Развитие теории физического воспитания ребенка в царской россии презентация
Древнерусские письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда.
Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.
По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества.
Самобытность восточных славян в физическом воспитании проявлялась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязаниями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использовали в физическом воспитании верховую езду, сражения с применением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.
В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.
Известный государственный деятель второй половины XVII в. Ф.М. Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, поднесения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.
Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.
Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания.
В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.
О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А.Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.
Высоко оценивал значимость физического развития для здоровья человека и великий русский ученый М.В. Ломоносов. В частности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физическим трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами» [Ломоносов М.В. Сочинения: В 6 т. – М., 1952. – Т. 6, с. 394].
Идею М.В. Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л. Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.
Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И. Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения [Бецкой И.И. Привелегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. – СПб., 1767, с. 100].
В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фехтование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.
Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель Н.И. Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIII в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и контролю за правильной осанкой детей.
Академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
Его современник ученый-медик Н.М. Максимович-Амбодик настойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания должна быть предоставлена максимальная возможность к всевозможным движениям.
По его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Для воспитания здоровых и физически развитых людей Н.М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем воздушным переменам». Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, — писал он, — в их забавах и упражнениях… Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться… Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам» [Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. – СПб., 1786 – Ч. 5, с.53-54]. Н.М. Максимович-Амбодик ясно себе представлял и то обстоятельство, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к воспитанию детей, в том числе и физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам телесным и получаемой ими пище.
Русский писатель А.Н. Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью.
Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом. (Описание детских игр России представлено в работе Е.А.Покровского «Детские игры. Преимущественно русские». — СПб., 1994).
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного воспитания виделся им в неразрывной связи с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.
Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспитании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 —1895), П.Ф. Каптереву (1849—1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ребенка.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «…опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.
Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф. Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие — длительный и последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление [Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. Т. 1. – М., 1951; Т. 2. – М., 1952, – т. II].
Учитель физкультуры, по мнению П.Ф. Лесгафта, должен владеть «словом много лучше, чем учитель словесности», систематически готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздражителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.
Следует отметить, что в России физическое воспитание как государственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П.Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учетом лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.
Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку.
Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возраста» (М., 1930).
В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. С. 30-35.
Источник
Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX в. лекция 4
Народная форма воспитания дореволюционной России В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности Возрастные инициации: Достижение 14 лет: специальная подготовка (охота, изготовление орудий труда, развитие воли и выносливости, религиозные обряды) прошедшие испытания считались полноправными гражданами общин, статус взрослого
Воспитание носило общественный характер Все без исключения дети воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины Община выступала как совокупный воспитатель Основные педагогические функции выполняли ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи детей
Мальчики – мужская работа (охота, изготовление орудий труда) Девочки – женская работа (сбор растений, приготовление пищи, домашнее хозяйство, забота о детях
В VI – IX вв у восточных славян сформировалось 4 соц. слоя: 1. Общинники-земледельцы 2. Ремесленники 3. Племенная феодальная власть 4. Языческое жречество
Общая направленность воспитания была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную направленность Каждому периоду – свой образ героя-богатыря
Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря- воина – Ивана крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др. Богатырь предстает перед нами не только как физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами
Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря-воина – Ивана крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. . . Богатырь предстает перед нами не только как физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами
n Установлено, что былины родились в крестьянской среде, в самой угнетенной и многострадальной части населения Древней Руси n Все беды и невзгоды Русской земли в первую очередь и наиболее тяжко ложились на их плечи, поэтому не случаен был отбор характеров былинных героев, не случайно складывались их образы n образ Ильи Муромца – это образ «крестьянского сына»
Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье 3 -4 года – посильная работа (помощь матери) с 7 лет – переход в группу отроков Отрок – мальчик 7 -14 лет, который не получил ещё право называться взрослым мужчиной На ряду с трудовым воспитанием – правильное поведение и мировоззренческие представления общины
Языческая и христианская религии были идеологической основой воспитания на Руси n Христианство пронизывало и формировало всю жизнь человека n В руках церкви находилось судопроизводство по семейно- бытовым вопросам, через церковь оформлялись рождение человека, брак, похороны, дарственные грамоты и завещания; в руках церкви было образование, и начальное, и высшее n Всякое и личное, и общественное деяние требовало обязательного церковного благословения – от закладки дома, начала пахоты или весеннего выгона скота и до военных походов, постройки городов, заключения мира между враждующими князьями n Интересы церкви и государства были практически едиными
14 лет – полноправные члены семьи – в этом возрасте юноши получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины Профессиональные воины в древнерусском государстве готовились в специальных дружинах Дружинники – социальная группа профессиональных воинов, живших в специальных укрепленных лагерях с 12 лет – проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах Военно-физическое воспитание велось главным образом во время военных походов или в ходе боевых действий
Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в X в. , то имеются и другие сведения – о том, что они были непременной частью древних игрищ Со временем у западных и южных славян обычай кулачного боя исчез
Кулачные бои Один на один Стенка на стенку Сцеплялка-свалка Исключительно безоружная схватка Запрещены удары ногами Лежачего не бьют
Очень строго соблюдалось правило ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических «закладок» 1. Бой «сам на сам» был близок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно было запрещено только в 1743 г. ) 2. «Стенка на стенку» – самый любимый и наиболее широко распространенный на Руси массовый бой 3. «Сцеплялка-свалка» – массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных Он перестал существовать уже очень давно
Рукопашные бои были очень популярны в Москве до революции n Об условиях, в которых развивалась русская культура в XIII-XVIII вв. , дает наглядное представление тот факт, что за XIII – первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами и др. n В XVIII в. Русь воевала 60 лет Поэтому вполне объяснимо, что в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой
Казачество – военное сословие Начало складываться с XIV века Вольные люди, работавшие по найму Военная служба в пограничных районах 2 черты, характерные для казаков: § Никогда не был крепостным § Хорошо подготовленный воин- профессионал
своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко- славянского происхождения
n Цель системы воспитания: подготовка к военной и трудовой деятельности. n Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование началось после распада Золотой Орды. Казачество как военное сословие начало складываться в России с XIV в. , это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны своих границ и в воинах. В XVIII в. Оно подчинило казаков, превратив в привилегированное военное сословие
n К 1916 г. казачество насчитывало 4, 5 млн. человек. 78% составляли русские. Легендарные имена: Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев – предводители крестьянских войн, расшатавших крепостной строй в России. Все они были казаками
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча. Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном
Казак рождался воином. С появлением на свет младенца все родные и знакомые отца приносили в дар стрелу, порох, пулю, лук, ружье и т. п. Первые слова, произносимые малюткой были: «Чу» – ехать верхом и «Пу» – стрелять С 12 лет записывали в казаки. В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, бегу, играм с мячом чехарду и др. , но особенно популярны были стрельба и скачки. Любимым занятием казаков была охота
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Взаимоотношения казаков с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.
Физическим воспитанием девушек и девочек– казачек никто специально не занимался. Закалку и необходимую сноровку они приобретали, работая по хозяйству, а также в играх. С XIX в. в казачьих войсках начинают развиваться и государственные формы военно- физического воспитания молодежи. Обучение казачьих детей в дореволюционной России проходило не только в станичных и поселковых школах, но и в кадетских корпусах, гимназиях, юнкерских училищах. Принимались дети офицеров и войсковых чиновников
Подготовка содержала упражнения верховой езде, выполнении боевых действий в пешем строю и на коне, в фехтовании, строевые упражнения, эскадронные тактические учения, стрельбу и глазомерное определение расстояния, караульную службу, плавание
Начиная с XIX в в казачьих войсках начинают развиваться и государственные формы военно-физического воспитания молодежи 1825 -1889 г. – открыто 458 станичных и поселковых школ Обучение казачьих детей проходило не только в в станичных и поселковых школах, но и в кадетских корпусах, гимназиях, юнкерских училищах (в основном дети офицеров и военных чиновников) Во всех типах образовательных учреждений физическое воспитание характеризовалось военной направленностью
Содержание народных физических упражнений было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями n Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства, у хантов – одного из коренных народов Севера Западной Сибири – дети до 4 -5 лет играли игрушками, изображавшими лодочки, снаряжение для оленьей и собачьей упряжки n Игры хантыйских мальчиков 6 -7 лет включали стрельбу из лука, метание аркана на различные предметы n У детей 8 -12 лет игровые действия усложнялись: в стрельбе из лука уже необходимо было попасть в цель Большинство игр в этом возрасте носили командный характер n В подростковом и юношеском возрасте игры в своем большинстве были состязательными: «Перетягивание палки» , Борьба» , «Прыжки через нарты» , «Бег на лыжах» , «Борьба ногами» n Необходимо отметить, то у народов Севера очень часто в играх принимали участие и девочки