В
творческом проекте повышается креативность за
счет расширения пространства возможностей в
момент обсуждения различных вариантов проекта,
предлагаемых сверстниками. Кроме того,
дошкольник получает позитивный опыт
конкурентного взаимодействия и понимает, что
идея должна представлять ценность не только для
него, но и для других.
Приложение.
Библиографический список.
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная
деятельность, как средство развития детей и
взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36. - Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
дошкольников. М., 2008 - Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность
детей 4-6 лет. Волгоград, 2008. - Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной
деятельности дошкольников: Методические
рекомендации. М., 2003. - Попова Н.С., Тукаева И.А. Опыт Садко, или Как
развить творческие способности ребенка. Ростов
н/Д., 2009.
Источник