Развитие таланта ребенка проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Образовательный проект
по комплексному выявлению и развитию детей
с признаками одарённости
«Одарённый ребенок»
Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)
Разработчик: воспитатель
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2016
Содержание
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
1.2.Цель и задачи проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
- Этапы реализации проекта
- Мероприятия в рамках реализации проекта
Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Реализуемый проект строится на принципе личностно-ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ.
- ФГОС ДО
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
- Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):
- Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
- Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший
- тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-
бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).
Виды одарённости
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
- По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое или продуктивное мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности
Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
- Теоретическая (для детей – познавательная);
- Практическая;
- Художественно-эстетическая;
- Коммуникативная;
- Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
- явная
- скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
- общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
- специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
- По критерию «Особенности возрастного развития»
- ранняя
- поздняя
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с
признаками одарённости
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-
тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
- Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
- Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками
одарённости.
- Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
- Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
- Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
- Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
- Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
- Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
- Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
- Создание базы данных детей с признаками одарённости;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
- детьми:
- Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
- Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
- Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
- родителями:
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
- Методика «Определение склонностей ребенка»
3 этап реализации проекта
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
4 этап реализации проекта
Развивающий
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми | 2016 | воспитатели |
2. | Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности | 2016 | воспитатели |
3. | Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми | 2016 | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики) | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей» | 2016-2019 | Воспитатели, узкие специалисты |
- Система работы с воспитанниками
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста | 1 раз в год | Воспитатели, узкие специалисты |
2. | Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования) | Ежегодно | воспитатели |
3. | Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
7. | Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
8. | Участие в деятельности кружков по интересам | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
3. Система работы с родителями
№пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей | 1 раз в год | Воспитатели, |
2. | Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок» | Сентябрь 2016 | воспитатели |
3. | Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье | Октябрь 2016 | воспитатели |
4. | Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей» | Ноябрь 2017 | воспитатели |
5. | − индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость; − размещение в родительских уголках групп статей, − выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск) | Весь период | воспитатели |
6. | – совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты; – открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей | Весь период | воспитатели |
7. | Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать» | Ноябрь 2018 | воспитатели |
8. | Анкетирование родителей по итогам реализации проекта | Май 2019 | воспитатели |
Список литературы:
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-
тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2002.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР – д/с «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Педагогический проект
«Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО»
Творческое название
«Маленькие волшебники»
Автор: Воспитатель Алёхина Татьяна Викторовна
2015г.
Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений
Л.Н. Толстой
Актуальность проекта
Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения.
Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.
В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов.
Цель:
Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческие способности путём создания условий для удовлетворения потребностей в самовыражении.
Задачи:
- Изучить теорию и практику вопроса по данной теме.
- Разработать проект по теме
- Создать условия для развития творческих способностей дошкольников
– освоить технологии развития творчества детей дошкольного возраста
– организовать развивающую среду в группе
– создать творческую мастерскую
– Разработать план занятий творческой мастерской
4. Организовать взаимодействие педагогов детского сада и родителей в реализации пректа
Проблема
Как открыть творца в ребёнке?
Проблемные вопросы:
Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?
Каким образом задачи развития интереса к творчеству могут быть представлены в развивающей среде?
Как развитие творческих способностей раскроют потенциал личности?
Гипотеза:
Если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество-то это позволит развить у ребёнка желание творить.
Участники проекта:
Родители, дети, воспитатель, воспитатель по изо, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, руководители дополнительного образования
Аннотация проекта
– Педагогический проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста
– По доминирующей деятельности – Творческий
– По характеру содержания – ребёнок и рукотворный мир
– По характеру контактов – открытый
– По количеству участников – групповой (две подгруппы по 11 человек)
– По целевой установке – долгосрочный (1 год)
Предполагаемые результаты
На уровне детей:
– Дети освоят элементарные способы создания (творческого продукта, изделия, поделки…) по собственной инициативе.
– Дошкольники овладеют разнообразными прикладными техниками, научатся сочетать их элементы при создании (продукта своего творчества…)
– Появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.
– Сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.
На уровне педагога:
– Овладею технологией решения творческих задач
-профессиональный рост, повышение уровня педагогической компетентности, удовлетворенность работой;
На уровне ДОУ:
– Создание модели развития творческих способностей дошкольников.
– Создание рабочей программы кружка «Рукодельница»
– Создание рабочей программы театральной студии «Волшебное перевоплощение»
Организация образовательной проектной деятельности
Этапы | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Подготовительный | 1.Изучить литературу по теме проекта и познакомиться с опытом работы педагогов ДОУ, города, страны (через интернет) | Алёхина ТВ. | |
2.Разработать проект по теме | Алёхина ТВ. | ||
3.Подготовить информационный бюллетень для ознакомления родителей с темой и содержанием проекта | Алёхина ТВ. | ||
4.Организовать и провести родительское собрание для обсуждения путей реализации проекта | Алёхина ТВ. | ||
5.Разработать модель развития творческих способностей детей | Алёхина ТВ. | ||
6. Организовать целенаправленную работу по созданию в группе условий для реализации проекта: – подобрать игры на развитие творческих способностей – самостоятельно или при помощи родителей изготовить игровой материал и атрибутику для творческой деятельности детей – собрать коллекцию природного и бросового материала для творчества | Родительский комитет | ||
7. Подготовить аудио и видеозаписи для работы в театральной студии и режимных моментах | Муз. рук-ль | ||
8. Создать презентации (пошаговый диктант создания отдельных видов изделий, а также выставок деятельности других детей) | Воспитатель | ||
Выявить уровень творческих способностей детей | Воспитатель | ||
Основной | Работа с детьми: | ||
1.НОД:
| Воспитатель специалист по ИЗО, Муз. рук-ль | ||
2. Образовательная деятельность в режимных моментах:
| Воспитатель | ||
3.Использование дополнительных форм работы с детьми:
| Воспитатель Родители | ||
4.Использование нетрадиционных видов: В рисовании (пальчиками, ладошкой печаткой, кляксография, монотипия, цветными ниточками, пластилином, тычком, набрызгами и т.д.)
тестопластика, бумажная пластика, декупаж, бисероплетение, флористика и т. д.) | Воспитатель специалист по ИЗО, Муз. рук-ль | ||
5.Использование нетрадиционных форм работы
| Воспитатель специалист по ИЗО, Муз. рук-ль | ||
6.Использование современных технологий в организации деятельности: -технология исследовательской деятельности -информационно-коммуникационные технологии; -личностно-ориентированные технологии; -игровая технология -технология «ТРИЗ» | Воспитатель специалист по ИЗО, Муз. рук-ль | ||
7. Взаимодействие с родителями | |||
-организация выставок работ, сделанных своими руками -изготовление творческих костюмов и др. атрибутов – участие в праздничных мероприятиях | Воспитатель Родители | ||
Заключительный | Организация выставок поделок Показ сказки «Красная шапочка на новый лад» родителям. Организация «Ярмарки» для детей старшего дошкольного возраста с детьми младшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ Показ деятельности кружковой работы для педагогов города «Волшебные снежинки» | Все участники проекта |
Информационные ресурсы:
1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
3. Памела С. Бригс, Тео Л. Пайлот, Джанет Х. Бегби. Раннее детство. Развитие творческих способностей ребёнка. М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г.
4. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2011г.
5. Линькова Н.П. Откуда берутся изобретатели. – Знание №6, 1977г.
6. Венгер Л.А. Программа «Одарённый ребёнок» – М.: Новая школа, 1995г.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997г.
8. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г.
9. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г.
10. Букатова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребёнка через игру. Иллюстративный словарик игровых приёмов. _ СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009г.
11. Панько Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 2009г.
12. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007г.
13. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994г.
Источник