Развитие творческого мышления ребенка тамберг

Тамберг Юрий Гергардович (1929) – участник творческого коллектива создателей сайта ТРИЗ-Интернет-Школа. Родился в Ленинграде в 1929 году, имеет медаль «За оборону Ленинграда», окончил Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) по специальности Высокочастотная техника. 30 лет работал в должностях от инженера до начальника отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (Ленинград). Кандидат технических наук, с.н.с. Имеет 15 изобретений. Автор более 50 научных работ. С 1982 года работал заведующим кафедрой робототехники в Новгородском ИПК, преподавал, кроме робототехники, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), ЗРТС (Законы развития технических систем), РТВ (Развитие творческого воображения), ФСА (Функционально-стоимостной анализ), классические виды мышления. С 1989 года по 2008 год доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, Для учителей и воспитателей детских садов г.Великий Новгород и районных центров Новгородской области вел семинары: «Развитие качеств творческой личности на основе ТРИЗ», «Воспитание чести и совести», «Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ»… Организовал несколько опытно-экспериментальных площадок. Организовал и ведет Новгородскую школу ТРИЗ по трем специализациям: ТРИЗ-педагогика, классический ТРИЗ для инженеров, ТРИЗ бизнес и управление. Школа имеет очное и дистанционное отделения. Составил более 50 методических пособий, написал книги по ТРИЗ – образованию: «Как научить ребенка думать» (о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.), «Развитие творческого мышления ребенка», «Развитие интеллекта ребенка», «Как сдавать экзамены», «Как научиться говорить комплименты», «Как развить чувство юмора», «Супружество как точная наука», «Интернет для абитуриентов», «Интеллектуальные игры в интеллигентной компании» и др. Участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ. Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ. ТРИЗ для дошколят Сайт автора Книги (5)Зачем знать ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач – это наука о методах решения любых творческих задач и эффективная технология решения творческих задач. Кроме ТРИЗ имеются и другие методы решения творческих задач, но ТРИЗ наиболее общая и эффективная. ТРИЗ для дошколят
Это веселая и одновременно серьезная книга. В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни. В данном случае цель смеха и цель книги совпадают — доставить радость и пользу читателю, увеличить меру его счастья. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем смеяться не следует, где и как рассказывать анекдоты. Приведены юмористические тесты и просто анекдоты, шутки, афоризмы.
Книга знакомит с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книге приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей. Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления. Как научиться говорить комплименты Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам. Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Добавить отзыв |
Источник
читаю с увлечением,спасибо что есть такие,помогают посмотреть на многие вещи под др. углом зрения, оценить себя даже
Текст книги сырой и очень много лишних слов.
Теоретическая часть сводится к изложению базовых понятий философии, обрамлённых аббревиатурой ТРИЗ.
Практическая часть грешит многочисленными ошибками и неточностями формулировок, что крайне странно для книги, предназначенной для обучения ребёнка мыслительному процессу.
Раздел “Метод контрольных вопросов или искусство задавать умные вопросы”. Приводится пример точно заданного вопроса и ужасного ответа.
– Дайте мне, пожалуйста, телефон заместителя директора.
– Заместитель сейчас у директора.
– Я прошу его телефон и позвоню, когда он вернётся.
– Вот когда вернётся, тогда и звоните.
По-моему, каков вопрос, таков и ответ. Телефон заместителя директора нельзя дать в телефонном же разговоре. Можно сказать номер телефона.
Притча о монахах, отправивших прошение с вопросом: “Могут ли монахи во время курения молиться?” находится просто вне оси координат думающего человека.
В разделе “Характеристика внимания” есть задача на контроль объёма внимания и готовности к неожиданностям.
“Рыбаки ловили сетью рыбу. После первого заброса они вынули из сети 2 больших и 10 маленьких рыб, после второго заброса вынули 3 больших и 10 маленьких. Следующий заброс не принёс ни одной рыбы, зато следующий оказался удачным – 10 крупных рыб. После последнего заброса в сети оказалось столько же рыб, сколько в первом. Спрашивается, сколько забросов сделали рыбаки?”
Поставил ли этот вопрос вас в тупик? вы ждали, что потребуется считать рыб. (Было сделано 5 забросов)”.
Орфография и пунктуация текста сохранены.
Да, меня этот вопрос поставил в тупик. Из текста задачи совсем не следует, что между четвёртым забросом с уловом из 10 крупных рыб и последним не было других забросов.
Мне кажется, что автор хотел сказать очень много, а получилось очень много и не очень хорошо.
Данная книга – находка для родителей и воспитателей д/садов. В ней очень последовательно описано как развить в ребенке основные качества творческой личности: мышление, воображение, память, внимание, волю и умение планировать. Автор не перегружает книгу теоретическим материалом и в то же время раскрывает каждую из тем достаточно подробно для разного уровня читателей. Приводится множество примеров, иллюстрирующих рассматриваемую проблему, а также в каждой главе есть список практических заданий и упражнений.
У книги очень удобная “навигация” – важные моменты выделены крупным или жирным шрифтом,там где нужно используются маркеры, даются ссылки на другую научную литературу. К тому же автор не лишен чувства юмора.
Жаль, что все, о чем здесь пишется, не применялось ко мне. Книга – сплошной текст… Сейчас вчитываясь, всё больше проникаюсь идеями книги. В аннотации очень верно написано: “изложены методики развития”. Однако помимо теории описано очень большое количество игр, задач, которые нужно использовать в процессе повседневного общения с ребенком. И как говорит сам автор, прежде чем чему-то обучать ребенка, нужно в первую очередь самому освоить разные системы мышления. Поэтому эта книга для вдумчивого чтения, для работы над собой.
Ж
Вещь с большой буквы! Единственное могу посетовать, что бумага серенькая, я люблю красивую белую линованную, но это такая мелочь на самом деле. Главное – суть.
На русском языке очень мало книг по ТРИЗу, эта одна из не многих и очень на мой взгляд удачная.Эта книга для детей от 4-х лет и взрослых.Опишу кратко содержание книги:
– о мышлении
– частично алгоритмированные методы мышления
– коллективные методы мышления
– развитие диалектиеского , системного, функционального и логического мышления
– развитие смекалки остроумные задачи
– развитие творческого воображения
– развитие образного мышления и пространственного представления
– решение задач методом ТРИЗ
– подарите детям сильную управляемую память
– развитие внимания и сосредоточенности у детей
– воспитание сильного характера
– правила производительной работы
– определение уровня интеллектуальных способностей детей
В конце каждой главы имеется список литературы , используемой в подготовке этого материала.
Источник
Ю.Г. Тамберг
СПб.: Речь, 2002
Определить жанр этой книги довольно сложно. Это
не научная монография, посвященная развитию
творческого мышления у детей, и не практическое
пособие, предлагающее читателям набор
развивающих игр и упражнений. На страницах этого
издания гармонично сочетаются теория с
практикой.
Автор — Юрий Гергардович Тамберг — знакомит
читателей с результатами своей работы по
совершенствованию мышления взрослых и детей. В
основе его методов лежит теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха
Альтшуллера. Используя этот подход, а также ряд
смежных теорий (развития творческой личности,
развития творческого воображения), Ю.Г. Тамберг
создал авторскую методику, направленную на
развитие мышления детей через предварительное
развитие взрослых (родителей, учителей,
психологов).
Овладение методом развития творческого мышления
позволит всем желающим — и детям, и взрослым —
«самостоятельно улучшить свое умение решать
практические творческие задачи, стать сильнее,
независимее, делать меньше ошибок».
Автор предлагает родителям начинать развивать
мышление детей с четырехлетнего возраста. Он
также классифицирует задачи по уровням их
сложности в зависимости от того, какая помощь со
стороны взрослого требуется ребенку при
выполнении задания.
Книга состоит из последовательного ряда
тренингов, каждый из которых направлен на
развитие одного из 15 видов мышления. Тренинги
распределены по двум разделам.
Первый раздел «Методы активизации системного
мышления» рассматривает основные способы
решения творческих задач: мозговой штурм,
контрольные вопросы, навыки морфологического
анализа, развитие творческого воображения. По
мнению автора, начинать эту работу необходимо с
развития врожденных методов мышления, которые
изначально присутствуют у каждого малыша: метода
проб и ошибок, здравого смысла, мышления по
аналогии, мышления по ассоциации.
Во втором разделе сконцентрированы тренинги,
направленные на развитие классических видов
мышления (диалектического, системного,
функционального, логического, ассоциативного и
др.).
Каждый из тренингов включает в себя хорошо
проработанную теоретическую часть, дающую
представление о самом методе, а также о его
возможностях и недостатках.
Все предлагаемые методы сопровождаются
остроумными и занимательными задачами и
упражнениями (которых в книге более 200). К самым
сложным даются ответы. Особое внимание автор
уделяет специфике использования этих задач в
работе с детьми, учитывая их возраст и
возможности.
Знакомясь с приемами развития мышления детей,
взрослые узнают из этой книги много нового и
интересного. А самое главное — у них возникает
соблазн вместе с ребенком поучаствовать в
выполнении упражнений.
Несмотря на то что в названии книги речь идет о
развитии одного познавательного процесса —
мышления, автор сознательно уходит от
формального представления об этом процессе,
уделяя значительное внимание развитию
воображения, фантазии, образных представлений,
без которых развивающая работа с ребенком
превратилась бы в выполнение скучных и
однообразных заданий.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Источник
Тамберг Юрий Гергардович (1929) – участник творческого коллектива создателей сайта ТРИЗ-Интернет-Школа.
Родился в Ленинграде в 1929 году, имеет медаль «За оборону Ленинграда», окончил Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) по специальности Высокочастотная техника. 30 лет работал в должностях от инженера до начальника отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (Ленинград).
Кандидат технических наук, с.н.с. Имеет 15 изобретений. Автор более 50 научных работ. С 1982 года работал заведующим кафедрой робототехники в Новгородском ИПК, преподавал, кроме робототехники, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), ЗРТС (Законы развития технических систем), РТВ (Развитие творческого воображения), ФСА (Функционально-стоимостной анализ), классические виды мышления.
С 1989 года по 2008 год доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, Для учителей и воспитателей детских садов г.Великий Новгород и районных центров Новгородской области вел семинары: «Развитие качеств творческой личности на основе ТРИЗ», «Воспитание чести и совести», «Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ»… Организовал несколько опытно-экспериментальных площадок. Организовал и ведет Новгородскую школу ТРИЗ по трем специализациям: ТРИЗ-педагогика, классический ТРИЗ для инженеров, ТРИЗ бизнес и управление. Школа имеет очное и дистанционное отделения.
Составил более 50 методических пособий, написал книги по ТРИЗ – образованию: «Как научить ребенка думать» (о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.), «Развитие творческого мышления ребенка», «Развитие интеллекта ребенка», «Как сдавать экзамены», «Как научиться говорить комплименты», «Как развить чувство юмора», «Супружество как точная наука», «Интернет для абитуриентов», «Интеллектуальные игры в интеллигентной компании» и др. Участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ. Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ.
ТРИЗ для дошколят
Все книги автора
Развитие творческого мышления ребенка
Книга знакомит с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книге приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей.
Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления.
Как развить чувство юмора
Это веселая и одновременно серьезная книга.
В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни.
В данном случае цель смеха и цель книги совпадают — доставить радость и пользу читателю, увеличить меру его счастья. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем смеяться не следует, где и как рассказывать анекдоты. Приведены юмористические тесты и просто анекдоты, шутки, афоризмы.
Зачем знать ТРИЗ
Теория Решения Изобретательских Задач – это наука о методах решения любых творческих задач и эффективная технология решения творческих задач.
Кроме ТРИЗ имеются и другие методы решения творческих задач, но ТРИЗ наиболее общая и эффективная.
ТРИЗ для дошколят
Как научиться говорить комплименты
Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам.
Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине.
Источник
Книга посвящена важной проблеме: развитию качеств творческой личности у детей – мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения, смекалки, воли. Основное внимание уделено развитию творческого мышления на основе методик ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).
Рецензия…………………………………………………………………………………………………………….. 3
Введение…………………………………………………………………………………………………………….. 4
Предисловие……………………………………………………………………………………………………… 6
Сложнали эта книга?………………………………………………………………………………….. 6
Как пользоваться этой книгой?………………………………………………………………….. 8
Часть 1. Поговорим о мышлении…………………………………………………………………. 12
Обзор методов и приёмов решения задач……………………………………………….. 12
Этапы развития мышления………………………………………………………………………. 13
Специализация полушарий нашего мозга………………………………………………. 15
Друзья мышления…………………………………………………………………………………….. 16
Враги мышления………………………………………………………………………………………. 17
Как убивают идеи……………………………………………………………………………………… 18
Качества творческой личности………………………………………………………………… 21
Признаки одаренных детей………………………………………………………………………. 22
Условия воспитания талантливой творческой личности………………………… 23
Доброе слово творчеству и творческой активности……………………………….. 25
Доброе слово методикам и алгоритмам………………………………………………….. 26
Что надо сделать, чтобы дети сами захотели развивать своё мышление. 28
Классификация задач и вопросов по степени трудности……………………….. 30
Как создавать учебные задачи и затруднительные ситуации?……………….. 31
Часть II. Частично алгоритмированные методы мышления…………………… 33
Метод проб и ошибок или опыты быстротекущей жизни……………………….. 33
Морфологический анализ………………………………………………………………………… 37
Метод фокальных объектов……………………………………………………………………… 39
Метод контрольных вопросов, или искусство задавать умные вопросы.. 41
Метод компромиссов («Женский метод» или метод оптимизации)………. 52
Решение задач по аналогии или перенос опыта……………………………………… 54
Поиск решения в книгах…………………………………………………………………………… 60
Мышление по ассоциации……………………………………………………………………….. 61
Эмпатия…………………………………………………………………………………………………….. 63
Эвристики…………………………………………………………………………………………………. 67
Методы настроя мышления……………………………………………………………………… 70
Часть III. Коллективные методы мышления…………………………………………….. 72
Мозговой штурм………………………………………………………………………………………. 72
Дискуссия как способ коллективного мышления…………………………………… 80
Деловая игра…………………………………………………………………………………………….. 83
Осмысление ситуации рассказом или метод гамлета…………………………….. 84
Синектика…………………………………………………………………………………………………. 84
Экспертные оценки…………………………………………………………………………………… 85
Часть IV. Развитие диалектического мышления………………………………………. 86
Что такое диалектика, и зачем она нужна людям……………………………………. 86
Основные законы диалектики………………………………………………………………….. 86
Что такое диалектическое мышление?……………………………………………………. 89
Переход количественных изменений в качественные……………………………. 89
Серия игр «хорошо – плохо»……………………………………………………………………. 91
Развитие начал синергетического мышления у детей…………………………….. 96
Часть V. Развитие системного мышления………………………………………………….. 99
Что такое системное мышление?…………………………………………………………….. 99
Некоторые положения системного подхода…………………………………………. 100
Серия игр для освоения детьми понятий
система, подсистема и надсистема………………………………………………………… 101
Системный эффект………………………………………………………………………………….. 104
Целеполагание………………………………………………………………………………………… 107
Часть VI. Развитие функционального мышления…………………………………… 110
Что такое фужциональное мышление, и зачем его вырабатывать удетей? … 110
Что такое функция?……………………………………………………………………… ,……….. 110
Некоторые положения функционального подхода……………………………….. 111
Моделирование-это умение выделить главное……………………………………… 118
Часть VII. Развитие логического мышления…………………………………………… 121
Что такое логическое мышление? …………………………. ……………………………. 121
Логика и творчество……………………………………..……………. ………………………. 122
Законы формальной логики……………………………………………………………………. 122
Практикум применения законов формальной логики…………………………… 127
Обязательные условия правильной формулировки
иприменения законов, правил и утверждений……………………………………….. 132
Здравый смысл………………………………………………………………………………………… 134
Женская логика……………………………………………………………………………………….. 137
Детская логика……………… ……………………………………………………………………… 138
Определение значений слов…………………………………………………………………… 139
Сравнение свойств предметов……………………………………………………………….. 145
Классификация ………………………………………………………………………………………. 148
Часть VIII. Развитие смекалки. Остроумные задачи……………………………… 151
Задачи на, смекалку……………………………………………………………………………….. 152
Как решать задачи на смекалку? …………………………………………………………… 153
Практикум решения задач на смекалку…………………………………………………. 154
Комментарии, ответы и решения задач на смекалку…………………………….. 155
Часть IX. Развитие творческого воображения………………………………………….. 157
Что такое курс ртв?…………………………………………………………………………………. 157
Зачем развивать фантазию и воображение?………………………………………….. 158
Законы ртв………………………………………………………………………………………………. 159
Как развивать удетей воображение……………………………………………………… 160
Приёмы развития творческого воображения………………………………………… 161
Метод маленьких человечков……… ……………………………………………………….. 172
Метод РВС………………………………………………………………………………………………. 175
Методики создания новых сказок………………………………………………………….. 176
Часть X. Развитие образного мышления и пространственного
представления………………………………………………………………………………………. 181
Развитие плоскостного представления………………………………………………….. 183
Развитие объемного мышления…………………………. ,………………………………… 184
Образное представление движущихся объектов…………………………………… 188
Часть XI. Решение задач методами триз…………………………………………………… 192
(Развитие тризовского мышления)…………………………………………………………. 192
Что такое ТРИЗ?………………………. …………………………………………………………….. 192
Противоречия в нашей жизни………………………………………………………………… 196
Как найти самое сильное решение задачи, не решая её………………………… 216
Ресурс, или без чего не решить ни одной задачи ………………………………… 221
Приёмы для решения творческих задач или «связка ключей» для любых
замков……………………………………….. ………………… ……………………………… ………. 227
Определение силы решений, иликак выбирать решения………………………. 246
Как правильно формулировать задачи?……………………….. …………………….. 247
Упрощенный алгоритм решения творческих задач на основе ТРИЗ …… 251
Если задача не решается, что делать?……………………………………………………. 253
Олимпийские боги знали ТРИЗ!…………………………………………………………….. 258
Часть XII. Подарите детям сильную управляемую память……………………. 262
Примеры необыкновенной памяти…………………………………………………………. 262
Виды памяти……………………………………………………………………………………………. 264
Функции памяти……………………………………………………………………………………… 265
Законы памяти………………………………………………………………………………………… 266
Некоторые особенности памяти у детей………………………………………………… 270
Приёмы запоминания или мнемоника……………………………………………………. 270
Правила вспоминания…………………………………………………………………………….. 272
Правила забывания…………………………………………………………………………………. 273
Игры и упражнения для развития памяти………………………………………………. 273
Часть XIII. Развитие внимания и сосредоточенности у детей……………….. 280
Характеристики внимания……………………………………………………………………… 280
Особенности внимания у детей……………………………………………………………… 281
Игры для развития внимания у детей…………………………………………………….. 281
Часть XIV. Воспитание сильного характера…………………………………………….. 284
Так что же такое характер и воля?…………………………………………………………. 284
Зачем надо воспитывать волю? …………………………………………………………….. 285
Как же развить волю?…………………………………………………………………………….. 286
Воспитание смелости, решимости…………………………………………………………. 287
Практические приёмы воспитания характера……………………………………….. 288
Как победить свою лень?……………………………………………………………………….. 290
Часть XV. Правила производительной работы………………………………………… 291
(В том числе и правила приготовления уроков)……………………………………. 291
План- это что и когда делать………………………………………………………………….. 291
Запрограммируйте себя на высокопроизводительную работу…………….. 292
Организуйте рабочую обстановку…………………………………………………………. 292
Работа……………………………………………………………………………………………………… 293
Промежуточный отдых…………………………………………………………………………… 293
После работы………………………………………………………………………………………….. 294
Как делать уроки…………………………………………………………………………………….. 294
Часть XVI. Определение уровня интеллектуальных способностей детей
(тестирование)……………………………………………………………………………………… 297
Общие замечания……………………………………………………………………………………. 297
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………. 308
Гипотезы Б.П. Никитина и Б.Л. Злотина о развитии творческих
способностей детей………………………………………………………………………………… 308
Концепция воспитания и обучения Масару Ибука……………………………….. 312
Метод разумных тренировок для совершенствования личности…………. 313
Аббревиатуры и термины, использованные в книге……………………………… 314
Послесловие……………………………………………………………………………………………. 316
Источник