Развитие способностей ребенка в доу
Способности
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.
Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй – степень выраженности способностей.
Способности классифицируются на:
- Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
- Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические способности подразделяются на:
- Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
- Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.
Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Уровни развития способностей:
- Способности;
- Одарённость – следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
- Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
- Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.
К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».
Условия развития способностей в дошкольном возрасте:
- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Приложение 3.1.1.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» г. Сыктывкара
Консультация для воспитателей
«Развитие способностей детей дошкольного возраста»
Вакуева Е. М.
воспитатель
Источник
Программа
по «Выявлению и развитию способностей у
детей дошкольного возраста»
Воспитатель первой категории:
Янковская А.А.
д. Агибалово
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Актуальность темы
- Цель и задачи программы
- Планируемые результаты
- Виды способностей
- Содержание программы
- Метода для определения способностей детей
- Направления и формы работы
- Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
- Формы работы с родителями
- Список литературы
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития способностей воспитанников.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга для выявления и развития способностей у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками творческих способностей.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
1.3. Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Под термином «одарённый ребёнок» мы рассматриваем ребёнка, уровень способностей которого значительно отличается от среднего. На сегодняшний день существует много подходов к классификации детской одарённости, её видов, критериев.
- Виды способностей:
- Академические способности. Составляющие: мотивационно – личностные характеристики, способности к обучению.
- Творческие способности. Составляющие: художественная одарённость, вокальная одарённость, литературная одарённость, артистическая одарённость, конструкторская одарённость.
- Психомоторные способности. Составляющие: спортивная одарённость, хореографическая одарённость.
- Коммуникативные способности. Составляющие: социально – личностная одарённость, лидерская одарённость.
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды способностей | Составляющие | Как проявляются |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческие способности | Художественные способности | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальные способности | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературные способности | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистические способности | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторские способности | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографические способности | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерские способности | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Содержание программы
2.1. Метода для определения способностей детей
Существует четыре метода для определения способностей детей:
- Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
- Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
- Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
- Совместная деятельность – помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
- Направления и формы работы
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.
Направления и формы работы.
Направления деятельности с одаренными детьми:
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Формы работы с одарёнными детьми
- Индивидуальная работа.
- Творческие мастерские.
- Участие в конкурсах.
- Проектная деятельность.
- Групповые занятия
- Работа с родителями.
Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
- Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех видов способностей у детей.
- Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:
– использование ИКТ;
– учет гендерных особенностей;
– проблемно – поисковые методы и приемы;
– «Неделя интеллектуальных игр» и др.
- Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.
- Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.
- Досуговые мероприятия, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Важное значение для развития творческих способностей детей имеют праздники и развлечения для дошкольников, которые проводятся в детском саду. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребѐнка, основа формирования его общей культуры. В ДОУ отмечаются государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря, праздники к знаменитым датам страны, города, детского сада, экологические праздники, семейные праздники.
- Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:
– родительские собрания,
– дни открытых дверей,
– совместные развлечения,
– индивидуальные консультации и беседы,
– оформление стендового материала,
– совместные проекты,
– анкетирование,
– встречи за круглым столом,
– сайт школы.
4. Организация социального партнерства. Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.
Формы работы с учреждениями района:
1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки, спектакли и пр.);
2. Дополнительные образовательные услуги.
2.3. Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для
исследования способностей воспитанников детского сада.
Виды способностей | Составляющие | Методы и методики для исследования способностей |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика Цветовой тест Люшера- Эткинга |
способности к обучению | ||
Творческие способности | Художественные способности | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс). |
Вокальные способности | Наблюдение Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | |
Литературные способности | ||
Артистические способности | ||
Конструкторские способности | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Наблюдение |
Хореографические способности | Наблюдение | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» |
Лидерские способности |
По результатам диагностики по исследованию способностей воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
2.4.Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Формы работы:
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы:
1. Диагностика склонностей воспитанников методика А.И Савенкова «Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.
Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
3. Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7.Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
8.Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997
9.Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
10.Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.
Интернет-ресурсы:
https://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php
https://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
https://www.twirpx.com/file/137257/
Источник