Развитие творческого мышления ребенка презентация

Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация педагога-психолога на тему: “Развитие творческого мышления младших школьников”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста. Педагог-психолог Михайленко С.И.
2 слайд
Описание слайда:
Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, мы вкладываем в его будущее. В последнее время многие взрослые проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственно: склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Способность к творчеству – креативность – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Американский психолог Э.П. Торренс, автор ме- тодики диагностики креативности, пришел к тому, что в творческой деятельности успешны, как правило, не дети с высокой успеваемостью и не те, кто имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ).
5 слайд
Описание слайда:
Тест Э.П. Торренса: оцениваем творческое мышление школьников Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью данного теста. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Критерии креативности по методике Торренса. Беглость. Показатель отражает. На сколько бысьро испытуемые выполняют задания. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность. Способность продуцировать необычные, нестандартные идеи). Разработанность. Способность детально разрабатывать возникшие идеи).
9 слайд
Описание слайда:
На этапе исследования изучался уровень развития творческих способностей по методике теста творческого мышления фигурная форма П. Торренса, которая диагностирует невербальный уровень развития креативности и представляет собой графический вариант теста. Результаты проведённого психодиагностического исследования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
10 слайд
Описание слайда:
Итак, данная методика выявила средний уровень развития оригинальности – дети способны выдвигать идей, отличающиеся от очевидных, банальных и твердо установленных. Однако, можно говорить о преобладании в ответах учащихся стандартных способов решения проблем. По показателю гибкости, у исследуемых детей диагностирован наиболее низкий результат. Дети рисуют одинаковые, похожие рисунки, мало отличающиеся по теме, что говорит о стереотипности мышления. Ребята редко используют разнообразные стратегии решения проблемных ситуаций. Низки значения и по шкале беглости. Школьники долго обдумывают варианты и не спешат создавать новые рисунки. Разработанность идей. Показали среднюю разработанность по невербальному фигурному тесту. Таким образом, можно сказать, что по результатам проведенных тестов творческих способностей – у испытуемых выявляются в основном средний уровень творческих способностей, несколько человек имеют низкий уровень. Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая, лишь несколько человек показали высокие баллы по данной методике.
11 слайд
Описание слайда:
Величина показателей творческих способностей.
12 слайд
Описание слайда:
1. Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для его творческих поисков. 2. Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей. 3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любознательность, вопросы и идеи ребенка. Пытайтесь отвечать на все вопросы, даже, если они кажутся дикими и абсурдными. 4. Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи вместе с другими идеями и их носителями. 5. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые попытки – какими бы неудачными они не были. 6.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совсем нежелательном
13 слайд
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1360425
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр Подготовила учитель начальных классов Горбунова Ольга Михайловна Мастер – класс
Слайд 2
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
Слайд 3
(творческое мышление) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычайно умные идеи и доводить их до совершенного вида креативность
Слайд 4
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности . Креативные способности учащихся
Слайд 5
Пластично , так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно. Подвижно , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения. Отличительные черты творческого мышления
Слайд 6
Богатство мысли; Гибкость мысли; Оригинальность; Любознательность; Фантастичность; Умение видеть проблему Беглость; Характеристика креативности
Слайд 7
Природные задатки и индивидуальные особенности; Влияние социальной среды; Зависимость креативности от характера и структуры деятельности; Факторы, определяющие проявление творческое мышления
Слайд 8
1.Отсутствие заданного образца; 2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности; 3.Развитие межличностных отношений в классе; Принципы организации творческих уроков
Слайд 9
Замечать любые творческие проявления учеников; Создавать условия для развития творческих способностей; Учитель должен :
Слайд 10
Иллюстрация к прочитанному произведению; Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений; Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх; Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев; Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой. задания в Творческие 1 классе
Слайд 11
План-схема, раздели и запиши или нарисуй; Участи е в сочинительстве загадок, потешек , небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений; «Дописывание», « досказывание », сочинительство четверостиший; Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения. творческих заданий во 2 и 3 классах : Виды
Слайд 12
Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы; Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек ; Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку; Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх; Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками. классе 4 в заданий творческих Виды
Слайд 13
– самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках. Игра
Слайд 14
1.Реальность ситуации 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон. 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения Плюсами игровой формы являются
Слайд 15
Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста.. Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их. Пути решения
Слайд 16
Цель: – приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений; -развивать связную речь, воображение. Развитие ассоциативного мышления
Слайд 17
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « компьютерная мышь » и « солнце ». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.
Слайд 18
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.
Слайд 19
Игры «Ассоциации» Ассоциации по смежности. Глаз Работа в группах Глаза – очки, ресницы, брови.
Слайд 20
Утро: восход солнца, роса, подъём . Болезнь: высокая температура, кашель, лекарство.
Слайд 21
Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, вишня, луна, солнце, яблоко… Что бывает глубоким? Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей… Вызывающие такие же эмоции: радость . Праздник, каникулы, подарки, пятёрка…
Слайд 22
Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же? Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку Алгоритм составления загадок
Слайд 23
репейник Как Но не Колючий,как ёж, Лохматый, как собака, Приставучий, но не смола. еж собака смола колючий лохматый приставучий
Слайд 24
НО НЕ тает Светит капает лампа снег дождь Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь. свеча
Слайд 25
арбуз Как Но не Круглый, как мяч, Сочный, как апельсин, Зелёный, но не трава. мяч апельсин трава круглый сочный зелёный
Слайд 26
НО НЕ бежит течёт стоит на месте вода человек столб Течёт, но не вода, Бежит, но не человек, Стоит на месте, но не столб. время
Слайд 27
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Слайд 28
1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг Метафора
Слайд 29
Люстра 1. Освещает 2. Солнце 3. В доме 4. Люстра – домашнее солнце. Вентилятор 1. Освежае , дует 2. Ветер 3. В доме 4. Вентилятор – домашний ветер.
Слайд 30
Дождь Льёт 2. Слёзы. 3. Небо. Дождь – небесные слёзы. Будильник 1. Будит. 2. Петух. 3. На столе. 4. Будильник – настольный петух.
Слайд 31
Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение. Понятие « Противоречие »
Слайд 32
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» – это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.
Слайд 33
Н апример : Один говорит: «драться плохо – сделаешь больно», другой возражает; «дерись – ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать . Как, например « Как перенести воду в решете?»
Слайд 35
Задания креативного типа на уроках математики. 1 ) придумать обозначение числа, понятия; 2) дать определение изучаемому объекту, явлению; 3) сочинить задачу по схеме, математическую сказку; 4) сформулировать математическую закономерность; 5) составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач; 6) изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад; 7) при работе в группах или парах по предложенным уравнениям, системам уравнений составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам; 8) создать презентацию, по определённой теме, изученной или изучаемой.
Слайд 37
Игра « Учитель-ученик ». Учащиеся заранее готовят друг для друга примеры для отработки приемов устного счета, задания и вопросы теоретического характера при отработке названий компонентов математических действий, их взаимосвязей. «Лови ошибку! » Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.
Слайд 38
Заключение Используя развивающие игры, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка , математики, окружающего мира. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
Слайд 39
«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.
Слайд 40
Спасибо за внимание! Успехов в работе! С вами общалась Горбунова Ольга Михайловна
Слайд 41
– Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. – Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. – М., 1998. – 150 с.
Слайд 42
– Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. – М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. – 640 с. – Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. – М.: Изд. дoм “Вoстoк”, 2001. – 81 с.
Слайд 43
Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html https://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 https://www.natm.ru/triz
Источник
Слайд 1
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста. Педагог-психолог Михайленко С.И.
Слайд 2
Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, мы вкладываем в его будущее. В последнее время многие взрослые проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственно: склонность к творчеству и фантазированию ; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни ; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Способность к творчеству – креативность – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей .
Слайд 4
Американский психолог Э.П. Торренс, автор ме- тодики диагностики креативности, пришел к тому, что в творческой деятельности успешны, как правило, не дети с высокой успеваемостью и не те, кто имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ).
Слайд 5
Тест Э.П. Торренса: оцениваем творческое мышление школьников Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью данного теста. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей.
Слайд 8
К ритерии креативности по методике Торренса. Беглость . Показатель отражает. На сколько бысьро испытуемые выполняют задания. Гибкость . Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность . Способность продуцировать необычные, нестандартные идеи). Разработанность . Способность детально разрабатывать возникшие идеи).
Слайд 9
На этапе исследования изучался уровень развития творческих способностей по методике теста творческого мышления фигурная форма П. Торренса, которая диагностирует невербальный уровень развития креативности и представляет собой графический вариант теста . Результаты проведённого психодиагностического исследования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Слайд 10
И так, данная методика выявила средний уровень развития оригинальности – дети способны выдвигать идей, отличающиеся от очевидных, банальных и твердо установленных. Однако, можно говорить о преобладании в ответах учащихся стандартных способов решения проблем. По показателю гибкости , у исследуемых детей диагностирован наиболее низкий результат. Дети рисуют одинаковые, похожие рисунки, мало отличающиеся по теме, что говорит о стереотипности мышления. Ребята редко используют разнообразные стратегии решения проблемных ситуаций. Низки значения и по шкале беглости . Ш кольники долго обдумывают варианты и не спешат создавать новые рисунки . Разработанность идей . П оказали среднюю разработанность по невербальному фигурному тесту. Таким образом, можно сказать, что по результатам проведенных тестов творческих способностей – у испытуемых выявляются в основном средний уровень творческих способностей, несколько человек имеют низкий уровень. Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая, лишь несколько человек показали высокие баллы по данной методике.
Слайд 11
Величина показателей творческих способностей.
Слайд 12
1. Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для его творческих поисков. 2. Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей . 3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любознательность, вопросы и идеи ребенка. Пытайтесь отвечать на все вопросы, даже, если они кажутся дикими и абсурдными. 4. Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи вместе с другими идеями и их носителями. 5 . Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые попытки – какими бы неудачными они не были. 6 .Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совсем нежелательном
Источник