Развитие теории воспитания ребенка

Развитие теории воспитания ребенка thumbnail

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция – это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

Читайте также:  Режим дня его значение в жизни и развитии ребенка в доу консультация

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически – главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Читайте также:  Развитие интеллекта ребенка занятия

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Источник

Раньше воспитание ребенка представлялось не такой сложной задачей – родители полагались на опыт поколений. Сегодня мы имеем доступ к большому количеству информации по детской психологии и можем критически переосмыслить традиционные решения. Вместе с детским клиническим психологом Викторией Корпачевой мы рассмотрели традиционные подходы и современные теории воспитания детей и выяснили, какие идеи доказали свою эффективность.

Император и раб

«Икудзи» – японская традиционная система воспитания детей. С рождения до 5 лет ребенок – Бог или Император, он идеален. Мама разрешает всё и принимает детские поступки с любовью. Детей здесь не ругают. Коррекция поведения осуществляется за счет крепкой привязанности или «амаэ» (сердечная близость) к маме или другому члену семьи.

Непосед усмиряют, взывая к их чувствам. Например, если младенец ломает игрушку, мама заметит, что игрушке больно. Не желая расстраивать «амаэ», дети ведут себя в границах допустимого. Следующий этап – раб, ребёнок попадает в школу, где его задача – найти своё место в социуме. Инаковость, как и конкуренция, не популярна, а травля в детском саду или школе – очень частое явление. Теория и методика воспитания детей японскими педагогами использует свободу, поддержку и коллективизм.

Виктория: «Масса несовпадений с возрастными особенностями детей, ведь до 5 лет закладывается фундамент характера. Первый кризис, когда родители должны обозначить границы, свои и ребенка, проходит уже в 3 года. Если здесь совершить ошибки семейного воспитания, велика вероятность развития эгоизма, упрямства, своеволия, низкого уровня эмпатии и самокритики».

Англия и Франция

По сей день в Великобритании считается нормальной эмоциональная сдержанность. Правильно воспитанный ребенок не будет легкомысленно хихикать при посторонних. Маленьких граждан здесь учат держать марку, а все всплески оставлять для дома и тесных компаний. Во Франции партию ведут уже не традиции, а закон. Ребенок сам решает, достаточно ли гуманно с ним обходится семья. Если нет – можно и в суд подать, который вполне способен до выяснения обстоятельств лишить родителей их прав на ребенка. Поэтому в стране не приняты физические наказания и любое давление на детей.

Виктория: «Подавление эмоций негативно влияет на развитие. Снижается уровень эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии, развивается вредная психосоматика. Ребенок может испытывать стресс, тревогу. Высока вероятность социального недоверия к окружающим, ведь непонятно, когда взрослые искренние, а когда “держат лицо”.

Запрет на физические наказания играет на руку нормальному развитию. Но ребенок часто бывает эмоционально нестабилен, вплоть до 18 лет и особенно во время пубертата. Поэтому возможность на любую строгую родительскую меру подать в суд нельзя назвать абсолютно позитивной».

Испания

В Испании процветает облегченное родительство: с ребенком надо жить так, как и до его появления. Ходить по своим делам, общаться с другими взрослыми. А маленький человек подстроится и втянется в процесс. Этот подход не новый. Во многих традиционных племенах те же основы воспитания детей: с младенчества они сопровождают родителей в их бытовых занятиях.

Отметим, что испанские папы вполне могут отправиться с наследником, даже если он еще совсем младенец, в спортивный бар. Другое дело – царящая в обществе страны культура поведения. В барах не станут курить, ругаться и кричать пьяные речёвки. То есть среда благоприятствует тому, чтобы ребенок везде был как дома – в безопасности. К слову, поползать по тротуару или быть не очень тепло одетым – тоже нормально. При этом здесь не принято указывать родителям на ошибки – посторонние взрослые не станут вмешиваться, а мама даст истерике завершиться – ведь считается, что эмоции даже у маленького человека, надо уважать.

Виктория: «Многие пары, становясь родителями, попадают в “домашнюю клетку”. Каждый день похож один на другой, все время посвящается ребенку, пары не выходят из дома. Это типичные ошибки в воспитании детей, называется явление – детоцентризм. И это одна из причин большого процента постродовых депрессий и разводов в первые 2-3 года родительства. В культуре с акцентом на родителях, привычном образе жизни даже с ребенком есть вероятность, что в паре будет больше положительных эмоций, а значит и дети в таких семьях более гармоничные и счастливые, кроме того с раннего детства социализированные».

Читайте также:  Тест для проверки развития ребенка

Теория привязанности

Её автор – Джон Боулби, американский психолог ХХ века. В ее основе механизм создания прочной позитивной связи между потомством и родителями, чтобы защитить ребенка от опасностей. Так называемый «хвостик» – это теория в действии. Если малыш следует за вами, но при этом занят своими делами и доволен, значит всё удалось на 100%. То как складывается привязанность, определяет паттерны будущих отношений.

Связь появляется с любым авторитетным взрослым, если он занимается ребенком. Но проще всего ниточка привязанности растет между младенцем и мамой, потому что они знакомы еще с утробы. В ход идут и различные гормональные механизмы. Например, гормон окситоцин, который отвечает за грудное вскармливание, создает чувство нежной привязанности, наподобие влюбленности. С молоком ребенок получает гормон сна мелатонин, когда сам его еще производить не может.

Виктория: «Теория мне близка и является одной из основ моей психотерапевтической практики. В искренних радостных эмоциях родителя, адекватном и своевременном удовлетворении потребностей ребенка – голод, тепло, жажда, сон, объятия, формируется базовое доверие к миру и чувство безопасности. Это особенно важно до 2-х лет. Став взрослым, человек спокойно пройдёт сепарацию от родителей, успешно вольётся в общество и будет уверенно добиваться успехов».

Я вырос успешным, потому мне радовались

Психолог Людмила Петрановская – автор популярных книг о том, как растить счастливых детей, не сходя с ума. Помимо множества практических советов и научных фактов, есть общая направленность всех ее трудов. То, насколько рады родители прибавлению в семье, сколько времени они отдают искренним проявлениям любви к своему ребенку, закладывает его планку успешности. Например, автор советует, обнимая ребенка, всегда ждать, когда тот отпустит родителя. Ведь такие простые вещи, как неограниченная любовь (по времени в том числе), будут его фундаментом.

Виктория: «Благодаря безусловной родительской любви, которую важно открыто проявлять в раннем возрасте (от рождения до 4-5 лет точно), ребенок растет с адекватной самооценкой, стрессоустойчивым и активно познаёт мир. На занятиях мы делаем акцент на мамином эмоциональном отклике – радость от успехов малыша, восхищение от его творчества, проявление сочувствия, когда у ребенка что-то не получается с первого раза».

Я почти могу

Зона ближайшего развития сегодня кажется очевидным явлением. «Отец» этого знания, Лев Выготский, российский ученый. Все мы проходим через стадии бесконечного научения, однако в детстве они же помогают развиваться основам нашей личности. То есть уметь что-то значит расти. Возле каждого умения есть буфер из трех частей: я только пробую, у меня почти получилось, я это могу – и далее новый виток – «давайте усложним». Задача родителя оказывать экспертную поддержку: помогать, пока ребенок учится, но давая делать ошибки, и вовремя умыть руки, чтобы маленький человек освоил умение. Это дает ему радость свершения и удовлетворяет потребность в компетентности.

Виктория: «Гениальная психологическая теория не только о действительности, но и о развитии личности. Ребенку в самом начале активного познания должны помогать родители. Ребенок после года сам активно стремится все изучить, потрогать, и важно, чтобы в этот период родитель обеспечивал безопасность этого процесса познания.

Маленьким детям полезно давать максимум времени на него: игры с крупами, песком и водой, формирование целого из частей: пазл или конструктор».

Теории развития интеллекта и возрастных кризисов

Основу возрастной психологии и изучения детского мышления заложил французский ученый Жан Пиаже. Сегодня очень много психологов внесли вклад в эту «базу данных». При этом исследования ведутся достаточно активно и ученые часто представляют миру факты о том, что и как развивается в детском сознании.

Основная идея – помогать правильному становлению личности можно, ориентируясь на возрастные кризисы, так как на каждом этапе взросления у ребенка развиваются те или иные качества, чувства и свойства интеллекта.

Виктория: «Возрастные кризисы – необходимые и важные периоды в развитии. И понимание родителями сути каждого кризиса, поможет им адекватно реагировать на изменения в поведении ребёнка и помочь ему гармонично и успешно пережить этот этап.

Например, во время кризиса трех лет, родителю важно понимать, что формируется характер, появляется новообразование “я сам”, и именно в этом период пора давать ребенку возможность проявлять в некоторых вопросах самостоятельность и подкреплять ее, чтобы ребенок был уверен в себе и инициативен».

Сегодня родителям подсказывают, как лучше поступить не только теории воспитания детей дошкольного возраста, но и вся наука: медицина, например, неврология, генетика, логопедия, психиатрия и общие сведения о человеке. Многие процессы, о которых создатели классических теорий просто не знали, в нашем теле происходят под влиянием созревания мозга, работы вегетативной и нервной систем и многих других факторов.

Источник