Развитие способностей ребенка курсовая работа
Сущность понятий “задатки” и “способности”, особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.
Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческого мышления и воображения.
курсовая работа, добавлен 11.12.2006
Сущность понятий “творчество”, “творческие способности”. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте. Диагностика творческих способностей. Развитие креативных способностей учащихся. Интеллектуальная одаренность и творческие способности.
курсовая работа, добавлен 07.04.2014
Проблема развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте. Психологические факторы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Содержание системы творческих заданий. Программа развития творческих способностей.
реферат, добавлен 10.06.2014
Сущность понятия “творческие способности”. Основные условия развития творческих способностей. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.
курсовая работа, добавлен 19.12.2014
Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте. Авторская песня – средство развития творческой личности. Реализация педагогических условий развития творческих способностей подростков.
дипломная работа, добавлен 31.01.2014
Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте. Содержание и методы развития творческих способностей школьников на уроках трудового обучения. Сочетание эвристических и алгоритмических методов развития креативности.
курсовая работа, добавлен 29.08.2014
Теоретические аспекты развития творческих способностей. Природа творческих способностей и сущность творческого процесса. Подходы к определению творческих способностей. Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты.
курсовая работа, добавлен 12.06.2010
Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 11.10.2014
Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Понятия творчество и творческие способности . Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
курсовая работа, добавлен 07.01.2003
Теоретический анализ проблемы формирования творчества и творческих способностей. Условия развития эмоционально–познавательной сферы ребенка. Формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.
курсовая работа, добавлен 18.05.2015
Источник
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ | Поиск учебного материала на сайте | Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного. |
| |||||||||||||
Источник
Ñóùíîñòü è ñòðóêòóðà òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé è ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ðàçâèòèè äåòåé ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû. Îïèñàíèå ìåòîäèê “êëÿêñîãðàôèÿ” è “èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” íà ýòàïàõ ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
 ñâîáîäíîì ñàìîñòîÿòåëüíîì ìóçèöèðîâàíèè óäîâëåòâîðÿþòñÿ ðàñòóùàÿ ïîòðåáíîñòü â òâîð÷åñêîì ñàìîâûðàæåíèè, ïðîáóæäàþùèåñÿ ìîòèâû ê ïîèñêó íîâûõ ìóçûêàëüíûõ ñî÷åòàíèé è èõ âûðàæåíèå â âîîáðàæàåìûõ ìóçûêàëüíî-èãðîâûõ îáðàçàõ.
Âûøåñêàçàííîå ïîçâîëÿåò óòâåðæäàòü, ÷òî ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà 4-5 ëåò íåîáõîäèìî ðàññìàòðèâàòü îòíîñèòåëüíî êà÷åñòâà ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé öåëîñòíîãî âîñïðèÿòèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â âèäàõ ìóçûêàëüíîãî èñïîëíèòåëüñòâà (âîñïðèÿòèå ìóçûêè, ïåíèå, ìóçûêàëüíî-ðèòìè÷åñêèå äâèæåíèÿ, ìóçèöèðîâàíèå) è ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà (îäíîðîäíîå: ïåñåííîå, òàíöåâàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíîå; ñèíòåòè÷åñêîå: ïåñåííî-èíñòðóìåíòàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíî-ðå÷åâîå, ïåñåííî-òàíöåâàëüíîå).
Íà îñíîâàíèè ýòîãî íàìè îïðåäåëåíû ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 4-5 ëåò, êîòîðûå îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà – ïåñåííûõ, òàíöåâàëüíûõ, èíñòðóìåíòàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ êîìïîçèöèé-èìïðîâèçàöèé è ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.
Ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 5-6 ëåò ïðåäïîëàãàåò çíàíèå íå òîëüêî ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, íî è âîçðàñòíûõ ìóçûêàëüíûõ âîçìîæíîñòåé.
Äëÿ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ. À.Â. Çàïîðîæåö îòìå÷àë, ÷òî âîñïðèÿòèå äåòåé 5-6 ëåò îòëè÷àåòñÿ ïðåäíàìåðåííîñòüþ, ïðîèçâîëüíûì è ïëàíîìåðíûì õàðàêòåðîì, áûñòðûì ðîñòîì ñëóõîâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ïîÿâëåíèåì ïðè ýòîì èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé, íàïðÿìóþ çàâèñÿùèõ îò ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèé ìóçûêîé. Íàçâàííûé õàðàêòåð âîñïðèÿòèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ÷óâñòâà ñîïåðåæèâàíèÿ ìóçûêàëüíîìó îáðàçó, íåîáõîäèìîìó äëÿ òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Äåòè ñïîñîáíû íå òîëüêî ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ ïðè âîñïðèÿòèè ìóçûêè, íî è ñëåäèòü çà ðàçâåðòûâàíèåì ìóçûêàëüíûõ îáðàçîâ âî âðåìåíè êàê íà îñíîâå íåïîñðåäñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, òàê è íà îñíîâå ðàíåå ïîëó÷åííîãî âïå÷àòëåíèÿ. Çíà÷èìî è òî, ÷òî ó äåòåé 5-6 ëåò âîñïðèÿòèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé ìîæåò ïðèîáðåòàòü ýñòåòè÷åñêóþ îêðàñêó.
Âàæíåéøèì íîâîîáðàçîâàíèåì òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ÿâëÿåòñÿ âîîáðàæåíèå, âûñòóïàþùåå ïñèõîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà.  âîîáðàæåíèè òåñíî ïåðåïëåòåíû êîãíèòèâíîå è àôôåêòèâíîå (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, Î.Ì. Äüÿ÷åíêî è äð.). Óðîâåíü âîîáðàæåíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ðàçâèòèå ñôåðû ýñòåòè÷åñêèõ ýìîöèé, äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âîçðàñòíàÿ ñåíçèòèâíîñòü, “ðåàêòèâíîñòü” äîøêîëüíèêîâ íà íåïîñðåäñòâåííûå âïå÷àòëåíèÿ, ÷óòêîñòü ê îáðàçíî-ýìîöèîíàëüíûì ìîìåíòàì, òèïè÷íîå äëÿ äàííîãî ïåðèîäà ñîîòíîøåíèå ïåðâîé è âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåì ñïîñîáñòâóþò ïðèòÿãàòåëüíîñòè õóäîæåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèòèþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ (À.Â. Çàïîðîæåö, Í.Ñ. Ëåéòåñ). Íàêîïëåíèå îïûòà âëèÿåò íà ðàçâèòèå ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, ðå÷è, ìåëêîé ìîòîðèêè, ÷òî ïîìîãàåò îâëàäåíèþ ýëåìåíòàìè ìóçûêàëüíîé ãðàìîòû è íàâûêàìè èãðû íà äåòñêèõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.
Äâèæåíèÿ ðåáåíêà 5-6 ëåò ïðèîáðåòàþò ïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð. Îíè îòëè÷àþòñÿ íå òîëüêî îïðåäåëåííîé àâòîìàòèçàöèåé ïðè õîäüáå è áåãå, íî è íîâûìè êà÷åñòâàìè – áûñòðîòîé, ëîâêîñòüþ, ÷åòêîñòüþ, ðèòìè÷íîñòüþ, “ïîëåòíîñòüþ”. Ýòè âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âûâîäÿò ðåáåíêà íà ñàìîâûðàæåíèå â òàíöåâàëüíîì òâîð÷åñòâå.
Çíà÷èòåëüíîå óêðåïëåíèå ãîëîñîâûõ ñâÿçîê, âîêàëüíî-ñëóõîâàÿ êîîðäèíàöèÿ, äèôôåðåíöèàöèÿ ñëóõîâûõ îùóùåíèé, ôîðìèðîâàíèå ñëóõîâîãî êîíòðîëÿ ïîâûøàþò êà÷åñòâî èíòîíèðîâàíèÿ çíàêîìûõ ìåëîäèé è ñîáñòâåííûõ ïåñåííûõ èìïðîâèçàöèé. Îäíà èç îñíîâíûõ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé 5-6 ëåò – ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ê ðàçíîîáðàçíîé, ýìîöèîíàëüíî-âûðàçèòåëüíîé, òâîð÷åñêîé ïåðåäà÷å ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà.
Õàðàêòåðíî äëÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ è ïðîÿâëåíèå èíòåðåñà ê êîìïîçèòîðó, ìóçûêàëüíîìó ïðîèçâåäåíèþ, âèäó ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà è äàæå ê ðàçëè÷íûì èõ ñîñòàâëÿþùèì. Íàïðèìåð, íå ê õîðîâîäó, à ê òàíöåâàëüíûì èìïðîâèçàöèÿì, íå ê èíñòðóìåíòàëüíîé èìïðîâèçàöèè â öåëîì, à ê èìïðîâèçàöèè íà âûáðàííûé ðèòì è ò. ä.
Íà ôîíå ðàçâèòèÿ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòè ýòîãî âîçðàñòà äîñòèãàþò íîâûõ ïî êà÷åñòâó ðåçóëüòàòîâ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè [20, ñ. 12-22].
Ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé 5-6 ëåò îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ è îáùèõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî è ñèíòåòè÷åñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.
Èòàê, ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 3-6 ëåò âûïîëíÿåò ñëåäóþùèå ôóíêöèè:
– îðãàíèçàöèÿ äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà óñëîâèé óñïåøíîñòè ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ýìîöèîíàëüíîãî çàêðåïëåíèÿ;
– ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ è ìîòèâàöèè ê ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýìîöèîíàëüíîãî ïðåäâîñõèùåíèÿ ïîëó÷åíèÿ ýñòåòè÷åñêè îôîðìëåííîãî è çíà÷èìîãî äëÿ îêðóæàþùèõ ïðîäóêòà ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;
– ïîñòîÿííûé ïîäáîð ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ôîðì îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ äåòüìè, íàïðàâëåííûõ íà ïðåäîòâðàùåíèå ñèòóàöèé, òîðìîçÿùèõ ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;
– îáó÷åíèå ðåáåíêà îöåíêå ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ïðîäóêòà – ìóçûêàëüíîé êîìïîçèöèè-èìïðîâèçàöèè;
– ðàçâèòèå íàâûêîâ ñàìîñòîÿòåëüíîãî òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ â èãðîâûõ ïðîáëåìíûõ ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíûõ ñèòóàöèÿõ, àäåêâàòíûõ ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûì îñîáåííîñòÿì è ìóçûêàëüíûì âîçìîæíîñòÿì.
Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ
2.1 Îïèñàíèåìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿòâîð÷åñêèõñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìèèçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè
Êàðòî÷êà èçó÷åíèÿ:
Äàòà íàáëþäåíèÿ: 10. 09. 2008
Ãîðîä Ëèäà, äåòñêèé ñàä ¹ 8, ãðóïïà “Ôàíòàç¸ðû”, 3 ÷åëîâåêà.
Òåìà íàáëþäåíèÿ:
Öåëü: èçó÷èòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé â èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàòåëÿì:
1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ;
2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ èçîáðàæåíèÿ;
3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü èçîáðàæ¸ííûõ îáðàçîâ;
4) êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ.
2.2 Ïðîâåäåíèåìåòîäèêè “Êëÿêñîãðàôèÿ” íà íà÷àëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà
Äåòÿì äà¸òñÿ ñëåäóþùàÿ èíñòðóêöèÿ: “Íà ëèñòå áóìàãè ïðè ïîìîùè êëÿêñ íàðèñóéòå ñêàçî÷íûé ñþæåò è îïèøèòå. Êëÿêñû ìû ñ âàìè ðèñîâàëè íà íàøèõ çàíÿòèÿõ. Ïðîÿâèòå ñâîþ ôàíòàçèþ è òâîð÷åñòâî”.
Ñþæåò ñêàçêè äåòè ïðèäóìûâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî.
Òàáëèöà 2.1. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè
Èìÿ ðåá¸íêà | Âîçðàñò ðåá¸íêà | Ñþæåò ðèñóíêà |
Õðîìèíà Ëèäà | 5 ëåò 6 ìåñÿöåâ | Òó÷êè ëåòàþò ïî íåáó, à êîðîëåâà – ñîëíöå çà íèìè íàáëþäàåò. |
Ñìîëÿê Âèêà | 5 ëåò 7 ìåñÿöåâ | Êèêèìîðà è áàáà-ÿãà ëåòÿò íà áàë. Îíè êðàñèâî îäåëèñü, ó íèõ êîðîíû. |
Ãðîìîâ Âàëåíòèí | 5 ëåò 2 ìåñÿöà | Êîò è åãî äðóã ñîáàêà ñîáðàëèñü â ñêàçî÷íóþ ñòðàíó |
Òàáëèöà 2.2
Õðîìèíà Ëèäà | Ñìîëÿê Âèêà | Ãðîìîâ Âàëåíòèí | |
1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ | _ | _ | _ |
2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà | _ | + | – |
3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ | _ | – | + |
4) òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà | _ | – | + |
Õðîìèíà Ëèäà íàðèñîâàëà òó÷êè – äàííûé ýëåìåíò êëÿêñîãðàôèè ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ë¸ãêèì, äîëãî íå ìîãëà ïðèäóìàòü ñþæåò, ðèñóíîê íå êðàñî÷íûé, èñïîëüçîâàíû òîëüêî êîðè÷íåâàÿ è ÷¸ðíàÿ êðàñêà. Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà íà äîñòàòî÷íî íèçêîì óðîâíå: îáðàçû íàðèñîâàíû íåàêêóðàòíî, ðàñïîëîæåíû â ëåâîì óãëó.
Ñìîëÿê Âèêà ïðèäóìàëà èíòåðåñíûå îáðàçû, îíà ðàññêàçàëà, ÷òî ÷èòàëà ñêàçêó ïðî áàá-¸æåê è ýòî ïðîèçâåäåíèå åé è ïîäñêàçàëî ñþæåò. Îäíàêî ðèñóíîê íåàêêóðàòíûé, îáðàçû ïåðñîíàæåé íåäåòàëèçèðîâàííû. Ãðîìîâ Âàëåíòèí ðèñóíîê íàðèñîâàë êðàñî÷íî, àêêóðàòíî, îäíàêî ãåðîè íå ñêàçî÷íûå è ñþæåò ìàëü÷èê íå ïðèäóìàë.
Òàêèì îáðàçîì, ñêàçî÷íûå ïåðñîíàæè èçîáðàæåíû òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà èç òð¸õ.
Èòàê, íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà âûÿâëåíà òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà; áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ – òàêæå òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà (33,3 %).
Çàäà÷è ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè:
– ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå ñîâìåñòíîé, ïîääåðæèâàòü çàèíòåðåñîâàííîñòü êîíêðåòíûìè åå âèäàìè;
– ñîäåéñòâîâàòü óãëóáëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî ñîïåðåæèâàíèÿ âîñïðèíÿòîìó, äèôôåðåíöèðîâàííîìó îòíîøåíèþ ê ïðîèçâåäåíèÿì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà è âèäàì èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè;
– ñîäåéñòâîâàòü äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ õóäîæåñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ;
– ðàçâèâàòü èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è îäàðåííîñòü äîøêîëüíèêîâ;
– ðàçâèâàòü òâîð÷åñêóþ àêòèâíîñòü, âîîáðàæåíèå, ïîçíàâàòåëüíûå ñïîñîáíîñòè ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà;
– ñîäåéñòâîâàòü îáîãàùåíèþ èçîáðàçèòåëüíîãî îïûòà äåòåé â ñîçäàíèè õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà íà äîñòóïíîì èì óðîâíå;
– ôîðìèðîâàòü ïðåäñòàâëåíèÿ î ìíîãîîáðàçèè ñðåäñòâ ñîçäàíèÿ;
– ñòèìóëèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñòðåìëåíèå è ïîïûòêè äåòåé âûðàçèòü ñåáÿ, ñîáñòâåííîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè; ïðîäîëæàòü ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó âîïëîùåíèþ òâîð÷åñêîãî çàìûñëà;
– ñòèìóëèðîâàòü æåëàíèå îâëàäåòü íîâûìè ñðåäñòâàìè è ñïîñîáàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàòü ñ èçîáðàçèòåëüíûìè ìàòåðèàëàìè [14, ñ. 196-197].
Ó÷èòûâàÿ âûøåïåðå÷èñëåííûå ôîðìû è ìåòîäû ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ èçîáðàçèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà áûëà ñîñòàâëåíà è â òå÷åíèå ìåñÿöà ïðîâåäåíà êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ ó äåòåé òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé:
1. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííûõ òåõíîëîãèé (ñì.: Ïðèëîæåíèå 1).
2. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííîé òåõíîëîãèè. Ðèñîâàíèå òåñòîì “Ïàðóñíèê è ëîäêà”.
3. Ïóòåøåñòâèå â ñòðàíó Ðèñîâàíäèþ.
4. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ “×óäåñíàÿ êíèãà” (êðàñêàìè).
5. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè “Âîëøåáíàÿ ñòðàíà – ïîäâîäíîå öàðñòâî” (ñì.: Ïðèëîæåíèå 2, 3, 4, 5, 6).
6. Èãðû “Äîðèñóé”, “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò”.
Ïðè ïðîâåäåíèè èãðû “Äîðèñóé” âîñïèòàòåëü ïðåäëàãàåò ðåáåíêó ðèñóíîê ñ ðàçíûìè íåçàêîí÷åííûìè èçîáðàæåíèÿìè è ïîïðîñèòå åãî íàðèñîâàòü ÷òî-íèáóäü èíòåðåñíîå, èñïîëüçóÿ ýòè èçîáðàæåíèÿ.
Êîãäà ðåáåíîê ñäåëàåò ðèñóíîê, ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî îí èçîáðàçèë [4, ñ. 60-61].
Èãðà “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò” íàïðàâëåíà íà ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó íàðèñîâàòü òî, ÷åãî íà ñâåòå íå áûâàåò. Ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü, ÷òî îí íàðèñîâàë. Èãðà ïðîéäåò âåñåëåå, åñëè âû òîæå ïðèìåòå ó÷àñòèå â ðèñîâàíèè
2.3 Ïðîâåäåíèåòåñòà “Èçîáðàçèòåëüíàÿôàíòàçèÿ” íà çàêëþ÷èòåëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà
Ñ ïîìîùüþ òåñòà ” Èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” ïðîâåðÿåòñÿ ðàçâèòîñòü òâîð÷åñòâà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå [11, ñ. 89].
Ðåá¸íêó äà¸òñÿ èíñòðóêöèÿ: “Ïðèäóìàé ñêàçêó î êàêîì-ëèáî æèâîì ñóùåñòâå (÷åëîâåêå, æèâîòíîì) èëè î ÷åì-ëèáî èíîì ïî âûáîðó è íàðèñóé åãî. Òû êîíå÷íî ìîæåøü èñïîëüçîâàòü èçâåñòíûõ òåáå ñêàçî÷íûõ ãåðîåâ, íî ëó÷øå, åñëè òû ñàì èõ ïðèäóìàåøü è îïèøåøü ” (Íà ïðèäóìûâàíèå òåìû èëè ñþæåòà ñêàçêè îòâîäèòñÿ îêîëî îäíîé ìèíóòû, è ïîñëå ýòîãî ðåáåíîê ïðèñòóïàåò ê ðàññêàçó.)
Áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ñþæåò ñêàçêè â îòâåäåííîå âðåìÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.
Åñëè â òå÷åíèå îäíîé ìèíóòû ðåáåíîê òàê è íå ïðèäóìàë ñþæåò ðèñóíêà, òî ïîäñêàæèòå åìó êàêîé-ëèáî ñþæåò.
Íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ÷òî-òî òàêîå, ÷òî îí íå ìîã ðàíüøå ãäå-ëèáî âèäåòü èëè ñëûøàòü, èëè ïåðåñêàçàë èçâåñòíîå, íî ïðè ýòîì âíåñ â íåãî îò ñåáÿ ÷òî-òî íîâîå, îðèãèíàëüíîå.
Áîãàòñòâî, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü ôàíòàçèè îöåíèâàþòñÿ ïî äîñòàòî÷íî áîëüøîìó ÷èñëó ðàçëè÷íûõ æèâûõ ñóùåñòâ, ïðåäìåòîâ, ñèòóàöèé è äåéñòâèè, ðàçíîîáðàçíûõ õàðàêòåðèñòèê è ïðèçíàêîâ, ïðèïèñûâàåìûõ âñåìó ýòîìó â ðàññêàçå ðåáåíêà, ïî íàëè÷èþ â ñþæåòå ðèñóíêà ðàçíîîáðàçíûõ äåòàëåé è õàðàêòåðèñòèê îáðàçîâ. Åñëè ðåáåíîê èñïîëüçóåò â ñâîåì ðàññêàçå áîëåå ñåìè òàêèõ ïðèçíàêîâ, à îáúåêò ðàññêàçà èçîáðàæåí íå ñõåìàòè÷åñêè, òî áîãàòñòâî ôàíòàçèè ó íåãî ðàçâèòî õîðîøî.
Ýìîöèîíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ ïî òîìó, íàñêîëüêî ÿðêî è óâëå÷åííî îïèñûâàþòñÿ ïðèäóìàííûå ñîáûòèÿ, ïåðñîíàæè, èõ ïîñòóïêè [4, ñ. 60].
Òàáëèöà 2.3. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííîé ðàáîòû
Èìÿ ðåá¸íêà | Âîçðàñò ðåá¸íêà | Ñþæåò ñêàçêè |
Õðîìèíà Ëèäà | 5 ëåò 6 ìåñÿöåâ | Çàìåñèëà áàáóøêà òåñòî è èñïåêëà êîëîáîê, óáåæàë êîëîáîê îò áàáóøêè è âñòðåòèë ïî äîðîãå ëèñó, êîòîðàÿ õîòåëà åãî ñúåñòü |
Ñìîëÿê Âèêà | 5 ëåò 7 ìåñÿöåâ | Æèë-áûë ëþäîåä. Îí áûë ëàêîìêà. Ëþáèë åñòü äåòåé. Èä¸ò ìàëü÷èê, óâèäåë åãî ëþäîåä ïîì÷àëñÿ, à ìàëü÷èê óìíûé. Ëþäîåä íàïàë íà ìàëü÷èêà, à ìàëü÷èê ïðûãíóë íà äåðåâî, ëþäîåä – çà íèì. À òîò – íà ÿáëîíþ, ëþäîåä – çà íèì. Ïðèáåæàëè ñîáàêà è êîòèê, íàïàëè íà ëþäîåäà. Ëþäîåä ïîì÷àëñÿ çà íèìè. Ñîáàêà ñ êîòèêîì ïîöàðàïàëè ëþäîåäà. Òîò çàëåç íà êóñò, ìàëü÷èê ñðóáèë êóñò è ëþäîåä óïàë. Ñîáàêà ñ êîòèêîì – íà íåãî, è ëþäîåä óáåæàë è íå ïîÿâëÿëñÿ â ñàäó. |
Ãðîìîâ Âàëåíòèí | 5 ëåò 2 ìåñÿöà | “Æèëè-áûëè äâà áîëüøèõ Øðåêà. Ó íèõ áûë ìàëåíüêèé äîìèê, áûëè ìàëåíüêèå Øðåêè. Æèëè îíè äàëåêî, äàëåêî, çà ìîðåì, çà ëåñîì, çà æàðêèìè ñòðàíàìè, â áîëüøîì òåìíîì ëåñó. Âîò åõàë îäèí ñòàðèê íà êîíå, åõàë è íå çíàåò, ãäå åãî âîðîíîé êîíü. Âîëê ñêàçàë: “Ïîåçæàé â òåìíûé ëåñ, è òàì íàâåðíî åãî Øðåêè ñúåëè”. Ñòàðèê ïîø¸ë, îòêðûë äâåðöû, âçÿë âîðîíîãî êîíÿ, ñåë íà âîðîíîãî, è ïîì÷àëñÿ. Åõàë, åõàë, ñìîòðèò: Øðåêè â áîëîòå èãðàþò. Âçÿë øàïêó-íåâèäèìêó, íàäåë íà ñåáÿ è ñàì ñòàë íåâèäèìöåì! Ïîíàáëþäàë è ïîíÿë, ÷òî íå ñòðàøíûå ýòè Øðåêè. À äîáðûå. Ñíÿë øàïêó íåâèäèìêó, ñòàë âèäèìûì è ïîäðóæèëñÿ ñ ñåìü¸é Øðåêîâ. Ïðèåõàë äîìîé – à òàì êîíü åãî æä¸ò. |
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник