Развитие связной речи ребенка
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
– учит слушать и понимать речь взрослого;
– учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
– учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
– учит отвечать на вопросы воспитателя;
– повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
– повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
– подготовка к восприятию текста;
– первичное чтение текста педагогом;
– беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
– составление плана пересказа;
– повторное чтение текста педагогом;
– пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
– научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
– подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3 лет.
Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
– научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
– научить детей передавать разговор действующих лиц;
– научить последовательно пересказывать текст;
– научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:
– вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
– выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
– беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
– составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
– повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
– пересказ текста детьми;
– оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
– из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
– дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
– драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
– рассматривание картины;
– ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:
– подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
– рассматривание картины в целом;
– вопросы к картине воспитателя;
– образец рассказа по картине воспитателя;
– рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
– подготовка к эмоциональному восприятию картины;
– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
– рассматривание картины в целом;
– вопросы педагога по содержанию картины;
– составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
– рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
– рассказы 4-5 детей;
– оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
– рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
– тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
– использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
– рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:
– рассматривание игрушки;
– вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
– образец рассказа воспитателя;
– рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
– рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
– оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
– рассматривание игрушки;
– вопросы воспитателя;
– составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
– образец рассказа воспитателя по плану;
– рассказы детей по плану и опорным вопросам;
– оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
– узнавание игрушки по контуру;
– графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
– рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
– выкладывание разрезных картинок по теме;
– игры с данной игрушкой;
– чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
Методика обучения описанию детей 5 лет.
– лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
– рассматривание объекта описания;
– вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
– составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
– рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
– рассказы 4-5 детей об объекте;
– оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
Рассказы детей из личного опыта.
В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» – «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
По мере усложнения существуют виды рассказов:
– рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
– рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
– рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
– рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
– рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
– коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
– придумывание продолжения и завершение рассказа;
– придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
– придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
– придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Источник
Каждый ребёнок должен научиться говорить развёрнутыми предложениями, точно формулировать мысли, логически строить высказывания. Такие навыки необходимы для успешного обучения в школе.
Связная речь начинает развиваться примерно с 3-летнего возраста, а самое активное её формирование проходит в период с 5 до 7 лет. В раннем возрасте создаются предпосылки для развития связной речи. Очень важно понимать, что речь ребёнка развивается только в процессе живого общения. Поэтому лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, во время игр и бытовых дел.
1. Возраст с рождения до 1 года.
• С первых дней жизни разговаривайте с малышом, в процессе кормления, купания, одевания называйте все свои действия и предметы.
• Показывайте крохе звучащие игрушки, играйте с ними – это будет способствовать развитию слухового внимания у ребёнка.
2. Возраст от 1 до 2 лет.
• Не забывайте, что ваша речь является образцом для ребёнка. Поэтому продолжайте всё называть и комментировать.
• Читайте детские книги с яркими картинками, просите, чтобы малыш показал на картинке то, о чём вы прочитали.
• Повторяйте новые слова по несколько раз.
• Вовлекайте ребёнка в простые сюжетные игры (укачиваем куклу, загоним машину в гараж) и озвучивайте все действия в процессе игры.
3. Возраст с 2 до 3 лет.
• Обязательно объясняйте то, что интересует вашего малыша, отвечайте на его вопросы.
• Читайте стишки и сказки, в которых есть неоднократно повторяющиеся слова и фразы: «Репка», «Колобок» и др. Просите ребёнка, чтобы он повторял эти слова вместе с вами после нескольких прочтений.
• Просите малыша рассказать о том, что он видит сейчас, чем занимаются его близкие, что он сам делает. Это хороший приём для развития связной речи.
• Давайте ребёнку поручения, состоящие из нескольких действий. Например: «Возьми газету и отнеси папе». Такие поручения развивают слухоречевую память и понимание речи.
• Пойте весёлые песенки вместе с крохой, отстукивая или отхлопывая их ритм.
4. Возраст с 3 до 7 лет.
• Рассматривая какой-нибудь предмет, задавайте малышу вопросы: «Какой он по размеру? Какого цвета предмет? Какой по форме? Из какого материала сделан?» и др. Отвечая на такие вопросы, ребёнок научится составлять описательные рассказы.
• Научить ребёнка пересказывать поможет приём, который называется «отражённый пересказ». Используя данный приём, взрослый начинает говорить фразу («В некотором царстве, в некотором…»), а ребёнок заканчивает.
• Следующий приём – пересказ по наводящим вопросам. Дети с удовольствием пересказывают сюжеты, которые захватывают их эмоционально. Задавайте вопросы по сюжету любимой сказки или мультфильма, спектакля или циркового представления, и ребёнок всё подробно перескажет вам.
• Для развития связной речи хорошо использовать ряды сюжетных картинок (их можно вырезать из детских журналов). Возьмите картинки, перемешайте, попросите малыша разложить их в правильной последовательности и рассказать, что получилось.
• Можно предложить ребёнку стать «телевизионным ведущим». Для этого нужно дать ему в руки «микрофон» и попросить взять интервью у членов семьи.
Заранее подскажите вопросы, которые может задать малыш своим близким. Например: «Какое твоё любимое блюдо? Какая книга тебе больше всего нравится?» и т.д.
• Можно читать малышу перед сном книгу с условием, что ему приснится другое окончание прочитанного рассказа или сказки, а утром малыш вам его расскажет.
Не забудьте поощрять своего ребёнка улыбкой и похвалой за любой, даже небольшой успех, и у вас всё получится.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Ольга Смотрина
Методика развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А. М. Леушиной, Э. П. Коротковой, Л. В. Ворошниной, Е. М. Струниной, А. Г. Арушановой, О. С. Ушаковой и др.). В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.
Для ранней детской речи характерна ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок.
Затем речь ребенка становится контекстной, т. е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента, когда речь ребенка уже может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается,что он овладел минимумом речевых умений.
Дальнейшее усложнение детской речи идет несколькими путями. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи,как подчеркивает Леонтьев,возникает произвольность речи. Другой путь усложнения речевых умений – переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных видах – диалоге и монологе. Каждый из этих видов имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Связнаядиалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.
В методике развития речи рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа. Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.
Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е. А. Флёриной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, и др. В ходе беседы важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой.
Совершенствованию диалогической речи в беседе способствуют поисковые вопросы, отгадывание загадок, решение речевых логических задач. А. Г. Арушанова, отмечая личностные, партнерские отношения между собеседниками, выделяет еще один вид беседы – светская. Светская беседа – свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Темой таких бесед могут быть яркие впечатления из жизни детей, неожиданные встречи в природе, интересные случаи, детские забавы и др.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. А. Г. Арушанова указывает, что, принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
Особенно важной для развития диалогических умений является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения. Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А. А. Максимовой.
Трудно переоценить ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника. В режиссерской игре ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками.
Кроме различных видов игр для формирования диалогической речи как средства общения, используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Педагог дает образец словесной просьбы, которую дети могут повторить, а по мере накопления опыта общения ребенок сам выбирает подходящую формулу.
Целенаправленное обучение диалогической речипроисходит в специально организованных речевых ситуациях:
При выборе ситуаций необходим учет критериев: значимость этих ситуаций для детей, опора на жизненный опыт старших дошкольников; ясность и конкретность.
С. Привалова подчеркивает, что на этапе создания положительной мотивации на общение, на приобретение коммуникативных умений на уровне восприятия важны умения дослушать и выслушать, учитывать эмоциональное состояние партнера. С этой целью возможно использование чтения, инсценирования литературных произведений с беседой о мотивах правильного речевого поведения (К. Чуковский «Телефон», «Айболит», З. Машковская «Обида»). Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Д. Н. Дубинина рекомендует использовать в работе с дошкольниками социально-бытовые сказки («Каша из топора», «Мена», «Как мужик гусей делил», «Старый отец» и др.). Дети обсуждают со взрослыми различные ситуации, которые происходят с персонажами сказки, пробуют определить, как нужно поступать в том или другом случае.
На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.
Монологическая речь – развернутый, организованный, произвольный вид речи. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Монологическая речь – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольники не способны освоить монолог на должном уровне.
Развитие связной речи тесно связано с другими сторонами речевого развития ребенка освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.
Виды монолога, которым обучают детей в детском саду, определились в методике достаточно давно. В дошкольном возрасте дети осваивают рассказывание как самостоятельное создание текстов и пересказ готовых текстов.
Однако в современной методике в качестве ведущей классификации детских рассказов выступает классификация,отражающая функциональные характеристики текста: описание,повествование, рассуждение. Каждый тип монолога выполняет свою функцию и имеет свою структуру.
Современная методика обучения дошкольников монологической речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях (назначении, структуре) каждого типа текста. При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания (цепная,параллельная связь,развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
В обучении детейрассказыванию и пересказу рекомендуется использование разнообразных приемов: мотивационная установка; образец рассказа; анализ образца рассказа; совместное рассказывание); план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, вида рассказывания, этапа обучения, решаемых задач, уровня речевого развития детей. (слайды)
Для младшего дошкольного возраста характерно:
Тщательно продуманные вопросы
Рассказ воспитателя как образец
Совместное рассказывание
В средней группе дети учатся составлять рассказ по схеме
Указание на предмет, называние его
Указание признаков, действий предмета или с предметом
Оценка предмета или отношение ребенка к нему
В старшем возрасте:
Частичный образец –план рассказа
Последовательное составление рассказа
Составление рассказа по рисунку
В подготовительной группе:
Рассказ из личного опыта
Придумывание сказки с новыми героями
Придумывание сказки с изменением характера героев
Старая сказка с новым героем
Пересказ сказки от лица героя и т. д.
В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения детей, использовать коллективные формы работы (рассказывание по частям, коллективное составление рассказов, пересказ художественных произведений по ролям и др.). Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и достаточную речевую активность детей на занятиях. Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов.
В обучении монологу-описанию используются игры «Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки» и т. д. В обучении монологу-повествованию эффективны игры-инсценировки с игрушками, дидактические игры с наглядным материалом «Расположи по порядку», «Что сначала, что потом». Для освоения монолога-рассуждения результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления («Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее»).
Эффективным приемом формирования у детей элементарных знаний о структуре текста является моделирование. Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане. Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога: составлению описательных рассказов по игрушке; составлению повествовательных рассказов по картине; обучению творческому рассказыванию, пересказу.Приемами наглядного моделирования являются: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.
Одним из средств обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию являются карты Проппа.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста Владимир Яковлевич Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру. Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна – создание нерифмованного стихотворения. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения.К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Таким образом, современная методика развития связной речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка в целом. В процессе общения и взаимодействия с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.
Источник