Развитие таланта ребенка проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Образовательный проект

по комплексному выявлению и развитию детей

с признаками одарённости

«Одарённый ребенок»

Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)

Разработчик: воспитатель

Борисова Т. А.

Дорогобуж, 2016

Содержание

Пояснительная записка

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

1.2.Цель и задачи проекта

1.3.Планируемые результаты освоения проекта

  1. Этапы реализации проекта
  1. Мероприятия в рамках реализации проекта

Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  • условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Реализуемый проект строится на принципе личностно-ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».

•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ.
  • ФГОС ДО
  • Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
  1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
  1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

  • тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-

бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

Виды одарённости

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  • Степень сформированности.
  • Форма проявлений.
  • Широта проявлений в различных видах деятельности.
  • Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
  • Общие интеллектуальные способности;
  • Конкретные академические способности;
  • Творческое или продуктивное мышление;
  • Лидерские способности;
  • Художественные и исполнительские искусства;
  • Психомоторные способности

Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей – познавательная);
  • Практическая;
  • Художественно-эстетическая;
  • Коммуникативная;
  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная
  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
  1. По критерию «Особенности возрастного развития»
  • ранняя
  • поздняя

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;
  • принцип диалогичности;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

признаками одарённости

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
  1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
  1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками

одарённости.

  1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
  1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
  1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
  1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
  1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
  1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
  1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

  1. Этапы реализации проекта

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Итог этапа:

  1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
  1. Создание базы данных детей с признаками одарённости;
  1. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

  • детьми:
  1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
  1. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
  1. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
  • родителями:
  1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
  1. Методика «Определение склонностей ребенка»

3 этап реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.

Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

4 этап реализации проекта

Развивающий

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Итог этапа:

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми

2016

воспитатели

2.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности

2016

воспитатели

3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

2016

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики)

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей»

2016-2019

Воспитатели, узкие специалисты

  1. Система работы с воспитанниками

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста

1 раз в год

Воспитатели, узкие специалисты

2.

Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования)

Ежегодно

воспитатели

3.

Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

7.

Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

8.

Участие в деятельности кружков по интересам

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

3. Система работы с родителями

№пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей

1 раз в год

Воспитатели,

2.

Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок»

Сентябрь 2016

воспитатели

3.

Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье

Октябрь 2016

воспитатели

4.

Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей»

Ноябрь 2017

воспитатели

5.

− индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость;

− размещение в родительских уголках групп статей,

− выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск)

Весь период

воспитатели

6.

– совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты;

– открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей

Весь период

воспитатели

7.

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Ноябрь 2018

воспитатели

8.

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта

Май 2019

воспитатели

Список литературы:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-

тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  1. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,

2002.

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
  1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР – д/с «Солнышко» города Котовска Тамбовской области

Педагогический проект

«Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО»

Творческое название

«Маленькие волшебники»

Автор: Воспитатель Алёхина Татьяна Викторовна

2015г.

Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений

Л.Н. Толстой

Актуальность проекта

Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения.

Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Цель:

Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческие способности путём создания условий для удовлетворения потребностей в самовыражении.

Задачи:

  1. Изучить теорию и практику вопроса по данной теме.
  2. Разработать проект по теме
  3. Создать условия для развития творческих способностей дошкольников

– освоить технологии развития творчества детей дошкольного возраста

– организовать развивающую среду в группе

– создать творческую мастерскую

– Разработать план занятий творческой мастерской

4. Организовать взаимодействие педагогов детского сада и родителей в реализации пректа

Проблема

Как открыть творца в ребёнке?

Проблемные вопросы:

Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?

Каким образом задачи развития интереса к творчеству могут быть представлены в развивающей среде?

Как развитие творческих способностей раскроют потенциал личности?

Гипотеза:

Если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество-то это позволит развить у ребёнка желание творить.

Участники проекта:

Родители, дети, воспитатель, воспитатель по изо, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, руководители дополнительного образования

Аннотация проекта

– Педагогический проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста

– По доминирующей деятельности – Творческий

– По характеру содержания – ребёнок и рукотворный мир

– По характеру контактов – открытый

– По количеству участников – групповой (две подгруппы по 11 человек)

– По целевой установке – долгосрочный (1 год)

Предполагаемые результаты

На уровне детей:

– Дети освоят элементарные способы создания (творческого продукта, изделия, поделки…) по собственной инициативе.

– Дошкольники овладеют разнообразными прикладными техниками, научатся сочетать их элементы при создании (продукта своего творчества…)

– Появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.

– Сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.

На уровне педагога:

– Овладею технологией решения творческих задач

-профессиональный рост, повышение уровня педагогической компетентности, удовлетворенность работой;

На уровне ДОУ:

– Создание модели развития творческих способностей дошкольников.

– Создание рабочей программы кружка «Рукодельница»

– Создание рабочей программы театральной студии «Волшебное перевоплощение»

Организация образовательной проектной деятельности

Этапы

Мероприятия

Срок

Ответственные

Подготовительный

1.Изучить литературу по теме проекта и познакомиться с опытом работы педагогов ДОУ, города, страны (через интернет)

Алёхина ТВ.

2.Разработать проект по теме

Алёхина ТВ.

3.Подготовить информационный бюллетень для ознакомления родителей с темой и содержанием проекта

Алёхина ТВ.

4.Организовать и провести родительское собрание для обсуждения путей реализации проекта

Алёхина ТВ.

5.Разработать модель развития творческих способностей детей

Алёхина ТВ.

6. Организовать целенаправленную работу по созданию в группе условий для реализации проекта:

– подобрать игры на развитие творческих способностей

– самостоятельно или при помощи родителей изготовить игровой материал и атрибутику для творческой деятельности детей

– собрать коллекцию природного и бросового материала для творчества

Родительский комитет

7. Подготовить аудио и видеозаписи для работы в театральной студии и режимных моментах

Муз. рук-ль

8. Создать презентации (пошаговый диктант создания отдельных видов изделий, а также выставок деятельности других детей)

Воспитатель

Выявить уровень творческих способностей детей

Воспитатель

Основной

Работа с детьми:

1.НОД:

  • математическая
  • изобразительная
  • конструктивная
  • музыкальная и др.
  • познавательная

Воспитатель специалист по ИЗО,

Муз. рук-ль

2. Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • В процессе утренней гимнастики и гимнастики пробуждения
  • В процессе прогулок
  • В процессе игровой деятельности
  • В процессе трудовой деятельности

Воспитатель

3.Использование дополнительных форм работы с детьми:

  • Театральная студия «Волшебное перевоплощение»
  • Творческая мастерская «Рукодельница»
  • Посещение выставок, музеев где представлены работы детей, занимающихся творческой деятельностью.
  • Посещение концертных программ города

Воспитатель

Родители

4.Использование нетрадиционных видов:

В рисовании (пальчиками, ладошкой печаткой, кляксография, монотипия, цветными ниточками, пластилином, тычком, набрызгами и т.д.)

  • В конструировании (квиллинг, оригами, скручивание, бумажная пластика, мозаика, обрывание и т.д.)
  • В математике («Танграм», «Продолжи ряд», «Составь предмет», «Угадай что это», и т.д.)
  • В музыке (исполнение песни в эмоциональном ключе, в театральном (мимика, жесты), художественном)
  • В кружковой работе (конструирование из природного и бросового материала,

тестопластика, бумажная пластика, декупаж, бисероплетение, флористика и т. д.)

Воспитатель специалист по ИЗО,

Муз. рук-ль

5.Использование нетрадиционных форм работы

  • Занятия-фантазии, занятия-сомнения, исследования и т.д.
  • Математические соревнования, КВН, Умники и умницы, Путешествия, Следствие ведут знатоки , Поле чудес, викторины и т.д.

Воспитатель специалист по ИЗО,

Муз. рук-ль

6.Использование современных технологий в организации деятельности:

-технология исследовательской деятельности

-информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология

-технология «ТРИЗ»

Воспитатель специалист по ИЗО,

Муз. рук-ль

7. Взаимодействие с родителями

-организация выставок работ, сделанных своими руками

-изготовление творческих костюмов и др. атрибутов

– участие в праздничных мероприятиях

Воспитатель

Родители

Заключительный

Организация выставок поделок

Показ сказки «Красная шапочка на новый лад» родителям.

Организация «Ярмарки» для детей старшего дошкольного возраста с детьми младшего дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Показ деятельности кружковой работы для педагогов города «Волшебные снежинки»

Все участники проекта

Информационные ресурсы:

1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.

3. Памела С. Бригс, Тео Л. Пайлот, Джанет Х. Бегби. Раннее детство. Развитие творческих способностей ребёнка. М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г.

4. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2011г.

5. Линькова Н.П. Откуда берутся изобретатели. – Знание №6, 1977г.

6. Венгер Л.А. Программа «Одарённый ребёнок» – М.: Новая школа, 1995г.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997г.

8. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г.

9. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г.

10. Букатова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребёнка через игру. Иллюстративный словарик игровых приёмов. _ СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009г.

11. Панько Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 2009г.

12. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007г.

13. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994г.

Источник