Развитие способностей ребенка курсовая работа

Сущность понятий “задатки” и “способности”, особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческого мышления и воображения.

    курсовая работа, добавлен 11.12.2006

  • Сущность понятий “творчество”, “творческие способности”. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте. Диагностика творческих способностей. Развитие креативных способностей учащихся. Интеллектуальная одаренность и творческие способности.

    курсовая работа, добавлен 07.04.2014

  • Проблема развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте. Психологические факторы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Содержание системы творческих заданий. Программа развития творческих способностей.

    реферат, добавлен 10.06.2014

  • Сущность понятия “творческие способности”. Основные условия развития творческих способностей. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.

    курсовая работа, добавлен 19.12.2014

  • Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте. Авторская песня – средство развития творческой личности. Реализация педагогических условий развития творческих способностей подростков.

    дипломная работа, добавлен 31.01.2014

  • Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте. Содержание и методы развития творческих способностей школьников на уроках трудового обучения. Сочетание эвристических и алгоритмических методов развития креативности.

    курсовая работа, добавлен 29.08.2014

  • Теоретические аспекты развития творческих способностей. Природа творческих способностей и сущность творческого процесса. Подходы к определению творческих способностей. Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты.

    курсовая работа, добавлен 12.06.2010

  • Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2014

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Понятия творчество и творческие способности . Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.

    курсовая работа, добавлен 07.01.2003

  • Теоретический анализ проблемы формирования творчества и творческих способностей. Условия развития эмоционально–познавательной сферы ребенка. Формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2015

  • Источник

    ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

    Поиск учебного материала на сайте

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


    Наименование:


    курсовая работа Развитие творческих способностей у детей

    Информация:

    Тип работы: курсовая работа.

    Добавлен: 16.06.13.
    Год: 2012.
    Страниц: 10.
    Уникальность по antiplagiat.ru:

    Описание (план):

    Содержание. Введение. 3
    1. Условия
    перехода природных задатков
    в способности. 5
    2. Развитие
    способностей ребенка в младшем
    школьном возрасте. 9
    3. Развитие
    творческих способностей ребенка
    в учебной деятельности. 11
    Заключение. 14
    Список
    использованной литературы. 16Введение. Под
    способностями понимаются индивидуально–психологические
    и двигательные особенности индивида,
    которые имеют отношение к
    успешности выполнения какой–либо деятельности,
    но не сводятся к знаниям, умениям и
    навыкам, которые уже выработаны у ребенка.
    При этом успешность в какой-либо деятельности
    может быть обеспечена не отдельной способностью,
    а лишь тем своеобразным их сочетанием,
    которое характеризует личность. Этой
    проблемой занимались такие корифеи отечественной
    психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
    С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес
    и другие. Понятийный аппарат, содержание
    и основные положения теории способностей
    разработаны, главным образом, именно
    в трудах этих ученых.
    В
    работе автор кратко рассмотрит особенности
    формирования творческих способностей
    младших школьников. Главная задача начальной
    школы – обеспечить развитие личности
    ребенка. Неудачи могут быть объяснены
    не только недостатком знаний, которые
    должны были быть приобретены на предшествующих
    этапах обучения, но и неразвитыми способностями
    ребенка. Источниками полноценного развития
    ребенка выступают два вида деятельности:

    любой ребенок развивается по
    мере освоения прошлого опыта
    человечества за счет приобщения
    к современной культуре. В основе этого
    процесса лежит учебная деятельность,
    которая направлена на овладение ребенком
    знаниями и умениями, необходимыми для
    жизни в обществе;

    ребенок в процессе развития
    самостоятельно реализует свои
    возможности, благодаря творческой
    деятельности. В отличие от учебной творческая
    деятельность не нацелена на освоение
    уже известных знаний.
    Целью
    курсовой работы является изучение процесса
    формирования творческих способностей,
    уяснение и раскрытие сущности этого процесса.
    Для того чтобы достичь поставленной в
    работе цели преследовалось несколько
    задач.
    Во-первых,
    необходимо раскрыть условия перехода
    природных задатков в способности.
    Во-вторых,
    важно рассмотреть развитие способностей
    ребенка в младшем школьном возрасте.
    В-третьих,
    нужно кратко остановиться на развитии
    творческих способностей ребенка в учебной
    деятельности.
    Структурно
    работа состоит из введения, основной
    части, заключения, списка использованной
    литературы, приложений. При написании
    работы автор использовал учебники и учебные
    пособия по педагогической психологии,
    статьи из журналов и другую литературу
    по исследуемой теме.1.
    Условия перехода
    природных задатков
    в способности.
    При
    рождении каждый ребенок обладает определенными
    задатками для развития способностей
    и личностных качеств, которые окончательно
    формируются в процессе индивидуального
    развития и обучения, но чтобы способности
    получили развитие, мало дать ребенку
    знания, умения и навыки. Очень важно сформировать
    такие личностные качества, которые стали
    бы движущей силой всей его учебной деятельности,
    а также определили бы дальнейшую судьбу
    полученных знаний: останутся ли они мертвым
    грузом или будут творчески реализованы.
    Психологи признают известную роль природных,
    биологических факторов как природных
    предпосылок развития способностей. Такие
    природные предпосылки развития способностей
    называют задатками. Задатки – некоторые
    врожденные анатомо-физиологические особенности
    мозга, нервной системы, анализаторов,
    которые обусловливают природные индивидуальные
    различия между людьми1. Задатки
    влияют на процесс формирования и развития
    способностей. При всех прочих равных
    условиях наличие благоприятных для данной
    деятельности задатков способствует успешному
    формированию способностей облегчает
    их развитие. Разумеется, только наличием
    особо благоприятных задатков и особо
    благоприятных условий жизни и деятельности
    объясняются чрезвычайно высокие уровни
    достижений. К задаткам относятся некоторые
    врожденные особенности зрительного и
    слухового анализаторов. В качестве задатков
    выступают также типологические свойства
    нервной системы, от которых зависит быстрота
    образования временных нервных связей,
    их прочность, сила сосредоточенного внимания,
    выносливость нервной системы, умственная
    работоспособность. В настоящее время
    установлено, что наряду с тем, что типологические
    свойства (сила, уравновешенность и подвижность
    нервных процессов) характеризует нервную
    систему в целом, они могут совершенно
    по–другому характеризовать работу отдельных
    областей коры (зрительной, слуховой, двигательной
    и т.д.).
    В
    качестве задатков следует рассматривать
    также уровень развития и соотношения
    первой и второй сигнальной систем.
    В зависимости от особенностей соотношения
    между сигнальными системами
    И.П. Павлов различал три специально
    человеческих типов высшей нервной
    деятельности: художественный тип с относительным
    преобладанием первой сигнальной системы;
    мыслительный тип с относительным преобладанием
    второй сигнальной системы; средний тип
    с относительной уравновешенностью сигнальных
    систем2. Для людей художественного
    типа характерна яркость непосредственных
    впечатлений, образность восприятия и
    памяти, богатство и живость воображения,
    эмоциональность. Люди мыслительного
    типа склонны к анализу и систематизации,
    к обобщенному, абстрактному мышлению.
    Задатками могут являться и индивидуальные
    особенности строения отдельных участков
    коры головного мозга. Следует помнить,
    что задатки не заключают в себе способностей
    и не гарантируют их развития Задатки
    – это только одно из условий формирования
    способностей. Ни один человек, какими
    бы благоприятными задатками он ни обладал,
    не может стать выдающимся музыкантом,
    художником, математиком, поэтом, не занимаясь
    много и настойчиво соответствующей деятельностью.
    В жизни много примеров, когда люди с весьма
    благоприятными задатками так и не смогли
    реализовать в жизни своих возможностей
    и оставались заурядными исполнителями
    как раз в той деятельности, в которой
    они могли бы добиться больших успехов,
    если бы по-иному сложилась их жизнь. И
    наоборот, даже при отсутствии хороших
    задатков трудолюбивый и настойчивый
    человек с сильными и устойчивыми интересами
    и склонностями к какой- либо деятельности
    может добиться в ней известных успехов.
    Нельзя
    считать, что каждой способности
    соответствует свой определенный задаток.
    Задатки многозначны. Это значит,
    что на основе одного и того же задатков
    могут выработаться разные способности.
    Например, на основе такого задатка, как
    быстрота точность, тонкость и ловкость
    движения, могут в зависимости от условия
    жизни и деятельности выработаться и способность
    к плавным и координированным движениям
    тела гимнаста, и способность к тонким
    и точным движениям руки хирурга, и способность
    к быстрым и пластичным пальцам скрипача.
    На
    основе художественного типа могут
    сложится способности актера, и писателя
    и художника, и музыканта, на основе
    мыслительного типа – способности и математика,
    и лингвиста, и философа. При наличии благоприятных
    задатков и при оптимальных условиях жизни
    и деятельности способности у ребенка,
    например, музыкальные, литературные,
    художественно изобразительные, математические,
    могут формироваться очень рано и развиваться
    весьма быстро ( что и создает иногда иллюзию
    врожденности способностей).3
    По
    утверждению Р.С. Немова условиями
    и предпосылками развития у человека
    социальных способностей являются следующие
    обстоятельства его жизни4:

    наличие общества, социально-культурной
    среды, созданной трудом многих
    поколений людей. Эта среда
    искусственная, включает множество
    предметов материальной и духовной
    культуры, обеспечивающих существование
    человека и удовлетворение его собственно
    человеческих потребностей;

    отсутствие природных задатков
    к пользованию соответствующими
    предметами и необходимость обучения
    этому с детства;

    необходимость участия в различных
    сложных и высоко- организованных
    видах человеческой деятельности;

    наличие с рождения вокруг
    человека образованных и цивилизованных
    людей, которые уже обладают
    необходимыми ему способностями
    и в состоянии передать ему
    нужные знания, умения и навыки,
    располагая при этом соответствующими
    средствами обучения и воспитания;

    отсутствие с рождения у человека
    жестких, запрограммированных структур
    поведения типа врожденных инстинктов,
    незрелость соответствующих мозговых
    структур, обеспечивающих функционирование
    психики и возможность их формирования
    под влиянием обучения и воспитания.
    Каждое
    из этих обстоятельств является необходимым
    для превращения человека как
    биологического существа, с рождения
    располагающего элементарными способностями,
    свойственными и многим высшим животным,
    в социальное существо, приобретающее
    и развивающее в себе собственно человеческие
    способности, социально- культурная среда
    развивает способности (пользование предметами,
    материальная и духовная культура).
    Учителю,
    вдумчиво изучающему учеников, для
    правильной организации учебно-воспитательного
    процесса и индивидуального подхода в
    обучении и воспитании важно знать, к чему
    обнаруживает способности его ученик,
    и в какой мере выражены эти способности.
    О способностях ученика можно судить,
    наблюдая его проявления в соответствующей
    деятельности. Практически судить о способностях
    можно по совокупности следующих показателей:

    по быстрому продвижению (темп продвижения)
    ученика в овладении соответствующей
    деятельности;

    по качественному уровню его достижений;

    по сильной, действенной и устойчивой
    склонности человека к занятиям этой деятельности.
    Успешное
    осуществление той или иной деятельности
    даже при наличии способностей зависит
    от определенного сочетания качеств
    личности. Одни только способности, не
    сочетающиеся с соответствующей
    направленностью личности, ее эмоционально-волевыми
    свойствами, не могут привести к высоким
    достижениям. Прежде всего способности
    тесно связаны с активным положительным
    отношением к соответствующей деятельности,
    интересом к ней, склонностью заниматься
    ею, переходящей на высоком уровне развития
    в страстную увлеченность, в жизненную
    потребность в этом виде деятельности.
    Интересы
    проявляются в стремлении к познанию
    объекта, основательному изучению его
    во всех деталях. Склонность – стремление
    выполнять соответствующую деятельность.
    Интересы и склонности личности не всегда
    совпадают. Интересы и склонности к определенной
    деятельности развиваются обычно в единстве
    с развитием способностей к ней. Например,
    интерес и склонность ученика к математике
    заставляют его усиленно заниматься этим
    предметом, что в свою очередь развивает
    математические способности. Развивающиеся
    математические способности обеспечивают
    определенные достижения, успехи в области
    математики, которые вызывают у ученика
    радостное чувство удовлетворения. Это
    чувство вызывает еще более глубокий интерес
    к предмету, склонность еще больше заниматься
    им. Для успеха в деятельности, кроме наличия
    способностей, интересов и склонностей,
    необходим ряд черт характера, прежде
    всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность,
    целеустремленность, настойчивость. Без
    наличия этих качеств даже выдающиеся
    способности не приведут к надежным, значительным
    достижениям.
    2. Развитие способностей
    ребенка в младшем
    школьном возрасте.
    Проблемы
    творчества широко разрабатывались
    в отечественной психологии. В настоящее
    время исследователи ведут поиск интегрального
    показателя, характеризующего творческую
    личность. Этот показатель может определяться
    как некоторое сочетание факторов или
    же рассматриваться как непрерывное единство
    процессуальных и личностных компонентов
    творческого мышления. Придерживаясь
    позиции ученых, определяющих творческие
    способности как самостоятельный фактор,
    развитие которых является результатом
    обучения творческой деятельности младших
    школьников, выделим компоненты творческих
    способностей младших школьников: творческое
    мышление; творческое воображение; применение
    методов организации творческой деятельности.
    Для развития творческого мышления и творческого
    воображения учащихся начальных классов
    необходимо предлагать следующие задания:
    классифицировать объекты, ситуации, явления
    по различным основаниям; устанавливать
    причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи
    и выявлять новые связи между системами;
    рассматривать систему в развитии; делать
    предположения прогнозного характера;
    выделять противоположные признаки объекта;
    выявлять и формировать противоречия;
    разделять противоречивые свойства объектов
    в пространстве и во времени; представлять
    пространственные объекты. Творческие
    задания дифференцируются по таким параметрам,
    как сложность содержащихся в них проблемных
    ситуаций, сложность мыслительных операций,
    необходимых для их решения; формы представления
    противоречий (явные, скрытые). В связи
    с этим выделяются три уровня сложности
    содержания системы творческих заданий.5
    В
    младшем школьном возрасте в первые происходит
    разделение игры и труда, то есть деятельности,
    осуществляемой ради удовольствия, которое
    получит ребенок в процессе самой деятельности
    и деятельности, направленной на достижение
    объективно значимого и социально оцениваемого
    результата. Это разграничение игры и
    труда в том числе и учебного труда, является
    важной особенностью школьного возраста.
    Значение воображения в младшем школьном
    возрасте является высшей и необходимой
    способностью человека. Вместе с тем, именно
    эта способность нуждается в особой заботе
    в плане развития. А развивается особенно
    интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если
    этот период воображения специально не
    развивать, в последующем наступает быстрое
    снижение активности этой функции.
    и т.д……………..

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Источник

    Ñóùíîñòü è ñòðóêòóðà òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé è ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ðàçâèòèè äåòåé ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû. Îïèñàíèå ìåòîäèê “êëÿêñîãðàôèÿ” è “èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” íà ýòàïàõ ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

     ñâîáîäíîì ñàìîñòîÿòåëüíîì ìóçèöèðîâàíèè óäîâëåòâîðÿþòñÿ ðàñòóùàÿ ïîòðåáíîñòü â òâîð÷åñêîì ñàìîâûðàæåíèè, ïðîáóæäàþùèåñÿ ìîòèâû ê ïîèñêó íîâûõ ìóçûêàëüíûõ ñî÷åòàíèé è èõ âûðàæåíèå â âîîáðàæàåìûõ ìóçûêàëüíî-èãðîâûõ îáðàçàõ.

    Âûøåñêàçàííîå ïîçâîëÿåò óòâåðæäàòü, ÷òî ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà 4-5 ëåò íåîáõîäèìî ðàññìàòðèâàòü îòíîñèòåëüíî êà÷åñòâà ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé öåëîñòíîãî âîñïðèÿòèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â âèäàõ ìóçûêàëüíîãî èñïîëíèòåëüñòâà (âîñïðèÿòèå ìóçûêè, ïåíèå, ìóçûêàëüíî-ðèòìè÷åñêèå äâèæåíèÿ, ìóçèöèðîâàíèå) è ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà (îäíîðîäíîå: ïåñåííîå, òàíöåâàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíîå; ñèíòåòè÷åñêîå: ïåñåííî-èíñòðóìåíòàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíî-ðå÷åâîå, ïåñåííî-òàíöåâàëüíîå).

    Íà îñíîâàíèè ýòîãî íàìè îïðåäåëåíû ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 4-5 ëåò, êîòîðûå îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà – ïåñåííûõ, òàíöåâàëüíûõ, èíñòðóìåíòàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ êîìïîçèöèé-èìïðîâèçàöèé è ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.

    Ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 5-6 ëåò ïðåäïîëàãàåò çíàíèå íå òîëüêî ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, íî è âîçðàñòíûõ ìóçûêàëüíûõ âîçìîæíîñòåé.

    Äëÿ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ. À.Â. Çàïîðîæåö îòìå÷àë, ÷òî âîñïðèÿòèå äåòåé 5-6 ëåò îòëè÷àåòñÿ ïðåäíàìåðåííîñòüþ, ïðîèçâîëüíûì è ïëàíîìåðíûì õàðàêòåðîì, áûñòðûì ðîñòîì ñëóõîâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ïîÿâëåíèåì ïðè ýòîì èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé, íàïðÿìóþ çàâèñÿùèõ îò ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèé ìóçûêîé. Íàçâàííûé õàðàêòåð âîñïðèÿòèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ÷óâñòâà ñîïåðåæèâàíèÿ ìóçûêàëüíîìó îáðàçó, íåîáõîäèìîìó äëÿ òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Äåòè ñïîñîáíû íå òîëüêî ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ ïðè âîñïðèÿòèè ìóçûêè, íî è ñëåäèòü çà ðàçâåðòûâàíèåì ìóçûêàëüíûõ îáðàçîâ âî âðåìåíè êàê íà îñíîâå íåïîñðåäñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, òàê è íà îñíîâå ðàíåå ïîëó÷åííîãî âïå÷àòëåíèÿ. Çíà÷èìî è òî, ÷òî ó äåòåé 5-6 ëåò âîñïðèÿòèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé ìîæåò ïðèîáðåòàòü ýñòåòè÷åñêóþ îêðàñêó.

    Âàæíåéøèì íîâîîáðàçîâàíèåì òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ÿâëÿåòñÿ âîîáðàæåíèå, âûñòóïàþùåå ïñèõîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà.  âîîáðàæåíèè òåñíî ïåðåïëåòåíû êîãíèòèâíîå è àôôåêòèâíîå (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, Î.Ì. Äüÿ÷åíêî è äð.). Óðîâåíü âîîáðàæåíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ðàçâèòèå ñôåðû ýñòåòè÷åñêèõ ýìîöèé, äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âîçðàñòíàÿ ñåíçèòèâíîñòü, “ðåàêòèâíîñòü” äîøêîëüíèêîâ íà íåïîñðåäñòâåííûå âïå÷àòëåíèÿ, ÷óòêîñòü ê îáðàçíî-ýìîöèîíàëüíûì ìîìåíòàì, òèïè÷íîå äëÿ äàííîãî ïåðèîäà ñîîòíîøåíèå ïåðâîé è âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåì ñïîñîáñòâóþò ïðèòÿãàòåëüíîñòè õóäîæåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèòèþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ (À.Â. Çàïîðîæåö, Í.Ñ. Ëåéòåñ). Íàêîïëåíèå îïûòà âëèÿåò íà ðàçâèòèå ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, ðå÷è, ìåëêîé ìîòîðèêè, ÷òî ïîìîãàåò îâëàäåíèþ ýëåìåíòàìè ìóçûêàëüíîé ãðàìîòû è íàâûêàìè èãðû íà äåòñêèõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.

    Äâèæåíèÿ ðåáåíêà 5-6 ëåò ïðèîáðåòàþò ïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð. Îíè îòëè÷àþòñÿ íå òîëüêî îïðåäåëåííîé àâòîìàòèçàöèåé ïðè õîäüáå è áåãå, íî è íîâûìè êà÷åñòâàìè – áûñòðîòîé, ëîâêîñòüþ, ÷åòêîñòüþ, ðèòìè÷íîñòüþ, “ïîëåòíîñòüþ”. Ýòè âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âûâîäÿò ðåáåíêà íà ñàìîâûðàæåíèå â òàíöåâàëüíîì òâîð÷åñòâå.

    Çíà÷èòåëüíîå óêðåïëåíèå ãîëîñîâûõ ñâÿçîê, âîêàëüíî-ñëóõîâàÿ êîîðäèíàöèÿ, äèôôåðåíöèàöèÿ ñëóõîâûõ îùóùåíèé, ôîðìèðîâàíèå ñëóõîâîãî êîíòðîëÿ ïîâûøàþò êà÷åñòâî èíòîíèðîâàíèÿ çíàêîìûõ ìåëîäèé è ñîáñòâåííûõ ïåñåííûõ èìïðîâèçàöèé. Îäíà èç îñíîâíûõ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé 5-6 ëåò – ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ê ðàçíîîáðàçíîé, ýìîöèîíàëüíî-âûðàçèòåëüíîé, òâîð÷åñêîé ïåðåäà÷å ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà.

    Õàðàêòåðíî äëÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ è ïðîÿâëåíèå èíòåðåñà ê êîìïîçèòîðó, ìóçûêàëüíîìó ïðîèçâåäåíèþ, âèäó ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà è äàæå ê ðàçëè÷íûì èõ ñîñòàâëÿþùèì. Íàïðèìåð, íå ê õîðîâîäó, à ê òàíöåâàëüíûì èìïðîâèçàöèÿì, íå ê èíñòðóìåíòàëüíîé èìïðîâèçàöèè â öåëîì, à ê èìïðîâèçàöèè íà âûáðàííûé ðèòì è ò. ä.

    Íà ôîíå ðàçâèòèÿ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòè ýòîãî âîçðàñòà äîñòèãàþò íîâûõ ïî êà÷åñòâó ðåçóëüòàòîâ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè [20, ñ. 12-22].

    Ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé 5-6 ëåò îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ è îáùèõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî è ñèíòåòè÷åñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.

    Èòàê, ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 3-6 ëåò âûïîëíÿåò ñëåäóþùèå ôóíêöèè:

    – îðãàíèçàöèÿ äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà óñëîâèé óñïåøíîñòè ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ýìîöèîíàëüíîãî çàêðåïëåíèÿ;

    – ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ è ìîòèâàöèè ê ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýìîöèîíàëüíîãî ïðåäâîñõèùåíèÿ ïîëó÷åíèÿ ýñòåòè÷åñêè îôîðìëåííîãî è çíà÷èìîãî äëÿ îêðóæàþùèõ ïðîäóêòà ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;

    – ïîñòîÿííûé ïîäáîð ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ôîðì îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ äåòüìè, íàïðàâëåííûõ íà ïðåäîòâðàùåíèå ñèòóàöèé, òîðìîçÿùèõ ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;

    – îáó÷åíèå ðåáåíêà îöåíêå ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ïðîäóêòà – ìóçûêàëüíîé êîìïîçèöèè-èìïðîâèçàöèè;

    – ðàçâèòèå íàâûêîâ ñàìîñòîÿòåëüíîãî òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ â èãðîâûõ ïðîáëåìíûõ ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíûõ ñèòóàöèÿõ, àäåêâàòíûõ ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûì îñîáåííîñòÿì è ìóçûêàëüíûì âîçìîæíîñòÿì.

    Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ

    2.1 Îïèñàíèåìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿòâîð÷åñêèõñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìèèçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè

    Êàðòî÷êà èçó÷åíèÿ:

    Äàòà íàáëþäåíèÿ: 10. 09. 2008

    Ãîðîä Ëèäà, äåòñêèé ñàä ¹ 8, ãðóïïà “Ôàíòàç¸ðû”, 3 ÷åëîâåêà.

    Òåìà íàáëþäåíèÿ:

    Öåëü: èçó÷èòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé â èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàòåëÿì:

    1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ;

    2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ èçîáðàæåíèÿ;

    3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü èçîáðàæ¸ííûõ îáðàçîâ;

    4) êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ.

    2.2 Ïðîâåäåíèåìåòîäèêè Êëÿêñîãðàôèÿíà íà÷àëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà

    Äåòÿì äà¸òñÿ ñëåäóþùàÿ èíñòðóêöèÿ: “Íà ëèñòå áóìàãè ïðè ïîìîùè êëÿêñ íàðèñóéòå ñêàçî÷íûé ñþæåò è îïèøèòå. Êëÿêñû ìû ñ âàìè ðèñîâàëè íà íàøèõ çàíÿòèÿõ. Ïðîÿâèòå ñâîþ ôàíòàçèþ è òâîð÷åñòâî”.

    Ñþæåò ñêàçêè äåòè ïðèäóìûâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî.

    Òàáëèöà 2.1. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè

    Èìÿ ðåá¸íêà

    Âîçðàñò ðåá¸íêà

    Ñþæåò ðèñóíêà

    Õðîìèíà Ëèäà

    5 ëåò 6 ìåñÿöåâ

    Òó÷êè ëåòàþò ïî íåáó, à êîðîëåâà – ñîëíöå çà íèìè íàáëþäàåò.

    Ñìîëÿê Âèêà

    5 ëåò 7 ìåñÿöåâ

    Êèêèìîðà è áàáà-ÿãà ëåòÿò íà áàë. Îíè êðàñèâî îäåëèñü, ó íèõ êîðîíû.

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    5 ëåò 2 ìåñÿöà

    Êîò è åãî äðóã ñîáàêà ñîáðàëèñü â ñêàçî÷íóþ ñòðàíó

    Òàáëèöà 2.2

    Õðîìèíà Ëèäà

    Ñìîëÿê Âèêà

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ

    _

    _

    _

    2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà

    _

    +

    3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ

    _

    +

    4) òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà

    _

    +

    Õðîìèíà Ëèäà íàðèñîâàëà òó÷êè – äàííûé ýëåìåíò êëÿêñîãðàôèè ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ë¸ãêèì, äîëãî íå ìîãëà ïðèäóìàòü ñþæåò, ðèñóíîê íå êðàñî÷íûé, èñïîëüçîâàíû òîëüêî êîðè÷íåâàÿ è ÷¸ðíàÿ êðàñêà. Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà íà äîñòàòî÷íî íèçêîì óðîâíå: îáðàçû íàðèñîâàíû íåàêêóðàòíî, ðàñïîëîæåíû â ëåâîì óãëó.

    Ñìîëÿê Âèêà ïðèäóìàëà èíòåðåñíûå îáðàçû, îíà ðàññêàçàëà, ÷òî ÷èòàëà ñêàçêó ïðî áàá-¸æåê è ýòî ïðîèçâåäåíèå åé è ïîäñêàçàëî ñþæåò. Îäíàêî ðèñóíîê íåàêêóðàòíûé, îáðàçû ïåðñîíàæåé íåäåòàëèçèðîâàííû. Ãðîìîâ Âàëåíòèí ðèñóíîê íàðèñîâàë êðàñî÷íî, àêêóðàòíî, îäíàêî ãåðîè íå ñêàçî÷íûå è ñþæåò ìàëü÷èê íå ïðèäóìàë.

    Òàêèì îáðàçîì, ñêàçî÷íûå ïåðñîíàæè èçîáðàæåíû òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà èç òð¸õ.

    Èòàê, íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà âûÿâëåíà òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà; áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ – òàêæå òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà (33,3 %).

    Çàäà÷è ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè:

    – ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå ñîâìåñòíîé, ïîääåðæèâàòü çàèíòåðåñîâàííîñòü êîíêðåòíûìè åå âèäàìè;

    – ñîäåéñòâîâàòü óãëóáëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî ñîïåðåæèâàíèÿ âîñïðèíÿòîìó, äèôôåðåíöèðîâàííîìó îòíîøåíèþ ê ïðîèçâåäåíèÿì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà è âèäàì èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè;

    – ñîäåéñòâîâàòü äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ õóäîæåñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ;

    – ðàçâèâàòü èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è îäàðåííîñòü äîøêîëüíèêîâ;

    – ðàçâèâàòü òâîð÷åñêóþ àêòèâíîñòü, âîîáðàæåíèå, ïîçíàâàòåëüíûå ñïîñîáíîñòè ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà;

    – ñîäåéñòâîâàòü îáîãàùåíèþ èçîáðàçèòåëüíîãî îïûòà äåòåé â ñîçäàíèè õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà íà äîñòóïíîì èì óðîâíå;

    – ôîðìèðîâàòü ïðåäñòàâëåíèÿ î ìíîãîîáðàçèè ñðåäñòâ ñîçäàíèÿ;

    – ñòèìóëèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñòðåìëåíèå è ïîïûòêè äåòåé âûðàçèòü ñåáÿ, ñîáñòâåííîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè; ïðîäîëæàòü ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó âîïëîùåíèþ òâîð÷åñêîãî çàìûñëà;

    – ñòèìóëèðîâàòü æåëàíèå îâëàäåòü íîâûìè ñðåäñòâàìè è ñïîñîáàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàòü ñ èçîáðàçèòåëüíûìè ìàòåðèàëàìè [14, ñ. 196-197].

    Ó÷èòûâàÿ âûøåïåðå÷èñëåííûå ôîðìû è ìåòîäû ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ èçîáðàçèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà áûëà ñîñòàâëåíà è â òå÷åíèå ìåñÿöà ïðîâåäåíà êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ ó äåòåé òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé:

    1. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííûõ òåõíîëîãèé (ñì.: Ïðèëîæåíèå 1).

    2. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííîé òåõíîëîãèè. Ðèñîâàíèå òåñòîì “Ïàðóñíèê è ëîäêà”.

    3. Ïóòåøåñòâèå â ñòðàíó Ðèñîâàíäèþ.

    4. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ “×óäåñíàÿ êíèãà” (êðàñêàìè).

    5. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè “Âîëøåáíàÿ ñòðàíà – ïîäâîäíîå öàðñòâî” (ñì.: Ïðèëîæåíèå 2, 3, 4, 5, 6).

    6. Èãðû “Äîðèñóé”, “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò”.

    Ïðè ïðîâåäåíèè èãðû “Äîðèñóé” âîñïèòàòåëü ïðåäëàãàåò ðåáåíêó ðèñóíîê ñ ðàçíûìè íåçàêîí÷åííûìè èçîáðàæåíèÿìè è ïîïðîñèòå åãî íàðèñîâàòü ÷òî-íèáóäü èíòåðåñíîå, èñïîëüçóÿ ýòè èçîáðàæåíèÿ.

    Êîãäà ðåáåíîê ñäåëàåò ðèñóíîê, ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî îí èçîáðàçèë [4, ñ. 60-61].

    Èãðà “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò” íàïðàâëåíà íà ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó íàðèñîâàòü òî, ÷åãî íà ñâåòå íå áûâàåò. Ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü, ÷òî îí íàðèñîâàë. Èãðà ïðîéäåò âåñåëåå, åñëè âû òîæå ïðèìåòå ó÷àñòèå â ðèñîâàíèè

    2.3 ÏðîâåäåíèåòåñòàÈçîáðàçèòåëüíàÿôàíòàçèÿíà çàêëþ÷èòåëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà

    Ñ ïîìîùüþ òåñòà ” Èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” ïðîâåðÿåòñÿ ðàçâèòîñòü òâîð÷åñòâà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå [11, ñ. 89].

    Ðåá¸íêó äà¸òñÿ èíñòðóêöèÿ: “Ïðèäóìàé ñêàçêó î êàêîì-ëèáî æèâîì ñóùåñòâå (÷åëîâåêå, æèâîòíîì) èëè î ÷åì-ëèáî èíîì ïî âûáîðó è íàðèñóé åãî. Òû êîíå÷íî ìîæåøü èñïîëüçîâàòü èçâåñòíûõ òåáå ñêàçî÷íûõ ãåðîåâ, íî ëó÷øå, åñëè òû ñàì èõ ïðèäóìàåøü è îïèøåøü ” (Íà ïðèäóìûâàíèå òåìû èëè ñþæåòà ñêàçêè îòâîäèòñÿ îêîëî îäíîé ìèíóòû, è ïîñëå ýòîãî ðåáåíîê ïðèñòóïàåò ê ðàññêàçó.)

    Áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ñþæåò ñêàçêè â îòâåäåííîå âðåìÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.

    Åñëè â òå÷åíèå îäíîé ìèíóòû ðåáåíîê òàê è íå ïðèäóìàë ñþæåò ðèñóíêà, òî ïîäñêàæèòå åìó êàêîé-ëèáî ñþæåò.

    Íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ÷òî-òî òàêîå, ÷òî îí íå ìîã ðàíüøå ãäå-ëèáî âèäåòü èëè ñëûøàòü, èëè ïåðåñêàçàë èçâåñòíîå, íî ïðè ýòîì âíåñ â íåãî îò ñåáÿ ÷òî-òî íîâîå, îðèãèíàëüíîå.

    Áîãàòñòâî, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü ôàíòàçèè îöåíèâàþòñÿ ïî äîñòàòî÷íî áîëüøîìó ÷èñëó ðàçëè÷íûõ æèâûõ ñóùåñòâ, ïðåäìåòîâ, ñèòóàöèé è äåéñòâèè, ðàçíîîáðàçíûõ õàðàêòåðèñòèê è ïðèçíàêîâ, ïðèïèñûâàåìûõ âñåìó ýòîìó â ðàññêàçå ðåáåíêà, ïî íàëè÷èþ â ñþæåòå ðèñóíêà ðàçíîîáðàçíûõ äåòàëåé è õàðàêòåðèñòèê îáðàçîâ. Åñëè ðåáåíîê èñïîëüçóåò â ñâîåì ðàññêàçå áîëåå ñåìè òàêèõ ïðèçíàêîâ, à îáúåêò ðàññêàçà èçîáðàæåí íå ñõåìàòè÷åñêè, òî áîãàòñòâî ôàíòàçèè ó íåãî ðàçâèòî õîðîøî.

    Ýìîöèîíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ ïî òîìó, íàñêîëüêî ÿðêî è óâëå÷åííî îïèñûâàþòñÿ ïðèäóìàííûå ñîáûòèÿ, ïåðñîíàæè, èõ ïîñòóïêè [4, ñ. 60].

    Òàáëèöà 2.3. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííîé ðàáîòû

    Èìÿ ðåá¸íêà

    Âîçðàñò ðåá¸íêà

    Ñþæåò ñêàçêè

    Õðîìèíà Ëèäà

    5 ëåò 6 ìåñÿöåâ

    Çàìåñèëà áàáóøêà òåñòî è èñïåêëà êîëîáîê, óáåæàë êîëîáîê îò áàáóøêè è âñòðåòèë ïî äîðîãå ëèñó, êîòîðàÿ õîòåëà åãî ñúåñòü…

    Ñìîëÿê Âèêà

    5 ëåò 7 ìåñÿöåâ

    Æèë-áûë ëþäîåä. Îí áûë ëàêîìêà. Ëþáèë åñòü äåòåé. Èä¸ò ìàëü÷èê, óâèäåë åãî ëþäîåä ïîì÷àëñÿ, à ìàëü÷èê óìíûé. Ëþäîåä íàïàë íà ìàëü÷èêà, à ìàëü÷èê ïðûãíóë íà äåðåâî, ëþäîåä – çà íèì. À òîò – íà ÿáëîíþ, ëþäîåä – çà íèì. Ïðèáåæàëè ñîáàêà è êîòèê, íàïàëè íà ëþäîåäà. Ëþäîåä ïîì÷àëñÿ çà íèìè. Ñîáàêà ñ êîòèêîì ïîöàðàïàëè ëþäîåäà. Òîò çàëåç íà êóñò, ìàëü÷èê ñðóáèë êóñò è ëþäîåä óïàë. Ñîáàêà ñ êîòèêîì – íà íåãî, è ëþäîåä óáåæàë è íå ïîÿâëÿëñÿ â ñàäó.

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    5 ëåò 2 ìåñÿöà

    “Æèëè-áûëè äâà áîëüøèõ Øðåêà. Ó íèõ áûë ìàëåíüêèé äîìèê, áûëè ìàëåíüêèå Øðåêè. Æèëè îíè äàëåêî, äàëåêî, çà ìîðåì, çà ëåñîì, çà æàðêèìè ñòðàíàìè, â áîëüøîì òåìíîì ëåñó. Âîò åõàë îäèí ñòàðèê íà êîíå, åõàë è íå çíàåò, ãäå åãî âîðîíîé êîíü. Âîëê ñêàçàë: “Ïîåçæàé â òåìíûé ëåñ, è òàì íàâåðíî åãî Øðåêè ñúåëè”. Ñòàðèê ïîø¸ë, îòêðûë äâåðöû, âçÿë âîðîíîãî êîíÿ, ñåë íà âîðîíîãî, è ïîì÷àëñÿ. Åõàë, åõàë, ñìîòðèò: Øðåêè â áîëîòå èãðàþò. Âçÿë øàïêó-íåâèäèìêó, íàäåë íà ñåáÿ è ñàì ñòàë íåâèäèìöåì! Ïîíàáëþäàë è ïîíÿë, ÷òî íå ñòðàøíûå ýòè Øðåêè. À äîáðûå. Ñíÿë øàïêó íåâèäèìêó, ñòàë âèäèìûì è ïîäðóæèëñÿ ñ ñåìü¸é Øðåêîâ. Ïðèåõàë äîìîé – à òàì êîíü åãî æä¸ò.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Читайте также:  Социальная среда в развитии ребенка презентация