Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры.

Память – важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности – зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Следует отметить, что для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Осязательная память – является подвидом образной памяти, связанная с деятельностью тактильного анализатора. Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь. Как отмечают исследователи, дети с высокоразвитым восприятием реже испытывают трудности в обучении.

Развитие осязательной памяти так же способствует развитию познавательных процессов -внимания, мышления, речи и мелкую моторику в этом помогают различные дидактические игры. При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д. ), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию.

Это такие игры как: “Тактильные дощечки”, «Найди нужный предмет», «Волшебный мешочек».

I. “Тактильные дощечки”

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

Задание 1.

  • Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте – провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло).

Задание 2.

нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. «Найди пару»

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

На что или кого похожа данная дощечка?

Cравнить колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Задание 4.”Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые – гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Задание 5.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Задание 6.

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Задание 7.

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка).

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие муравьи (дощечка).

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом.

Задание 8.

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

1) Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

2) Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

3)«Кошка на прогулке в лесу».

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Задание 9.

Составление рассказов о себе.

Читайте также:  Нарушения познавательного развития ребенка

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

№ дощечек

Покрытие дощечек

Наборы предметных картинок

№ 1

Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом

Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево

№ 2

Поверхность оклеена наждачной бумагой

Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник

№ 3

Ворсистая фланель (байка)

Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок

№ 4

Застывшие капли воска со свечи

Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса

№ 5

Тонкая верёвка или толстый шнурок

Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны

№ 6

Очищенные от серы спички

Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр

№ 7

Поломанные спички (без серы)

Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки

№ 8

Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга)

Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет

№ 9

Бархатная ткань (бархатная бумага)

Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы

№ 10

Рубчатая ткань (вельвет)

Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки

II. «Найди нужный предмет»

  • Цель: учить детей на ощупь узнавать, запоминать и соотносить предметы друг с другом, формировать обобщающие понятия на основе логической цепочки: животное, продукт питания, место обитания. Развивать образную осязательную память. Оборудование: Маски-шапочки зайца, белки, ежика, собаки; игрушки-животные; муляжи моркови, ореха, гриба, косточки, картинки с изображением моркови, гриба, ореха, косточки. Мешочек (или сундучок, или ширма).
  • Возраст: 3-8 лет.
  • Ход игры: перед началом игры педагог рассказывает сам (а в более старшем возрасте привлекает к рассказу детей), с предъявлением картинок, кто из зверей чем питается. Каждому ребенку предлагается роль кого-нибудь из зверей, на них надевают соответствующие маски-шапочки. Дети, подходят к столу, определяют на ощупь соответствующую игрушку, вспоминают, чем питается это животное и в другом мешочке ( или как вариант игры – на предметной картинке) выбирает то, чем питается его персонаж.
  • Примечание: чем старше дети, тем большее количество персонажей можно вводить. Если играют старшие дети, то к оборудованию добавляются рисунки с изображением конуры, дупла на дереве, куста, норки в земле. Детям предлагается установить логическую цепочку слов: животное – продукт питания – место обитания. Педагог спрашивает детей, где живут их герои. После обсуждения ответов, им предлагается выбрать соответствующие логическим цепочкам картинки: собака – косточка – конура; заяц – морковка – куст; ежик – грибок – норка; белка – орех – дупло.

III. «Волшебный мешочек»

  • Эта удивительная игра поможет вам развить и зрительную, и тактильную, и даже слуховую память ребенка. Самый простой вариант: возьмите две пары сильно отличающихся друг от друга предметов: два кубика и два шарика; два мишки и две куклы и т. д. Положите в мешочек по одному предмету из каждой пары.
  • Покажите малышу один предмет, например, мишку. Потом уберите его и попросите найти такой же на ощупь. Если у малыша не получается, возьмите его ручку в свою и действуйте сообща. Важно, чтобы малыш почувствовал связь между зрительным и тактильным образом предмета, а сумеет он сделать сам или с вашей помощью – пока не так уж и важно. Постепенно, только не слишком быстро, увеличивайте количество предметов. Эта игра развивает связь между зрительной и тактильной памятью.
  • Теперь предложите малышу с завязанными глазами ощупать предмет правой рукой, а потом найти его в мешочке левой. Этот вариант игры хорошо развивает тактильную память и укрепляет связь между полушариями.

Источник

Игровые задания по коррекции и развитию тактильной и тактильно-двигательной и памяти.

Для ребёнка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения через прикосновения к различным предметам. Дети с неразвитым тактильным восприятием испытывают значительные трудности при обучении. Упражнениями для тренировки этой памяти могут быть следующие игры.

«Узнай предмет»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ребёнку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутые руки различные предметы, при этом произнося вслух названия этих предметов. После того, как ряд предметов (3-5 предметов) будет обследован, ему предлагают узнать эти предметы по названию или назвать эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руки. Сложность задания заключается в том, что ребёнку необходимо выполнить две мыслительные операции: узнавание и запоминание.

Читайте также:  Развитие ребенка старше одного года

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильной памяти, ощущений и восприятия.

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, кубик, шарик, пуговицу. Ребёнок на ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он сам или с помощью взрослого описывал свойства предметов. Маленькие дети могут складывать сами предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Тёплый – холодный, сухой – мокрый»

Цель: развитие тактильной памяти, ощущений и восприятия.

Подготовьте стимульный материал, например кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую вату, сухую губку и т.п. Сначала предложите ребёнку с открытыми глазами ощупать предметы и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, даёт ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и тёплый клубок ниток»).

«Запомни фигуру»

Цель: развитие тактильной памяти, ощущений и восприятия.

Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, квадрат, звёздочка и т.д.), называет и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы, должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

«Делай, как я»

Цель: развитие тактильно-двигательной памяти.

На первом этапе взрослый становится за спиной ребёнка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит в стороны, поднимает ногу и т.д., а потом просит ребёнка повторить эти движения.

Блок игровых заданий по коррекции и развитию двигательной памяти.

Двигательная память играет важную роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребёнка координацию, даёт разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной. А танцевально-ритмические движения и музыка дают возможность детям получить положительный заряд и ощутить радость от движений.

«Повторяй за мной»

Цель: развитие двигательной памяти, координации.

Взрослый показывает одиночные движения или серии движений, ребёнок смотрит, запоминает и правильно их выполняет. В этом упражнении ребёнок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путём повторения. Для занятия можно использовать спортивный инвентарь (мяч, скакалку) и предметы (флажки, платочки, веточки).

«Замри»

Цель: развитие двигательной памяти, внимания.

Взрослый придумывает и демонстрирует какую – нибудь позу, ребёнок внимательно смотрит, затем начинает ходить. По сигналу «Замри», он воспроизводит позу, которую показал взрослый.

«Покажи»

Цель: развитие двигательной памяти.

Взрослый просит ребёнка вспомнить действия животных, людей, предметов, а потом показать.

Вспомни: как прыгает зайка? Покажи

Как ходит медведь? Покажи

Как бодается бык? Покажи

Как латает бабочка? Покажи

Как кошка лежит на солнышке? Покажи

Как ты плывёшь? Покажи

Как едет машина? Покажи

Как кружатся листья? Покажи и т. д.

«Танцуем вместе»

Цель: развитие двигательной памяти, координации, эмоций, художественного восприятия.

Взрослый показывает танцевальные движения, ребёнок повторяет за взрослым по подражанию. Старайтесь чаще разучивать с ребёнком новые танцевальные движения. Широко используйте музыку. Движениями ребёнок выражает свои чувства, рождённые музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, он упражняется в движениях, осваивает их.

Примечание: существует множество вариантов танцевально- ритмических движений и танцев под музыку. Рекомендую использовать диски С. и К.Железновых «Музыка с мамой» и классическую музыку.

Желаю успехов!

Источник

Память – важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности – зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками – ещё и творческие способности.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Условия работы с тактильной дощечкой

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Перед работой с тактильной дощечкой желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1-2 мин).

Читайте также:  Модель развития ребенка в доу

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

Задание 1.

  • Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте – провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло).

Задание 2.

нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. «Найди пару»

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

На что или кого похожа данная дощечка?

Cравнить колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Задание 4.”Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые – гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Задание 5.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Задание 6.

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Задание 7.

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка).

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие муравьи (дощечка).

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом.

Задание 8.

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

1) Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

2) Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

3)«Кошка на прогулке в лесу».

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Задание 9.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Источник